История возникновения и развития психологии религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:43, контрольная работа

Описание работы

Религия принадлежит к тем явлениям, которые сопровождают человечество и человеческие отношения на всем пути их существования и трансформации. Ученые спорят о том, когда и как у людей сложились первые религиозные представления и верования. Можно по-разному оценивать роль религии в жизни общества. Нет единого мнения и о том, что ждет религию в будущем. Тем не менее, несомненно, одно: без религии, без учета ее влияния невозможно развитие истории и социальных отношений любого государства, любого народа, любой группы, любого человека.

Содержание работы

Введение
1. История психологии религии
1.1 Возникновение и развитие психологии религии
1.2 Предмет и сущность психологии религии
2. Понятие религии и религиозности в психологии
2.1 Религия и религиозность
2.2 Классификация религий
2.3 Человек - существо религиозное
3. Развитие психологии религии на современном этапе
Психологическая обстановка в исламском мире
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

псих.религии контроша.docx

— 31.92 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Ярославский государственный  педагогический университет имени  К.Д. Ушинского

Институт педагогики и  психологии

Кафедра педагогической психологии

Контрольная работа

по социальной психологии

Тема: История возникновения  и развития психологии религии

Сидельникова Анастасия Игоревна

Ростов, 2009

 

Содержание

  • Введение
  • 1. История психологии религии
    • 1.1 Возникновение и развитие психологии религии
    • 1.2 Предмет и сущность психологии религии
  • 2. Понятие религии и религиозности в психологии
    • 2.1 Религия и религиозность
    • 2.2 Классификация религий
    • 2.3 Человек - существо религиозное
  • 3. Развитие психологии религии на современном этапе
    • Психологическая обстановка в исламском мире
  • Заключение
  • Список используемой литературы

 

Введение

В данной работе мы рассмотрим историю возникновения и развития психологии религии, каковы были причины  появления этой науки, и какова ее современная проблематика.

Религия принадлежит к  тем явлениям, которые сопровождают человечество и человеческие отношения  на всем пути их существования и  трансформации. Ученые спорят о том, когда и как у людей сложились  первые религиозные представления  и верования. Можно по-разному  оценивать роль религии в жизни  общества. Нет единого мнения и  о том, что ждет религию в будущем. Тем не менее, несомненно, одно: без  религии, без учета ее влияния  невозможно развитие истории и социальных отношений любого государства, любого народа, любой группы, любого человека.

1. История психологии религии

Психология религии Угринович Д.М. Психология религии. М., 1986, С. 134 [лат. religio -- совестливое отношение к чему-либо] -- отрасль психологии, изучающая психологические и социально-психологические факторы, обусловливающие особенности религиозного сознания, его структуру и функции.

1.1 Возникновение и развитие психологии религии

Психология религии возникла в конце XIX -- начале XX в. Основателями данной науки являются: В. Вундт, У. Джеймс, Т. Рибо и др. Эта наука накопила значительный материал о содержании религиозного сознания, включающего такие понятия, как бог (дух), рай, ад, грех и др., а также об эмоциональных состояниях и чувствах человека во время молитвы, исповеди и совершения других обрядов. В психологии религии существует несколько течений, базирующихся на различных теоретико-методологических основаниях. Советская психология религии использует теоретические положения и методы общей и социальной психологии, социологии, этнографии и истории религии Зенько Ю.М. Психология и религия. СПб., 2002. С.207.

Изучение законов формирования, развития и функционирования религиозной  психологии ведется в следующих  направлениях: 1) общая теория психологии религии изучает содержание и  структуру религиозного сознания, специфику  религиозных чувств, психологические  функции религии в духовной жизни  личности и общества; 2) дифференциальная психология религии рассматривает  религиозное сознание и чувства  верующих с учетом конкретной социальной среды и исторической эпохи; 3) психология религиозных групп изучает социально-психологическую структуру религиозных общин, механизмы общения, подражания, внушения, установок и их воздействие на сознание, чувства и поведение верующих; 4) психология религиозного культа исследует воздействие религиозных обрядов на психику человека; 5) педагогическая психология атеистического воспитания разрабатывает принципы формирования атеистического мировоззрения.

