Мотивационная функция эмоций проявляется в том, что
они могут выступать в качестве самостоятельных
источников активности или поведения
человека, то есть в качестве мотивов поведения.
В данной функции эмоций есть две стороны.
Одна заключается в том, что эмоции могут
явиться отдельными, вполне самостоятельными
мотивами. Эту роль в жизни людей играют,
например, чувства и страсти. Эмоции могут
направлять и поддерживать активность
человека на определенном уровне. В данной
роли кроме чувств и страстей выступают
настроения, биологические эмоции, аффекты.
Регулирующая функция эмоций выражается
в том, что они могут устанавливать общий
уровень активности человека, понижая
или повышая ее. Соответственно, выделяют
астенические эмоции, которые снижают
общий уровень активности, и стенические
эмоции, которые этот уровень повышают.
Стеническую, то есть стимулирующую, роль
обычно выполняют приятные, положительные
переживания; астеническую роль — неприятные,
отрицательные переживания. Например,
хорошее настроение человека стимулирует
его активность, а плохое настроение тормозит
активность. Есть, однако, исключения из
данного правила: почти все аффекты, как
положительные, так и отрицательные, обычно
играют в жизни человека стимулирующую
роль. Тем не менее и в случае стимулирования
деятельности со стороны отрицательных
эмоций они выступают в своей регулирующей
функции.
Сигнальная функция эмоций состоит в том, что они
в сознании человека могут служить сигналами
происходящих в данный момент процессов
в его организме. Эта функция эмоций имеет
прямое отношение к потребностям человека,
к процессу их удовлетворения. Можно считать
доказанным, что положительные, приятные
эмоциональные переживания возникают
у человека, когда процесс удовлетворения
его потребностей идет нормально. Отрицательные
эмоции возникают в случае, если с удовлетворением
потребностей человека не все обстоит
благополучно. В данной функции, прежде
всего, выступают такие эмоции, как настроение,
биологические эмоции и аффекты.
Наконец, защитная функция
эмоций заключается в том, что в некоторых
жизненных ситуациях эмоции могут предохранять
организм от различного рода угроз для
его благополучия. Предохранительная
функция эмоций может проявляться в следующих
вещах: эмоции мобилизуют организм на
преодоление препятствий, представляющих
угрозу для организма, предохраняют организм
от перегрузок, экономя энергию, необходимую
для жизни. Аффекты, например, способствуют
мобилизации энергии организма или ее
разрядке, если она является излишней
и угрожает благополучию организма; стрессы,
делая организм малоактивным, способствуют
экономии и использованию его энергии
для выполнения наиболее важных жизненных
функций.
Психологические теории
эмоций.
Многочисленными физиологическими
изменениями в организме сопровождается
всякое эмоциональное состояние. На протяжении
истории развития данной области психологических
знаний не раз предпринимались попытки
связать физиологические изменения в
организме с теми или иными эмоциями и
показать, что комплексы органических
признаков, сопровождающие различные
эмоциональные процессы, действительно
различны.
В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал
книгу 'Выражение эмоций у человека и животных',
которая явилась поворотным пунктом в
понимании связи биологических и психологических
явлений, в частности, организма и эмоций.
В ней было доказано, что эволюционный
принцип применим не только к биофизическому,
но и психолого-поведенческому развитию
живого, что между поведением животного
и человека непроходимой пропасти не существует.
Дарвин показал, что во внешнем выражении
разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных
движениях много общего у антропоидов
и слепорожденных детей. Эти наблюдения
легли в основу теории эмоций, которая
получила название эволюционной. Эмоции
согласно этой теории появились в процессе
эволюции живых существ как жизненно важные
приспособительные механизмы, способствующие
адаптации организма к условиям и ситуациям
его жизни. Телесные изменения, сопровождающие
различные эмоциональные состояния, в
частности, связанные с соответствующими
эмоциями движения, по Дарвину, есть не
что иное, как рудименты реальных приспособительных
реакций организма.
Идеи Ч. Дарвина были восприняты
и развиты в другой теории, получившей
в психологии широкую известность. Ее
авторами явились У. Джемс и К. Ланге. Джемс
считал, что определенные физические состояния
характерны для разных эмоций - любопытства,
восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие
телесные изменения были названы органическими
проявлениями эмоций. Именно органические
изменения по теории Джемса-Ланге являются
первопричинами эмоций. Отражаясь в голове
человека через систему обратных связей,
они порождают эмоциональное переживание
соответствующей модальности. Сначала
под действием внешних стимулов происходят
характерные для эмоций изменения в организме
и только затем - как их следствие - возникает
сама эмоция.
