Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 10:03, реферат
Эмоции и чувства составляют особый класс психических процессов, отражающих окружающий мир в форме переживаний. Если восприятие отражает реальный мир (предметы и явления) при непосредственном его действии на органы чувств (чувственное познание), а мышление опосредствованно отражает связи и отношения между предметами и явлениями между собой (рациональное познание). То эмоции отражают эти предметы и явления не сами по себе, а в их отношении к человеку, к его потребностям (нуждам). В узком смысле эмоции имеют отчетливо выраженный ситуативный характер, т.е. выражают личностное оценочное отношение к ситуации.
Понятие «эмоции» 3
Формы проявления эмоций 5
Свойства и виды эмоций 7
Основные качества эмоций и чувств 9
Список литературы 10
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ФГБОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»
Реферат
на тему: «Эмоции и чувства, основные виды эмоций и чувств, их основные свойства. Какова связь эмоций и чувств с возникновением и развитием психических состояний»
По дисциплине: « Транспортная психология»
Санкт-Петербург
2013
СОДЕРЖАНИЕ:
Понятие «эмоции» 3
Формы проявления эмоций 5
Свойства и виды эмоций 7
Основные качества эмоций и чувств 9
Список литературы 10
Понятие «эмоции»
ЭМОЦИИ (лат. emoveo - потрясаю, волную) - элементарные пережива¬ния, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения разнообразных эмоций и чувств.
Эмоции и чувства составляют особый класс психических процессов, отражающих окружающий мир в форме переживаний. Если восприятие отражает реальный мир (предметы и явления) при непосредственном его действии на органы чувств (чувственное познание), а мышление опосредствованно отражает связи и отношения между предметами и явлениями между собой (рациональное познание). То эмоции отражают эти предметы и явления не сами по себе, а в их отношении к человеку, к его потребностям (нуждам). В узком смысле эмоции имеют отчетливо выраженный ситуативный характер, т.е. выражают личностное оценочное отношение к ситуации.
Нередко эмоции отожествляют с особым классом субъективных психологических состояний, включающих в себя настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы.
Таким образом, в психологии эмоциями называют процессы и состояния, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний
Системообразующим компонентом эмоций (эмоциональных явлений) являются эмоциональные переживания (например, удовлетворение, радость, страх и др.)
Переживание – субъективный процесс отражения (оценки) в форме непосредственного переживания значимости (ценности) воспринимаемых или представляемых ситуаций (явлений), их отношения к потребностям и мотивам индивида.
Эмоции двувалентны - они или положительны, или отрицательны - объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение.
Эмоции являются внутренним организатором процессов, которые регулируют внешнее поведение индивида в напряженных ситуациях.
Так, эмоция страха, возникая в крайне опасной ситуации, обеспечивает преодоление опасности путем активизации ориентировочного рефлекса, торможения всех побочных текущих деятельностей, напряжения необходимых для борьбы мышц, учащения дыхания и сердцебиения, изменения состава крови, повышения ее свертываемости на случай ранений, мобилизации резервов внутренних органов.
Человек действует только
Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но в общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции - чувства, обусловленные социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установками. Исторически сформированные устои социального сотрудничества порождают у человека нравственные чувства - чувство долга, совести, чувство солидарности, сочувствия, а нарушение этих чувств - чувство возмущения, негодования и ненависти.
В практической деятельности человека сформировались практические чувства, с началом его теоретической деятельности связано зарождение его интеллектуальных чувств, а с возникновением образно-изобразительной деятельности - эстетических чувств.
Различные условия жизнедеятельности, направления деятельности индивида развивают различные стороны его эмоциональности, нравственно-эмоциональный облик личности. Формирующаяся в процессе становления личности эмоциональная сфера становится мотивационной базой ее поведения.
Во множестве эмоциональных проявлений выделяются четыре исходные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство же эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливаются иерархически организованной системой потребностей.
Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуациях может вызвать различные эмоции. Так, потребность самосохранения при угрозе со стороны сильного может вызвать страх, а при угрозе со стороны слабого - гнев.
Особенно интенсивное эмоциональное обеспечение получают те стороны поведения, которые являются "слабыми местами" для данного индивида.
Формы проявления эмоций
Структура эмоциональных процессов существенно отличается от структуры познавательных. К классу эмоций относятся собственно эмоции, чувства, аффекты, настроение, страсти и стрессы.
- Эмоциональный тон ощущений – это врожденные переживания ( от греч. hedone - наслаждение), сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия , например, вкусовые, температурные, болевые и др.
