История создания первых экспериментально-психологических школ в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:59, реферат

Описание работы

Следует отметить, что именно возникновение этого направления знаменовало принципиально новый этап в истории российской психологии - обретение им статуса самостоятельной области научного знания. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что введение эксперимента не только вооружило психологию «новым для нее мощным методом научного мышления, но и по-новому поставило вопрос о методике психологического исследования в целом, выдвинув новые требования и критерии научности всех видов опытного исследования в психологии».

Содержание работы

Введение 3
1.Развитие экспериментальной психологии в России 4
2.Г.И.Челпанов: создание Института экспериментальной психологии 4
3. Н.Н.Ланге: естественнонаучная ориентация психологии 6
4. Материалистическая основа в русской экспериментальной психологии. Труды И. М. Сеченова и И. П. Павлова. «Рефлексология» В. М. Бехтерева 8
5. Первые в России лаборатории экспериментальной психологии. Работа Г. И. Россолимо «Психологический профиль личности». «Научная характерология» А. Ф. Лазурского 9
Заключение 13
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

Зачетная работа по истории психологии.docx

— 36.94 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Адыгейский  государственный университет»

Факультет педагогики и психологии ВВО

 

Кафедра педагогической психологии

Зачетная работа по дисциплине «История психологии»

на тему: «История создания первых экспериментально-психологических школ в России»

 

Выполнила:

студентка 1 курса

Скоробогатова В.Н

проверила:

К.И.Н., доцент кафедры

Теучеж Н.К.

Майкоп, 2013

Содержание

Введение 3

1.Развитие  экспериментальной психологии в  России 4

2.Г.И.Челпанов: создание Института экспериментальной  психологии 4

3. Н.Н.Ланге: естественнонаучная ориентация психологии 6

4. Материалистическая  основа в русской экспериментальной психологии. Труды И. М. Сеченова и И. П. Павлова. «Рефлексология» В. М. Бехтерева 8

5. Первые  в России лаборатории экспериментальной  психологии. Работа Г. И. Россолимо «Психологический профиль личности». «Научная характерология» А. Ф. Лазурского 9

Заключение 13

Список литературы 14

 

 

 

Введение

 

1.Развитие экспериментальной психологии в России

Успехи психологии были обусловлены  внедрением в нее эксперимента. Это  относится и к ее развитию в  России. Научная молодежь стремилась освоить метод эксперимента. Многие из тех, кто увлекся психологией, отправлялись с этой целью в Германию, в Лейпциг, ставший благодаря  Вундту Меккой экспериментальной психологии. Эксперимент требовал организации  специальных лабораторий.

Эксперименты начали проводиться  в конце 19-го века в следующих  лабораториях: 

в Новороссийском университете - Н. Н. Ланге, 

в Московском университете - А. А. Токарский, 

в Юрьевском университете  - В. В. Чиж, 

в Харьковском университете - П. И. Ковалевский, 

в Казанском университете - В. М. Бехтерев. 

В 1893 году Бехтерев переехал в Петербург, заняв кафедру нервных и душевных болезней в Военно-медицинской академии. Его любимым детищем стал организованный им в Петербурге в 1907 году Психоневрологический институт. Здесь лабораторией психологии ведал А.Ф.Лазурский (1874-1917), врач по образованию. Последний разрабатывал характерологию как учение об индивидуальных различиях. Объясняя их, он выделил (совместно с С.Л.Франком) две сферы: эндопсихику как прирожденную основу личности и экзосферу, понимаемую как система отношений личности с окружающим миром. На этой базе Лазурский построил классификацию личностей. Неудовлетворенность лабораторно-экспериментальными методами побудила его выступить с планом разработки естественного эксперимента как метода, при котором преднамеренное вмешательство в поведение человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта. Благодаря этому становится возможным изучать не отдельные функции, а личность в целом.

2.Г.И.Челпанов: создание Института экспериментальной психологии

Главным центром разработки проблем  экспериментальной психологии стал созданный в Москве Г.И.Челпановым на средства мецената С.И.Щукина Институт экспериментальной психологии.

Было построено исследовательское  и учебное заведение, равного  которому по условиям работы и оборудованию в то время в других странах  не было (официальное открытие института  состоялось в марте 1914 года). Обладая большим организаторским и педагогическим талантом, Челпанов приложил немало усилий для обучения экспериментальным методам будущих научных работников в области психологии.

Положительной стороной деятельности института являлась высокая экспериментальная  культура проводившихся под руководством Г.И.Челнанова исследований. Из круга молодых сотрудников этого института вышло несколько крупных отечественных психологов (К.Н.Корнилов, Н.А.Рыбников, Б.Н.Северный, В.Н.Экземплярский, А.А.Смирнов, Н.И.Жинкин и др.), работавших в советское время.

