Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:06, творческая работа
Актуальность проблемы эмоций заключается в том, что эмоции, переживаемые человеком, оказывают непосредственное влияние на качество выполняемой им деятельности – его работы, учебы, игры. Проблема эмоций велика и многогранна, далеко не все связанные с ней вопросы на сегодня решены.
Цель:
Исследовать эмоциональные состояния человека.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 5
1.1.Теории развития эмоций. 5
1.2.Краткая характеристика эмоциональных процессов. 5
1.3. Уровни проявления эмоций. 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 14
ВЫВОДЫ. 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 16
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Актуальность темы исследования.
Актуальность проблемы эмоций заключается в том, что эмоции, переживаемые человеком, оказывают непосредственное влияние на качество выполняемой им деятельности – его работы, учебы, игры. Проблема эмоций велика и многогранна, далеко не все связанные с ней вопросы на сегодня решены.
Цель:
Исследовать эмоциональные состояния человека.
Задачи:
-изучить литературу по интересующему вопросу;
- подобрать
методики по исследованию
- протестировать желающих для определения их эмоционального состояния;
- сделать анализ эмоциональной сферы;
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР.
Эмоции - особый класс субъективных
психологических состояний, отражающих
в форме непосредственных переживаний,
ощущений приятного или неприятного, отношения
человека к миру и людям, процесс и результаты
его практической деятельности.
Существенный вклад в изучение
эмоций внес К.Е. Изард. Он рассмотрел эту
проблему с позиции психологии дифференциальных
эмоций. В рамках этого подхода он охарактеризовал
свойства и функции каждой отдельно взятой
эмоции, а также особенности отношений
между различными эмоциями и их взаимодействие.
Он полагал не менее важным рассмотреть
взаимоотношения, которые связывают эмоции
и когнитивные процессы и поведение.
Американский психолог У. Джемс
и датский ученый К. Ланге
почти в одно и то же время предложили
теорию, объясняющую функционирование
и происхождение эмоций их телесной связью
с органическими процессами.
Альтернативную точку зрения
на соотношение органических и эмоциональных
процессов предложил У. Кеннон. Он одним
из первых отметил тот факт, что телесные
изменения, наблюдаемые при возникновении
разных эмоциональных состояний, весьма
похожи друг на друга и по разнообразию
недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно
объяснить качественные различия в высших
эмоциональных переживаниях человека.
Немаловажная роль в изучении
эмоций принадлежит также отечественному
физиологу П.В. Симонову. Он разработал
потребностно-информационную теорию эмоций.
Согласно этой теории, «эмоция есть отражение
мозгом человека и животных какой-либо
актуальной потребности и вероятности
ее удовлетворения, которую мозг оценивает
на основе генетического и ранее приобретенного
индивидуального опыта».
Результатом глубокой теоретической
мысли является биологическая теория
эмоций П.К. Анохина. Эта теория рассматривает
эмоции как продукт эволюции, как приспособительный
фактор.
Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.
Чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. Чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Особую группу составляют высшие чувства, в которых заключено всё богатство эмоциональных
отношений человека к социальной действительности. В зависимости от того, к какой предметной сфере они относятся, высшие чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные и практические.
Настроение – сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности, проявляющееся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида. Настроение является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных событий, а на значение для человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и
ожиданий.
Аффект (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. Аффект возникает в ответ на уже происшедшее событие и является как бы сдвинутым к его концу. Развивается в критических условиях при неспособности
субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций. Устойчивость к вовлечению в состояние аффекта зависит от уровня развития моральной мотивации личности.
Стресс – термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.
Стресс может оказывать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс), вплоть до её полной дезорганизации. В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют различные виды стресса, в наиболее общей классификации – физиологический стресс и
психологический стресс. Последний подразделяется на информационный и эмоциональный.
Страсть – сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил. Страсть может быть принята личностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Основным признаком страсти является её действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов.
Эмоции (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.
1.Проявление эмоций в поведении.
Как утверждал Р. Декарт, «главное действие всех людских страстей заключается в том, что они побуждают и настраивают душу человека желать того, к чему эти страсти подготовляют его тело». Таким образом, как справедливо замечает Вилюнас, поскольку эмоции сигнализируют о значимости происходящего, подготовка в эмоциональном состоянии тела к лучшему восприятию и возможным действиям настолько целесообразна, что было бы удивительно, если бы она не закрепилась в эволюции и не стала одной из характерных особенностей эмоциональных процессов.
