Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 12:40, реферат
Любая наука имеет свою историю развития, и психология не является исключением. Обращение к истории психологии и ее сопоставление с нынешним состоянием психологической науки позволяет усовершенствовать старые психологические теории и создавать новые теории, следовательно, способствует развитию психологии как науки.
Введение........................................................................................................ 2
Основные этапы развития психологии........................................................ 3
Развитие психологии в России в XVIII веке............................................... 4
Развитие психологии в России в XIX веке.................................................. 6
Развитие психологии в России в XX веке................................................... 9
Современное состояние психологии в России......................................... 11
Заключение................................................................................................. 13
Список использованной литературы......................................................... 14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСАНАЛОМ
КАФЕДРА «ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «История психологии»
Тема: История развития психологии в России.
Зав. кафедрой д.п.н., проф. И.Н. Пашковская
Студент М.В. Белякова
«23» октября 2015 г.
Санкт Петербург
2015 г.
История развития психологии в России.
Оглавление:
Введение......................
Основные этапы развития психологии....................
Развитие психологии в России
в XVIII веке..........................
Развитие психологии в России
в XIX веке..........................
Развитие психологии в России
в XX веке..........................
Современное состояние психологии
в России........................
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Введение.
Любая наука имеет свою историю развития, и психология не является исключением. Обращение к истории психологии и ее сопоставление с нынешним состоянием психологической науки позволяет усовершенствовать старые психологические теории и создавать новые теории, следовательно, способствует развитию психологии как науки.
Зарубежная история развития психологии и российская история развития психологии имеют свои особенности. В данном реферате мы изучим историю развития психологии в России.
Основные этапы развития психологии.
Основными этапами развития психологии являются:
Первый этап (до научный этап - VII-VI вв. до н. э.) характеризуется изучением психологии как науки о душе. В ее основе лежали многочисленные легенды, мифы, сказки и первоначальные верования в религию, которые связывают душу с конкретными живыми существами. В тот момент наличие души в каждом живом существе помогало пояснить все происходящие непонятные явления.
Второй этап (научный период - VII-VI вв. до н. э.) характеризуется изучением психологии как науки о сознании. Данная необходимость возникает при развитии естественных наук. Сознанием на данном этапе назвали способность чувствовать, думать и желать. Главнейшим методом изучения психологии стало наблюдение за собой и описание полученных человеком фактов.
Третий этап (экспериментальный этап - XX в.) характеризуется изучением психологии как науки о поведении. Главной задачей психологии на данном этапе становится становление экспериментов и наблюдение за всем, что можно непосредственно изучать: поступки или реакции человека, его поведение и т. д. На данном этапе происходит становление и развитие экспериментальной психологии.
Четвёртый этап характеризует становление психологии как науки, которая изучает объективные закономерности психики, их проявления и механизмы.
Развитие психологии в России в XVIII веке.
XVIII век вошел в историю России как время крупнейших преобразований в науке вообще, и в психологических знаний в частности.
Особое место в развитии научной психологической мысли в России принадлежит Михаилу Васильевичу Ломоносову (1711-1765). Он заложил основы материалистической русской психологии. Материалистически объясняя ощущение как продукт воздействия внешнего мира на органы чувств и подчёркивая роль мозга в различении раздражений, М. Ломоносов в своей работе «Слово о происхождении света» выдвинул трёхкомпонентную теорию цветового зрения. Особенно богата психологическими идеями работа «Краткое руководство к риторике» (1744). В этой работе Ломоносов развивает мысли о воображении, об представлениях, психологии речи.
Наиболее глубоко развивал идеи Ломоносова Александр Николаевич Радищев (1749-1802). На всех этапах своего творчества он неизменно обращался к психологическим вопросам. Большое место в трудах Радищева занимает проблема развития психики выделяется превосходство человека над животными за счет наличия у него речи. Подчеркивается особая роль руки, высокое развитие мозга. Качественные отличия ощущений человека связываются со своеобразием его знаний. Указывается на роль языка и речи в формировании индивидуального сознания. Радищев отмечает роль воспитания в развитии разума, воздействие на человека общества путем подражания и соучастия в переживаниях. Большое внимание уделяется проблеме способностей.
