Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 10:03, курсовая работа
Целью работы - изучить понятие личности, ее структуру. Рассмотреть вопросы формирование личности помощью различных теорий. Выявить социально-психологические проблемы, обусловленные включением личности в деятельность и рассмотреть культурно-антропологическую интерпретацию личности, изучить социально- психологические качества личности. Познакомиться на практике с социально- психологическими методами исследования личности.
Для данной курсовой составлен план выполнения следующих задач:
1. Изучить проанализировать научно-методическую литературу.
2. Определить основные ключевые понятия и структуру.
3. Изучить закономерности развития и формирования личности в рамках социальной психологии.
4. Изучить социально-психологические проблемы личности.
5. Изучить методики исследования личности.
Введение………….…………………………………………………………………3
1 Личность в социальной психологии....………………………………………….5
1.1 Личность в социологии и психологии. Противоречия в трактовке социальной психологии личности. …………………………………………….………5
1.2 Задачи социально-психологического исследования…………..…………..9
2 Социальная обусловленность склада личности, мотивация, социально-психологические качества личности………………………………………………..9
2.1Социально-типические черты личности, общественная активность…...….9
2.2 Группа и формирование личности…………………………………………...10
2.3 Социально-психологические методы исследования личности ………..…..14
3 Системообразующие признаки личности и личностная типология и другие вопросы касающиеся личности………………………………………………….14
3.1 Методы исследования личности…..………………………….16
Заключение………………………..……………………………………………….20
Глоссарий …………………………………………………………………....23
Список использованных источников ….……………………………….......26
Приложение А…………………..……………………………………………27
Приложение Б…………………………………………………………….….27
Социальная психология изучает поведение и деятельность "социально детерминированной личности" в конкретных реальных социальных группах, индивидуальный вклад каждой личности в деятельность группы, причины, от которых зависит величина этого вклада в общую деятельность. Точнее, изучаются два ряда таких причин: коренящихся в характере и уровне развития тех групп, в которых личность действует, и коренящихся в самой личности, например, в условиях ее социализации.5
2.1
Социально-типические черты
В процессе своей деятельности в обществе личность перенимает социально-типические черты в процессе социализации путем передачи социального опыта от поколения к поколению. Использование и знание этих черт личности необходимо для обеспечения предсказуемости поведения индивидов, достижения упорядоченности социального взаимодействия, сохранения социального целого. К типическим социальным чертам можно отнести ценности, язык, способы поведения и другие. Личность приобретает одобряемые качества модели поведения. Они приобретаются на примерах, они привлекательны, понятны и не сложны. Их осиливают большинство членов общества.
Человек, в социальном обществе обязательно приобретает социально-типические черты, которые позволяют ему стать достойным его членом или группы, успешно существовать с другими людьми.
Чем активнее личность и чем богаче его типические и нетипические черты, тем интереснее личность и ярче индивидуальность. Чем больше социальный багаж личности, тем он ценнее для общества, так как это важные качества для продолжения развития и передачи социального опыта, который двигает данное общество к более высокой ступени развития.
Стоит учитывать , что в процессе социализации передаются и усваиваются кроме социально необходимых, и асоциальные черты. Общество поддерживает передачу одобряемых социально-типических черт будущему поколению для сохранения устойчивости своего функционирования и развития.
Современное общество требует большего объема социально-типических черт в процессе социализации. Так как для успешного функционирования в обществе современному активному человеку нужно много знать, уметь, многому соответствовать. Нужно помнить что, общество не только типизирует, но и индивидуализирует. Не стоит забывать, что у различных групп социально-типическое черты могут иметь отличия, впрочем, как и культурные ценности, способы. Чем больше таких различий, тем сильнее люди отличаются друг от друга.
Для социальной психологии важно выявлять закономерности, которым подчинено поведение и деятельность личности, состоящей в определенной социальной группе. Эту проблему необходимо исследовать совместно с исследованием группы.
2.2 Группа и формирование
Несомненно труды Л.И. Божович, Петровского заставляют нас соглашаться, с тем, что очень весомый вклад в развитие личности дает группа – коллектив в котором идет ее развитие.
