Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 09:48, лекция
Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми. У человека, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы.
Вспомните “Окно Джохари” – “Видимое” – это часть личности, известная самому человеку, но неизвестна окружающим. По тем или иным причинам эти данные скрываются человеком от окружения. Такими причинами могут быть различные его личностные и профессиональные качества (ограничения), которые могут накладывать негатив на его образ в ближайшем окружении.
Прошла неделя. После первой встречи эмоции улеглись, остался лишь сухой остаток. Когда приятное чувство новизны уходит, остается сухой остаток знаний. Предлагаю обменяться своими мыслями и чувствами о первой встрече.
– Как вы себя чувствуете, какие изменения произошли?”
Обменяемся своими мыслями и чувствами (по принципу попкорна – кто готов тот и высказывается)
4. Упражнение “Сфера ответственности”
В пространстве комнаты размещаются листы с надписями: “Родитель”, “Воспитатель”, “Администрация”. Участникам предлагается встать возле определенной надписи.
Обсуждение:
– Как вам кажется, чья это сфера ответственности за эффективное общение в большей степени: родителей, воспитателей или администрации. Встаньте, пожалуйста, около той надписи, где вы считаете, кто в наибольшей степени несет ответственность за эффективное общение.
Обменяйтесь мнениями в своей группе. Затем один представитель от каждой группы представит аргументы в защиту вашей позиции в отношении ответственности за эффективное общение.
5. Упражнение “Взгляды”
Участники встают в круг, закрывают глаза. По команде ведущего надо открыть глаза, и только глазами установить контакт с одним из участников группы.
– Удалось ли всем найти пару?
Если это не получилось с первого раза — попробовать еще. Когда все достигли поставленной цели, попросить встать друг перед другом с кем был установлен контакт глаз, но таким образом, чтобы получись две шеренги, — это две команды для следующего упражнения.
Итог: Возможно с этим человеком у вас много общего, а так же важно то, что в сложных жизненных ситуациях вы можете положиться друг на друга и получить поддержку.
6. Групповая дискуссия
– Как завоевать доверие в общения с родителями? Когда возникают барьеры в общении с ними? А сейчас поразмышляем над причинами возникновения барьеров в общении между родителями и педагогами.
7. Мини-лекция “Причины
возникновения барьеров в
– Родители, доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому саду, надеются, что пребывание малыша в новом коллективе будет комфортным и радостным. Но, к сожалению, иногда надежды родителей оборачиваются разочарованием. Не оттого ли, что зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушаться друг к другу и встают по разные стороны баррикад? Это может происходить как по объективным, так и по субъективным причинам. Объективные причины – могут быть не столько, как, например, недобросовестное отношение воспитателей к своему делу, или низкая квалификация, а сколько не владения знаниями и навыками конструктивного общения. Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны родителей, и со стороны воспитателей. К ним можно отнести следующие:… (Приложение 7)
Итог: Действительно, все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход.
Проблема конфликта между
8. Упражнение “Построимся”
(Приложение 8)
Психологический смысл упражнения Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, в которые попадают участники, включает заинтересованность, заставляет находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.
9. Рефлексия
Что для меня было наиболее важным и ценным сегодня
Итог второй встречи: Содержание, т.е. слова, составляют всего лишь 1/6 часть общего объема общения. Невербальное общение: позы, движения, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса – 5/6 часть. Роль невербального общения огромна и умение его контролировать – один из факторов эффективного общения. Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения). Осознанию значимости невербальной манеры общения, развитию мимической и пантомимической выразительности, умению адекватно выражать себя и “прочитывать” эмоциональную реакцию партнера по общению способствуют созданию условий для эффективного общения.
10. Техника самодиагностики
Тест для самооценки
затруднений в общении с
Занятие 3. “Навыки эффективного общения”.
Цель: Отработка навыков установления и поддержания эффективного контакта, необходимого для решения содержательных задач. Предусматривается отработка следующих навыков: умение фиксировать и обозначать состояние другого человека; приемы управления собственным состоянием; “подстройка” в процессе общения: владение голосом (интонация, тембр, скорость речи), контакт глаз, установление дистанции в общение.
Продолжить работу с участниками по самоизучению и самоанализу. Поддерживать условия для проявления профессиональной и личностной рефлексии.
Материал: планшеты с цитатами: “Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения”. (Антуан де Сент Экзюпири).
Ход встречи
1. Упражнение-активатор “Поменяйтесь местами, кто...”
(Приложение 10)
2. Вводная беседа
А.С. Макаренко отмечал, что он стал считать себя мастером, когда научился говорить фразу “Иди сюда” с 16 различными интонациями голоса: восклицательным, вопросительным, удивленным, ошеломленным, ироническим, сатирическим, уничижительным, любовным, доносительным, безразличным, саркастическим, патетическим, униженным, насмешливым, прокурорским, жестоким, командирским, пренебрежительным, просительным, презирающим, снисходительным и т.п.
