История развития психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 14:17, реферат

Описание работы

Психология имеет многовековую историю: первые научные представления возникли в VI в до н.э. В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего естествознания; второй — когда психология развивалась как самостоятельная наука. Они несоизмеримы по времени: первый период (VI в. до н.э. - середина XIX в.) охватывает около 2,5 тысячи лет, второй — чуть больше столетия; (середина XIX в. - настоящее время). По словам Г.Эббингауза, психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю.

Файлы: 1 файл

Истор.разв.психологии.docx

— 22.06 Кб (Скачать файл)

ФГОУ ВПО

 

«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

РЕФЕРАТ ПО КУРСУ:

 

«ПСИХОЛОГИЯ»

 

ТЕМА: «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ»

                                                                                                          Выполнила студентка                                                                                                                    ИЗО гр. 100/ Пл-10                                                                                                                         Таранченко Н. С.                                                                                                                            Проверила:                                                                                                                                      Иваненко Л. П.

Челябинск 2011

 

 

 

 

Психология имеет многовековую историю: первые научные представления  возникли в VI в до н.э. В истории  психологии различаются два больших  периода: первый, когда психологические  знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего  естествознания; второй — когда  психология развивалась как самостоятельная  наука. Они несоизмеримы по времени: первый период (VI в. до н.э. - середина XIX в.) охватывает около 2,5 тысячи лет, второй — чуть больше столетия; (середина XIX в. - настоящее время). По словам Г.Эббингауза, психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю.

 

Появление психологии в Древней  Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. было связано  с необходимостью становления объективной  науки о человеке, рассматривавшей  душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных  знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в  тот период. В то время психология входила в науку, изучавшую общие  закономерности общества, природы и  человека. Эта наука получила название натурфилософии (философии), в течение  долгого периода времени, почти 20 веков, психология оставалась частью философии.       В обширном предмете философии к  психологии относилась область, связанная  в первую очередь с человеком, да и само исследование души (психики) связывалось преимущественно с  особенностями психики человека.

 

 Важнейшим для психологии  в античный период было изучение  того, как душа придает активность  телу, как она регулирует поведение  человека и каким образом познает  мир. Анализ закономерностей развития  природы привел мыслителей того  времени к идее о том, что  душа материальна, т.е. состоит  из тех же частиц, что и окружающий  мир. Атомистическая теория, была  весьма распространена и являлась составной частью психологических учений многих ученых не только Древней Греции, но и Рима. Считая душу источником активности для тела, Демокрит и следующие за ним ученые утверждали, что она состоит из самых мелких и круглых атомов, которые наиболее активны и подвижны.

 

Примерно с III в. до н.э. психологов начали больше интересовать не столько  общие закономерности и функции  души, сколько содержание души человека. На первый план стали выходить не общие  для всего психического законы, но изучение того, что отличает человека от других живых существ. Идея о преимущественно  энергетической функции души перестала  удовлетворять психологию, так как  душа - источник энергии не только для  человека, но и для других живых  существ. В это время ученые пришли к мнению о том, что душа человека служит источником не только активности, но и разума и нравственности. Такое  новое понимание души было заложено в теории Сократа, а затем развито  в концепциях Платона и Аристотеля.

 

Объяснить же с точки зрения науки (биологии, физики, медицины) того времени, каким образом строение атомов души человека приводит к ее качественному, а не только количественному  отличию от души животного, было невозможно. Поэтому психологические концепции  в этот период перешли от материалистической ориентации к идеалистической. Различие материализма и идеализма в психологии связано преимущественно с разным пониманием содержания души, психики; в последней материализм выделяет, прежде всего, активность, материальная природа которой была очевидна для  ученых того времени, а идеализм - еще  и разум и нравственность, природу  которых объяснить материальными  законами было невозможно. Поэтому  ученик Сократа Платон пришел к идее о нематериальности и вечности души. Постепенно изучение процесса познания мира становилось все более значимым для психологов. Платон впервые выделил  память как отдельный психический  процесс, подчеркнув ее значение как  хранилища всех наших знаний. Аристотель, а вслед за ним и стоики, выделили еще и такие познавательные процессы, как воображение и речь. Таким  образом, к концу античного периода  представления о структуре процесса познания были близки к современным, хотя мнения о содержании этих процессов, конечно, существенно различались. Демокрит в своей теории познания доказывал, что истинное знание базируется на ощущениях, а разум привносит  только заблуждения. По Эпикуру, в основе знания лежит наш личный опыт, данный нам в наших ощущениях.

