Изучение личности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 15:53, лекция

Описание работы

Методика "Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка"
Цель: изучение желаний младших школьников. Порядок исследования. Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Выбор одного желания лучше не предлагать, так как младшим школьникам еще очень сложно выбрать самое-самое главное желание. Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме: для себя, для других. Ответы второй группы можно уточнить: для близких, для людей вообще.

Файлы: 1 файл

Методики.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Изучение личности младших школьников.

 
1. Методика "Если  бы ты был волшебником. Если  бы у тебя была волшебная  палочка"

 
Цель: изучение желаний младших школьников. Порядок исследования. Ребятам предлагается назвать три желания, которые  они хотели бы исполнить. Выбор одного желания лучше не предлагать, так как младшим школьникам еще очень сложно выбрать самое-самое главное желание. Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме: для себя, для других. Ответы второй группы можно уточнить: для близких, для людей вообще.

 

2. Методика "Цветик-семицветик"

Цель: диагностика  желаний детей. Оборудование: цветик-семицветик из бумаги. Порядок исследования. Дети читают (вспоминают) сказку В.Катаева "Цветик-семицветик". Возможен просмотр мультили диафильма. Каждому вручается приготовленный из бумаги цветик-семицветик, на лепестках которого они записывают свои желания. Лепестки с желаниями дети могут вручить тем, кому они адресованы. Обработка результатов может проходить по такой схеме: выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу; сгруппировать: материальные (вещи, игрушки и т.п.), нравственные (иметь животных и ухаживать за ними), познавательные (научиться чему-то, стать кем-то), разрушительные (сломать, выбросить и т.п.).

 

3. Методика "Радости и огорчения" (методика незаконченных предложений)

Цель: выявление  характера, содержания переживаний  младших школьников. Порядок исследования. Возможны следующие варианты методики:  
 
1. Ребятам предлагается дополнить два предложения: "Больше всего я радуюсь, когда...", "Больше всего я огорчаюсь, когда...".  
2. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет символ: солнце и тучу. Дети в соответствующей части листа рисуют свои радости и огорчения.  
3. Дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной стороне они пишут о своих радостях, на другой - об огорчениях. По окончании работы лепестки собираются в ромашку.  
4. Предлагается ответить на вопрос: "Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твоих родителей, учителя?" При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью, с жизнью коллектива (группы, класса, кружка и т.д.).

Полученные  результаты дадут представление  о стержневых интегральных свойствах  личности ребенка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, доминирующих мотивах поведения и действий.

 

4. Методика "Кем быть?"

Цель: выявление  интереса детей к профессиям, разным работам, мотивов их выбора. Порядок  исследования. Ребятам предлагается: а) нарисовать, кем бы они хотели стать в будущем, под рисунком сделать подпись; б) написать мини-рассказ "Кем я хочу стать и почему?"; в) написать рассказ на тему: "Моя мама (папа) на работе".  
 
Обработка полученных материалов может вкючать классификацию профессий, классификацию мотивов их выбора, сравнение рисунков, ответов, письменных работ, выявление влияния родителей на выбор профессии.  
 

5. Методика "Мой герой"  
 
Цель: определение тех образцов, которые имеет ребенок, которым хочет подражать. Порядок исследования. Данная методика может проводиться в нескольких вариантах.  
 
1. Детям предлагаются вопросы (устно, письменно): - на кого ты хотел бы быть похожим сейчас и когда вырастешь? - есть ли в классе ребята, на которых ты хотел бы походить? Почему? - на кого из знакомых, героев книг, мультфильмов ты хотел бы походить? Почему?  
 
2. Предложить детям выбрать, на кого они хотели бы походить: на папу, маму, брата, сестру, учительницу, товарища, знакомого, соседа.  
 
3. Сочинение-рассказ (сказка) "Я хочу быть, как..."

Обработка результатов. При анализе результатов обратить внимание не только на то, кто становится примером для подражания, но и почему именно этот выбор сделан школьником.  
 
