Эффективные методы организации работы классного коллектива в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить эффективные методы организации работы классного коллектива в начальной школе и изучить его воспитательную роль в развитии личности ребенка.
Задачами исследования являются:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Изучить педагогические условия развития младшего школьника в классном коллективе;
3. Рассмотреть воспитательное воздействие педагога и классного коллектива на младшего школьника;
4. Разработать и апробировать конкретные формы работы с младшими школьниками в условиях классного коллектива.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Общая характеристика младшего школьника 7
Классный коллектив как условие развития младшего школьника 12
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

2.1 Методика диагностики личности ребенка
в коллективной деятельности 18
2.2. Опытно-педагогическая работа по развитию личности ребенка в коллективной деятельности 27
2.3. Семья – необходимое звено в формировании личности детей
младшего школьного возраста, укрепления
их коллективных связей и зависимостей 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

Файлы: 1 файл

Роль классного коллектива в воспитании младшего школьника.doc

— 356.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                             4

 ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

    1. Общая характеристика младшего школьника                                        7
    2. Классный коллектив как условие развития младшего школьника     12

 ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ  И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ КАК СРЕДСТВА  ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 

 

2.1 Методика диагностики личности  ребенка 

в коллективной деятельности                                                                           18

2.2. Опытно-педагогическая работа  по развитию личности ребенка  в коллективной деятельности                                                                                27

2.3. Семья – необходимое звено в формировании личности детей

младшего школьного возраста, укрепления

их коллективных связей и зависимостей                                                           33

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                           40

СПИСОК     ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                          42

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                   44

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Во Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и  развития детей говорится: «Дети  мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны  и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…» [1, 12].

Отсюда вытекает важность диалога между учителем и детьми, основанного на глубоком изучении психологии личности ребенка, уважении и интереса к его индивидуальным особенностям, раскрывающимся в школьном коллективе.

Формирование человека как личности требует от школы постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания. Такая практика немыслима без опоры на научно-теоретическое, психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность искажения его человеческой природы. Психологи отмечают, что «человека от животных отличают два важных качества: творческое начало и коллективизм». Именно педагог обязан помочь растущему человеку пройти уникальный путь морально- нравственного и социального развития в коллективе.  

Начальная школа – особая веха в развитии каждого ученика. Младший школьник только в том случае будет активным субъектом учения, если он будет хотеть учиться, т.е. в его мотивационной сфере будут преобладать мотивы, стимулирующие учебную деятельность и достижение в ней положительного результата. В качестве такого мотива может выступать потребность ребенка в положительном эмоциональном общении со сверстниками, т.е. с классным коллективом.

Воспитание в начальной  школе посредством классного  коллектива, в который помимо учителя  входят сверстники,  должно пронизывать  все сферы жизнедеятельности ребенка. Ведь основной задачей начального обучения считается оказание помощи ребенку в овладении естественными процессами своего развития, а, следовательно, в овладении приемами и способами собственного развития [2, 43].

Проблемы эффективности воспитания подрастающего поколения  чрезвычайно актуальны в современных условиях. В настоящее время наблюдается приоритет общечеловеческих ценностей, которые призваны заполнить духовный мир, характерный для общества на переломном этапе развития. Одним из путей решения этой проблемы является усилие эффективности воспитания младших школьников в классном коллективе.

Данной проблеме постоянно  уделяется внимание ведущими педагогами и психологами. Макаренко А.С. отводил решающую роль коллективной деятельности в преодолении негативных проявлений личности (3). Сухомлинский В.А. считал, что только в детском коллективе возможно воспитать настоящего человека (4).  Лихачев Б.Т, Бодалев А.А. отдают приоритет изучению роли педагога в укреплении и руководстве детским коллективом [5]. Идею о необходимости сотрудничества педагога и коллектива детей рассматривают в своих трудах отечественные педагоги (Бегалиев Т.Б.) .

Безусловно, современные  подходы к воспитанию личности ребенка  требуют переосмысления данной проблемы, рассмотрению вопроса о субъект - субъектных отношениях в детском коллективе, изучению личности ребенка в условиях коллективной деятельности.

Развитие подходов к  изучению проблемы младшего школьного  возраста и воспитательной роли классного  коллектива позволили выбрать тему дипломной работы: «Формирование личности младшего школьника в коллективе».

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс.

Предмет исследования: классный коллектив.

Цель исследования: определить эффективные методы организации  работы классного коллектива в начальной школе и изучить его воспитательную роль в развитии личности ребенка.

Задачами исследования являются:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

2. Изучить педагогические  условия развития младшего школьника в классном коллективе;

3. Рассмотреть воспитательное  воздействие педагога и классного  коллектива на младшего школьника;

4. Разработать и апробировать  конкретные формы работы с  младшими школьниками в условиях  классного коллектива.

Гипотеза исследования: если будет разработана методика, в которой роль классного коллектива в формировании личности ребенка рассматривается как определяющая, то это существенно обогатит не только современную образовательную и воспитательную системы, но и во многом определит развитие личности ребенка.

Методы исследования: аналитический в работе с литературой, описательный в изучении младшего школьника, наблюдение в работе с классным коллективом.

В соответствии с целью и задачами, исследование проходило по следующим  этапам:

1этап. Определение темы, цели, гипотезы и задач исследования, отбор методической базы и психолого - педагогической литературы.

2этап. Накопление фактического  материала по теме исследования  и проведение практической работы  с учащимися младших классов средней школы.

3этап. Обобщение внедренных в  практику форм и методов работы  с классным коллективов и оформление дипломной работы.

