Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 22:49, реферат
Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы, устанавливает законы той области деятельности, которую изучает. Специфика научной психологии заключается в том, что она для накопления своих данных использует целый арсенал научных методов.
При изучении личности в психологии используются не экспериментальные и экспериментальные методы. Экспериментальный подход от не экспериментального отличается тем, что ситуация исследования создается самим исследователем, как испытателем, экспериментатором, причём он может в неё активно вмешиваться .
Введение
1.Сущность эксперимента
2.Разновидность эксперемента
2.1Естественный (полевой) эксперимент
2.2Моделирующий эксперимент
2.3Лабораторный эксперимент
3.Реальные и мысленные эксперименты
4.Эксперименты по характеру экспериментальной ситуации
5.Эксперименты по логической структуре доказательства гипотезы
6.Процедура психологического исследования
Заключение
Список использованной литературы
5.Эксперименты по логической структуре доказательства гипотезы
Эксперименты могут также различаться по логической структуре доказательства гипотезы. В этом случае они делятся на параллельные (симультанные) и последовательные (сукцессивные) эксперименты.
В параллельном эксперименте доказательство опирается на сравнение состояний двух объектов, экспериментального и контрольного (в социальных исследованиях это, как правило, экспериментальная и контрольная группа людей) в одно и то же время. При этом экспериментальной является группа, на которую оказал воздействие экспериментальный фактор, контрольной - где этого воздействия не было.
В последовательном эксперименте контрольная группа отсутствует. Одна и та же группа является контрольной до введения экспериментального фактора и в качестве экспериментальной после того, как этот фактор оказал (или мог бы оказать) предполагаемое воздействие.
6.Процедура психологического исследования
Этапы проведения експеремента
Теоретический этап -- определение исходной концептуальной схемы анализа изучаемого явления (определение предмета и объекта исследования, формулирование гипотезы исследования). Следует отметить важность этого этапа, т. к. эксперимент имеет самую высокую опосредованность теорией.
Методический этап исследования предполагает выбор общего плана эксперимента, выбор объекта и методов исследования, определение независимых и зависимых переменных, определение процедуры опыта, а также приемов обработки результатов.
Экспериментальный этап - проведение эксперимента: создание экспериментальной ситуации, управление ходом эксперимента, измерение реакций испытуемых, контроль переменных, являющихся неорганизованными, т.е. входящими в число изучаемых факторов.
Аналитический этап - количественная обработка и интерпретация полученных фактов в соответствии с исходными теоретическими положениями.
Под экспериментом понимается такой метод исследования, при котором создаются определенные условия, необходимые и достаточные для проявления и измерения интересующей нас связи явлений. Основная логика социального эксперимента заключается в том, что при помощи выбора экспериментальной социальной группы (или групп) и помещения ее в экспериментальную ситуацию, т.е. под воздействие определенных социальных факторов, прослеживается направление, величина и устойчивость изменения интересующих исследователя социальных параметров.
Результаты эксперимента в значительной мере зависят от организации, планирования и создания соответствующих условий для его проведения.
Метод эксперимента
является основным в
Он большей мерой, чем
другие методы, связан с теорией. Именно
поэтому его можно проводить
лишь тогда, когда исследователь
имеет представление о природе
Различают две разновидности
психологического эксперимента: естественный
(он базируется на управлении поведением
исследуемых в естественных условиях:
создаются специальные
Использование эксперимента предусматривает соблюдение определенных требований: постановки цели; планирование; выдвижение гипотезы; выбор исследуемых.
Список использованной литературы
1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - Москва, “Просвещение”, 1988г.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: Изд-во Моск ун-та, 1988
3. Крутецкий В.А.. Психология. - Москва, “Просвещение”, 1986г.
4. Мельников В.М., Ямпольский
Л.Т. Введение в
5. Немов Р.С. Психология: Учебник. - Москва: “Просвещение”, 1995. Общая психология: Учебник. - Москва, 1986
6. Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.