Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 10:07, контрольная работа
Современная экзистенциально-гуманистическая парадигма в психологии, ориентированная на диалогические, субъект-субъектные отношения человека в мире, требует и от педагогики нового взгляда на отношения участников учебно-воспитательного процесса. Следовательно, в учебно-воспитательном процессе личность учителя так же важна, как и личность ученика. Решающим условием личностного роста ребёнка выступает готовность и способность взрослого вступить с ним в личностно-развивающие, субъект - субъектные отношения, в глубинное общение, которое будет способствовать социально-эмоциональному развитию ребёнка, сохранению его психологического здоровья.
Эмоциональное выгорание педагога и психологическое здоровье ребёнка
Азова Л.Л.
старший преподаватель ГБОУ ДПО ЧИППКРО
г. Челябинск
Современная экзистенциально-
Прежде чем говорить о развитии социально-эмоциональной сферы ребёнка, нужно затронуть проблему сохранности эмоциональной сферы взрослого. Психологическое здоровье, культура и мироощущение педагогов как представителей «помогающих» профессий во многом определяют психологическое здоровье воспитанников. Чтобы способствовать развитию ребёнка, педагог должен постоянно развиваться, изменяться сам. Этому может препятствовать такое грозное психологическое явление, как эмоциональное выгорание педагога.
Традиционно феномен «выгорания» и его причины рассматривают на физиологическом и поведенческом уровнях. Экзистенциальный подход, предполагающий рассмотрение индивидуальности как био – социо – духовной организации существования человека в мире, позволяет подойти с позиции целостного подхода к проблеме феномена «выгорания». Предпосылками профессионального выгорания могут выступать факторы разных «уровней». На индивидном, биологическом, уровне это может быть несоответствие типа темперамента профессиональным требованиям, эмоциональная неустойчивость, предъявление повышенных требований к возможностям человека.
На социальном - низкий коммуникативный потенциал, несформированность продуктивных (диалогической и альтруистической) поведенческих стратегий, неблагоприятный социально-психологический климат в коллективе, нерациональная политика администрации в организации рабочей активности сотрудников. На духовном, экзистенциальном, уровне - обесценивание профессиональной деятельности, потеря смысла и разочарование в профессии.
Эмоционально и когнитивно сложные ситуации общения, высокая ответственность за результат коммуникации, частое отсутствие положительной обратной связи и скорого «видимого» результата работы могут также стать источником «выгорания». Высокая вероятность развития «выгорания» приводит к потере осмысленности жизни. Специалист останавливается в личностном развитии, теряет интерес к профессии, перестает получать удовлетворение от своего дела.
Особую актуальность приобретает экзистенциальный аспект психологической профилактики профессионального выгорания в специальных коррекционных учреждениях, где от взрослого требуется не только особая чуткость к ребёнку с ограниченными возможностями здоровья, обладание высоким личностно-развивающим потенциалом, но и способность преодолевать значительное физическое, эмоциональное и духовное напряжение.
В проведенном нами мониторинге признаков профессионального выгорания принимали участие педагоги специальной коррекционной школы – интерната для слабослышащих детей г. Челябинска (57 женщин-педагогов в возрасте от 22 до 65 лет). Педагогам была предложена анкета, способствующая выявлению факторов, препятствующих сохранности психологического здоровья ученика и учителя. Результаты анкеты показали, что педагоги видят связь психологического здоровья учителей и учащихся и влияние на психологическое здоровье не только физических, поведенческих, но и ценностно-смысловых, духовно-нравственных аспектов. Связывают свои трудности с когнитивной, поведенческой и коммуникативной, гораздо реже - с эмоциональной сферой личности учащихся. Не учитывают диалогический, субъект – субъектный характер процесса общения, перенося «вину» и ответственность за его результаты на родителей и учащихся. Общение становится для педагогов «эмоционально затратным».
Для диагностики нами был выбран «компактный» опросник «Профессиональное выгорание» К. Маслач и С. Джексон, которое авторы понимают как синдром эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений. Эмоциональное истощение понимается авторами как сниженный эмоциональный фон, равнодушие или эмоциональное перенасыщение, утрата интереса к жизни. Деперсонализация – деформация отношений с другими людьми, негативизм по отношению к взрослым (родителям, коллегам, близким), детям. Редукция личных достижений – негативное оценивание себя, снижение значимости собственных достижений, самооценки и профессиональной мотивации, в некоторых случаях негативизм относительно служебных обязанностей.
Диагностический мониторинг включал в себя 3 среза: в начале, в конце 2009 – 2010 и в середине 2010 - 2011 учебного года. Уже первый срез показал наличие высокого уровня эмоционального истощения у 11 педагогов (19,3%), среднего уровня - у 33 педагогов (57,9 %). Высокого уровня деперсонализации во взаимоотношениях со взрослыми и детьми - у 4 педагогов (7,1%), среднего – у 18 педагогов (31,5%). Высокого уровня редукции личных достижений - у 26 педагогов (45,6 %), среднего - у 22 педагогов (38,6%).