База исследования:

 

  ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ  ПРОЦЕССЕ

 

 

1.1 Общая характеристика  младшего школьника

 

Необходимо сделать акцент на особенностях развития личности ребенка в младшем школьном возрасте, когда осуществляется максимальное удовлетворение различных интересов ребенка. Младший школьник отличается от дошкольника большей сознательностью, у него сформировались основные психофизиологические структуры и механизмы осуществления элементарной жизнедеятельности. Он обращает свое внимание на окружающий его яркий, красочный, бесконечно разнообразный внешний мир. И в этом возрасте необходимо обеспечить ребенку полнокровную жизнь, создать условия развертывания всех сил и разумных потребностей, для удовлетворения познавательного его интереса [10, 313].

«Психофизиологическая основа, заложенная в дошкольном возрасте, позволяет младшему школьнику обратиться к накоплению фактов о мире. Он утверждает себя в окружающей предметной среде. На основе противоречия – стремления к утверждению себя в предметной среде и незнании ее – у ребенка возникает ведущая для этого возраста духовная познавательная потребность, многообразные познавательные стремления и интересы. Накопление представлений является для младшего школьника не только духовным обогащением. Состояние собирательства фактов, ощущения себя в предметном мире есть нормальное условие полноценности его жизни» [10 с. 89 – 90]. 

Богатство фактов в сознании ребенка, приведение их в систему обеспечивают первоначальный уровень мировоззрения, эмпирического представления о мире. Одновременно,  в результате удовлетворения познавательной потребности, накопления представлений и образов, в психике ребенка осуществляется громадная работа по осмыслению фактов, их сравнению, сопоставлению, составлении на их основе представлений и образов. Активная работа психики развивает мышление ребенка и готовит почву для возникновения новых духовных потребностей.    

Общеизвестен факт того, что учить легче и приятнее ученика активного, отзывчивого. Инертный ученик с малоподвижными мыслительными  процессами, эмоционально глухой к  моральным и эстетическим стимулам, труден для учителя именно тем, что  он не любознателен, не пытлив, равнодушен к тому, что и сколько он знает, не  стремится знать больше и лучше. Такой ученик в большинстве случаев не любит и не хочет учиться [9, 194]. Вовлечение такого ребенка в коллективную деятельность позволит поверить в свои возможности, создаст атмосферу соревновательности и желания вместе добиваться успехов.

Ребенок не может формироваться, воспитываться как личность и  индивидуальность в изоляции от общества, вне социально обусловленного удовлетворения человеческих потребностей, вне системы общественных отношений и коллектива.  Общественные зависимости, отношения, общение, образующиеся в коллективной деятельности, являются питательной средой образования человеческого, общественного начала в человеке. От богатства действительных  общественных отношений личности зависит ее духовное богатство.

Младший школьный возраст  – это возраст 6,7 – 10,11-летних детей, обучающихся в 1 – 4 классах современной  начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией.

Границы младшего школьного возраста (8 – 12, 7 – 11, 6 – 10 лет) в разные исторические периоды развития нашей образовательной системы, и в отдельных странах разные. Также различаются названия этого периода обучения («начальное обучение» - в нашей системе образования, «элементарное обучение» - во французской системе образования и др.) Период от шести до десяти лет, который соответствует младшему школьному возрасту, в возрастной психологии описывается как период физической и психической стабильности.

Возраст 6-7 лет - один из самых  интересных периодов в жизни ребенка. К этому времени дети уже достаточно самостоятельны, они способны здраво рассуждать и вступать в полноценный диалог с взрослым, и, самое главное, самозабвенно творить. Именно в этот период стоит развивать их способности к рисованию, пению, конструированию, игре, сочинению и т.д. Но и без проблем, конечно, не обойтись. В это же время у детей начинается так называемый кризис семи лет [13, 231-246].

В младшем школьном возрасте особенности поведения ребенка во многом определяются его новой социальной ситуацией: он – начинающий школьник. Он впервые получает права и обязанности школьника, становится членом классного коллектива. Большая часть детей приходит в 1 класс из детского сада, где ребята получают достаточный запас нравственных представлений и привычек. Дети имеют широкий круг представлений о хороших и плохих поступках, навыки вежливого отношения к окружающим. Стремление детей стать школьниками является хорошим стимулом для нравственного воспитания. С приходом детей в школу круг их общения и обязанностей расширяется. Главным для детей становится учеба. Кроме того, там они должны научиться строить нравственные отношения с товарищами по классу, учителем. Осознание важности, нужности новых обязанностей и дел предопределяет готовность ребенка выполнять новые требования взрослых: добросовестно готовить школьные задания, старательно овладевать знаниями, активно участвовать в жизни класса.

В большинстве своем младшие школьники легко привыкают к новому коллективу, не застенчивы, стремятся делать полезные дела для класса, школы, других людей, выполнять общественные поручения.

На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя позиция». Она представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям, делам – такое отношение, которое он отчетливо может выразить словами и делами. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от обстоятельств [16, 211-212].

Поступки детей зачастую носят подражательный характер или вызывается импульсивными возникающими внутренними побуждениями. Это нужно учитывать в процессе воспитания. Поведение ребенка, конечно, может быть непоследовательным, так как отсутствие социального опыта затрудняет его выбор действий, поскольку он ориентируется пока, подражая взрослым, живущим рядом с ним. И в этом возрасте начинают обращать внимание на поведение, чувства и позицию своих сверстников.

Психическая зрелость детей к началу школьного обучения не может быть высокой, но она – важный показатель определенного психического развития ребенка, готовности сдерживать свои желания, общаться на деловой основе, соблюдать дистанцию в беседе с окружающим людьми, подчиняться правилам общения в зависимости от обстановки и ситуации, делая выбор на основе своих нравственных представлений. Это и нужно учитывать при формировании воспитательного процесса в начальной школе [17, 81-83].

Информация о работе Эффективные методы организации работы классного коллектива в начальной школе