Ч. Дарвин замечает, что свободное выражение эмоций посредством внешних знаков делает более интенсивными эти эмоции. С другой стороны подавление внешнего проявления наших эмоций, насколько это оказывается возможным, приводит к их смягчению. Тот, кто дает волю бурным телодвижениям, усиливает свою ярость. Тот, кто не сдерживает проявления страха, будет испытывать его в усиленной степени. Тот, кто, будучи подавлен горем, остается пассивным, упускает лучший способ восстановить душевное равновесие. Дарвин подчеркивает, что все эти выводы вытекают, с одной стороны, из факта существования тесной связи между всеми эмоциями и их внешними проявлениями, с другой стороны, из факта непосредственного влияния наших усилий на сердце, а, следовательно, и на мозг.
Проявление эмоций, безусловно, можно наблюдать в мимике, жестах, движениях людей, но исследование коррелятов конкретных эмоций и в поведенческом плане сталкивается со значительными трудностями. «Действительно, как получить достаточно большое число различных фотографий подлинных эмоциональных реакций? Как вызвать у человека реальное переживание эмоций, не вторгаясь в его жизнь? Стремясь преодолеть подобные затруднения, некоторые психологи прибегали к весьма драматическим методам».
Я. Рейковский, как пример таких исследований, приводит эксперименты Лэндиса, результаты которых были опубликованы в 1924г. Это были, несомненно, очень жестокие эксперименты. Так, чтобы вызвать сильные отрицательные эмоции, за спиной испытуемого неожиданно раздавался выстрел или, в другом опыте, испытуемому приказывали отрезать большим ножом голову живой белой крысе, а в случае отказа экспериментатор сам у того на глазах совершал эту операцию. В других случаях испытуемый, опуская руку в ведро, неожиданно находил там трех живых лягушек и, одновременно, подвергался удару электрического тока. Именно благодаря такой жестокости в эксперименте Лэндиса удавалось вызывать подлинные эмоции.
На протяжении всего эксперимента
испытуемых фотографировали. Чтобы
облегчить объективное
Однако попытки установить,
какие группы мышц участвуют в
выражении отдельных
Следует подчеркнуть, что типичные мимические корреляты эмоций не были найдены не только для ситуаций, которые классифицировались как вызывающие страх, смущение и т.д., но и для тех эмоциональных состояний, которые определялись так самими испытуемыми, то есть для тех случаев, когда они утверждали, что испытывали страх, отвращение и т.п.
Вместе с тем было установлено, что у каждого испытуемого есть некоторый характерный для него набор мимических реакций, повторяющихся в различных ситуациях: закрывать или широко раскрывать глаза, морщить лоб, открывать рот и т.д.
Таким образом, как подчеркивает
Рейковский, следует различать
Такая индивидуальная специфика может быть как более, так и менее выраженной. Так, например, в группе из 12 испытуемых Колмен выделил только двух, у которых мимика была выразительной и обнаруживалась устойчивая связь между эмоциями и их выражением. Что касается движений всего тела — пантомимики, то здесь удалось выявить одну отчетливую комплексную реакцию, возникающую в ответ на сильный внезапный раздражитель (прежде всего звуковой) - это так называемая реакция вздрагивания (startle pattern).
С.Л. Рубинштейн, давая определение аффекту, как одному из видов эмоций, прямо говорит о его выраженности в поведении. «Аффект - это стремительно и бурно протекающий, эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Именно аффекты по преимуществу связаны с шоками - потрясениями, выражающимися в дезорганизации деятельности». Автор подчеркивает, что такое «сильное душевное волнение» сказывается не только на элементарной моторике, но и активно влияет на собственно действия. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности. Такая заторможенность проявляется не только в действиях, но и не в меньшей степени в речи человека. Рассмотрим это явление в следующей главе.
2. Проявление эмоций в речи.
А.Н. Леонтьев замечает, что одна из особенностей аффектов состоит в том, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в связи с этим происходит образование специфического опыта - аффективных следов. Смысл их заключается в том, что человек, мысленно возвращаясь к событию, вызвавшему состояние аффекта, переживает аналогичные эмоции.