Эффективное общение педагогов с родителями в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 09:48, лекция

Описание работы

Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми. У человека, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы.

Файлы: 1 файл

Семинар с элементами тренинга.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Вспомните “Окно Джохари” – “Видимое”  – это часть личности, известная самому человеку, но неизвестна окружающим. По тем или иным причинам эти данные скрываются человеком от окружения. Такими причинами могут быть различные его личностные и профессиональные качества (ограничения), которые могут накладывать негатив на его образ в ближайшем окружении.

Прошла неделя. После первой встречи  эмоции улеглись, остался лишь сухой  остаток. Когда приятное чувство  новизны уходит, остается сухой остаток  знаний. Предлагаю обменяться своими мыслями и чувствами о первой встрече.

– Как вы себя чувствуете, какие изменения произошли?”

Обменяемся своими мыслями и  чувствами (по принципу попкорна –  кто готов тот и высказывается)

4. Упражнение “Сфера  ответственности”

В пространстве комнаты размещаются  листы с надписями: “Родитель”, “Воспитатель”, “Администрация”. Участникам предлагается встать возле определенной надписи.

Обсуждение:

– Как вам кажется, чья это  сфера ответственности за эффективное  общение в большей степени: родителей, воспитателей или администрации. Встаньте, пожалуйста, около той надписи, где вы считаете, кто в наибольшей степени несет ответственность за эффективное общение.

Обменяйтесь мнениями в своей группе. Затем один представитель от каждой группы представит аргументы в защиту вашей позиции в отношении  ответственности за эффективное общение.

5. Упражнение “Взгляды”

Участники встают в круг, закрывают  глаза. По команде ведущего надо открыть  глаза, и только глазами установить контакт с одним из участников группы.

– Удалось ли всем найти пару?

Если это не получилось с первого  раза — попробовать еще. Когда все достигли поставленной цели, попросить встать друг перед другом с кем был установлен контакт глаз, но таким образом, чтобы получись две шеренги, — это две команды для следующего упражнения.

Итог: Возможно с этим человеком у вас много общего, а так же важно то, что в сложных жизненных ситуациях вы можете положиться друг на друга и получить поддержку.

6. Групповая дискуссия

– Как завоевать доверие в  общения с родителями? Когда возникают  барьеры в общении с ними? А  сейчас поразмышляем над причинами возникновения барьеров в общении между родителями и педагогами.

7. Мини-лекция “Причины  возникновения барьеров в общении  между педагогами и родителями”

– Родители, доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому саду, надеются, что пребывание малыша в новом коллективе будет комфортным и радостным. Но, к сожалению, иногда надежды родителей оборачиваются разочарованием. Не оттого ли, что зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушаться друг к другу и встают по разные стороны баррикад? Это может происходить как по объективным, так и по субъективным причинам. Объективные причины – могут быть не столько, как, например, недобросовестное отношение воспитателей к своему делу, или низкая квалификация, а сколько не владения знаниями и навыками конструктивного общения. Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны родителей, и со стороны воспитателей. К ним можно отнести следующие:… (Приложение 7)

Итог: Действительно, все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход.

Проблема конфликта между родителями и педагогами – это глобальная проблема самой системы образования. Даже при очень хорошем воспитателе  и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения. При этом, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве.

8. Упражнение “Построимся”

(Приложение 8)

Психологический смысл  упражнения Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, в которые попадают участники, включает заинтересованность, заставляет находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.

9. Рефлексия

Что для меня было наиболее важным и ценным сегодня

Итог второй встречи: Содержание, т.е. слова, составляют всего лишь 1/6 часть общего объема общения. Невербальное общение: позы, движения, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса – 5/6 часть. Роль невербального общения огромна и умение его контролировать – один из факторов эффективного общения. Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения). Осознанию значимости невербальной манеры общения, развитию мимической и пантомимической выразительности, умению адекватно выражать себя и “прочитывать” эмоциональную реакцию партнера по общению способствуют созданию условий для эффективного общения.

10. Техника самодиагностики

Тест для самооценки затруднений в общении с родителями. (Приложение 9)

Занятие 3. “Навыки эффективного общения”.

Цель: Отработка навыков установления и поддержания эффективного контакта, необходимого для решения содержательных задач. Предусматривается отработка следующих навыков: умение фиксировать и обозначать состояние другого человека; приемы управления собственным состоянием; “подстройка” в процессе общения: владение голосом (интонация, тембр, скорость речи), контакт глаз, установление дистанции в общение.

Продолжить работу с участниками  по самоизучению и самоанализу. Поддерживать условия для проявления профессиональной и личностной рефлексии.

Материал: планшеты с цитатами: “Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения”. (Антуан де Сент Экзюпири).

Ход встречи

1. Упражнение-активатор  “Поменяйтесь местами, кто...”

(Приложение 10)

2. Вводная беседа

А.С. Макаренко отмечал, что он стал считать себя мастером, когда научился говорить фразу “Иди сюда” с 16 различными интонациями голоса: восклицательным, вопросительным, удивленным, ошеломленным, ироническим, сатирическим, уничижительным, любовным, доносительным, безразличным, саркастическим, патетическим, униженным, насмешливым, прокурорским, жестоким, командирским, пренебрежительным, просительным, презирающим, снисходительным и т.п.

3. Упражнение на умение  интонировать

Произнести следующие фразы (“Мне не безразличны успехи вашего ребенка”; “Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре”) с оттенками иронии, упрека, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности. По ходу произношения воспитатели могут сообщить, какой тон поможет им достичь цели.