Ужу на этом этапе эмоции дифференцируются на два полярных класса:
- положительные,
вызываемые полезными
- отрицательные,
стимулирующие активность
- Настроение
(психический настрой) – это сравнительно
устойчивое эмоциональное
Умонастроение - это продолжительное и устойчивое психическое состояние, выступающее в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни человека.
Умонастроение отражает отношение человека к тем событиям, которые каким – либо образом затрагивают его жизненную позицию, смысл его жизни.
Различают два полярных умонастроения:
- оптимистическое умонастроение (оптимизм). Это твердое убеждение человека в лучшем будущем. Оптимизм человека стимулирует. Его социальную активность, развивает способности, способствует воспитанию лучших нравственных качеств и др.;
- пессимистическое
умонастроение (пессимизм). Это убеждение
человека, что в окружающем мире
торжествует «зло», препятствующее
его жизненным планам. Пессимизм
порождает у человека
- Чувство - высшая,
культурно-обусловленная
- Аффект –
это сильное и относительно
кратковременное, бурно протекающее
эмоциональное состояние, сопровождаемое
видимыми изменениями в
-Страсть - сильно
выраженная увлеченность
- Стресс (психологический
эмоциональный) - это эмоциональное
состояние душевного (эмоционального)
и поведенческого возбуждения, возникающее
в ответ на разнообразные
Все выше описанные формы эмоций – это так называемые "чистые" эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека.
Свойства и виды эмоций
Эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности влияния на деятельность.
В качественном своеобразии эмоций и чувств выражается то, как относится человек к соответствующему явлению. В зависимости от того, насколько значима отражаемая в эмоциях и чувствах действительность, различаются глубокие и неглубокие эмоции и чувства.
В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические (от греч. sthenos - сила) и астенические. Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека. Так, чувства радости или вдохновения стимулируют человека к энергичной деятельности. Астенические эмоции расслабляют человека, парализуют его силы.
В структуре деятельности можно выделить базовые эмоции, определяющие цели деятельности, ее стратегические направления, и производные от них операциональные эмоции.
Базовые эмоции определяют направленность жизнедеятельности индивида, а операциональные - его отношение к различным условиям деятельности, реальным достижениям. То, что содействует достижению цели, вызывает положительные эмоции, то, что препятствует, - отрицательные.
Классификация базовых эмоций совпадает с классификацией основных потребностей индивида. Производные же эмоции не поддаются классификации – они так же многообразны, как многообразны условия жизнедеятельности людей.
По содержательному своеобразию эмоции подразделяются на следующие виды:
Различные ощущения (запахи, цвета, звуки и т. д.) являются для нас приятными, нейтральными или неприятными. Эмоциональный тон ощущения - это наше отношение к качеству ощущения, психическое отражение потребностных свойств объекта. Нам приятен запах цветов, шум морского прибоя, цвет неба при закате солнца, но неприятен запах гнили, скрежет тормозов.
К отдельным раздражителям возникает даже органическое болезненное отвращение - идиосинкразия (например, к звукам, издаваемым скрежещущим по стеклу металлическим предметом).
Эмоциональное отношение к жизненно важным воздействиям передается по наследству. Это позволяет уже при первой встрече организма с вредоносным объектом отреагировать на него. Эмоциональный тон различных воздействий, закрепляясь в памяти, включается затем в различные восприятия и представления.
Эмоциональная память, эмоциональный опыт человека играют существенную роль в тех случаях, когда надо действовать в условиях дефицита понятийной информации.
Настроение - ситуативно обусловленное устойчивое эмоциональное состояние, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность. Настроение - эмоциональная интеграция жизнеощущений человека, определяющая общий тонус (строй) его жизнедеятельности.
Оно вызывается теми влияниями, которые затрагивают личностные стороны индивида, его основные ценности, успехом или неудачей в работе, комфортной или дискомфортной обстановкой, уровнем культуры в отношениях между людьми, самочувствием и т. д. Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина его иногда и не осознается.
В настроении проявляется стимулирующая функция эмоций и чувств, их влияние на деятельность человека. Настроение, как и все другие эмоциональные состояния, может быть положительным или отрицательным, иметь определенную интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость.
Наиболее высокий уровень психической активности под влиянием эмоции или чувства называется воодушевлением, наиболее низкий - апатией. Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями, - состояние расстроенности. Необходимо уметь блокировать плохое настроение и всегда помнить, что после "черной полосы" неизбежно наступление радости жизни и подъема творческих сил.
Нередко пониженное настроение может быть вызвано простейшими биохимическими процессами в нашем организме, неблагоприятными атмосферными явлениями или эмоциональными циклами данного индивида.
Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация)
Стресс (от англ. sress - напряжение) - нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации.
Информация о работе Эмоции и чувства, основные виды эмоций и чувств, их основные свойства