Изучение отношения младших школьников к английскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Анкета - эмпирический метод педагогического исследования.
Положительная сторона этого метода - получение массового материала, на основе которого можно установить различные корреляции, например - между познавательными интересами и отношением к учению, школе, учителю.
Объектом курсовой работы выступает познавательный интерес младших школьников.
Предметом – отношение младших школьников к английскому языку.

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………………………………32. Теоретическая часть…………………………………………………………..4
2.1 Мотивационная сфера младшего школьника…………………………..6
3. Эмпирическая часть………………………………………………………....13
3.1. Исследование отношения младших школьников к английскому языку……………………………………………………………………………..13
4. Заключение…………………………………………………………………..16
5. Список литературы……………………………………………………….…17

Файлы: 1 файл

Izuchenie_otnoshenia_ml_shkolnikov_k_angl_yazyku.docx

— 42.09 Кб (Скачать файл)

При обучении английскому языку детей 10-11 лет вряд ли необходим прямой контроль учебных действий, навыков и умений учащихся.

В эти годы закладывается интерес к языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны, периоды динамичного развития речевых умений могут чередоваться с относительно непродуктивными периодами учёбы [4,6].

Вместе с тем, знания по иностранному языку, включённому в сетку часов начальной школы, должны оцениваться в фиксированные учебным планом промежутки учебного времени [5,3]. В ряде школ отметки вообще не выставляются, что облегчает задачу учителя иностранного языка.

В этих случаях наиболее адекватной может быть признана система содержательных оценок, разработанная Ш. А. Амонашвили. Она позволяет выработать у учащихся правильное отношение к учебе и учителю, а у учителя достаточно объективное отношение к детям [1].

Основными характеристиками системы содержательных оценок являются:

1) доброжелательное отношение  к ученику как к личности; 
2) положительное отношение к усилиям, предпринимаемым учеником для решения поставленной задачи, когда оценивается его старание; 
3) конкретный анализ трудностей и допущенных им ошибок; 
4) конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат во время следующей попытки.

Подобный подход к контролю и оценке умений учащихся ориентирован на их успехи, поощрение, поддержку, которые сопровождаются вполне конкретными действиями учителя и ученика, направленными на улучшение качества обучения.

Вместе с тем, при оценке конкретных достижений учащихся в разных речевых умениях (например, чтении) учитель может ориентироваться на количественные и качественные параметры, такие как объём и характер текстов для чтения и другие. Параметры дают основание судить о желаемом и достижимом уровне коммуникативной компетенции учащихся на данном этапе.

Сочетая разные виды оценивания, каждый учитель в состоянии сделать этот процесс наиболее эффективным, интересным для всех участников учебного процесса, безболезненным и мотивирующим на дальнейшее успешное обучение. Каждый ребёнок будет оценен по заслугам и уйдёт с урока удовлетворённым и в хорошем настроении, а дома с нетерпением будет ждать следующего занятия, где снова его успехи оценят по достоинству и отметят его старание.[18]

Следует отметить, что положительное оценивание у младших школьников напрямую связано с их психологическими особенностями.

Д. Мун в книге “Children Learning English” (гл.2) выделил восемь ключевых условий успешного изучения языка с учениками начальной школы. Мотивация - это основной компонент успешности. Дружелюбная атмосфера на уроке помогает ребёнку рисковать в речевой деятельности и наслаждаться процессом обучения. Обратная связь и конкретный анализ трудностей, сделанный в адекватной форме, необходимы для успеха. Разные виды и формы оценивания позволяют ученику экспериментировать с оценкой и не бояться её. Успешно оцененные дети открыты для разнообразных и значимых знаний по всем видам речевой деятельности, для общения на языке и для практического его использования.

Положительное оценивание ведёт к устойчивому желанию говорить, читать, слушать и писать на иностранном языке. Дети учатся лучше, когда их собственный труд оценивается положительно.

 

 

 

 

 

 

 

Эмпирическая часть.

«Исследование отношения младших школьников к английскому языку»

В моем опросе участвовало 15 учеников 2 класса МОУ СОШ г. Ртищево Саратовской области.

Для начала ученикам было предложено следующее задание: каждый из них должен был расставить по приоритетности уроки – от тех, которые нравятся больше до тех, которые нравятся в меньшей степени. (Табл.№1)

Таблица №1.

«Результаты исследования»

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Сред

Место

Математика

1

8

2

4

2

2

6

4

4

5

7

7

8

9

5

4.13

4

Русский язык

5

5

3

8

1

5

5

8

2

1

8

5

7

1

2

4.4

5-6

ИЗО

2

4

4

2

3

4

2

3

3

6

2

7

4

5

8

3.93

2

Труд

3

1

5

1

5

3

3

2

5

2

5

8

5

6

7

4.06

3

Окружающий мир

4

7

8

5

7

6

4

5

7

8

3

3

1

7

3

5.2

7

Английский язык

6

6

1

6

4

7

8

6

1

4

6

4

2

4

1

4.4

5-6

Физкультура

7

2

6

3

8

1

1

1

8

7

1

2

3

2

4

3.13

1

Музыка

8

3

7

1

6

8

1

7

6

3

4

6

6

8

6

6.13

8


 

 

     Анализ результатов показал, что на первом месте у большинства испытуемых  стоят те дисциплины, которые не требуют особых умственных усилий - это музыка, ИЗО и окружающий мир, физическая культура (в основном мальчики). Однако нашлись и такие, у которых изучение языков чуть ли не на первом месте (4 девочки). А все остальные испытуемые отдали предпочтение математике и  труду.