 

Не только в современной  психологии, но уже в период античности среди психологов не было единой точки  зрения на природу и функции психики, на познавательные процессы. III-II века до н.э., по праву считающиеся временем расцвета античной психологии.  Впервые  в этих концепциях психики появилась  и идея о том, что важнейшим  фактором, влияющим именно на психику  человека, является культура. Тогда  же появилось другое направление  в психологии познания, названное  позднее в философии рационализмом.  Третий этап получил название период эллинизма, так как связан с распространением греческой науки и культуры по всему миру после походов Александра Македонского. Он характеризуется и  более тесными связями с восточной  культурой, расцветом точных наук, театра, поэзии. При этом новые исследования психики основывались на достижениях  выдающихся психологов классицизма. Античные ученые поставили проблемы, веками направляющие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в  человеке телесное и духовное, разумное и иррациональное и многое иное.

 

Окончился этот период в III-IV вв., когда зарождающаяся религия  начала доминировать над научными концепциями  и стал возвращаться сакральный подход к знаниям, которые рассматривались  не с точки зрения их доказательности, а с точки зрения веры или неверия. Наступал период Средневековья. Под  влиянием атмосферы, характерной для  средневековья (усиление церковного влияния  на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось  представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому  суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая  обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

 

После упрочения господства христианской церкви появилась необходимость  внести дополнения, разъяснения или  трансформировать некоторые положения  христианства. Нужно было и канонизировать постулаты, вытекающие из реалий, для  того чтобы предотвратить распространение  ереси, несущей церкви раскол. Так  возник новый этап - патристика, учение отцов церкви, в котором богословие начинает обращаться к знаниям, накопленным  в античности. С этого времени  и почти до XII-XIII вв. взаимоотношения  церкви и науки снова изменяются, причем церковь становится одним  из главных хранителей и распространителей  знаний. Такое положение просуществовало  несколько веков, однако уже к XII-XIII вв. оно начало изменяться. Однако для  взаимоотношений науки и религии  этот поворот оказался не столь благоприятным, так как духовенство перестало  быть единственным оплотом культуры. В это время стали появляться первые светские университеты, начала в Болонье, а затем в Париже. Открывались и светские школы - т.е. грамотными уже были не только монахи, но и аристократия купцы и ремесленники. Усиление городов с их самоуправлением, для которого необходимо высокое  мастерство и выполнение цеховых  правил, требовало и новой культуры, нового самосознания человека. Появилась  сильная светская власть,  которая  подчинила себе церковную.

 

Именно в это время  и зародилась схоластика, которая  в этот момент была достаточно прогрессивным  явлением, так как предполагала не только пассивное усвоение старого, но и активное разъяснение и модификацию  готового знания, развивала умение логически мыслить, приводить систему  доказательств и строить свою речь. Тот факт, что это знание уже готовое, т.е. схоластика связана  с использованием репродуктивного, а не творческого мышления, тогда  мало настораживал, так как даже репродуктивное мышление направлено на получение и доказательство знания. Однако со временем схоластика начала тормозить развитие новых знаний, Все большее влияние на психологию Средневековья начинали оказывать  и работы Платона и Аристотеля, концепции которых постепенно приобретали  все более ортодоксальный характер. Многие крупные ученые того времени (Ибн Рушд, Ф. Аквинский) были последователями  Аристотеля, доказывая, что именно их толкование этой теории единственно  верное.