6. Методика "Выбор"

Цель: выявление  направленности потребностей. Инструкция испытуемому. "Представь себе, что  ты заработал (тебе дали) ... рублей. Подумай, на что бы ты потратил эти деньги?"

Обработка результатов. При анализе определяется доминирование  духовных или материальных, индивидуальных или общественных потребностей.

 

7. Методика "Составление расписания на  неделю" С.Я.Рубинштейн в модификации В.Ф.Моргуна

Цель: диагностика  отношения ученика к конкретным учебным предметам и к учению в целом. Оборудование: лист бумаги, разделенный на семь частей, где  подписаны дни недели.

Инструкция  испытуемому. Давай представим себе, что мы с тобой в школе будущего. Это такая школа, где дети могут сами составлять расписание уроков. Перед тобой лежит страничка из дневника этой школы. Заполни эту страничку так, как ты считаешь нужным. На каждый день можешь написать любое количество уроков. Уроки можно писать какие хочешь. Это и будет расписание на неделю для нашей школы будущего.

Обработка и  анализ результатов. У экспериментатора имеется реальное расписание уроков в классе. Это расписание сравнивают с расписанием "школы будущего", составленным каждым учеником. При этом выделяют те предметы, количество которых у испытуемого больше или меньше, чем в реальном расписании, и высчитывают процент несоответствия, что позволяет провести диагностику отношения ученика к учению в целом, и особенно к отдельным предметам.

 

8. Методика "Неоконченные предложения"  М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова

Цель: диагностика  мотивации учения. Порядок исследования.

Экспериментатор зачитывает начало предложения и  сам записывает окончание предложения, которое говорит школьник. Методика используется во 2-3 классах с каждым учащимся индивидуально. Инструкция испытуемому. Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложения, а ты как можно быстрее придумай к нему продолжение.

1. Я думаю,  что хороший ученик - это тот,  кто...  
2. Я думаю, что плохой ученик - это тот, кто...  
3. Больше всего я люблю, когда учитель...  
4. Больше всего я не люблю, когда учитель...  
5. Больше всего мне школа нравится за то, что...  
6. Я не люблю школу за то, что...  
7. Мне радостно, когда в школе...  
8. Я боюсь, когда в школе...  
9. Я хотел бы, чтобы в школе...  
10. Я не хотел бы, чтобы в школе...  
11. Когда я был маленьким, я думал, что в школе...  
12. Если я невнимателен на уроке, я...  
13. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я...  
14. Когда мне что-нибудь непонятно при выполнении домашнего задания, я...  
15. Я всегда могу проверить, правильно ли я...  
16. Я никогда не могу проверить, правильно ли я...  
17. Если мне нужно что-нибудь запомнить, я...  
18. Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я...  
19. Мне всегда интересно, когда на уроках...  
20. Мне всегда неинтересно, когда на уроках...  
21. Если нам не задают домашнего задания, я...  
22. Если я не знаю, как решить задачу, я...  
23. Если я не знаю, как написать слово, я...  
24. Я лучше понимаю, когда на уроке...  
25. Я хотел бы, чтобы в школе всегда...

 

 

Обработка и  анализ результатов. Первоначально  каждое окончание предложения оценивается  с точки зрения выражения школьником положительного или отрицательного отношения к одному из четырех  показателей мотивации учения (1 - вид личностно значимые деятельности учащегося (учение, игра, труд и т.д.); 2 - личностно значимые для ученика субъекты (учитель, одноклассники, родители, влияющие на отношение учащегося к учению); 3 - знак отношения учащегося к учению (положительное, отрицательное, нейтральное), соотношение социальных и познавательных мотивов учения в иерархии; 4 - отношение учащегося к конкретным учебным предметам и их содержанию).

Если окончание  предложения не содержит выраженного  эмоционального отношения к показателям мотивации учения, то оно не учитывается при анализе. Далее подсчитывается сумма положительных и сумма отрицательных оценок данного показателя мотивации учения. Они сравниваются между собой, и делается окончательный вывод по данному показателю.