     В целом, следует отметить, что изучение английского языка среди младших школьников все же вызывает интерес у некоторых представителей данной возрастной группы, в частности девушек. Можно предположить, что это объясняется тем, что такая профессия как переводчик больше свойственна для лиц женского пола (наблюдается в СМИ).

Затем было предложено детям нарисовать 3 кружочка, и закрасить в определенные цвета – красный, желтый и зеленый, в зависимости от настроения на уроке:

- Зеленый – отличное  настроение, мне интересно слушать, изучать что-то новое на уроке;

- Желтый – мне местами интересно на уроке, местами нет;

- Красный – у меня  плохое настроение, мне скучно  и неинтересно на уроке.

Таблица №2

«Результаты исследования»

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Зеленый

3

     

3

3

           

3

 

3

Жёлтый

 

2

2

2

   

2

 

2

2

2

2

 

2

 

Красный

             

1

             

 

 

 Средний балл данной таблицы – 2,26 (между желтым и зеленым цветом). Это означает, что результат выше среднего, а значит, что детям интересно узнавать что-то новое на уроке и соответственно настроение у них хорошее, позитивное.

На следующем этапе, учащимся было предложено ответить на вопрос: «Нравится ли тебе изучать иностранный язык? Почему? Если нет, то почему»?

 Анализ мотивов показал, что уроки английского языка  нравятся 60% ученикам потому что: «Он клёвый, интересный»; «Хочу изучать новые слова»; «Хороший учитель»; «Хочу поехать в США к друзьям» и.т.д. А остальным 40% испытуемых язык не нравится. Они аргументировали это тем, что «Надо учить английские цифры»; «Непонятные слова»; «Его почти не знаю» и др.

Интерес при обучении является движущей силой, обеспечи-  
вающей и высокое качество знаний и усвоение необходимых умений и навыков обучаемыми [3]. Данное явление объясняется как объективными причинами (трудности при изучении английского языка, разнообразие предметов), так и с причинами, связанными с организацией процесса обучения на уроках английского языка. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что при обучении английскому языку детей 10-11 лет вряд ли необходим прямой контроль учебных действий, навыков и умений учащихся.

В эти годы закладывается интерес к языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны, периоды динамичного развития речевых умений могут чередоваться с относительно непродуктивными периодами учёбы [4,6].

Вместе с тем, знания по иностранному языку, включённому в сетку часов начальной школы, должны оцениваться в фиксированные учебным планом промежутки учебного времени [5,3]. В ряде школ отметки вообще не выставляются, что облегчает задачу учителя иностранного языка.

Не всем детям иностранный язык дается легко. Есть ученики, которые с трудом усваивают произношение, интонацию предложений, не запоминают структуру речевых образцов, лексику для их заполнения. Это, как правило, вызывает у ребенка неудовлетворенность, ведет к ослаблению интереса в изучении английского языка. Интерес при обучении является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество знаний и усвоение необходимых умений и навыков обучаемыми [3]. Данное явление объясняется как объективными причинами (трудности при изучении английского языка, разнообразие предметов), так и с причинами, связанными с организацией процесса обучения на уроках английского языка. 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! Москва, Просвещение, 1986.

  1. Биболетова М.З. Enjoy English-1. - Обнинск, Титул, 2005.

  1. Биболетова М.З., Трубаева Н.Н. Авторская программа к курсу “Enjoy English-1” для 2-9 классов общеобразовательных учреждений.// АЯШ. - 2003. - №1, №2.

  1. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: методическое пособие. - Москва, Айрис-пресс, 2004.

  1. Государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 1. Общественно- гуманитарные дисциплины. - Под ред. Леднева В. С. и др. - Москва, ТЦ Сфера, Прометей,1998.

  1. Книга для учителя к учебнику англ. яз. для нач. шк. “Enjoy English-1”. - Обнинск, Титул, 2003.

  1. Колесникова И. Л., Долина О. А. Англо- русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. - СПб., 2001.

  1. Millie: Книга для учителя к учебнику английского языка для 2 кл. общеобр. учреждений\ Азарова С.Н. и др.- Обнинск, Титул, 2005.

  1. Примерная программа по иностранным языкам.// ИЯШ. - 2005. - №6.

  1. Семёнова Н.В. Раннее обучение иностранным языкам в школе// Первое сентября, Английский язык. - 2004.-№ 32.

  1. Стул Т. Новый взгляд на обучение чтению// Первое сентября, Английский язык. - 2004. - №36.

  1. Федотова Н. Раннее обучение: мода или целесообразность? // Первое сентября, Английский язык. - 2005. - №24.

  1. Цукерман Г. Оценка без отметки. - Москва, Эксперимент, 1999

  1. How to Teach Young Learners Effectively. - The British Council, 2001.

  1. Maley A. Assessing Young Learners. - Oxford, 2003.

  1. Moon J. Children Learning English. - Macmillan, 2000.

  1. Moon J. Teaching English to Children. –Macmillan, 2000.

Информация о работе Изучение отношения младших школьников к английскому языку