Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 22:46, реферат
30-ые годы XX века являются началом зарождения логотерапии. Основываясь на таких направлениях психологии, как фрейдовский психоанализ («в учении З.Фрейда феномен бессознательного является основным предметом психологического исследования»2, человеческое поведение определяется удовлетворением врожденных влечений и приспособлением к обществу) и индивидуальная адлеровская психология (ключевыми принципами которой является стремление к превосходству и потребность в социальной привязанности), Франкл разработал основы так называемой третьей Венской психотерапевтической школы.
Оглавление
Каждый из нас, наверняка, не раз в жизни задавался вопросом поиска смысла своего существования. В своей работе я намерена проанализировать статью «Поиск смысла жизни и логотерапия» Виктора Эмиля Франкла, «автора концепции логотерапии, согласно которой движущейся силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни»1.
30-ые годы XX века являются началом зарождения логотерапии. Основываясь на таких направлениях психологии, как фрейдовский психоанализ («в учении З.Фрейда феномен бессознательного является основным предметом психологического исследования»2, человеческое поведение определяется удовлетворением врожденных влечений и приспособлением к обществу) и индивидуальная адлеровская психология (ключевыми принципами которой является стремление к превосходству и потребность в социальной привязанности), Франкл разработал основы так называемой третьей Венской психотерапевтической школы. Центральной концепцией данного направления, как противопоставление вышеупомянутым, представляется стремление к смыслу. «Эту школу отличает гуманистический подход к душевным недугам, с которыми пациент обращается к психотерапевту»3.
Согласно Франклу, логотерапия не декларирует определенный общий смысл жизни, а наоборот подразумевает под собой то, что человек призван осуществить и распознать смысл каждой данной ситуации, что бы сделать из самого себя лучшее из возможного. Исходя из этого, можно утверждать, что идея и цель существования уникальна и специфична и находится в постоянном изменении. В ходе логотерапии основным назначением пациента оказывается стремление к поиску жизненной задачи и ее переориентация даже в критических обстоятельствах. Франкл вводит такое понятие, как экзистенциальная фрустрация, под которой подразумевает утрату смысла жизни, следствием чего могут служить утрата интереса к жизни, психические заболевания, такие как агрессия, апатия, невроз или депрессия. Так же он говорит о распространенном феномене – экзистенциальном вакууме, которое возникает в состоянии скуки. Именно этим явлением Виктор Франкл объясняет преступность, алкоголизм, кризисы пожилых людей и др.
Задача логотерапии состоит в помощи поиска жизненного предназначения человека и поддержке на этом пути. В.Франкл описывает три подхода, к обнаружению смысла жизни:
Австрийский психолог говорит: «Осуществляя смысл, человек реализует сам себя»4. Следствием осуществления смысла жизни является самоактуализация. Франкл указывает на то, что человек сам определяет, каким будет его жизнь, и в своих поступках непредсказуем, т.е. человек самодетерминирован. Так же следует упомянуть, что в соответствии с логотерапией, человек – существо самотрансцендирующее или, другими словами, человек отличается способностью преодолеть самого себя, выйти за свои пределы.
По Франклу, логотерапия «направлена на то, чтобы довести до сознания человека ответственность как основу основ человеческого бытия»5.
Стоит отметить, что логотерапия Виктора Франкла основывается на трех общих психологических понятиях:
Вследствие этого обратимся к такому понятию, как воля или волевые процессы. В своей книге «Основы общей психологии» советский психолог и ученый С.Л.Рубенштейн говорит, что любое волевое действие является сознательным, целенаправленным, и именно посредством этого действия человек реализовывает стоящую перед ним цель. «Воля, как способность человека к самодетерминации и саморегуляции делает его свободным от внешних обстоятельств»6. Так как воля делает личность непредсказуемой, она с трудом может взаимодействовать с номотерическим подходом в психологии и является противопоставлением «пандетерминизма», о чем Франкл упоминает в своих работах. Следует добавить, что в ходе образования психологии как независимой науки, важную роль играло направление философии, именуемое волюнтаризмом, провозглашающим и признающим волю, как основу функционирования психики. Волюнтаристские идеи были выдвинуты в некоторых работах Шопенгауэра, Ницше, Бергсона. Здесь можно сказать, что Виктор Франкл неоднократно обращается к словам Ницше: «Тот, кто имеет большое зачем жить, может вынести любое как».