В трудах Радищева встречаются интересные и оригинальные идеи относительно взаимосвязи речи и мышления; роли памяти в жизнедеятельности человека; о свободе воли как возможности выбора из набора вариантов; взаимосвязи общественного и индивидуального в формировании характера человека и общественной сущности человека; об индивидуально-психологических различиях людей, особенностях их склонностей, потребностей и чувств.
Разумеется, развитие психологических идей в отечественной психологии VIII века связано с творчеством еще многих русских философов, педагогов, этнографов, юристов, медиков, физиологов, каждый из которых в своей области разрабатывали различные аспекты психологических знаний, закладывая основы отечественной психологической науки.
Развитие психологии в России в XIX веке.
Формирование научной психологии в России в XIX веке было связано со становлением и развитием отечественной нейрофизиологической школы, с научными работами И. М. Сеченова (1829-1905), И. П. Павлова (1849-1936), А. И. Введенского (1856-1925), А. А. Ухтомского (1875- 1942).
И. М. Сеченов стал основателем одного из направлений экспериментальной психологии - рефлексологии. Он заложил основы естественно-научного (опытного), материалистического направления в отечественной психологии. В 1863 году он опубликовал свой фундаментальный труд «Рефлексы головного мозга», а затем и ряд других работ: «Кому и как разрабатывать психологию?» (1872), «Психологические этюды» (1873), «Элементы мысли» (1878).
И. М. Сеченов открыл центральное торможение. Возникает ряд проблем нейрофизиологии, связанных с отношением возбуждения и торможения. И. М. Сеченов стремился разобраться в механизме протекания психических процессов, поэтому обращался к проблеме рефлекса. По мнению Сеченова, внутреннее психическое детерминируется внешними воздействиями. Внешнее влияние превращается в чувствование. При этом психика избирательно относится к сигналам внешней среды, вычленяя в ней значимое и второстепенное - и это стало рассматриваться в качестве одной из основных функций психики.
Наряду с отражательной функцией психики И. М. Сеченов выделял и обосновывал ее регулятивную функцию. Психика выступает и как регулятор деятельности, возникающей в ответ на раздражения, действующие в данный момент (ощущения, восприятия) и в прошлом (память, представления). Она производит анализ и обобщение этих воздействий и предвидение результатов их последствий (мышление, воображение), на основе чего происходит активизация или торможение деятельности (чувства, воля), выявляются различия в поведении и деятельности людей (темперамент, опыт, характер).
Дальнейшее развитие учения И. М. Сеченова осуществил выдающийся русский физиолог И. П. Павлов, которому принадлежит заслуга создания целостного учения о ВНД как основы деятельности психической. Он открыл основные закономерности ВНД, определяющие механизмы уравновешивания организма со средой. И. П. Павлов рассматривал поведение как систему условных рефлексов, открыл и сформулировал закономерности их формирования. Он использовал рефлекс как концепцию понимания ВНД и как метод нейрофизиологического исследования.
И. П. Павлову принадлежит заслуга в создании учения об анализаторах. Он исследовал и показал связи органов чувств с соответствующими корковыми центрами, осуществляющими анализ и синтез поступающей туда информации.
И. П. Павлов создал учение о двух сигнальных системах человека: сенсорные сигналы - первая сигнальная система и речевые сигналы - основанная на первой вторая сигнальная система.
Учение И. П. Павлова дает основания рассматривать психику как субъективный образ объективного мира, как отражение действительности в головном мозге, как функционально предназначенную для осуществления регуляции взаимодействия человека с окружающим миром.
Дальнейшее развитие научно-естественных основ психологии содержится в исследованиях и трудах А. А. Ухтомского. В 1923 году в «Русском физиологическом журнале» публикуется его работа «Доминанта как рабочий принцип нервных центров». Он выдвинул идею преобразования и упорядочения системы регуляции поведения человека под влиянием доминанты - устойчивого и господствующего очага возбуждения, организующего регуляционные процессы до тех пор, пока поведение человека не завершится соответствующим необходимым или ожидаемым результатом.
XIX век - период, связанный с формированием собственных взглядов на человека и его роль в обществе, а главное - с развитием рефлексии своей самобытности, своих научных и психических особенностей, начала формироваться и самобытная отечественная психология, начался поиск путей ее построения, ее методологии и предмета, ее отличий от других наук и различий с европейской психологией.
