Эго-теория Э.Эриксона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 08:31, контрольная работа

Описание работы

Эриксон строил свою теорию исключительно в связи с развитием эго. Хотя он неизменно настаивал на том, что его идеи не более, чем дальнейшее систематическое продолжение концепции Фрейда о психосексуальном развитии в свете новых открытий в социальных и биологических науках. Однако Эриксон решительно отошел от классического психоанализа по четырем важным пунктам.

Файлы: 1 файл

Адрес китай.docx

— 34.21 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта Российской

Федерации

Федеральное государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

 

ПЕТЕРБУРЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

 

Факультет: Экономика и  социальное управление

Кафедра: Прикладной психологии, социологии  педагогики

 

 

Реферат на тему:

Эго-теория Э.Эриксона

 

 

 

 

                                                                                                 Выполнила:

                                                                                         Студентка III курса

                                                                                Заочного отд.

                                                                                 Тетерина И.М.

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2014

Личность. Эрик Эриксон: эго - теория личности.

Эриксон строил свою теорию исключительно в связи с развитием  эго. Хотя он неизменно настаивал  на том, что его идеи не более, чем дальнейшее систематическое продолжение концепции Фрейда о психосексуальном развитии в свете новых открытий в социальных и биологических науках. Однако Эриксон решительно отошел от классического психоанализа по четырем важным пунктам.

Во-первых, в его работе отчетливо виден решительный  сдвиг акцента от ид к эго, что  сам Фрейд лишь частично признавал  в последние годы своей деятельности. С позиции Эриксона, скорее именно эго составляет основу поведения  и функционирования человека. Он рассматривал эго как автономную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация; параллельно идет развитие ид и инстинктов. Подобный взгляд на природу человека, названный эго-психологией, радикально отличается от раннего психодинамического мышления тем, что эго-психология описывает людей как более рациональных и поэтому принимающих осознанные решения и сознательно решающих жизненные проблемы. В то время как Фрейд считал, что эго борется, пытаясь разрешить конфликт между инстинктивными побуждениями и моральными ограничениями, Эриксон доказывал, что эго - это автономная система, взаимодействующая с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти. Уделяя особое внимание адаптивным функциям эго, Эриксон считал, что человек, взаимодействуя с окружением в процессе своего развития, становится все более и более компетентным.

Во-вторых, Эриксон развивает  новый взгляд относительно индивидуального взаимоотношения с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья. Если Фрейда интересовало влияние родителей на становление личности ребенка, то Эриксон подчеркивает исторические условия, в которых формируется эго у ребенка. Он основывается на результатах наблюдений за людьми, принадлежащими к различным культурам, чтобы показать: развитие эго неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальных предписаний и системой ценностей.

В-третьих, теория развития эго охватывает все жизненное  пространство индивидуума (т.е. от младенчества до зрелости и старости). Фрейд, напротив, ограничился влиянием ранних детских переживаний и не уделял внимания вопросам развития за пределами генитальной стадии.

И наконец, в-четвертых, у  Фрейда и Эриксона различные взгляды  на природу и разрешение психосексуальных конфликтов. Целью Фрейда было раскрытие сущности и особенностей влияния на личность неосознаваемой психической жизни, а также объяснение того, как ранняя травма может привести к психопатологии в зрелости. Эриксон, наоборот, видел свою задачу в том, чтобы привлечь внимание к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциального характера. Его теория ставит во главу угла качества эго, т.е. его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития. Возможно, это последнее различие является ключевым для понимания концепции Эриксона об организации и развитии личности. Фрейдовскому фаталистическому предупреждению о том, что люди обречены на социальное угасание, если отдадутся своим инстинктивным стремлениям, противостоит оптимистическое положение о том, что каждый личный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий. Знание того, как человек справлялся с каждой из значимых жизненных проблем или как неадекватное разрешение ранних проблем лишило его возможности справляться с дальнейшими проблемами, составляет, по мнению Эриксона, единственный ключ к пониманию своей жизни

Теория развития личности Эрика Эриксона утверждает:

1. Социум для ребенка не антагонистичен.

2. Личность развивается от рождения до смерти.

3. Личность развивается через последовательные этапы жизни.

4. Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех

5. В развитии человека восемь стадий.

6. Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно,       так и нет.

7. Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом.

8. В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта - ее вернуть.

Подробнее о каждом пункте :

  1. Социум для ребенка не антагонистичен

В концепции психоанализа Я и социум, Ид и Супер-Эго, представлены как враждебные, антагонистические друг другу начала. Эриксон стал различать ритуалы и ритуализмы и утверждал, что отношения личности и общества могут быть отношениями сотрудничества, обеспечивающими гармоничное развитие личности. См.→

Это еще один отход от классического психоанализа, где  развитие личности описывалось только как психосексуальное развитие. Впрочем, развитие личности для Эрика Эриксона - пассивный личностный рост, где главным является не достижение тех или иных вершин, а "согласие с самим собой".