А коллективов этих в жизни бывает множество. Человек за свою жизнь начинает общение в семье, в группе детей детского сада, школе, учебном заведении, трудовом коллективе, в кругу друзей и знакомых.
На примере характеристики личности – авторитетность, можно рассмотреть систему отношений между участниками различных групп.
Рассмотрев коллектив районной администрации во главе с главой района, и проведя опрос, было выяснено, что в данной организации действует жесткий авторитаризм, активно реализовываются права сильнейшего «деспота»- главы. Сотрудники не имеют права голоса, боятся своего начальника, и не очень то его уважают.
В противовес администрации выступает коллектив Центра занятости, где существует демократическая власть, здесь не боятся директора, а уважают, в коллективе каждый может высказать свое мнение и внести свою лепту в развитие общего дела – эту группу можно назвать высокоразвитой группой. Связано это с личностными качествами руководителей в первом случае ярко прослеживаются своеволие, завышенная самооценка и жесткость, во втором высокий интеллект, принципиальность, разумная требовательность, доброжелательное отношение.
Несомненно, личность начинает складываться еще в детстве, ведь во время игры идет моделирование отношений между людьми. Также для того чтобы сформировать личность нужно усваивать образцы поведения ( ценностей, действий, норм). Поэтому очень важны взаимоотношения, складывающиеся у человека в разные периоды с наиболее важной для него группой и типом общения. Во многом от уровня развития группы зависит уровень развития личности.
Не стоит забывать, что всякий индивид хочет быть личностью, а быть личностью значит обладать некой совокупность индивидуальных особенностей. А группа стимулирует процесс персонализации, именно там человек понимает, что ему нужно принимать какие то новые социальные роли, расти профессионально и творчески.
Личность, вступающая в определенную группу должна усваивать действующие нормы и средства деятельности, пройти адаптацию, а уже после пройти этап индивидуализации в группе.
Следующий шаг это внесение весомого вклада в группу.
Исследуя группы, и обратив исследование со стороны личности, можно получить задачу для изучения лидерства. Лидерство это тоже групповое явление, так как не может быть лидера без группы.
Лидерство - способности одного человека влиять определенным образом на поведение других людей. По началу исследователи занимающиеся этим вопросом искали корни в личностных характеристиках лидерства, затем тщательному изучению и анализу подвергли поведение лидеров. Разработано невероятное множество теорий , который пытаются определить оптимальные методы лидерства. В настоящее время исследователи учитывают аспекты взаимодействий, между подчиненными и лидерами , учитывая их взаимное влияние. Огромное место в изучении лидерства уделяется в отношениях с группой делающих акцент на сотрудничестве.
В
любой группе происходит
Аттракция — это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, некоторое качество отношения. Аттракция не может существовать без межличностных отношений и реализуется она в общении.
Исследовать аттракцию стали не так давно, так как
раньше дружбу, симпатию и любовь считали
областью искусства и литературы.
Для социальной психологии важен момент
изучения аттракции в анализе групп.
В процессе изучения личности во взаимодействии с группами важно детально исследовать микро- и макросреды, в которых проходило ее развитие. Весь этот путь в социальной психологии имеет термин - социализация.
Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Так внутри конкретной группы – происходит групповая социализация, ребенок, общающийся большую часть своего времени с друзьями, а не с родителями, быстрее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.
В социальной психологии важны исследования действий личности при общении с другими личностями или группами, в которых они функционируют. Эта социально-психологическая проблема имеет название - проблема социальной установки. На Западе предложили термин для обозначения социальной установки – аттитюд.
Аттитюд ( attitude ) — это специфический образ действий, который человек реализует или хочет реализовать в конкретной ситуации. Так если мальчик Ваня хочет пойти заниматься в секцию самбо, где занимается его друг Кирилл, то его намерение будет аттитюдом, включающим в себя интересы, реакции, объекты, стимулы и ситуации. Отметим, что мотив поведения в этом случае имеется и является аттитюдом.
Социальная психология уделяет так же особое внимание анализу социально-психологическим качествам личности.