Для профилактической работы с проблемами
выгорания под руководством кандидата психологических наук,
доцента кафедры общей психологии ЮУрГУ
Богдановой Т.А. была разработана интегративная
экзистенциально-
На втором этапе реализации программы осуществлялась профилактика выгорания на социальном уровне. Использовались разные формы работы с педагогами: обучающие семинары с элементами тренинга по темам «Эффективное общение», «Общение без агрессии», «Трансактный анализ педагогических ситуаций»; лектории для педагогов «Эмоциональное выгорание педагога и психологическое здоровье ребёнка», «Психологическая поддержка ребёнка», «Преодоление конфликтных ситуаций при взаимодействии с родителями», «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях»; консультации, направленные на повышение профессиональной самооценки и обучение педагогов диалогическим способам общения.
В конце 2009 – 2010 учебного года второй диагностический срез показал снижение высоких показателей по субшкалам «Деперсонализация» с 7,1% (4 чел.) до 4,2% (2 чел.), увеличение количества средних показателей с 31,5% (18 чел.) до 45,8% (22 чел.), снижение низких показателей с 61,4% (35 чел.) до 50% (24 чел.).
По шкале «Редукция личных достижений» снижение высоких показателей с 45,6% (26 чел.) до 39,6% (19 человек), что может говорить о положительной динамике в осознании педагогами себя в профессии и в отношениях с коллегами, родителями и детьми. Но у 13 педагогов (27,1%), нерегулярно участвующих в программе, к концу учебного года повысились признаки эмоционального истощения, что подтверждает необходимость систематической профилактической работы с педагогами.
Экзистенциальный подход рассматривает человека в кризисные моменты, так как в эти моменты человек наиболее подлинен. Третий диагностический срез проводился в середине 2010 – 2011 учебного года в насыщенный событиями промежуток времени, требующий от педагогов мобилизации сил и ресурсов, максимальной включённости в педагогический процесс. В это время наблюдалась отрицательная динамика даже по сравнению с концом 2009 – 2010 учебного года по показателям «Эмоциональное истощение» - с 27,1% (13 чел.) до 32,8% (18 чел.); «Редукция личных достижений» - с 39,6% (19 чел.) до 54,5% (30 чел.) при относительно стабильных результатах по шкале «Деперсонализация». Причиной этого, на наш взгляд, является интенсивный ритм школьной жизни, который психологически выдерживает не каждый педагог, как следствие – эмоциональная перегрузка и неудовлетворённость результатами своего труда и собой в работе.
Таким образом, диагностический мониторинг по изучению признаков профессионального выгорания педагогического коллектива помогает выявить точки напряжения и спланировать профилактическую работу с педагогами с учётом результатов диагностики. В свою очередь, результаты профилактической работы показывают, какой диагностический мониторинг необходим для реализации следующего этапа психологического сопровождения профессиональной деятельности педагогов. Например, изучение личностно-развивающего, коммуникативного потенциала взрослого, его ценностно-смысловых ориентаций. Эта комплексная диагностико-профилактическая работа с педагогами, на наш взгляд, очень важна. Ведь насколько психологически будет здоров взрослый, настолько психологически, эмоционально будет здоров и ребёнок.
Результаты мониторинга показали, что, помимо биологического и социального уровней, необходимо продолжить профилактическую работу с педагогами на ценностно-смысловом, экзистенциальном уровне, направленном на осознание педагогами своих возможностей и ограничений, на согласование своих жизненных целей и смыслов с целями и смыслами коллектива.
Хочется отметить, что только одной работы психолога недостаточно для снижения признаков профессионального выгорания. С точки зрения экзистенциальной психологической методологии, выгорание возникает в результате взаимовлияния внешних и внутренних стресс – факторов. Поэтому, с одной стороны, важно, чтобы проблема создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе решалась на уровне администрации образовательного учреждения путем введения элементов НОТ, рационального распределения во времени школьных мероприятий, установления разумного контроля, установления в коллективе отношений, основанных на взаимоуважении и сотрудничестве, соблюдении педагогической этики на уровне «администратор-педагог», «педагог-педагог», а также на внимательном отношении со стороны администрации не только к личности ученика, но и к личности учителя, создания ситуации успеха в его профессиональной деятельности.
С другой стороны, учителю необходимо сохранять эмоциональную устойчивость в напряжённых профессиональных ситуациях. Это требует постоянной работы педагога над собой в овладении навыками саморегуляции эмоционального состояния. Забота о своём психологическом здоровье способствует актуализации личностных ресурсов, нахождению экзистенциальной радости от своего дела, своей роли в обществе, осуществлению смысла жизни, а следовательно, социально-эмоциональному развитию и сохранению психологического здоровья детей.
1. Форманюк Т.В. Синдром “эмоционального сгорания” как показатель профессиональной дезадаптации учителя. Ж. “Вопросы психологии”,1994 г., N 6.
2. Орел В.Е. Феномен “выгорания” в зарубежной психологии: эмпирические исследования. Журнал практической психологии и психоанализа. 2001г. сентябрь.
3. Трунов Д.Г. “Синдром сгорания”: позитивный подход к проблеме. Журнал практического психолога. 1998 г., N 5.
4. Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации. Журнал практического психолога. 1998 г., N 7.
Информация о работе Эмоциональное выгорание педагога и психологическое здоровье ребёнка