Развитие психологии в России в XX веке.
Большую роль в развитии психологических знаний в России в XX веке сыграли отечественные ученые: В. М. Бехтерев, Г. И. Челпанов, К. Н. Корнилов, А. П. Нечаев и другие.
Исключительно большой вклад в развитие отечественной психологии внес В. М. Бехтерев. Он является основателем первой в России психофизиологической лаборатории (Казань, 1885), Санкт-Петербургской психологической лаборатории (1894), переименованной вскоре в первый в мире человековедческий институт - Психоневрологический институт. Бехтерев является основателем ряда научных обществ и научных журналов. Всемирную известность получили его фундаментальные труды: «Основы учения о функциях мозга», «Объективная психология», «Психика и жизнь», «Внушение и его роль в общественной жизни» и другие. В 1922 году В. М. Бехтерев издал труд «Коллективная рефлексология», в котором представлены проблемы социальной психологии и их объяснение с позиции рефлексологии. Особую роль в утверждении рефлексологии как отрасли знаний сыграла публикация работы В. М. Бехтерева «Основы общей рефлексологии» (1923, 1926).
Важное место в отечественной психологии религиозно-философского направления принадлежит Георгию Ивановичу Челпанову (1862-1936) - основателю Института психологии имени Щукиной при Московском университете (1912). В первой научной работе «Общие результаты психометрических исследований» (1888) указал на приложимость экспериментальных методов к изучению психических явлений, причём заметил, что это не исключает, но предполагает использование интроспективного метода. В книге «Мозг и душа» (1900) подверг тщательному анализу многочисленные факты связи между психическими и физическими явлениями.
Константин Николаевич Корнилов (1879-1957) - теоретик психологии пытался снять противоречие между объективной психологией и субъективной; эта попытка воплотилась в развивавшейся им концепции, названной реактология, которая просуществовала до начала 30-х годов XX века. Задача реактологии - исследование поведения как совокупности реакций человека на биосоциальные раздражители.
В 1901 году Александр Петрович
Нечаев организовал лабораторию экспериментальной
психологии при Педагогическом музее
военно-учебных заведений. Он подчёркивал
значение экспериментальной психологии
для выработки целесообразных приёмов
школьного обучения и решения спорных
вопросов дидактики и методики. Нечаев
развернул экспериментально-
Современное состояние психологии в России.
В связи со 100-летними юбилеями Л. С. Выготского и Н. А. Бернштейна (1996), П. Я. Гальперина (2002), А. Р. Лурия (2002), А. Н. Леонтьева (2003), Д. Б. Эльконина (2004) в нашей стране проводились международные научные конференции. Этим датам посвящались специальные выпуски научных журналов. В ходе всестороннего обсуждения было доказано, что созданные ими теории остаются живыми, развивающимися системами, научный и практический потенциал которых далеко не исчерпан. Конструктивные идеи, содержащиеся в их классических трудах, составляют единую культурно-историческую психологию, которая продолжает определять научные искания сегодня и имеет перспективное будущее.
Заметной особенностью современной отечественной психологии является тенденция выправить искажения, которые приобрело развитие психологической науки после революции 1917 году, выразившееся в нарушении преемственности в развитии отечественной науки и в ее изоляции от мировой. Переиздаются труды ученых, искусственно исключенных из научного общения. В сериях «Философско-психологическая библиотека», «Памятники психологической мысли», «Психологи отечества». Устанавливаются широкие контакты с мировой наукой. В области теории за последние годы не появилось больших новых направлений, но работа продолжается. Исследования охватывают широкий круг психологических проблем: история и теория психологии, традиционные темы общей психологии - познавательные процессы, личность и другие, психология развития, детская психология, социальная психология, психология труда, инженерная психология, эргономика, психология управления и другие. Другой особенностью современной психологии в России является её сближение с практикой. Новым является та широта, которую приобрело это движение и иная постановка вопроса о практической психологии. Появилась самостоятельная психологическая служба от инженерно-психологической деятельности до психологического консультирования. Поскольку существует разрыв академической психологии и новых психологических практик, встает вопрос о новой психотехнической теории.