4. Упражнение “Диалог  с ролями”

Цель: отследить взаимосвязь роли (добровольной или вынужденной) и успешности общения.

Выбираются пять человек, желающих отработать умение договариваться. Им на голову надеваются ободки с их ролью, которую они не видят. Цель участников: договориться о чем-нибудь не выходя из рамок роли каждого участника. Наблюдатели фиксируют вербальные и невербальные реакции игроков и соответствие их ролей.

Тема для обсуждения: Муж – алкоголик. Что делать: терпеть или развестись?

Роли: соглашайтесь со мной, игнорируйте меня, возражайте мне, восхищайтесь мной, удивляйтесь мне.

Рефлексия: участники озвучивают свои чувства, мысли, и что изменилось, когда вы поняли какая ваша роль? Зрители делают выводы о том, что помогало быть успешным в диалоге и что мешало (навязанная роль, стереотип отношения)

5. Мини-лекция: “Торт  общения”

Процесс общения образно можно  сравнить с двухуровневым тортом. Если верхний уровень – это  сфера осознанного общения, которая  всем видна и понятна: жесты, мимика, пантомимика, смысл слов, то глубинный уровень общения, чаще всего не осознается, здесь происходит принятие другого, и основную роль несут установки, которые определяют наши позиции в общении, а именно:

  • Я хороший – ты плохой (позиция сверху)
  • Я плохой – ты хороший (позиция снизу)
  • Я хороший – ты хороший (позиция на равных)

Если смотреть общение в контексте  с родителями, давайте проанализируем, кто какую позицию чаще всего  использует? Поднимите руки кто пользуется установкой 1, 2, 3. Что она означает? (1 – назидание, превосходство; 2 – заискивание, лебезит – внутреннее опасение; 3 – принятие другого человека, общение на равных).

Из какой позиции лучше вести  разговор, где будет более эффективное  общение?

Общение – это деятельность, и  как любая деятельность поддается анализу: 
– что я чувствую, что чувствует другой? 
– По какому пути идет разговор (сотрудничество или соперничество)?

Этот анализ проходит свернуто –  в диалоге с самим с собой. Каждый из нас несет конфликтогены, так как не может правильно отреагировать, амортизировать: что я чувствую? Меня понимают или не понимают?

Наш ресурс в общении – это  постоянная рефлексия: на что я рассчитываю, какие чувства я вызываю? Таким  образом, каждый воспитатель должна быть волшебницей, которая умеет управлять общением. А для этого мы должны владеть техникой “Активного слушания”

6. Мини-лекция Что такое  “активное слушание?”

(Приложение 11)

7. Выдача памятки “Правила  активного слушания”

(Приложение 12)

8. Упражнение “Активное  слушание”

(Приложение 13)

Цель: выработать собственную технику активного слушания.

9. Мини-лекция

Согласно утверждениям психолога Эрика Берна, в каждом человеке “живут” три “Я”.

Позиция “Я” в роли “родителя” – стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя. Формируется  до 5 лет, копируя поведение своих  родителей, которые закладывают  установки “должна”, “нельзя”

Позиция “Я” в роли “взрослого”  – подчеркивание сдержанности, понимания  интересов другого и гибкое распределение  ответственности между собой  и партнером по общению. Характерная  особенность позиции – целесообразность во всем.

Позиция “Я” в роли “дитя” – позиция особой чувствительности, ранимости, зависимости и подчиненности. Это наши сильные чувства, которые сопровождаются установкой “хочу немедленно!”

В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трех названных позиций, что определяется особенностями характера общения.

Педагогу, вступающему в контакт  с родителем, важно найти правильную позицию. В общении могут использоваться все три позиции с учетом ситуации и того, что позиция “взрослого” является наиболее диалогичной.

10. Упражнение на изменение ролевой позиции в общении

Цель: способствовать развитию умения использовать ролевые позиции в общении.

Фразы для упражнения: “Когда-нибудь вы поймете, что мои требования к  ребенку были справедливы”; “Если  вас не затруднит, мне хотелось бы поговорить о вашем ребенке”; “Вам, несомненно, известны успехи вашего сына в рисовании” “Пожалуйста, выслушайте меня, если у вас есть время” (можно использовать собственные фразы).

Каждая фраза произноситься  во всех трех ролевых позициях. Если следующему участнику произнесение кажется неубедительным, он просит повторить фразу еще и еще раз.

11. Мини-лекция “Важные  средства общения”

(Приложение 14)

“Самая главная роскошь на земле  – это роскошь человеческого общения”. (Антуан де Сент Экзюпири).

– Если вы хотите лучше понимать себя и быть уверенным человеком, понимать других людей, ориентироваться в  сложном мире человеческих взаимоотношений  и быть успешными в общении. Если для вас важно чувство эмоционального комфорта, то важно учитывать:

Средства общения: слово, мимику, жесты, интонацию голоса, глаза.

12. Упражнение “Рюкзачок”

(Приложение 15)

Цель: формирование позитивного самовосприятия, стремления к самосовершенствованию, осознание своих сильных и слабых сторон в общении.

Сегодня мы заканчиваем тренинговые  занятия. Что-то за эти 3 занятия вы узнали нового, что-то еще предстоит узнать и научиться.

14. Обратная связь

(Приложение 16)

Литература

  1. Гипенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – Издание 3-е, – М.: “ЧеРо”. – 2004.- 240с.
  2. Лунева О.В. Общение // Знание. Понимание. Умение. – 2005.- №4 – с.157-159Г
  3. Мириманова М.С. Конфликтология: – М.: Издательский центр “Академия”, 2003.-320с.

Информация о работе Эффективное общение педагогов с родителями в ДОУ