Большое влияние на развитие психологии религии оказали европейские  теологические, философские и психологические  традиции. Среди них необходимо отметить классический британский эмпиризм на рубеже XVIII--XIX вв., классическая немецкая философия, прежде всего философско-трансцендентальная проблематика опыта у И. Канта  Классики мирового религиоведения. М., 1996.С. 123. Важнейшим и теологическим, и философским источником стало  творчество Ф. Шлеермахера, он положил в основание своих исследований религиозный опыт и его осмысление. Позже на психологию религии оказывали влияние в той или иной мере практически все движения и течения в европейской философии, в которых проблема религиозного опыта занимала заметное место. Важную роль здесь сыграли мыслители XIX - начала XX в., такие как Т. Фехнер, Г. Тиррел, Ф. фон Хьюгель и особенно У. Джеймс Там же.С.137. Необходимо отметить также и влияние на развитие психологии религии философского движения нашего столетия, такого как философская феноменология и аналитическая философия, которые настолько интегрированные в исследование религиозного опыта, что без них исследование уже не представимо.

Свой вклад в развитие психологии религии внесли и психологические  школы. Вначале рассматривались  некоторые виды религиозного опыта, например обращение к Богу, призвание  свыше для служения в мире, роль религиозных мотивов в деятельности человека. В дальнейшем, по мере переключения на бессознательное были привлечены методы психоанализа, гуманистической психологии. Психоанализ отрицал право религии на собственный предмет, объясняя ее болезненностью психики невротика или же списывая ее на низшие желания. Были также и положительные результаты: А. Маслоу Маслоу А. Новые рубежи в развитии человека // Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М., 1995.С. 78 привлек внимание к "пиковому опыту" в жизни человека с высокой степенью самореализации и успешной самоотдаче. Он отнес этот опыт к мистическому, к видению трансцендентного, к первичным элементам религии. Г. Олпорт заявил об отличии зрелой религиозности от незрелой по признаку, озабочен ли человек, прежде всего собой, или же он действительно чуток к Высшему, к большему, чем он сам, т.е. способен жить в русле религии, а не использовать ее. Э. Эриксон Классики мирового религиоведения. М., 1996.С.135 выявил положительную роль психосоциальных кризисов в жизни души, где важное значение имеет ее ориентация на трансцендентное. Дж. Фаулер описал шесть этапов развития веры в жизни человека. В. Франкл в противовес "глубинной" предложил "вершинную психологию", где основное значение для психики и ее терапии придается смыслу жизни, корни которого - религиозны: "смысл должен быть найден, но не может быть создан", а совесть он рассматривал как "орган смысла. Э. ФроммФромм Э. Типы религии и религиозного опыта. М., 1996. С. 364-375 писал о значении духовной радости и любви к Богу и ближнему для полноты душевной жизни. Все это дало лучшее понимание души религиозного и верующего человека.

1.2 Предмет и  сущность психологии религии

Предметом психологии религии  является религиозность как психический  факт, а именно суть сознания и религиозное  поведение человека как выражение  его внутренних переживаний.

Один из основателей современного религиоведения Макс Мюллер Классики мирового религиоведения. М., 1996.С.148 сказал: "В наши дни почти невозможно говорить о религии, не обидев кого-нибудь. Некоторым религия кажется слишком священным предметом для научного изучения; другие ставят ее в один ряд с алхимией и астрологией, считая, что она сплетена из ошибок и галлюцинаций, недостойных внимания ученого. В некотором смысле я согласен с этими двумя мнениями. Религия есть священный предмет, и в ее самой совершенной или самой несовершенной форме она заслуживает наивысшего уважения". Этим словам более 130 лет, но их актуальность сегодня очевидна. Религиозность, как такова, имеет свои закономерности развития. В разных религиях и даже в различных деноминациях одного вероисповедания имеются свои специфические особенности, но есть и общие принципы. Так как человек сам по себе является религиозным существом, а религиозный опыт - деятельностью души, исследование представляет определенный интерес и для самой психологии. "Психолог должен быть кровно заинтересован в выяснении содержания религии, ибо для него важно, какое человеческое отношение в ней выражается и какое действие - доброе или злое - она оказывает на человека, на развитие человеческих сил. Ему интересно выяснить не только психологические корни различных религий, но и их ценность" Классики мирового религиоведения. М., 1996. С.112.