При организации эксперимента Челпанов продолжал отстаивать как единственно  допустимую в психологии такую разновидность  эксперимента, которая имеет дело со свидетельствами наблюдений субъекта за состояниями собственного сознания. Иначе говоря, решающее отличие психологии от остальных наук усматривалось  в ее субъективном методе. Сам этот метод к тому времени претерпел  в работах западных психологов изменения, и это отразилось на позиции Челпанова, всегда находившегося в курсе  мировой психологической литературы.

В 1917 году институт начал издавать печатный орган "Психологическое  обозрение" (под редакцией Г.И.Челпанова и Г.Г.Шпета). Первый выпуск открывался программной статьей Челпанова "Об аналитическом методе в психологии". По этой статье нетрудно судить о программе, которая предлагалась в ту пору институтом. Теперь Челпанова не устраивала даже вюрцбургская школа, которую он недавно высоко ставил. Он подвергает критике мнение Аха о том, что нельзя считать исследование психологическим, если оно не использует эксперимент. Ведь сам эксперимент, утверждал Челпанов, базируется на первичных понятиях. Они существуют априорно как элементы идеального знания, обладающего абсолютной достоверностью. Извлечь эти элементы можно только из внутреннего опыта путем их непосредственного усмотрения. Это и есть аналитический метод, который должен лечь в основу всех видов конкретного психологического исследования – экспериментального, генетического и т.д.

Челпанов отмечал сходство предлагаемого  им метода с феноменологией Гуссерля.* Так завершилась его эволюция в качестве "эмпирического" психолога. Сперва он пропагандировал вундтовский эксперимент, затем – данные вюрцбургцев, сделавших упор на внутренней активности и внечувственности мышления, и, наконец, главную задачу психолога он увидел в том, чтобы "очистить" сознание от влияния используемых в экспериментах стимулов (физических и вербальных) и созерцать образующие его начальные сущности.

* Феноменологический подход, который  отныне Челпанов и Шпет считали ведущим для психологии, исходил из учения о "чистом" сознании, структура которого определяется духовными сущностями.

3. Н.Н.Ланге: естественнонаучная ориентация психологии

Совсем другую позицию занял  профессор Новороссийского университета (Одесса) Н.Н.Ланге (1858-1921). Именно он в те годы выступал как главный оппонент Челпанова.

Николай Николаевич Ланге окончил  историко-филологический факультет  Петербургского университета, где обучался у Владиславлева. После стажировки во Франции и Германии (в Лейпцигском  психологическом институте Вундта) он стал профессором Новороссийского  университета, где проработал до конца  дней. Первая крупная психологическая  работа Ланге – "Элементы воли" (опубликована в 1890 году в журнале "Вопросы  философии и психологии"). Как  уже было сказано, он создал в университете при кафедре философии кабинет  экспериментальной психологии с  целью развития психологии как объективной  науки и преподавания ее как учебной  дисциплины. Это была первая университетская  лаборатория экспериментальной  психологии в России. Последний обобщающий труд Ланге – книга "Психология" (1914). Наряду с научной он активно  занимался и общественной деятельностью, защищая принципы общедоступности  образования, организовывал деятельность школ, пытался реализовать там  принципы трудового обучения и методы пробуждения у детей научных  интересов и умения самостоятельно мыслить.

Разрабатывая объективные методы исследования сознания, Ланге изучает  акт внимания и становится автором  моторной теории внимания. В соответствии с этой теорией колебания внимания при так называемых двойственных изображениях (когда, например, рисунок  воспринимается то как лестница, то как нависшая стена) определяются движениями глаз, оббегающих изображенный контур. Моторная теория внимания Ланге принесла ему широкую известность, в том числе на Западе.

Работы Ланге ознаменовали начало открытой борьбы за утверждение экспериментального метода в отечественной психологии, которая в то время определялась главным образом как наука о сознании, открываемом субъекту его самонаблюдением. Этому воззрению, сопряженному с субъективным методом, Ланге противопоставил понятие о психическом мире – огромном целом, простирающемся по планете, – "от едва брезжущей зари сознания у низших животных и до высокого его развития у исторического и социального человека". Следуя генетическому стилю мышления, Ланге представил систему движений, совершаемых организмом, в образе ступеней, "лестницы форм". Тем самым он предвосхитил идею различных уровней построения движений. Он также пересмотрел (вслед за Сеченовым) исходное понятие о рефлексе как своего рода "дуге", которое он заменил схемой "кольца".