Особенное место в их изучении занимают социально-психологические феномены, такие как маргинальность, заражение, негативизм и другие.
Остановимся на них чуть подробнее.
Начнем с понятия негативизм. Негативизмом назовем оппозиционную манеру поведения, направленную против авторитета и имеющую проявления в пассивной и активной форме сопротивления, это борьба против действующих правил, норм, обычаев.
Второй рассматриваемый феномен личности - аффилиация (англ. аffiliation соединение, связь). Феномен заключается в потребности общения, получении эмоциональных контактов, в проявлениях дружбы и любви. В основном формирование данного феномена зависит от характера взаимоотношений с родителями в раннем детстве и со сверстниками.
Третий феномен альтруизм (от лат. alter - другой) - выражается в бескорыстной заботе о других людях. Противоположностью альтруизму является эгоизм.
Четвертый яркий феномен личности маргинальность (от лат. край, граница) - пограничность, периферийность или промежуточность по отношению к каким-либо социальным общностям (национальным, культурным, религиозным и др.)6. Главным принципом маргинализации является показатель когда разрываются духовные, экономические и личностные связи. Маргиналы не имеют собственных систем ценностей, имитируют чужие, живут в нескольких мирах одновременно, и не принадлежат ни к одному. Их часто посещают чувства потерянности, неуверенности, они довольствуютсяся малым, считя, что все их неприятности от других.
Рядом с маргинальностью можно поставить феномен индифферентности (лат. indifferens - безразличный) - выражается данный феномен в эмоциональном безразличии к каким-либо событиям и ситуациям. Очень часто он встречается у шизофреников и людей, находящихся в депрессии. Конечно это не вся линейка феноменов, но в рамках данной курсовой работы ограничимся рассмотрением этих пяти.
3.1 Системообразующие признаки личности и личностная типология и другие вопросы касающиеся личности
Переходя к вопросу о социально-психологических методах исследования личности, хотелось бы кратко вспомнить о четырех ключевых признаках личности или системообразующих которые широко исследуются различными методиками.
Эмоциональность - первый признак отличен, тем что - в совокупности качеств личности, определяет темп появления, прохождения и угасания эмоциональных состояний.
Второй признак - активность, определяющая длительность, интенсивность, разнообразие и частоту деятельности.
Третий - саморегуляция показывает на сколько личность способна устойчиво функционировать в различных условиях, т.е. регулировать свое состояние, поведение и деятельность.
Четвертый признак -побуждение, мотивационный компонент характера.
Еще одна задача социологии личности - создание личностной типологии. Нет смысла в социологической теории личности без анализа типов личностей.
Так известный русский правовед Л.А. Тихомиров
в своих трудах выделял два типа личностей
по силе самостоятельности. Гумилев Л.Н
разделил людей на располагающих достаточной
энергией для удовлетворения потребностей,
движимых инстинктами самосохранения
(Для того чтобы жить они работают) и
людей с избытком энергии ( живущих ради
высоких целей). Но нужно не забывать что
есть люди с дефицитом энергиии. У них
нет стремления к активной трудовой деятельности
и предпочитают жить за счет других.
У В.А. Ядова в работах мы увидим базисный тип (отвечающий объективным условиям современного этапа общественного развития) и модальный (реально господствующий). Для базисного типа существует система нравственных, социальных и правовых норм, отражающихся в конституциях, законах, в общественном сознании, различных типах мировоззрений .
По базисному типу сравнивают личность, которая должна развиваться с максимальной пользой для общества. Есть типологии с типами личностей с признаками определенных общностей (учащиеся, служащие), национальных типов, а так же выделяют три социально-психологических типа личности.
Пикники (адаптирующиеся к социальной среде, они могут отстаивать свои интересы без конфликтов). Второй тип социально-активный и общительный - атлетики. И астеник весьма чувствительный к изменению своего статуса.
Отметим, что личность черпающая свою структуру из видов деятельности, можно охарактеризовать с помощью пяти потенциалов: познавательный, ценностный, творческий, коммуникативный и художественный (эстетический).
Информация о работе Изучение личности в социальной психологии