Хотя в последнее время  есть тенденция считать, что психология религии - это самостоятельная наука, но оказывается, что ее методика зависит  от философии и богословского  мировоззрения, которые и определяют метод определения эмпирических показателей религиозного феномена. Психология религии - область научных  исследований, где изучается воздействие  религии на душевную жизнь человека. Психология религии признает трансцендентный  опыт и убеждения, не затрагивая реальности существования трансцендентного предмета. Немецкий теолог Генрих Фрик Там же. С.115 в своей книге "Сравнительное религиоведение" утверждает, что психология религии"…делится на индивидуальную и коллективную". Психология религии принципиально занимается только человеком как партнером этой связи и исследует отображения, образы, понятия сверхъестественной действительности, которые созданы людьми. В наше время эта наука занимается проблемами структуры и типологии религиозного опыта и его обусловленностью, изучает роль религиозных состояний и актов в поведении личности, поднимает проблему обращения совести, исследует религиозные позиции, опыт, развитие, а также чувство вины и сожаления. Для психологов большую проблему создает генезис религии и религиозности. Основываясь на эмпирических методах, современная психология только описывает религиозные факты так, как их воспринимает человек, или группа людей и дает их объяснение с помощью различных теоретических положений. Психология религии разрешает признать трансцендентные опыт и убеждения, не присоединяясь к исследованиям реальности или вероятности трансцендентного предмета. Психология религии не занимается вопросами объективного существования Бога, Его благодати - это вопросы философии и богословия, но она исследует как конкретный человек или группа людей понимает существование Всевышнего и Его действия в жизни этих людей. Поскольку религиозность - это проблема выбора человека, то выбор духовных ценностей происходит дифференцировано: у одних людей он достаточно глубокий и поэтому связан со многими составляющими психики, у других - он очень поверхностный. В связи с этим формируется конкретная религиозная личность.

 

2. Понятие религии и  религиозности в психологии

2.1 Религия и  религиозность

РелигияРелигия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.С. 34 (от лат. relegere - вновь воспроизвести, religari - соединить себя) - связь с Высшим, со Святым, открытость и доверие к Нему, готовность принять в качестве руководящих начал своей жизни то, что исходит от Высшего и открывается человеку при встречах с Ним. Следует привести определение религии русского философа Б.Н. Чичерина В.И.Приленский Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов. М. 1994. С. 255: "Религия как общее явление человеческого духа есть стремление к живому общению с абсолютным" Можно сказать, что религия является способом достижения человеком контакта с божеством. В протестантской и нецерковной ортодоксальной мысли это определение так и звучит: Религия - это продукт естественных желаний и человеческого воображения, которое приписывает трансцендентному Высшему бытию то, что человеку хотелось бы найти в Нем согласно своим приземленным интересам и надеждам. В этом случае религия тесно связана с культурой, и определить причинно-следственную связь между ними не всегда представляется возможным. Между религией и религиозностью существуют определенные отношения. По мнению К. Тиле Классики мирового религиоведения. М., 1996.С.138 "религия как оболочка необходима только ради ядра, а религиозность как раз и является ядром, …сущность религии в полной мере познаваема только во взаимном влиянии религии и религиозности". Следует отметить и то, что до начала XVII века в европейской науке понятие религия имело отношение больше всего к христианству. Религиозность выражалась в набожном, благоговейном отношении к библейскому Богу. С середины XVII столетия значение этого термина изменено. Слово "религия" стало означать "систему верований и обрядов". Его можно было использовать и во множественном числе: христианство стало одной из нескольких "религий". А религиозность стала иметь отношение к любому виду божества в анимизме, буддизме, христианстве, исламе и т.д. Таким образом, религиозность является субъективным аспектом религии, так как она определяет личностное приспосабливание человека к определенным требованиям религиозной жизни.

