Изучение отношения младших школьников к английскому языку
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 13:04, курсовая работа
Описание работы
Анкета - эмпирический метод педагогического исследования. Положительная сторона этого метода - получение массового материала, на основе которого можно установить различные корреляции, например - между познавательными интересами и отношением к учению, школе, учителю. Объектом курсовой работы выступает познавательный интерес младших школьников. Предметом – отношение младших школьников к английскому языку.
Содержание работы
1.Введение…………………………………………………………………………32. Теоретическая часть…………………………………………………………..4 2.1 Мотивационная сфера младшего школьника…………………………..6 3. Эмпирическая часть………………………………………………………....13 3.1. Исследование отношения младших школьников к английскому языку……………………………………………………………………………..13 4. Заключение…………………………………………………………………..16 5. Список литературы……………………………………………………….…17
При обучении английскому языку
детей 10-11 лет вряд ли необходим прямой
контроль учебных действий, навыков и
умений учащихся.
В эти годы закладывается интерес
к языку, достижения учащихся очень подвижны
и индивидуальны, периоды динамичного
развития речевых умений могут чередоваться
с относительно непродуктивными периодами
учёбы [4,6].
Вместе с тем, знания по иностранному
языку, включённому в сетку часов начальной
школы, должны оцениваться в фиксированные
учебным планом промежутки учебного времени
[5,3]. В ряде школ отметки вообще не выставляются,
что облегчает задачу учителя иностранного
языка.
В этих случаях наиболее адекватной
может быть признана система содержательных
оценок, разработанная Ш. А. Амонашвили.
Она позволяет выработать у учащихся правильное
отношение к учебе и учителю, а у учителя
достаточно объективное отношение к детям
[1].
Основными характеристиками
системы содержательных оценок являются:
1) доброжелательное отношение
к ученику как к личности;
2) положительное отношение к усилиям,
предпринимаемым учеником для решения
поставленной задачи, когда оценивается
его старание;
3) конкретный анализ трудностей и допущенных
им ошибок;
4) конкретные указания на то, как можно
улучшить достигнутый результат во время
следующей попытки.
Подобный подход к контролю
и оценке умений учащихся ориентирован
на их успехи, поощрение, поддержку, которые
сопровождаются вполне конкретными действиями
учителя и ученика, направленными на улучшение
качества обучения.
Вместе с тем, при оценке конкретных
достижений учащихся в разных речевых
умениях (например, чтении) учитель может
ориентироваться на количественные и
качественные параметры, такие как объём
и характер текстов для чтения и другие.
Параметры дают основание судить о желаемом
и достижимом уровне коммуникативной
компетенции учащихся на данном этапе.
Сочетая разные виды оценивания,
каждый учитель в состоянии сделать этот
процесс наиболее эффективным, интересным
для всех участников учебного процесса,
безболезненным и мотивирующим на дальнейшее
успешное обучение. Каждый ребёнок будет
оценен по заслугам и уйдёт с урока удовлетворённым
и в хорошем настроении, а дома с нетерпением
будет ждать следующего занятия, где снова
его успехи оценят по достоинству и отметят
его старание.[18]
Следует отметить, что положительное
оценивание у младших школьников напрямую
связано с их психологическими особенностями.
Д. Мун в книге “Children Learning English”
(гл.2) выделил восемь ключевых условий
успешного изучения языка с учениками
начальной школы. Мотивация - это основной
компонент успешности. Дружелюбная атмосфера
на уроке помогает ребёнку рисковать в
речевой деятельности и наслаждаться
процессом обучения. Обратная связь и
конкретный анализ трудностей, сделанный
в адекватной форме, необходимы для успеха.
Разные виды и формы оценивания позволяют
ученику экспериментировать с оценкой
и не бояться её. Успешно оцененные дети
открыты для разнообразных и значимых
знаний по всем видам речевой деятельности,
для общения на языке и для практического
его использования.
Положительное оценивание ведёт
к устойчивому желанию говорить, читать,
слушать и писать на иностранном языке.
Дети учатся лучше, когда их собственный
труд оценивается положительно.
Эмпирическая часть.
«Исследование отношения
младших школьников к английскому языку»
В моем опросе участвовало 15
учеников 2 класса МОУ СОШ г. Ртищево Саратовской
области.
Для начала ученикам было предложено
следующее задание: каждый из них должен
был расставить по приоритетности уроки
– от тех, которые нравятся больше до тех,
которые нравятся в меньшей степени. (Табл.№1)
Таблица №1.
«Результаты
исследования»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Сред
Место
Математика
1
8
2
4
2
2
6
4
4
5
7
7
8
9
5
4.13
4
Русский язык
5
5
3
8
1
5
5
8
2
1
8
5
7
1
2
4.4
5-6
ИЗО
2
4
4
2
3
4
2
3
3
6
2
7
4
5
8
3.93
2
Труд
3
1
5
1
5
3
3
2
5
2
5
8
5
6
7
4.06
3
Окружающий мир
4
7
8
5
7
6
4
5
7
8
3
3
1
7
3
5.2
7
Английский язык
6
6
1
6
4
7
8
6
1
4
6
4
2
4
1
4.4
5-6
Физкультура
7
2
6
3
8
1
1
1
8
7
1
2
3
2
4
3.13
1
Музыка
8
3
7
1
6
8
1
7
6
3
4
6
6
8
6
6.13
8
Анализ результатов
показал, что на первом месте у большинства
испытуемых стоят те дисциплины, которые
не требуют особых умственных усилий -
это музыка, ИЗО и окружающий мир, физическая
культура (в основном мальчики). Однако
нашлись и такие, у которых изучение языков
чуть ли не на первом месте (4 девочки).