Ланге выделил ряд стадий в психической  эволюции, соотнося их с изменениями, претерпеваемыми нервной системой. К ним он относил: стадию недифференцированной психики, недифференцированных ощущений и движений инстинктивного типа, стадию индивидуально-приобретенного опыта  и, наконец, как качественно новую  ступень – развитие психики у  человека как социокультурного существа. С переходом к человеку психическая  регуляция поведения меняется. Если у животных действует биологическая  наследственность, то у людей передача от одного поколения к другому  всей совокупности достигнутой культуры осуществляется через подражание и  обучение, т.е. путем социальной преемственности. Ланге писал, что "душа человеческой личности в 99% случаев есть продукт  истории и общественности". В  связи с этим решающая роль отводится  языку: "Язык с его словарем и  грамматикой формирует всю умственную жизнь человека, вводя в его  сознание все те формы и категории, которые исторически развивались  в предыдущих поколениях". В значении любого слова, писал Ланге, можно  найти множество "полей сознания", уходящих все глубже в неопределенную темную даль. Говоря его словами, океан  истории мысли плещется за каждым словом.

Таким образом, в конце концов Ланге переходил от дарвинизма к истинному историзму. В этих его суждениях отразилась одна из общих тенденций развития мировой психологической мысли. Работы Ланге явились самым крупным достижением русской экспериментальной психологии в дооктябрьский период.

4. Материалистическая основа в русской экспериментальной психологии. Труды И. М. Сеченова и И. П. Павлова. «Рефлексология» В. М. Бехтерева

Особенностью развития психологии в последней четверти XIX в. было внесение в нее экспериментальных методов исследования. Эта черта характерна и для русской психологии того времени. Обычно в психологии период развития экспериментальных методов определяется работами Вильгельм Вундта и его школы. Между тем изучение истории русской психологии показывает, что и в ней развивались экспериментальные работы, причем шли преимущественно в материалистическом направлении. Этим отечественные исследования по экспериментальной психологии отличались от работ школы Вильгельм Вундта. Как уже говорилось, в этой школе собственно психические явления предлагалось изучать при помощи самонаблюдения, а объективный экспериментальный метод применять только к физиологическим и низшим психическим процессам.

В противоположность вундтовской  психологии многие экспериментальные  исследования в русской психологии проводились под знаком материалистических идей. У истоков этого направления находились: И. М. Сеченов (1829–1905)и И. П. Павлов (1849–1936).

В трудах Сеченова начиная с 1863 г. последовательно формируется материалистическое понимание психической деятельности. Изучая материальный субстрат психических процессов – мозг, Сеченов предложил рефлекторную теорию психической деятельности. Продолжателем его дела был И. П. Павлов, создавший теорию условных рефлексов и проложивший путь от объективных исследований по функциональной физиологии центральной нервной системы к изучению материальных основ психических явлений.

Взгляды Сеченова и Павлова оказали  решающее воздействие на мировоззрение  видного представителя естественнонаучного  направления в психологии В. М. Бехтерева. Вся рефлексология В. М. Бехтерева была реализацией рефлекторной теории Сеченова. Бехтерев стремился выявить связь психической деятельности с мозгом, нервными процессами, называл психические процессы невропсихикой. По его мнению, изучение психики не может быть ограничено одной ее субъективной стороной. Бехтерев утверждал, что «нет вообще ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно объективными проявлениями» (Бехтерев В. М. Объективная психология и ее предмет // Вестник психологии. 1904. № 9-10. С. 730). Он утверждал, что объективная психология должна пользоваться только объективным методом и характеризовать психический процесс только с его объективной стороны.

Сочетая в себе талант психолога, физиолога, психиатра и невролога-клинициста, Бехтерев был вместе с тем и  выдающимся организатором психологической  науки, одним из руководителей ее прогрессивного крыла. Возглавив Психоневрологический институт в Петербурге, он собрал в  нем коллектив исследователей, выполнивших  ряд работ экспериментального характера.

Вместе с тем при всей прогрессивности  борьбы Бехтерева за объективные  методы исследования против субъективистской психологии он не мог преодолеть отношения  к психическим процессам как  к эпифеноменам (побочным, сопутствующим  явлениям, не оказывающим влияния  на основной процесс) актов поведения  и, протестуя против метафизических понятий («память», «чувства», «внимание»), неправомерно игнорировал те реальные процессы, которые находят отражение  в них.

5. Первые в России лаборатории экспериментальной психологии. Работа Г. И. Россолимо «Психологический профиль личности». «Научная характерология» А. Ф. Лазурского

Первая в России экспериментальная психологическая лаборатория открылась в 1885 г. при клинике нервных и душевных болезней Харьковского университета; были устроены лаборатории опытной психологии в Петербурге, Дерпте. В 1895 г. по инициативе крупнейшего русского психиатра С. С. Корсакова была создана психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета. Заведовать ею стал ближайший помощник Корсакова – А. А. Токарский. Во всех этих лабораториях работали врачи-невропатологи и психиатры, совмещавшие свои психологические исследования с врачебной практикой в клинике, а также студенты-медики. Исключение составляла психологическая лаборатория в Новороссийском университете (в Одессе). В отличие от других она была создана на историко-филологическом факультете профессором философии Н. Н. Ланге.

Информация о работе История создания первых экспериментально-психологических школ в России