Альтернативную точку зрения
на соотношение органических и эмоциональных
процессов предложил У. Кеннон. Он одним
из первых отметил тот факт, что телесные
изменения, наблюдаемые при возникновении
разных эмоциональных состояний, весьма
похожи друг на друга и по разнообразию
недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно
объяснить качественные различия в высших
эмоциональных переживаниях человека.
Внутренние органы, с изменениями состояний
которых Джемс и Ланге связывали возникновение
эмоциональных состояний, кроме того,
представляют собой довольно малочувствительные
структуры, которые очень медленно приходят
в состояние возбуждения. Эмоции же обычно
возникают и развиваются довольно быстро.
Самым сильным контраргументом
Кеннона к теории Джемса-Ланге оказался
следующий: искусственно вызываемое прекращение
поступления органических сигналов в
головной мозг не предотвращает возникновение
эмоций. Положения Кеннона были развиты
П. Бардом, который показал, что на самом
деле и телесные изменения, и эмоциональные
переживания, связанные с ними, возникают
почти одновременно.
В более поздних исследованиях
обнаружилось, что из всех структур головного
мозга собственно с эмоциями более всего
функционально связан даже не сам таламус,
а гипоталамус и центральные части лимбической
системы. В экспериментах, проведенных
на животных, было установлено, что электрическими
воздействиями на эти структуры можно
управлять эмоциональными состояниями,
такими, как гнев, страх (Х. Дельгадо).
Психоорганическая теория
эмоций (так условно можно назвать концепции
Джемса-Ланге и Кеннона-Барда) получила
дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических
исследований мозга. На ее базе возникла
активационная теория Линдсея-Хебба. Согласно
этой теории эмоциональные состояния
определяются влиянием ретикулярной формации
нижней части ствола головного мозга.
Эмоции возникают вследствие нарушения
и восстановления равновесия в соответствующих
структурах центральной нервной системы.
Активационная теория базируется на следующих
основных положениях:
- Электроэнцефалографическая
картина работы мозга, возникающая
при эмоциях, является выражением
так называемого 'комплекса активации',
связанного с деятельностью ретикулярной
формации.
- Работа ретикулярной
формации определяет многие динамические
параметры эмоциональных состояний:
их силу, продолжительность, изменчивость
и ряд других.
Вслед за теориями, объясняющими
взаимосвязь эмоциональных и органических
процессов, появились теории, описывающие
влияние эмоций на психику и поведение
человека. Эмоции, как оказалось, регулируют
деятельность, обнаруживая вполне определенное
на нее влияние в зависимости от характера
и интенсивности эмоционального переживания.
Д.О. Хеббу удалось экспериментальным
путем получить кривую, выражающую зависимость
между уровнем эмоционального возбуждения
человека и успешностью его практической
деятельности.
Представленная на
этом рисунке кривая показывает,
что между эмоциональным возбуждением
и эффективностью деятельности
человека существует криволинейная,
'колоколообразная' зависимость. Для
достижения наивысшего результата
в деятельности нежелательны
как слишком слабые, так и очень сильные
эмоциональные возбуждения. Для каждого
человека (а в целом и для всех людей) имеется
оптимум эмоциональной возбудимости,
обеспечивающий максимум эффективности
в работе. Оптимальный уровень эмоционального
возбуждения, в свою очередь, зависит от
многих факторов: от особенностей выполняем
мой деятельности, от условий, в которых
она протекает, от индивидуальности включенного
в нее человека и от многого другого. Слишком
слабая эмоциональная возбужденность
не обеспечивает должной мотивации деятельности,
а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует
и делает практически неуправляемой.
У человека в динамике эмоциональных
процессов и состояний не меньшую роль,
чем органические и физические воздействия,
играют когнитивно-психологические факторы
(когнитивные означает относящиеся к знаниям).
В связи с этим были предложены новые концепции,
объясняющие эмоции у человека динамическими
особенностями когнитивных процессов.
Одной из первых подобных теорий
явилась теория когнитивного диссонанса
Л. Фестингера. Согласно ей положительное
эмоциональное переживание возникает
у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются,
а когнитивные представления воплощаются
в жизнь, т.е. когда реальные результаты
деятельности соответствуют намеченным,
согласуются с ними, или, что то же самое,
находятся в консонансе. Отрицательные
эмоции возникают и усиливаются в тех
случаях, когда между ожидаемыми и действительными
результатами деятельности имеется расхождение,
несоответствие или диссонанс.