А все остальные испытуемые отдали предпочтение
математике и труду.
В целом, следует
отметить, что изучение английского языка
среди младших школьников все же вызывает
интерес у некоторых представителей данной
возрастной группы, в частности девушек.
Можно предположить, что это объясняется
тем, что такая профессия как переводчик
больше свойственна для лиц женского пола
(наблюдается в СМИ).
Затем было предложено детям
нарисовать 3 кружочка, и закрасить в определенные
цвета – красный, желтый и зеленый, в зависимости
от настроения на уроке:
- Зеленый – отличное
настроение, мне интересно слушать,
изучать что-то новое на уроке;
- Желтый – мне местами интересно
на уроке, местами нет;
- Красный – у меня
плохое настроение, мне скучно
и неинтересно на уроке.
Таблица №2
«Результаты
исследования»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Зеленый
3
3
3
3
3
Жёлтый
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Красный
1
Средний балл данной таблицы
– 2,26 (между желтым и зеленым цветом). Это
означает, что результат выше среднего,
а значит, что детям интересно узнавать
что-то новое на уроке и соответственно
настроение у них хорошее, позитивное.
На следующем этапе, учащимся
было предложено ответить на вопрос: «Нравится
ли тебе изучать иностранный язык? Почему?
Если нет, то почему»?
Анализ мотивов показал,
что уроки английского языка
нравятся 60% ученикам потому что: «Он клёвый,
интересный»; «Хочу изучать новые слова»;
«Хороший учитель»; «Хочу поехать в США
к друзьям» и.т.д. А остальным 40% испытуемых
язык не нравится. Они аргументировали
это тем, что «Надо учить английские цифры»;
«Непонятные слова»; «Его почти не знаю»
и др.
Интерес при обучении является
движущей силой, обеспечи-
вающей и высокое качество знаний и усвоение
необходимых умений и навыков обучаемыми
[3]. Данное явление объясняется как объективными
причинами (трудности при изучении английского
языка, разнообразие предметов), так и
с причинами, связанными с организацией
процесса обучения на уроках английского
языка.
Заключение
Таким образом, можно сделать
вывод, что при обучении английскому языку
детей 10-11 лет вряд ли необходим прямой
контроль учебных действий, навыков и
умений учащихся.
В эти годы закладывается интерес
к языку, достижения учащихся очень подвижны
и индивидуальны, периоды динамичного
развития речевых умений могут чередоваться
с относительно непродуктивными периодами
учёбы [4,6].
Вместе с тем, знания по иностранному
языку, включённому в сетку часов начальной
школы, должны оцениваться в фиксированные
учебным планом промежутки учебного времени
[5,3]. В ряде школ отметки вообще не выставляются,
что облегчает задачу учителя иностранного
языка.
Не всем детям иностранный язык
дается легко. Есть ученики, которые с
трудом усваивают произношение, интонацию
предложений, не запоминают структуру
речевых образцов, лексику для их заполнения.
Это, как правило, вызывает у ребенка неудовлетворенность,
ведет к ослаблению интереса в изучении
английского языка. Интерес при обучении
является движущей силой, обеспечивающей
и высокое качество знаний и усвоение
необходимых умений и навыков обучаемыми
[3]. Данное явление объясняется как объективными
причинами (трудности при изучении английского
языка, разнообразие предметов), так и
с причинами, связанными с организацией
процесса обучения на уроках английского
языка.
Список литературы:
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! Москва, Просвещение, 1986.
Биболетова М.З., Трубаева Н.Н. Авторская программа к курсу “Enjoy English-1” для 2-9 классов общеобразовательных учреждений.// АЯШ. - 2003. - №1, №2.
Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н.
Теория и практика обучения иностранным
языкам. Начальная школа: методическое
пособие. - Москва, Айрис-пресс, 2004.
Государственный стандарт начального
общего, основного общего и среднего (полного)
общего образования. Книга 1. Общественно- гуманитарные дисциплины. - Под ред. Леднева В. С. и др. - Москва, ТЦ Сфера, Прометей,1998.
Книга для учителя к учебнику
англ. яз. для нач. шк. “Enjoy English-1”. - Обнинск, Титул, 2003.
Колесникова И. Л., Долина О.
А. Англо- русский терминологический справочник
по методике преподавания иностранных
языков. - СПб., 2001.
Millie: Книга для учителя к учебнику английского языка для 2 кл. общеобр. учреждений\ Азарова С.Н. и др.- Обнинск, Титул, 2005.
Примерная программа по иностранным
языкам.// ИЯШ. - 2005. - №6.
Семёнова Н.В. Раннее обучение
иностранным языкам в школе// Первое сентября,
Английский язык. - 2004.-№ 32.
Стул Т. Новый взгляд на обучение
чтению// Первое сентября, Английский язык.
- 2004. - №36.
Федотова Н. Раннее обучение:
мода или целесообразность? // Первое сентября,
Английский язык. - 2005. - №24.
Цукерман Г. Оценка без отметки. - Москва, Эксперимент, 1999
How to Teach Young Learners Effectively. - The British
Council, 2001.
Maley A. Assessing Young Learners. - Oxford, 2003.
Moon J. Children Learning English. - Macmillan, 2000.
Moon J. Teaching English to Children. –Macmillan, 2000.