Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 09:06, контрольная работа
Эмоции и чувства — личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Целью данной работы является определение чувств и эмоций. Их значение в жизни человека.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Определение эмоций и чувств………………………………………………..4
2.Основные функции эмоций и чувств………………………………………...5
3.Основные качества эмоций и чувств…………………………………………6
4.Формы переживания эмоций и чувств……………………………………….8
4.1. Настроение………………………………………………………………..8
4.2. Аффективное состояние и аффект………………………………………8
4.3. Стресс……………………………………………………………………...9
4.4. Фрустрация……………………………………………………………….10
4.5. Страсть……………………………………………………………………10
5.Основные классификации эмоций……………………………………………10
6. Основные классификации чувств……………………………………………12
6.1. Высшие чувства…………………………………………………………..12
6.2. Низшие чувства…………………………………………………………..13
6.3. Чувства промежуточного класса………………………………………13
6.4. Другие виды чувств………………………………………………………14
7. Зависимость эмоций и чувств от особенностей личности…………………15
8. Эмоции и чувства в жизни человека…………………………………………15
8.1. Положительное влияние эмоций и чувств на человека………………..15
8.2. Отрицательное влияние эмоций и чувств на человека………………18
Заключение……………………………………………………………………21
Список использованной литературы………………………………………22
Отрицательное воздействие на человека оказывает также агрессивное чувство. В статье "Агрессия как интегральное явление" /12, с. 6/ Т. К. Касумов описывает пример как гнев Ивана Грозного, привел к смерти царевича, что, безусловно, не входило в планы царя, а произошло по трагической случайности. Чувство гнева захватило власть над царем, и агрессия стала неминуема в своем проявлении. Отчаяние, осознание того, что мысль и воля потерпели крах, а чувство гнева возобладало, и что теперь ничто не вернет сына, передает лицо царя на картине Репина.
В структуре агрессивного поведения чувства являются той силой (экспрессией), которая приводит в действие и в той или иной мере сопровождает агрессию, обеспечивая единство и взаимопроникновение ее сторон: внутренней (агрессиум) и внешней (агрессивное действие). Агрессивное чувство - это, прежде всего, способность человека испытывать такие эмоциональные состояния как злость, гнев, враждебность, месть, обида, удовольствие и другие. В такие состояния людей могут ввергать как несознаваемые (например, жара, шум, теснота), так и осознаваемые (ревность, конкуренция и другие) причины. Формирование и развитие агрессии осуществляется на переплетении чувств и мыслей.
19
И чем больше будут господствовать (превалировать) мысли, тем сильнее и изощреннее окажутся агрессивные действия, потому что только мысль может конфликтовать, направлять и планировать агрессию.
Потенциал эмоций, их возможности в регуляции деятельности, поступков человека определяются (раскрываются и ограничиваются) диапазоном, уровнем и иерархией потребностей, которые характеризуют широту и уровень личностного развития человека, систему его основных личностных ценностей. Этические, эстетические, познавательные и другие эмоциональные мотивы (переживания) могут регулировать деятельность лишь в меру того, насколько соответствующие этим мотивам стороны действительности (в том числе и собственных действий, поступков) будут отражены и воплощены в системе личностных ценностей и какое место они будут в ней занимать.
20
Заключение
Возникновение чувств обусловлено общественным бытием человека. Иначе говоря, чувства носят социальный характер. В основе чувств лежат, прежде всего, потребности, возникшие в процессе общественного развития человека и связанные с отношениями между людьми.
Слово «чувство» - многозначно. Когда говорят «органы чувств», то имеют в виду орган слуха или орган зрения. В словосочетаниях «чувство любви» или «чувство радости» слово «чувство» приобретает другое значение. В терминах «чувство юмора» или «чувство красоты» присутствует еще один смысловой оттенок, обозначающий сложную психическую реакцию.
Значение в жизни и деятельности человека чувств очень велико. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, творчестве, повседневной жизни. Чувства часто определяют поведение человека, постановку им тех или иных жизненных целей.
Без эмоций - как положительных, так и отрицательных - человек лишается побуждений к деятельности, теряет способность развиваться. Эмоции поддерживают интерес к жизни, к происходящему вокруг нас. Отсутствие раздражителей, вызывающих эмоции, приводит к эмоциональному голоду. Если он длится долго, то, как и пищевой голод, приводит к болезни.
21
Список использованной литературы
1. Левитов Н.Д. «О психических состоянииях человека». М., 1964.
2. Симонов
П.В. «Теория отражения и
3. Шингаров Г.К. «Эмоции и чувства как форма отражения действительности». М., 1971.
4. Анохин П.К. Эмоции. БМЭ. Т. 35.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -- М., 1946.
6. Шадриков В.Д. Введение в общую психологию: эмоции и чувства. -- М., Логос, 2002.
7. Крутецкий В.А. Психология. М «Просвящение», 1980. 352с
8. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М «Высшая школа», 1996. 626с
9. Лук А.Н. Эмоции и личность. М «Знание», 1982. 176с
10. Психология и педагогика/ составитель Радугин А.А. М «Центр», 1996. 336с
11. Положительные эмоции заразнее отрицательных.- Вопросы социального обеспечения, № 17 2007г., ISSN 0132-1609.
12. Никифоров А.С. Эмоции в нашей жизни, М.: Советская Россия, 1974 г. - 272 с.
13. Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Психология эмоций., М.: Изд-во МГУ, 1984 г. – 288 с.
14. Головин С.Ю. Словарь практического психолога, Минск: Харвест, 1998 г. – 800 с., ISBN: 985-433-167-9.
22
Информация о работе Эмоции и чувства, их значение в жизни человека