Эффективное использование коучинга при обучении персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Наш мир быстро меняется. Появляются новые технологии, новые продукты и изделия. Рынок находится в непрерывном движении. Объем информации растет с каждым днем. И в этих нелегких условиях российским предпринимателям приходится вести свой бизнес.
Если обратиться к определению «предпринимательская деятельность», то это «деятельность, ведущаяся на свой страх и риск с целью извлечения прибыли». Именно «свой страх и риск» побуждают руководителей искать эффективные решения, осваивать иные технологии, методы и подходы, вносить изменения в структуру и деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 3
Понятие коучинга. В каких случаях нужен коучинг…………….………….. 5
Преимущества, которые даёт управленцам работа с коучем ……………….10
Уникальность, процесс работы и достоинства коучинга……………………13
Открытие новых возможностей…………………………………………....... 16
Список литературы ……………………………………………………..........18

Файлы: 1 файл

коучинг.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….. 3

Понятие коучинга. В каких случаях  нужен коучинг…………….………….. 5

Преимущества, которые даёт управленцам  работа с коучем ……………….10

         Уникальность, процесс работы и достоинства коучинга……………………13

          Открытие новых возможностей…………………………………………....... 16

Список литературы ……………………………………………………..........18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Наш мир быстро меняется. Появляются новые  технологии, новые продукты и изделия. Рынок находится в непрерывном  движении. Объем информации растет с каждым днем. И в этих нелегких условиях российским предпринимателям приходится вести свой бизнес.     

Если  обратиться к определению «предпринимательская деятельность», то это «деятельность, ведущаяся на свой страх и риск с целью извлечения прибыли». Именно «свой страх и риск» побуждают  руководителей искать эффективные решения, осваивать иные технологии, методы и подходы, вносить изменения в структуру и деятельности.      

Необходимость учета человеческого фактора  в работе, возникла, в связи с  усложнением производства, с одной  стороны, когда стоимость человеческой ошибки существенно увеличилась, а также в связи с усилением конкурентной борьбы.      

Именно  поэтому в области управления персоналом появилось много различных  технологий, позволяющих более успешно  руководить людьми. Всевозможные аттестации, управление по целям, мероприятия, направленные на развитие корпоративной культуры и поддержание корпоративного духа, тренинги, коучинг, действия, призванные ускорить адаптацию вновь поступающих сотрудников, работа с резервом - это далеко не полный перечень того, что осуществляется в современной организации.     

Одним из основных инструментов «выживания»  организации является инвестирование в людей, т.е. привлечение специалистов со стороны либо обучение и ротация  собственного персонала. В связи  с большой неопределенностью человеческого фактора риск таких вложений весьма велик (пройдут обучение и уйдут). Однако привлекательность такого подхода очень высока: без затрат на переоборудование, приобретения технических средств, расширения офисных, производственных или торговых площадей можно значительно поднять производительность предприятия. При анализе инвестиций выявлено, что вложения в обучение и развитие персонала позволяют получать прибыль в 2 - 3 раза больше, чем те же вложения в технику и технологию.     

Все мероприятия, проводимые с людьми, условно можно разделить на две  категории: направленные в основном на стимулирование собственной активности сотрудника и пассивное овладение  сотрудником навыками, необходимыми для успешной работы в организации. Второй путь более легок, поскольку предполагает работу «по образцу», при этом за скобками остаются индивидуальные особенности обучаемого, его мотивация. Работа с собственной активностью обучаемого, формированием условий, побуждающих его к осознанному успешному выполнению намеченных планов, более сложна, но интересна.  В настоящее время в сфере управления используются различные способы  и подходы. И одним из самых  новых, объединяющих в себе различные  методики и техники, дающим новые  возможности, признан коучинг как  важный инструмент влияния на результаты деятельности отдельных людей и организации в целом. Современное управление в стиле коучинга - это взгляд на сотрудников как на огромный дополнительный ресурс предприятия, где каждый сотрудник является уникальной творческой личностью, способной самостоятельно решать многие задачи, проявлять инициативу, делать выбор, брать на себя ответственность и принимать решения. В связи с этим было бы не только интересно, но и актуально рассмотреть данную область работы с персоналом.     Целью реферата является систематизация теоретических знаний о коучинге, полученных из литературы, Интернет-источников, кадровых порталов, управленческих Интернет-сессий, как о современном подходе к обучению и развитию персонала, и понимание целей, задач и  схемы использования коучинга на практике.

 

Понятие коучинга.

Применение коучинга для решения бизнес- задач.