3. Упражнение на умение интонировать
Произнести следующие фразы (“Мне не безразличны успехи вашего ребенка”; “Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре”) с оттенками иронии, упрека, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности. По ходу произношения воспитатели могут сообщить, какой тон поможет им достичь цели.
4. Упражнение “Диалог с ролями”
Цель: отследить взаимосвязь роли (добровольной или вынужденной) и успешности общения.
Выбираются пять человек, желающих отработать умение договариваться. Им на голову надеваются ободки с их ролью, которую они не видят. Цель участников: договориться о чем-нибудь не выходя из рамок роли каждого участника. Наблюдатели фиксируют вербальные и невербальные реакции игроков и соответствие их ролей.
Тема для обсуждения: Муж – алкоголик. Что делать: терпеть или развестись?
Роли: соглашайтесь со мной, игнорируйте меня, возражайте мне, восхищайтесь мной, удивляйтесь мне.
Рефлексия: участники озвучивают свои чувства, мысли, и что изменилось, когда вы поняли какая ваша роль? Зрители делают выводы о том, что помогало быть успешным в диалоге и что мешало (навязанная роль, стереотип отношения)
5. Мини-лекция: “Торт общения”
Процесс общения образно можно сравнить с двухуровневым тортом. Если верхний уровень – это сфера осознанного общения, которая всем видна и понятна: жесты, мимика, пантомимика, смысл слов, то глубинный уровень общения, чаще всего не осознается, здесь происходит принятие другого, и основную роль несут установки, которые определяют наши позиции в общении, а именно:
Если смотреть общение в контексте с родителями, давайте проанализируем, кто какую позицию чаще всего использует? Поднимите руки кто пользуется установкой 1, 2, 3. Что она означает? (1 – назидание, превосходство; 2 – заискивание, лебезит – внутреннее опасение; 3 – принятие другого человека, общение на равных).
Из какой позиции лучше вести разговор, где будет более эффективное общение?
Общение – это деятельность, и
как любая деятельность поддается
анализу:
– что я чувствую, что чувствует другой?
– По какому пути идет разговор (сотрудничество
или соперничество)?
Этот анализ проходит свернуто – в диалоге с самим с собой. Каждый из нас несет конфликтогены, так как не может правильно отреагировать, амортизировать: что я чувствую? Меня понимают или не понимают?
Наш ресурс в общении – это постоянная рефлексия: на что я рассчитываю, какие чувства я вызываю? Таким образом, каждый воспитатель должна быть волшебницей, которая умеет управлять общением. А для этого мы должны владеть техникой “Активного слушания”
6. Мини-лекция Что такое “активное слушание?”
(Приложение 11)
7. Выдача памятки “Правила активного слушания”
(Приложение 12)
8. Упражнение “Активное слушание”
(Приложение 13)
Цель: выработать собственную технику активного слушания.
9. Мини-лекция
Согласно утверждениям психолога Эрика Берна, в каждом человеке “живут” три “Я”.
Позиция “Я” в роли “родителя” – стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя. Формируется до 5 лет, копируя поведение своих родителей, которые закладывают установки “должна”, “нельзя”
Позиция “Я” в роли “взрослого”
– подчеркивание сдержанности, понимания
интересов другого и гибкое распределение
ответственности между собой
и партнером по общению. Характерная
особенность позиции –
Позиция “Я” в роли “дитя” – позиция особой чувствительности, ранимости, зависимости и подчиненности. Это наши сильные чувства, которые сопровождаются установкой “хочу немедленно!”
В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трех названных позиций, что определяется особенностями характера общения.
Педагогу, вступающему в контакт
с родителем, важно найти правильную позицию
10. Упражнение на изменение ролевой позиции в общении
Цель: способствовать развитию умения использовать ролевые позиции в общении.
Фразы для упражнения: “Когда-нибудь вы поймете, что мои требования к ребенку были справедливы”; “Если вас не затруднит, мне хотелось бы поговорить о вашем ребенке”; “Вам, несомненно, известны успехи вашего сына в рисовании” “Пожалуйста, выслушайте меня, если у вас есть время” (можно использовать собственные фразы).
Каждая фраза произноситься во всех трех ролевых позициях. Если следующему участнику произнесение кажется неубедительным, он просит повторить фразу еще и еще раз.
11. Мини-лекция “Важные средства общения”
(Приложение 14)
“Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения”. (Антуан де Сент Экзюпири).
– Если вы хотите лучше понимать себя
и быть уверенным человеком, понимать
других людей, ориентироваться в
сложном мире человеческих взаимоотношений
и быть успешными в общении. Если
для вас важно чувство эмоциона
Средства общения: слово, мимику, жесты, интонацию голоса, глаза.
12. Упражнение “Рюкзачок”
(Приложение 15)
Цель: формирование позитивного самовосприятия, стремления к самосовершенствованию, осознание своих сильных и слабых сторон в общении.
Сегодня мы заканчиваем тренинговые занятия. Что-то за эти 3 занятия вы узнали нового, что-то еще предстоит узнать и научиться.
14. Обратная связь
(Приложение 16)
Литература
Информация о работе Эффективное общение педагогов с родителями в ДОУ