Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:59, реферат
Следует отметить, что именно возникновение этого направления знаменовало принципиально новый этап в истории российской психологии - обретение им статуса самостоятельной области научного знания. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что введение эксперимента не только вооружило психологию «новым для нее мощным методом научного мышления, но и по-новому поставило вопрос о методике психологического исследования в целом, выдвинув новые требования и критерии научности всех видов опытного исследования в психологии».
Введение 3
1.Развитие экспериментальной психологии в России 4
2.Г.И.Челпанов: создание Института экспериментальной психологии 4
3. Н.Н.Ланге: естественнонаучная ориентация психологии 6
4. Материалистическая основа в русской экспериментальной психологии. Труды И. М. Сеченова и И. П. Павлова. «Рефлексология» В. М. Бехтерева 8
5. Первые в России лаборатории экспериментальной психологии. Работа Г. И. Россолимо «Психологический профиль личности». «Научная характерология» А. Ф. Лазурского 9
Заключение 13
Список литературы 14
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»
Факультет педагогики и психологии ВВО
Кафедра педагогической психологии
Зачетная работа по дисциплине «История психологии»
на тему: «История создания
первых экспериментально-
Выполнила:
студентка 1 курса
Скоробогатова В.Н
проверила:
К.И.Н., доцент кафедры
Теучеж Н.К.
Майкоп, 2013
Содержание
Введение 3
1.Развитие
экспериментальной психологии
2.Г.И.Челпанов:
создание Института
3. Н.Н.Ланге: естественнонаучная ориентация психологии 6
4. Материалистическая основа в русской экспериментальной психологии. Труды И. М. Сеченова и И. П. Павлова. «Рефлексология» В. М. Бехтерева 8
5. Первые
в России лаборатории
Заключение 13
Список литературы 14
Успехи психологии были обусловлены внедрением в нее эксперимента. Это относится и к ее развитию в России. Научная молодежь стремилась освоить метод эксперимента. Многие из тех, кто увлекся психологией, отправлялись с этой целью в Германию, в Лейпциг, ставший благодаря Вундту Меккой экспериментальной психологии. Эксперимент требовал организации специальных лабораторий.
Эксперименты начали проводиться в конце 19-го века в следующих лабораториях:
в Новороссийском университете - Н. Н. Ланге,
в Московском университете - А. А. Токарский,
в Юрьевском университете - В. В. Чиж,
в Харьковском университете - П. И. Ковалевский,
в Казанском университете - В. М. Бехтерев.
В 1893 году Бехтерев переехал в Петербург,
заняв кафедру нервных и
Главным центром разработки проблем экспериментальной психологии стал созданный в Москве Г.И.Челпановым на средства мецената С.И.Щукина Институт экспериментальной психологии.
Было построено
Положительной стороной деятельности института являлась высокая экспериментальная культура проводившихся под руководством Г.И.Челнанова исследований. Из круга молодых сотрудников этого института вышло несколько крупных отечественных психологов (К.Н.Корнилов, Н.А.Рыбников, Б.Н.Северный, В.Н.Экземплярский, А.А.Смирнов, Н.И.Жинкин и др.), работавших в советское время.
При организации эксперимента Челпанов
продолжал отстаивать как единственно
допустимую в психологии такую разновидность
эксперимента, которая имеет дело
со свидетельствами наблюдений субъекта
за состояниями собственного сознания.
Иначе говоря, решающее отличие психологии
от остальных наук усматривалось
в ее субъективном методе. Сам этот
метод к тому времени претерпел
в работах западных психологов изменения,
и это отразилось на позиции Челпанова,
всегда находившегося в курсе
мировой психологической
В 1917 году институт начал издавать печатный орган "Психологическое обозрение" (под редакцией Г.И.Челпанова и Г.Г.Шпета). Первый выпуск открывался программной статьей Челпанова "Об аналитическом методе в психологии". По этой статье нетрудно судить о программе, которая предлагалась в ту пору институтом. Теперь Челпанова не устраивала даже вюрцбургская школа, которую он недавно высоко ставил. Он подвергает критике мнение Аха о том, что нельзя считать исследование психологическим, если оно не использует эксперимент. Ведь сам эксперимент, утверждал Челпанов, базируется на первичных понятиях. Они существуют априорно как элементы идеального знания, обладающего абсолютной достоверностью. Извлечь эти элементы можно только из внутреннего опыта путем их непосредственного усмотрения. Это и есть аналитический метод, который должен лечь в основу всех видов конкретного психологического исследования – экспериментального, генетического и т.д.