В настоящее время понятие «коучинг»  является общепринятым в бизнес-среде. Тем не менее единого определения нет ни в России, ни за рубежом. Есть множество определений, предложенных организациями, сообществами и отдельными людьми. Например, по версии ICF (International Coaching Federation), коучинг — это постоянное сотрудничество, которое помогает клиентам добиться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. Это определение, на мой взгляд, наиболее верно характеризует технологии, которые используются в коучинге, — они действительно приводят клиента к успеху. Возможно, залог эффективности коучинга — в индивидуальной работе с каждым клиентом.

Коучинг — это технология, вопрос только — технология чего?      Для кого-то — достижения успеха. Согласитесь, довольно широкое понятие. Однако достигнуть хороших результатов можно разными способами, при этом у каждого человека способ может быть свой. Именно инструменты коучинга позволяют раскрыть резервы каждого человека для достижения успеха.

Кочинг — это инструмент для  постановки целей в работе и в  личной жизни, а также возможность увидеть ситуацию со стороны и сделать конкретные шаги к достижению поставленных задач».

Одна из основных задач бизнес-коучинга — это изменить парадигму управления. Технология коучинга предназначена  прежде всего для руководителей, потому что тактические вопросы выполнения той или иной задачи являются компетенцией подчиненных.Руководитель должен быть уверен, что бизнес-уровень коуча, с которым он работает, находится не ниже его собственного уровня, а возможно, даже и выше. Коуч должен иметь опыт в бизнесе, как говорят, невозможно продавать счастье, не будучи счастливым.

       Мы рассмотрим лишь несколько случаев, в которых нужен бизнес-коучинг. Для кого-то коучинг — это техника, позволяющая расставить приоритеты в жизни. Нам всем знакомы ситуации, когда в компании одновременно идет несколько проектов, необходимо решать множество текущих вопросов, которые появляются постоянно. Нужно успеть все, а для этого необходимо уметь расставлять приоритеты. Коучинг позволяет сбалансировать жизнь, выделить наиболее важные задачи, составить так называемый план действий, который позволит учесть все свои интересы, а также цели и задачи компании.

Коучинг также необходим тому, кто  находится в кризисной ситуации. Не все идет гладко, но человек понимает, что из любой ситуации можно найти выход, которого он просто сейчас не видит. Это так называемое коробочное мышление (ограниченное, как если бы человек смотрел в щель в небольшой коробке и больше ничего не видел). Коуч помогает руководителю увидеть картину действительности полностью и понять, как в этой ситуации нужно действовать, расширяя ее границы.

Коуч-технологии также необходимы для развития лидерских качеств. Мнения расходятся: некоторые полагают, что лидерство — это врожденное качество, некоторые — что приобретенное. Есть также мнение, что, имея задатки к лидерству, человек может это качество развить и «отшлифовать». Коучинг действительно позволяет это сделать, но здесь важно осознанное желание клиента стать лидером. И часто, на этапе формирования запроса выясняется, что клиент хотел стать лидером, но не задумывался, что означает это понятие, а также что даст ему лидерство в будущем. И это, я полагаю, основные проблемы, рассматриваемые на коуч-сессиях, — сформировать коуч-контракт так, чтобы он соответствовал желанию клиента, а не был уступкой внешнему влиянию. «Коучинг — это инвестиции в дальнейшее профессиональное и личностное развитие: составление стратегического и оперативного плана, выявление своего потенциала и путей его дальнейшего развития».

Задача, которую часто ставят клиенты, — повысить эффективность своих управленческих решений и реализации стратегических задач. Придумать управленческое решение порой легко, но сложно его внедрить в компании. Получить положительный результат, увидеть последствия выполнения данных решений — с этими вопросами также работают клиент и коуч. Хотелось бы подчеркнуть, что работают именно оба, т.е. не клиент слушает коуча и выполняет его задания (едва ли можно вообще давать клиенту какие-либо советы, многие читающие эту статью, знают, как эти советы работают). Под работой я понимаю совместный труд, поиск решений с помощью известных, а порой и создаваемых на коуч-сессии технологий. Клиент, работая с коучем, формирует уверенность в том, что он может достичь своей цели и понимает, каким образом он может ее достичь.

