Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 14:17, реферат
Психология имеет многовековую историю: первые научные представления возникли в VI в до н.э. В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего естествознания; второй — когда психология развивалась как самостоятельная наука. Они несоизмеримы по времени: первый период (VI в. до н.э. - середина XIX в.) охватывает около 2,5 тысячи лет, второй — чуть больше столетия; (середина XIX в. - настоящее время). По словам Г.Эббингауза, психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю.
ФГОУ ВПО
«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
РЕФЕРАТ ПО КУРСУ:
«ПСИХОЛОГИЯ»
ТЕМА: «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ»
Челябинск 2011
Психология имеет многовековую
историю: первые научные представления
возникли в VI в до н.э. В истории
психологии различаются два больших
периода: первый, когда психологические
знания развивались в недрах философии,
а также других наук, прежде всего
естествознания; второй — когда
психология развивалась как
Появление психологии в Древней
Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. было связано
с необходимостью становления объективной
науки о человеке, рассматривавшей
душу не на основе сказок, мифов, легенд,
а с использованием тех объективных
знаний (математических, медицинских,
философских), которые возникли в
тот период. В то время психология
входила в науку, изучавшую общие
закономерности общества, природы и
человека. Эта наука получила название
натурфилософии (философии), в течение
долгого периода времени, почти 20
веков, психология оставалась частью философии.
В обширном предмете философии к
психологии относилась область, связанная
в первую очередь с человеком,
да и само исследование души (психики)
связывалось преимущественно с
особенностями психики
Важнейшим для психологии
в античный период было
Примерно с III в. до н.э. психологов начали больше интересовать не столько общие закономерности и функции души, сколько содержание души человека. На первый план стали выходить не общие для всего психического законы, но изучение того, что отличает человека от других живых существ. Идея о преимущественно энергетической функции души перестала удовлетворять психологию, так как душа - источник энергии не только для человека, но и для других живых существ. В это время ученые пришли к мнению о том, что душа человека служит источником не только активности, но и разума и нравственности. Такое новое понимание души было заложено в теории Сократа, а затем развито в концепциях Платона и Аристотеля.
Объяснить же с точки зрения
науки (биологии, физики, медицины) того
времени, каким образом строение
атомов души человека приводит к ее
качественному, а не только количественному
отличию от души животного, было невозможно.
Поэтому психологические
Не только в современной
психологии, но уже в период античности
среди психологов не было единой точки
зрения на природу и функции психики,
на познавательные процессы. III-II века
до н.э., по праву считающиеся временем
расцвета античной психологии. Впервые
в этих концепциях психики появилась
и идея о том, что важнейшим
фактором, влияющим именно на психику
человека, является культура. Тогда
же появилось другое направление
в психологии познания, названное
позднее в философии
Окончился этот период в III-IV вв., когда зарождающаяся религия начала доминировать над научными концепциями и стал возвращаться сакральный подход к знаниям, которые рассматривались не с точки зрения их доказательности, а с точки зрения веры или неверия. Наступал период Средневековья. Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.
После упрочения господства
христианской церкви появилась необходимость
внести дополнения, разъяснения или
трансформировать некоторые положения
христианства. Нужно было и канонизировать
постулаты, вытекающие из реалий, для
того чтобы предотвратить
Именно в это время и зародилась схоластика, которая в этот момент была достаточно прогрессивным явлением, так как предполагала не только пассивное усвоение старого, но и активное разъяснение и модификацию готового знания, развивала умение логически мыслить, приводить систему доказательств и строить свою речь. Тот факт, что это знание уже готовое, т.е. схоластика связана с использованием репродуктивного, а не творческого мышления, тогда мало настораживал, так как даже репродуктивное мышление направлено на получение и доказательство знания. Однако со временем схоластика начала тормозить развитие новых знаний, Все большее влияние на психологию Средневековья начинали оказывать и работы Платона и Аристотеля, концепции которых постепенно приобретали все более ортодоксальный характер. Многие крупные ученые того времени (Ибн Рушд, Ф. Аквинский) были последователями Аристотеля, доказывая, что именно их толкование этой теории единственно верное.
В то же время наряду с
продолжением исследования традиционных
для античной науки вопросов психология
Средневековья занимается и новыми
проблемами. Прежде всего к ним
относится изучение взаимосвязи
психических и соматических болезней,
проводившееся известным
С XVII века начинается новая
эпоха в развитии психологического
знания. Она характеризуется попытками
осмыслить душевный мир человека
преимущественно с
Анализ становления предмета психологии в этот период дает противоречивую картину. При этом если в конце XVI в. на первый план выходили проблемы предмета психологии, объективности методов исследования психики, анализа полученных данных, которые были центральными для теории Ф. Бэкона, то, начиная с Р. Декарта, не менее значимыми становятся проблемы функций души, ее роли в познании и поведении.
В начале Нового времени, несмотря
на усилия Ф. Бэкона, более распространенным
был рационалистический подход, который
разрабатывался такими известными учеными,
как Р.Декарт, Г.В. Лейбниц. Во многом
это было связано с необходимостью
для психологии и философии преодолеть
последствия схоластики. Однако уже
к середине века бурное развитие наук,
промышленности сделало очевидной
необходимость учитывать в
Термин "эмпирическая психология" введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.
Появление строго объективных
методов исследования и изменение
предмета психологии сказались и
на понимании новым поколением психологов
понятия «душа». Так как в объяснении
фактов психической жизни она
уже не играла прежней роли, то, согласно
принципу Оккама, психология в то время
и не испытывала нужды в использовании
этого понятия в своих