Говоря о логотерапии, можно коснуться темы классификации потребностей на низшие и высшие. Как известно, Абрахам Маслоу, основатель гуманистической психологии, изложил идею иерархии потребностей, где к одной из высших он относит стремление к смыслу. Однако пирамида Маслоу подразумевает возникновение высших потребностей, только после удовлетворения низших. В логотерапии же обнаруживается противопоставление этому убеждению. Виктор Франкл утверждает, что вопрос о смысле жизни и необходимости его нахождения рождается чаще всего именно в критических обстоятельствах, т.е. на самом низком уровне пирамиды потребностей.
К тому же следует отличать логотерапию и экзистенциальный анализ, второй из которых был создан учеником Франкла – Альфридом Лэнгле, на основе учений австрийского психиатра. Одним из явных отличий этих двух направлений является значение самопознания в данных дисциплинах. Эмиль Франкл отрицал самопознание и считал несовместимым с логотерапией , в то время как Общество логотерапии и экзистенциального анализа (GLE) признавало его важность в обучении психотерапевта[7].
В своей книге «Человек в поисках смысла жизни» Виктор Франкл приводит множество опросов и исследований, которые подтверждают основные положения логотерапии. Имеет смысл указать некоторые из них.
Одним из наиболее известных был опрос общественного мнения во Франции, результаты которого демонстрировали, что 89% опрошенных людей полагают, что человек ощущает нужду в «чем-то таком», ради чего он существует. Это говорит о том, что для многих потребность в поиске смысла жизни представляется фактом, а не вымыслом или верой.
Проиллюстрируем еще один важный результат. Рольф фон Экартсберг проводил исследование на выпускниках Гарвардского университета, которое показало, что независимо от того, что через 20 лет многие из них были обеспеченными, имели хорошую карьеру и жили счастливой жизнью, все они жаловались на безмерное чувство потери смысла жизни. Этот факт можно соотнести с пирамидой Маслоу (о которой упоминалось выше) и утверждать, что удовлетворение более высоких потребностей или наоборот низких не будет определяющим в существовании потребности в смысле.
Так же из статистики известно, что по частоте после ДТП самоубийства занимают 2 место, среди факторов смертности у студентов США. После этого выяснилось, что мотивом самоубийства у 85% из них являлось отсутствие какого-либо смысла в своей жизни*. Стоит подчеркнуть, что у 93% из них были психически здоровы, жили в хороших материальных условиях, преуспевали в учебе и не имели разногласий со своей семьей. В данном контексте стоит упомянуть об экзистенциальном вакууме и ноогенных неврозах.
На мой взгляд, идеи Виктора Франкла близки каждому и нас. Вопрос о смысле существования предстает перед человеком в течение всей его жизни и является направляющим в достижении каких-либо целей. Апатия, депрессивные настроения, «воскресные неврозы» (понятие, введенное Франклом, означающее ощущение пустоты и недостатка своей жизни, при возникновении большого количества свободного времени) – все эти случаи широко распространены в современной действительности. Логотерапия стремится помочь людям избавить от этих душевных недугов, призывая быть смелыми в распознавании своего смысла жизни и осуществлять его даже в критических ситуациях. В настоящие дни подход Франкла с успехом пользуется в педагогике, психотерапии, работе с заключенными и людьми, страдающими различными видами неврозов. Учитывая вышеизложенное, можно с уверенностью сказать, что логотерапия является важным направлением в психологии и имеет достаточно большое практическое применение.
Книги:
Сайты:
1 http://www.koob.ru/frankl_
2 Нуркова В.В., Березанская Н.Б. // Психология: учебник. – М.: Высшее образование, 2007. – 484 с., с. 65
3 http://krotov.info/lib_sec/21_
4 Виктор Франкл. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. – 178 с., с.14
5 http://krotov.info/lib_sec/21_
6 В.В., Березанская Н.Б. // Психология: учебник. – М.: Высшее образование, 2007. – 484 с., с. 204
[7]Лэнгле А. Значение самопознания в экзистенциальном анализе и логотерапии: сравнение подходов // Московский психотерапевтический журнал, 2002. №4. С.150–168.
* Опрос 60 студентов Университета штата Айдахо после подобных попыток самоубийства