Эксперимент как основной метод исследования в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:04, реферат

Описание работы

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.
Различными авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется неоднозначно, зачастую под экспериментом в психологии рассматривается комплекс разных самостоятельных эмпирических методов (собственно эксперимент, наблюдение, опрос, тестирование)[1]. Однако традиционно в экспериментальной психологии эксперимент считается самостоятельным методом.

Файлы: 1 файл

МЕТОДОЛОГИЯ.docx

— 363.47 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь

УО Гомельский государственный  университет имени Франциска  Скорины

Факультет психологии и педагогики

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

реферат

на тему: «ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы ПС-21

Дятлова Алина

 

 

 

Гомель, 2013 г.

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Различными авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется неоднозначно, зачастую под экспериментом в  психологии рассматривается комплекс разных самостоятельных эмпирических методов (собственно эксперимент, наблюдение, опрос, тестирование)[1]. Однако традиционно  в экспериментальной психологии эксперимент считается самостоятельным  методом.

Психологический эксперимент (в рамках психологического консультирования)  - специально созданная ситуация, предназначенная  для более целостного (в различных  модальностях) переживания клиентом собственного опыта.

Планирование и проведение эмпирического  исследования (или инновационной  работы в области практической психологии).

Организация психологического исследования - единый научно обоснованный комплекс мероприятий, поэтапное осуществление которых позволяет обеспечить координацию деятельности всего исследовательского коллектива, эффективное и качественное выполнение поставленных задач. Организационная деятельность в психологическом исследовании строится на основе управления всем ходом научно-исследовательских работ.

Основное назначение организации  исследования: обеспечение согласованности   научно-теоретических,   методических   и организационно-технических процедур в соответствии с его целями. Она  направлена на то, чтобы последовательность процедур на всех этапах в оптимальные  сроки обеспечивала получение надежной и достоверной психологической  информации. Ее средствами достигается  эффективное использование имеющегося научно-методического потенциала, кадровых и материальных ресурсов исследовательской  группы, координируется деятельность всех участников психологического исследования, обеспечивается непрерывность запланированных  работ, поддерживается контроль за четким и своевременным выполнением  единого цикла исследования.

Основные требования к организации  исследования:

- следование общим принципам  психологии;

- планомерность хода исследования;

- оптимальная кооперация всех  видов работ и обеспечение  их необходимыми ресурсами;

- соответствие уровня квалификации  исполнителей видам работ;

- обеспечение заинтересованности  всех участников в надежных, достоверных,  конструктивных результатах;

- более полное использование  квалификации, создание условий  для творческого роста научных  сотрудников;

- гибкость в использовании научного  потенциала, эффективность применения  методов психологического исследования, систематичность контроля за качеством и сроками выполнения работ.

Процедура - последовательность приемов, действий с использованием инструментария и технических средств для достижения определенной цели. Объектом процедур в психологическом исследовании являются единицы логического анализа (понятия, проблемы, гипотезы и т.п.), изучаемые эмпирические признаки событий, фактов, методический инструментарий, организационные и технические средства.

Типичные ошибки и трудности  организации психологического исследования:

1) программа составлена без предварительного  знакомства с объектом;

2) на подготовительном этапе  не составлены рабочий план  и сетевой график выполнения  работ;

3) план научно-исследовательских  работ не согласован с заказчиком;

4) стремясь быстрее развернуть  работы по сбору массовой первичной  информации, группа исследователей, не располагая программой, приступила  к разработке инструментария;

5) в программе исследования психологами  была поставлена задача: выяснить  причины изучаемых психологических  явлений. Между тем при разработке  методики психологи ограничились  использованием опросников и  самоотчета;

6) в ходе разработки программы  были предусмотрены задачи описания  и объяснения изучаемых явлений.  Однако в содержании программы  не была задана практическая  направленность выполняемой работы. Психологи предполагали, что сами  выводы исследования подскажут  пути практического использования  его результатов;

7) подготовленный инструментарий  не согласован с программой  последующей обработки и анализа  данных;

8) психологи не стали проводить  пилотаж инструментария, мотивируя  свое решение тем, что он  уже был использован в другом  исследовании;

9) перед началом научно-исследовательской  работы не была проведена подготовка  исполнителей. Руководители сочли, что методика проста и для ее использования не нужна специальная подготовка;

10) до начала сбора психологических  данных не была проведена разъяснительная  работа среди обследуемых;

11) психологам были резко ограничены  сроки проведения исследования. Перед ними встали проблемы: смогут  ли они решить поставленные  задачи в указанные сроки? На  каких этапах и с помощью каких методик и процедур возможно более оперативное выполнение задач исследования?