Субъективно состояние когнитивного
диссонанса обычно переживается человеком
как дискомфорт, и он стремится как можно
скорее от него избавиться. Выход из состояния
когнитивного диссонанса может быть двояким:
или изменить когнитивные ожидания и планы
таким образом, чтобы они соответствовали
реально полученному результату, или попытаться
получить новый результат, который бы
согласовывался с прежними ожиданиями.
В современной психологии теория когнитивного
диссонанса нередко используется для
того, чтобы объяснить поступки человека,
его действия в различных социальных ситуациях.
Эмоции же рассматриваются в качестве
основного мотива соответствующих действий
и поступков. Лежащим в их основе когнитивным
факторам придается в детерминации поведения
человека гораздо большая роль, чем органическим
изменениям.
Доминирующая когнитивистская
ориентация современных психологических
исследований привела к тому, что в качестве
змоциогенных факторов стали рассматривать
также и сознательные оценки, которые
человек дает ситуации. Полагают, что такие
оценки непосредственно влияют на характер
эмоционального переживания.
К тому, что было сказано об
условиях и факторах возникновения эмоций и их динамики
У. Джемсом, К Ланге, У. Кенноном, П. Бардом,
Д. Хеббом и Л. Фестингером, свою лепту
внес С. Шехтер. Он показал, что немалый
вклад в эмоциональные процессы вносят
память и мотивация человека. Концепция
эмоций, предложенная С. Шехтером, получила
название когнитивно-физиологической
.
Согласно этой теории на возникшее
эмоциональное состояние помимо воспринимаемых
стимулов и порождаемых ими телесных изменений
оказывают воздействие прошлый опыт человека
и оценка им наличной ситуации с точки
зрения актуальных для него интересов
и потребностей. Косвенным подтверждением
справедливости когнитивной теории эмоций
является влияние на переживания человека
словесных инструкций, а также той дополнительной
эмоциогенной информации, которая предназначена
для изменения оценки человеком возникшей
ситуации.
В одном из экспериментов,
направленном на доказательство
высказанных положений когнитивной
теории эмоций, людям давали в качестве
'лекарства' физиологически нейтральный
раствор в сопровождении различных инструкций.
В одном случае им говорили о том, что данное
'лекарство' должно будет вызвать у них
состояние эйфории, в другом - состояние
гнева. После принятия соответствующего
'лекарства' испытуемых через некоторое
время, когда оно по инструкции должно
было начать действовать, спрашивали,
что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные
переживания, о которых они рассказывали,
соответствовали ожидаемым по данной
им инструкции.
Было показано также, что характер
и интенсивность эмоциональных переживаний
человека в той или иной ситуации зависят
от того, как их переживают другие, рядом
находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные
состояния могут передаваться от человека
к человеку, причем у человека в отличие
от животных качество коммуницируемых
эмоциональных переживаний зависит от
его личного отношения к тому, кому он
сопереживает.
Отечественный физиолог
П.В.Симонов попытался в краткой
символической форме представить
свою совокупность факторов, влияющих
на возникновение и характер
эмоции. Он предложил для этого
следующую формулу:
Э = F(П, (Ин-Ис, ...)),
где Э - эмоция, ее сила и качество; П - величина
и специфика актуальной потребности; (Ин
- Ис) - оценка вероятности (возможности)
удовлетворения данной потребности на
основе врожденного и прижизненно приобретаемого
опыта; Ин- информация о средствах, прогностически
необходимых для удовлетворения существующей
потребности; Ис - информация о средствах,
которыми располагает человек в данный
момент времени.
Согласно формуле, предложенной
П.В. Симоновым (его концепция также может
быть отнесена к разряду когнитивистских
и имеет специальное название - информационная),
сила и качество возникшей у человека
эмоции в конечном счете определяются
силой потребности и оценкой способности
ее удовлетворения в сложившейся ситуации.
Заключение.
Целый ряд профессий
предъявляет к человеку требования умения
управлять своими эмоциями и адекватно
определять выразительные движения окружающих
его людей. Понимание реакций других людей
и правильное реагирование на них в условиях
совместной деятельности – неотъемлемая
часть успешности во многих профессиях.
Неспособность договориться, понять другого
человека, войти в его положение может
привести к полной профессиональной некомпетентности.
Умение разбираться в многочисленных нюансах
эмоциональных проявлений и воспроизводить
их необходимо людям, посвятившим себя
искусству (актерам, художникам, писателям).
Понимание и умение воспроизводить - важнейший
этап обучения актеров искусству интонаций,
мимики, жестов.
Современная практика
психологической подготовки людей к различным
видам деятельности, их социальное обучение
позволяет развить навыки компетентности
в общении, важнейшей составляющей которой
является восприятие и понимание людьми
друг друга.