Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:04, реферат
Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.
Различными авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется неоднозначно, зачастую под экспериментом в психологии рассматривается комплекс разных самостоятельных эмпирических методов (собственно эксперимент, наблюдение, опрос, тестирование)[1]. Однако традиционно в экспериментальной психологии эксперимент считается самостоятельным методом.
Министерство образования Республики Беларусь
УО Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины
Факультет психологии и педагогики
Кафедра психологии
реферат
на тему: «ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.»
Выполнила:
Студентка группы ПС-21
Дятлова Алина
Гомель, 2013 г.
Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.
Различными авторами понятие «психологический
эксперимент» трактуется неоднозначно,
зачастую под экспериментом в
психологии рассматривается комплекс
разных самостоятельных эмпирических
методов (собственно эксперимент, наблюдение,
опрос, тестирование)[1]. Однако традиционно
в экспериментальной психологии
эксперимент считается
Психологический эксперимент (в рамках психологического консультирования) - специально созданная ситуация, предназначенная для более целостного (в различных модальностях) переживания клиентом собственного опыта.
Планирование и проведение эмпирического исследования (или инновационной работы в области практической психологии).
Организация психологического исследования - единый научно обоснованный комплекс мероприятий, поэтапное осуществление которых позволяет обеспечить координацию деятельности всего исследовательского коллектива, эффективное и качественное выполнение поставленных задач. Организационная деятельность в психологическом исследовании строится на основе управления всем ходом научно-исследовательских работ.
Основное назначение организации
исследования: обеспечение согласованности
научно-теоретических, методических
и организационно-технических
Основные требования к организации исследования:
- следование общим принципам психологии;
- планомерность хода
- оптимальная кооперация всех видов работ и обеспечение их необходимыми ресурсами;
- соответствие уровня
- обеспечение
- более полное использование квалификации, создание условий для творческого роста научных сотрудников;
- гибкость в использовании
Процедура - последовательность приемов, действий с использованием инструментария и технических средств для достижения определенной цели. Объектом процедур в психологическом исследовании являются единицы логического анализа (понятия, проблемы, гипотезы и т.п.), изучаемые эмпирические признаки событий, фактов, методический инструментарий, организационные и технические средства.
Типичные ошибки и трудности организации психологического исследования:
1) программа составлена без
2) на подготовительном этапе не составлены рабочий план и сетевой график выполнения работ;
3) план научно-исследовательских
работ не согласован с
4) стремясь быстрее развернуть
работы по сбору массовой
5) в программе исследования
6) в ходе разработки программы
были предусмотрены задачи
7) подготовленный инструментарий
не согласован с программой
последующей обработки и
8) психологи не стали проводить пилотаж инструментария, мотивируя свое решение тем, что он уже был использован в другом исследовании;
9) перед началом научно-
10) до начала сбора
11) психологам были резко
12) в плане научно-
Ход работы.
Эмпирическое исследование предполагает
выработку исследовательской
Последовательность этапов исследования
Стратегия эмпирического исследования
определяется программой, которая включает:
теоретико-методологическую часть–формулировку
и обоснование проблемы, указание
цели, определение объекта и предмета
исследования, логический анализ основных
понятий, формулировку гипотез и
задач исследования; методическую часть
- определение обследуемой
Проблема – форма
Цель – общая постановка задачи, модель ожидаемого результата исследования.
Задачи – конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы. Они служат средством реализации цели и носят инструментальный характер.
Объект – то, на что направлен процесс познания.
Предмет исследования – те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению.
Логический анализ основных понятий – логическое структурирование исходных понятий, определяющих предмет исследования, точное объяснение их содержания и структуры. Его называют еще теоретической интерпретацией понятий, цель которой – создание теоретической модели. Это обобщенное выражение проблемной ситуации в научном знании.
Структурная и факторная интерпретация исходных понятий отражают априорные (до начала исследования) представления социолога о предмете исследования, которые образуют его гипотетическую модель и служат основой для формирования рабочих гипотез.
Гипотеза – научное
Для получения конкретных гипотез общие социологические понятия переводят (сначала конкретизируют, а затем операционализируют) в частные, которым приписывают количественную меру.
Операционализация – установление количественных контуров изучаемого явления, которые выражены в цифрах или наблюдаемых признаках. Результат – система социологических переменных, которые связаны между собой и образуют теоретическую модель предмета исследования. Связь можно установить количественным способом – с помощью измерения, либо качественным – через логические процедуры.
Переменная – понятие в
Операциональные признаки переменных социальной потребности
После завершения социологического опроса проводится проверка анкет и бланков-интервью на точность и полноту заполнения. Если они заполнены неправильно или не заполнены на 30%, то такие анкеты (бланки) выбраковываются и не подлежат обработке.
На составление программы
После получения результатов
На заключительном этапе эмпирического исследования его результаты оформляются документально: в виде отчета, приложения к нему и аналитической справки.
Информация о работе Эксперимент как основной метод исследования в психологии