Челпанов отмечал сходство предлагаемого им метода с феноменологией Гуссерля.* Так завершилась его эволюция в качестве "эмпирического" психолога. Сперва он пропагандировал вундтовский эксперимент, затем – данные вюрцбургцев, сделавших упор на внутренней активности и внечувственности мышления, и, наконец, главную задачу психолога он увидел в том, чтобы "очистить" сознание от влияния используемых в экспериментах стимулов (физических и вербальных) и созерцать образующие его начальные сущности.
* Феноменологический подход, который отныне Челпанов и Шпет считали ведущим для психологии, исходил из учения о "чистом" сознании, структура которого определяется духовными сущностями.
Совсем другую позицию занял
профессор Новороссийского
Николай Николаевич Ланге окончил
историко-филологический факультет
Петербургского университета, где обучался
у Владиславлева. После стажировки
во Франции и Германии (в Лейпцигском
психологическом институте
Разрабатывая объективные
Работы Ланге ознаменовали начало открытой борьбы за утверждение экспериментального метода в отечественной психологии, которая в то время определялась главным образом как наука о сознании, открываемом субъекту его самонаблюдением. Этому воззрению, сопряженному с субъективным методом, Ланге противопоставил понятие о психическом мире – огромном целом, простирающемся по планете, – "от едва брезжущей зари сознания у низших животных и до высокого его развития у исторического и социального человека". Следуя генетическому стилю мышления, Ланге представил систему движений, совершаемых организмом, в образе ступеней, "лестницы форм". Тем самым он предвосхитил идею различных уровней построения движений. Он также пересмотрел (вслед за Сеченовым) исходное понятие о рефлексе как своего рода "дуге", которое он заменил схемой "кольца".
Ланге выделил ряд стадий в психической
эволюции, соотнося их с изменениями,
претерпеваемыми нервной
Таким образом, в конце концов Ланге переходил от дарвинизма к истинному историзму. В этих его суждениях отразилась одна из общих тенденций развития мировой психологической мысли. Работы Ланге явились самым крупным достижением русской экспериментальной психологии в дооктябрьский период.
Особенностью развития психологии в последней четверти XIX в. было внесение в нее экспериментальных методов исследования. Эта черта характерна и для русской психологии того времени. Обычно в психологии период развития экспериментальных методов определяется работами Вильгельм Вундта и его школы. Между тем изучение истории русской психологии показывает, что и в ней развивались экспериментальные работы, причем шли преимущественно в материалистическом направлении. Этим отечественные исследования по экспериментальной психологии отличались от работ школы Вильгельм Вундта. Как уже говорилось, в этой школе собственно психические явления предлагалось изучать при помощи самонаблюдения, а объективный экспериментальный метод применять только к физиологическим и низшим психическим процессам.
В противоположность вундтовской
психологии многие экспериментальные
исследования в русской психологии
проводились под знаком материа
В трудах Сеченова начиная с 1863 г. последовательно формируется материалистическое понимание психической деятельности. Изучая материальный субстрат психических процессов – мозг, Сеченов предложил рефлекторную теорию психической деятельности. Продолжателем его дела был И. П. Павлов, создавший теорию условных рефлексов и проложивший путь от объективных исследований по функциональной физиологии центральной нервной системы к изучению материальных основ психических явлений.
Взгляды Сеченова и Павлова оказали
решающее воздействие на мировоззрение
видного представителя
Сочетая в себе талант психолога, физиолога,
психиатра и невролога-
Вместе с тем при всей прогрессивности борьбы Бехтерева за объективные методы исследования против субъективистской психологии он не мог преодолеть отношения к психическим процессам как к эпифеноменам (побочным, сопутствующим явлениям, не оказывающим влияния на основной процесс) актов поведения и, протестуя против метафизических понятий («память», «чувства», «внимание»), неправомерно игнорировал те реальные процессы, которые находят отражение в них.
Первая в России экспериментальная психологичес
Информация о работе История создания первых экспериментально-психологических школ в России