2.2 Классификация религий

Человечеству знакомо  множество религий Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. -- 3-е изд. -- М., 2006. С.287-290. Основные подходы к их классификации также многообразны. Существуют нормативные, географические, этнографические, философские, морфологические, лингвистические и другие принципы ее классификации. Для психологии важно классифицировать религии сразу по двум основаниям -- по направленности и географическому признаку, позволяющим четко обозначить и их специфику, и видимое невооруженным глазом их одинаковое происхождение, сходство. Обычно различают религии:

* авраамического монотеизма (веры в единого Бога), вырастающие из древнего иудаизма и включающие в себя иудаизм, христианство и ислам;

* индийского происхождения,  представленные индуизмом, южным  буддизмом (тхеравада), джайнизмом и сикхизмом;

* дальневосточные -- конфуцианство, даосизм, синтоизм, северный буддизм (махаяна).

Этот перечень дополняют  так называемые этнические религии, принадлежащие к разнообразным  культурам «малых обществ», которые  иногда рассматриваются как «первобытные», -- это религии аборигенов Африки, Полинезии, Австралии, североамериканских индейцев

2.3 Человек - существо  религиозное

Рассматривая черты, присущие исключительно человеку, мы приходим к заключению, что он - существо религиозное. К. Юнг, доказывая, что душа человека по своей природе религиозна, писал: "душа…имеет достоинство сущности, которой дано осознавать свое отношение к божественному" Юнг К. Проблема души нашего времени. М., 1994.С.96. Религиозный человек Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. М., 1998. С. 154 (лат. homo religiosus) - это человек, живущий в мире под знаком действенного присутствия божества, человек благочестивый, добросовестный, исполненный страха перед предметом поклонения. Религиозный опыт - разнообразный жизненный опыт встреч с Высшей реальностью, чувство присутствия безграничной тайны в жизни человека, вызывающее ответное благоговение и дающее внутренний мир, или же присутствие святого - не от мирной реальности, пробуждающей в нас страх и трепет; может восприниматься и как призыв изменить себя или что-то в окружающей жизни. Религиозный опыт встречается и у атеистически мыслящих людей, которые часто не находят ему адекватной интерпретации. Духовной ценности не имеет тот религиозный опыт, в котором не происходит встречи с живым Богом, и нет таких плодов как вера и послушание Ему. В процессе поисков источников религиозности в человеке ученые определили несколько составных, подтверждающих их наличие.

Поскольку, в общем, теория инстинктивного поведения в современных  психологических исследованиях  считается дискуссионной, то утверждение, что генезис религиозности начинается с религиозного инстинкта, воспринимается настороженно. Позитивно оценивая основную интуицию, принадлежащую к концепции  инстинктивных зародышей религии, то есть убеждение, что существует какой-то фактор или комплекс факторов, присущих человеку, которые допускают его  религиозное поведение, в наше время  указывают на категорию нужд. Религиозные  стремления выражаются в поисках  счастья и истины, в стремлении к совершенной жизни, ощущении зависимости  от Творца. Исходя из этого, нужно отметить, что религиозные и моральные  концепции должны иметь первобытный  источник в глубоких, часто неосознанных стремлениях, находящихся вне наших  убеждений и опыта. Юнг утверждал, что истоки религиозности находятся  в коллективном бессознательном, где открываются сверхчеловеческие истины. В. Франкл Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.С.72 в своей книге "Неосознанный Бог" описал так называемую неосознанную религиозность и духовность. Э. КантВ.В.Лазарев. Этическая мысль в Германии и России. Кант-Гегель-Вл.Соловьев. М. 1997.С.19, говоря о моральности как об одном из средств определения религиозности, писал: "достижение наивысшего блага - это необходимая цель воли, которая определяется моральным законом…(который)…предписывает нам сделать наивысшее возможное благо в мире конечной целью всех наших поступков". Но ученый идет еще дальше, когда утверждает, что человек не просто желает того, что согласуется с моральным законом, но ожидает заслуженной похвалы через счастье тем, кто добивается морального совершенства. И хотя эмпирическая психология не может опровергнуть или подтвердить существование религиозного инстинкта, однако возможность его существования не должна спорить с особенностями человеческого познания.

Информация о работе История возникновения и развития психологии религии