При этом можно использовать и инструменты  бизнес-планирования, и диаграммы  Ганта и многое другое. Очень важно, чтобы клиент не только понимал, каким  образом он будет достигать результатов, но и видел шаги, необходимые для достижения целей, конкретика — это одно из преимуществ коучинга. Если в консалтинге часто можно встретить решение или набор решений для конкретной ситуации, то в коучинге это конкретные действия именно для этого клиента, а для другого клиента будут необходимы совсем другие действия. Только сам человек с помощью коуч-технологий может понять, какие действия ему необходимо предпринять для достижения конкретных результатов, другой человек за него это сделать не сможет.

В чем ценность работы руководителя с коучем? Основные направления работы таковы:

- расстановка приоритетов в решение бизнес-задач;

- повышение личной эффективности в работе;

- развитие лидерских навыков;

- прояснение бизнес-стратегии и тактики.

Ценность работы с коучем заключается  в повышении собственной самооценки в хорошем смысле этого слова. Нужно видеть во всем позитив, понимать, что учишься только на своем опыте, осознавать, что происходит вокруг, видеть результат не после проделанной работы, а представлять его во всех деталях до предполагаемого проекта. Но помимо этой внешней работы идет еще и внутренняя:

1. Понимание нужности или ненужности  той или иной цели, задачи. Знать  на сто процентов, нужно нам  или нет осуществлять тот или  иной проект, — это одна из  основных трудностей, с которыми  сталкиваются руководители. Помимо финансовой отдачи от проекта необходимо еще и предусмотреть направления его развития, дальнейшую работу. Порой очень просто сказать: «Да, мне нужно это сделать!» И даже начать выполнять этот проект. Но до конца разобраться, в чем заключается необходимость того или иного проекта, задачи, у нас нет времени. Интуитивно мы понимаем, что это принесет пользу, но уточнить, в чем она заключается, у нас нет времени, да и порой желания, потому что это не принято: главное — делать. Работа руко-водителя с коучем позволяет за короткий промежуток времени прояснить необходимость проекта, не затрачивая на это недели и месяцы. Речь идет не только об экономии времени, происходит еще и «раскладывание по полочкам» того, что намечено, что, несомненно, важно для движения вперед.

2. Изменение взгляда на существующую  цель, задачу. Для клиента очень  важно прояснить цель, которую  он поставил перед собой. Очень  часто мы смотрим на свою  цель под одним углом. Ценность  работы с коучем в том, что  в коуч-сессии клиент начинает «визуализировать» свою цель, видеть конечный результат. Не просто «я хочу это сделать!», а «как я пойму, что эта цель достигнута». Простое переформатирование предложения, но при этом происходит большая внутренняя работа. Клиент начинает думать не о процессе, а о результате. Это не отменяет процесс, просто ставит его на второе по важности место. Есть замечательный пример, как рыцари устраивают бои за сердце дамы, но вскоре забывают о даме, концентрируя все свое внимание на бое. Но даме при этом рыцарь нужен живым, и ей необходимо внимание рыцаря.

3. «Моя цель — не моя цель».

Для многих открытие,что ряд целей, которых я планируется достигнуть, нечетко сформулированы, сложились из стереотипов, неактуальнына данном этапе и результаты не оправдают времени и сил на их достижение.

Помимо того, что коучинг позволяет  осознать это, данный метод позволяет  переключить внимание на действительно важные и значимые цели. Во время коуч-сессий часто происходят такие «переключения внимания», и это позволяет клиенту увидеть реальность и стереотипы, которые стали нормой жизни. Это не значит, что необходимо от них отказаться. Возможно, некоторые стереотипы не так и плохи (часто в обществе слово «стереотип» воспринимается не в положительном смысле), но вот задача на коуч-сессии — увидеть реальное положение вещей и возможность распорядиться этим в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преимущества, которые дает работа с коучем.

          Самое главное преимущество, пожалуй, заключается в том, что происходит работа над конечным результатом. Начиная с вопросов, сформулированных в определенном стиле, клиент мыслит в формате «что я получу в результате и хочу ли я это получить». Большой смысл имеет даже ответ на простой вопрос: «Представьте себе, что прошел месяц с момента нашей встречи. Что вы сделали за это время на пути к поставленной цели?» Клиент не только перечисляет то, что он предположительно сделал, но при этом осознает зачем. Происходит следующее: если мы говорим об уже прошедших событиях, то перечисляем чаще всего факты, которые к этому привели, когда же мы говорим о будущем, более того, «переносим себя в будущее» («представь, что прошел месяц…»), о фактах мы говорить не можем, т.к. их просто нет. Мы начинаем думать о том, что добились успеха, и только потом анализируем факты — что мы для этого сделали.

Информация о работе Эффективное использование коучинга при обучении персонала