 

В то же время наряду с  продолжением исследования традиционных для античной науки вопросов психология Средневековья занимается и новыми проблемами. Прежде всего к ним  относится изучение взаимосвязи  психических и соматических болезней, проводившееся известным арабским психологом и врачом Ибн Синой. Эти  работы заложили основы современной  психофизиологии, впервые вскрыли  природу стрессов и их влияние  на состояние психики. В церковной  психологии также проводились важные исследования, направленные на изучение способов манипуляции большой массой людей, приемов снижения психического напряжения. На вере основывались и  способы лечения некоторых психосоматических  заболеваний (например, истерии), которые  использовались многими священнослужителями  в средние века. В этот период продолжалось и развитие ораторского искусства, направленного на управление чувствами слушателей, заражение их определенным эмоциональным состоянием. Если в античности эти приемы основывались главным образом на речи, то в Средневековье использовались и невербальные средства (жесты, паузы, интонации и т.д.), что было серьезным приобретением психологии того времени.

 

С XVII века начинается новая  эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками  осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой  экспериментальной базы. Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем  различии, существующем между душой  человека и его телом: тело по своей  природе всегда делимо, тогда как  дух неделим. Однако душа способна производить  в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как  связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил  основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной  идеей рефлекса как закономерного  двигательного ответа организма  на внешнее физическое раздражение. Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением  Декарта, предпринял голландский философ  Б. Спиноза (1632-1677) Немецкий философ  Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное  Декартом равенство психики и  сознания, ввел понятие о бессознательной  психике. Психология в этот период, так же как и на первых этапах развития античной науки, укрепила свою связь с философией. Однако тесная связь с философией не означала, что психология в это время  не искала собственного предмета исследования, конкретного определения области  своей деятельности. При этом из нескольких вопросов, исследовавшихся  психологией античности, - о познании, о движущих силах и закономерностях  психики, о механизмах регуляции  поведения - на первый план выходили именно проблемы познания.

 

Анализ становления предмета психологии в этот период дает противоречивую картину. При этом если в конце XVI в. на первый план выходили проблемы предмета психологии, объективности методов  исследования психики, анализа полученных данных, которые были центральными для теории Ф. Бэкона, то, начиная  с Р. Декарта, не менее значимыми  становятся проблемы функций души, ее роли в познании и поведении.

 

В начале Нового времени, несмотря на усилия Ф. Бэкона, более распространенным был рационалистический подход, который  разрабатывался такими известными учеными, как Р.Декарт, Г.В. Лейбниц. Во многом это было связано с необходимостью для психологии и философии преодолеть последствия схоластики. Однако уже  к середине века бурное развитие наук, промышленности сделало очевидной  необходимость учитывать в психологии и новые требования, а потому все  большее распространение стал получать сенсуализм, представленный в то время  в концепциях Д. Локка и Т. Гоббса.

 

Термин "эмпирическая психология" введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом  для обозначения направления  в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Английский философ  Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную  к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

 

Появление строго объективных  методов исследования и изменение  предмета психологии сказались и  на понимании новым поколением психологов понятия «душа». Так как в объяснении фактов психической жизни она  уже не играла прежней роли, то, согласно принципу Оккама, психология в то время  и не испытывала нужды в использовании  этого понятия в своих исследованиях. Однако в этом случае необходимо было найти другой подход для объяснения активности тела, выявить новый источник энергии для внутренней и внешней  активности. Этому и помогли законы механики, открытые современной для  того времени физикой, законы И. Ньютона. Именно они и были использованы Декартом для обоснования первой в истории  психологии теории рефлекса, которая  со временем получала все большее  обоснование в открытиях в  смежных с психологией областях науки и стала одним из постулатов современной психологии.

Информация о работе История развития психологии