12) в плане научно-исследовательских  работ не был специально выделен  этап подготовки итогового отчета.

 

Ход работы.

Эмпирическое исследование предполагает выработку исследовательской программы, организацию наблюдений, экспериментов, описание наблюдаемых и экспериментальных  данных, их классификацию, первичное  обобщение.

Последовательность этапов исследования

Стратегия эмпирического исследования определяется программой, которая включает: теоретико-методологическую часть–формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и  задач исследования; методическую часть - определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов  сбора первичной социологической  информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ, организационный  план.

Проблема – форма вопросительных высказываний, выражающих неопределенность, которая подлежит научно-практическому  решению.

Цель – общая постановка задачи, модель ожидаемого результата исследования.

Задачи – конкретные требования, предъявляемые к анализу и  решению сформулированной проблемы. Они служат средством реализации цели и носят инструментальный характер.

Объект – то, на что направлен  процесс познания.

Предмет исследования – те стороны  и свойства объекта, которые в  наиболее полном виде выражают исследуемую  проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению.

Логический анализ основных понятий  – логическое структурирование исходных понятий, определяющих предмет исследования, точное объяснение их содержания и  структуры. Его называют еще теоретической  интерпретацией понятий, цель которой  – создание теоретической модели. Это обобщенное выражение проблемной ситуации в научном знании.

Структурная и факторная интерпретация  исходных понятий отражают априорные (до начала исследования) представления  социолога о предмете исследования, которые образуют его гипотетическую модель и служат основой для формирования рабочих гипотез.

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых  явлений и процессов, которое  надо подтвердить или опровергнуть. Гипотезы делятся на основные и выводные (гипотезы-следствия). Главное требование: гипотезы должны быть конкретными и  операциональными (проверяемыми в опыте).

Для получения конкретных гипотез  общие социологические понятия  переводят (сначала конкретизируют, а затем операционализируют) в частные, которым приписывают количественную меру.

Операционализация – установление количественных контуров изучаемого явления, которые выражены в цифрах или наблюдаемых признаках. Результат – система социологических переменных, которые связаны между собой и образуют теоретическую модель предмета исследования. Связь можно установить количественным способом – с помощью измерения, либо качественным – через логические процедуры.

Переменная – понятие в социологии, которое может принимать различные  количественные значения. Различают  два типа переменных (одномерные и  многомерные) и два вида (зависимые  и независимые).

Операциональные признаки переменных социальной потребности

После завершения социологического опроса проводится проверка анкет и бланков-интервью на точность и полноту заполнения. Если они заполнены неправильно  или не заполнены на 30%, то такие  анкеты (бланки) выбраковываются и  не подлежат обработке.

На составление программы опытные  социологи тратят от трети до половины всего времени исследования. Примерное  распределение времени на организацию  социологического исследования выглядит так: а) разработка программы – 30-40%; б) сбор информации – 10-15%; в) подготовка данных к машинной обработке – 10-15%; г) обработка данных – 5-10%; д) анализ материалов, написание отчета – 30-40%.

После получения результатов математического  обсчета исследователь может  приступить к анализу социологических  данных и их интерпретации. Глубина  анализа, научность, объективность  и полнота интерпретации зависят  от компетентности исследователя, уровня его подготовки, умения применять  знания к анализу социальной реальности.

На заключительном этапе эмпирического  исследования его результаты оформляются  документально: в виде отчета, приложения к нему и аналитической справки.


Информация о работе Эксперимент как основной метод исследования в психологии