  1. Личность развивается через последовательные этапы жизни

Согласно Эрику Эриксону, в развитии личности есть некоторые  обязательные и следующие друг за другом ступени, которые должен пройти каждый в своем развитии. Как парадигма  развития, это - лестница. Единственный ли это возможный взгляд на развитие личности? Нет. Другие исследователи  считают, что личность может развиваться  и по типу сот, и по типу короны. См.→

  1. Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех

Теория Эрика Эриксона — это эпигенетическая теория. Эпигенез - наличие целостного врожденного плана, определяющего основные стадии развития. Обсуждение этого см.→

  1. В развитии человека восемь стадий

По мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным  для неё конфликтом, благоприятное  разрешение которого приводит к переходу на новый этап:

  1. Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;
  2. Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;
  3. Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;
  4. Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;
  5. Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;
  6. Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;
  7. Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;
  8. Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности.

Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями» («virtues»). Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость. Подробнее см.→

  1. Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет

Благополучное прохождение  определяется обычно тем, насколько  благополучно прошел человек предыдущие стадии своего развития, а также  благополучностью социальной обстановки. Войны, социальные кризисы и другие удары судьбы мешают человеку удачно пройти очередной этап своего жизненного пути.

Эрик Эриксон не работал  с людьми, занимающимся активным личностным ростом и развитием, развивающим  себя по плану и сознательно. Эриксон  описывал то, что происходит в стихийном  развитии личности, включая элементы личностной деградации. И если развитый человек может строить себя осознанно, быть автором своей жизни, то с  пациентами Эриксона благополучное  прохождение очередной стадии только случалось - либо не случалось, либо повезло, либо нет - и тогда, уважаемые жертвы, вам направление к психотерапевту. Психотерапевт помогал человеку строить свой очередной этап жизни более активно и более сознательно, хотя Эрик Эриксон никогда не ставил себе задачу становиться личным коучем.

  1. Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом

Представление о развитии как о последовательности психосоциальных  кризисов - как минимум, неочевидно. Да, на каком-то этапе жизни человеком  оказываются альтернативные пути развития, и в зависимости от его выбора личностное развитие может оказаться как позитивным и гармоничным, так и негативным, с нарушениями развития и расстройствами эмоционально-личностной и познавательной сфер. Позитивное разрешение кризиса способствует формированию позитивного новообразования или сильного свойства личности; негативное — деструктивного новообразования, препятствующего формированию эго-идентичности.

Вопрос, почему наличие важной альтернативы в развитии следует  называть кризисом?

Согласно Википедии, кризис – это перелом, при котором  неадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые  проблемы. Если в ситуации выбора использовать неадекватные средства достижения целей  и порождать непредсказуемые  проблемы, то, действительно, каждый выбор  будет оказываться кризисом. Возможно, клиенты Эрика Эриксона такими людьми и оказывались. Но формулировать  на этом основании, что для любого человека, в том числе умного и  здорового, строительство нового этапа  его жизни является кризисом –  наверное, оснований недостаточно. Более того, кажется, что подобные формулировки являются патогенными, формирующими необоснованные тревоги по поводу предстоящих  жизненных событий. См.→

  1. В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта - ее вернуть

Для Эрика Эриксона, главное  в жизни человека - быть в согласии с самим собой, но одновременно развиваться. Эго-идентичность обозначает целостность развивающейся личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития. "Я развиваюсь, но я— тот же самый". См.→

Теория развития личности Эрика Эриксона среди других подходов

Концепция Эрика Эриксона напрямую не ставит перед собой педагогических, обучающих или развивающих задач, она констатирует существующее положение  как норму и отмечает неудачные, неадаптивные, нежелательные варианты развития. Концепция Эрика Эриксона – пособие скорее для психотерапевтической деятельности, а не специалистов по развитию личности.

Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона – одна из наиболее авторитетных, зарекомендовавших себя теорий развития личности. Важно при этом понять, какой подход она реализует, на какие вопросы она отвечает, а на какие – нет.

Развитие личности интересно  не только для психологов. Развитие личности важно и для педагогов, развивающих личность детей разного  возраста, развитие личности важно  для бизнесменов, заинтересованных в развитии личности своих сотрудников, развитие личности важно и просто для людей, которые хотят развивать  свою личность.

Важно отметить, что концепция  Э. Эриксона почти полностью находится  в психологическом поле, в малой  степени ориентируясь на педагогические запросы. Как писал А.В.Петровский:

«Следует различать собственно психологический подход к развитию личности и строящуюся на его основе периодизацию возрастных этапов и собственно педагогический подход к последовательному  вычленению социально обусловленных  задач формирования личности на этапах онтогенеза.

Первый из них ориентирован на то, что реально обнаруживает психологическое исследование на ступенях возрастного развития в соответствующих  конкретно-исторических условиях, что  есть («здесь и теперь») и что может  быть в развивающейся личности в  условиях целенаправленных воспитательных воздействий. Второй — на то, что  и как должно быть сформировано в  личности, чтобы она отвечала всем требованиям, которые на данной возрастной стадии предъявляет к ней общество»[2].

Тем не менее, скрытым образом  модель Эрика Эриксона предлагает некоторые  педагогические решения. Перечисляя общие  для всех людей, естественные этапы  развития личности, Эриксон по факту  подсказывает своим читателям, в  каком возрасте следует принимать  какие решения, чтобы следующий  этап его жизни прошел благополучно, а не криво. Поскольку нет никаких  данных, что подобные выборы могут  делаться лишь бессознательно и не могут быть сделаны сознательно (действительно, а почему бы и да?), то определенный, замаскированный педагогический смысл в модели Э. Эриксона содержится.

Информация о работе Эго-теория Э.Эриксона