 

 

Диагностика темперамента младших школьников.

 

Изучение  темперамента школьника методом  наблюдения

Цель: определение  особенностей темперамента младшего школьника.

План наблюдений

1. Как ведет  себя в ситуации, когда необходимо  быстро действовать:

  • а) легко включается в работу;

б) действует  со страстью;

в) действует спокойно, без  лишних слов;

г) действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует  на замечания учителя:

  • а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;

б) возмущается тем, что ему делают замечания;

в) выслушивает и реагирует  спокойно;

г) молчит, но обижен.

3. Как говорит  с товарищами при обсуждении  вопросов, которые его очень волнуют:

  • а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;

б) быстро, со страстью, но других не слушает;

в) медленно, спокойно, но уверенно;

г) с большим волнением  и сомнением.

4. Как ведет  себя в ситуации, когда надо  сдавать контрольную работу, а  она не закончена; или контрольная  сдана, но выясняется, что допущена  ошибка:

  • а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;

б) торопится  закончить работу, возмущается по поводу ошибок;

в) решает спокойно, пока учитель  не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;

г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в  правильности решения.

5. Как ведет  себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

  • а) бросает, потом опять продолжает работу;

б) решает упорно и настойчиво, но время от времени  резко выражает возмущение;

в) проявляет неуверенность, растерянность.

6. Как ведет  себя в ситуации, когда он спешит  домой, а педагог или актив  класса предлагают ему остаться  в школе для выполнения какого-либо  задания:

  • а) быстро соглашается;

б) возмущается;

в) остается, не говорит ни слова;

г) проявляет неуверенность.

7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

  • а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;

б) проявляет  активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;

в) спокойно присматривается  к происходящему вокруг, с решениями  не спешит;

г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает  неуверенно.

Для наблюдения по этому плану целесообразно  использовать схему (табл. 1), отмечая знаком "+" соответствующие реакции для каждого пункта плана.

Схема наблюдения за темпераментом школьника.

Вариант

Пункты плана  наблюдений

реакции

1

2

3

4

5

6

7

а

             

б

             

в

             

г

             

 

Реакциям каждого  пункта плана соответствуют темпераменты:

  • а) сангвинический;

б) холерический;

в) флегматический;

г) меланхолический.

Обработка данных. Подсчитывается количество знаков "+" в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков "+" в  одном из пунктов укажет примерный  темперамент испытуемого. Поскольку "чистых" темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.

 

 

 

Изучение  личностной сферы младших школьников.

 

Модификация методики Дембо-Рубинштейн.

Цель: исследование самооценки учащегося. Оборудование: бланк, выполненный из клетчатой бумаги, на котором начертаны семь параллельных вертикальных линий длиной 10 см, каждая с точкой посередине. Линии подписываются  в соответствии со шкалируемыми качествами: "рост", "доброта", "ум", "справедливость", "смелость", "честность", "хороший товарищ" (перечень качеств можно изменить).

Порядок работы. Ребенку предъявляется бланк. Инструкция испытуемому: "Представь себе, что  вдоль этой линии расположены  все ученики нашего класса по... (название качества). В верхней точке находится самый... (максимум качества), в нижней - самый... (минимум качества). Где бы ты поместил себя? Отметь черточкой."

После самооценки по всем качествам с ребенком проводится беседа с целью выяснения смысла, который он вкладывает в каждое из названий качества (кроме роста), вяснения, что ему не хватает, чтобы поместить себя на самый верх линии по определенному качеству. Ответы ребенка записываются. В беседе, таким образом, выясняется когнитивный компонент самооценки.

Обработка данных. Шкала разбивается на двадцать частей (клеток) таким образом, чтобы середина находилась между десятой и одиннадцатой. Отметке, поставленной на шкале, приписывается  числовое значение соответствующей  клетки.

Информация о работе Изучение личности младших школьников