Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 17:50, реферат
Понятие «эмоции» может употребляться в разных значениях. Чаще всего дается комплексное определение, в которое входят следующие нижеперечисленные составные части:
1) субъективные эмоциональные состояния (например, напряжение и внутреннее беспокойство при тревоге);
2) когнитивные оценки ситуаций (например, оценка ситуации как опасной и неподконтрольной);
1. Классификация и диагностика…………………………………………….3
1.1.Понятие эмоций……………………………………………………….3
1.2.Классификация………………………………………………………..4
1.3.Диагностика……………………………………………………………6
2. Эмоциональные расстройства: этиология и анализ условий возникновения……………………………………………………………………7
2.1. Описание эмоциональных расстройств……………………………7
2.1.1. Тревога…………………………………………………………..7
2.1.2. Печаль……………………………………………………………8
2.1.3. Гнев и другие негативные эмоции…………………………….9
2.1.4. Радость и другие позитивные эмоции………………………..10
2.2.Условия возникновения и последствия эмоциональных расстройств………………………………………………………….………….10
2.2.1. Условия возникновения эмоциональных расстройств: общие аспекты………………………………………….………………………………10
2.2.2. Перцептивные и когнитивные условия возникновения эмоциональных расстройств…………………………………………………..13
2.2.3.Последствия эмоциональных расстройств………….……….20
3. Эмоциональные расстройства и клинические синдромы………………..23
3.1. Фобические расстройства………………………………………….23
3.2. Навязчивые расстройства………………………………………….24
3.3. Аффективные расстройства………………………………………..24
3.4. Шизофрения…………………………………………………………25
3.5. Соматические заболевания, обусловленные в том числе и психологическими факторами…………………………………………………26
Литература……………………………………………………………………..27
2.2.3. Последствия эмоциональных расстройств
Воздействие эмоций на соматические процессы. Эмоции оказывают влияние на нейрохимические и периферические физиологические процессы (такие, как, например, периферическая активация) и на экспрессивное поведение. Функцией такого влияния является, кроме прочего, приведение организма в состояние физиологической готовности для выполнения моторного поведения (особенно при тревоге и гневе) или для торможения такого поведения (при печали).
Воздействие эмоций на восприятие и когниции. Эмоции воздействуют на конгруэнтные эмоциям восприятие и когниции: они облегчают активацию структур памяти, которые им конгруэнтны. Так, например, депрессивная печаль способствует активации хранимых в памяти негативных самооценок и, напротив, затрудняет активацию позитивных оценок. Так как восприятие и когниции принимают активное участие в возникновении и поддержании эмоциональных расстройств, то очевидно, что эмоции через активацию соответствующего содержания памяти оказывают поддерживающее обратное воздействие на самих себя. Отчасти именно этим объясняется устойчивость эмоциональных расстройств.
Кроме того, эмоции дополнительно
задействуют и внимание (в особенности
это справедливо для его
Воздействие эмоций на мотивацию и поведение. Эмоции принадлежат к важнейшим мотивирующим силам. Они придают ситуациям, поведению и его последствиям эмоциональную положительную или отрицательную значимость. Таким образом, они лежат в основе формирования желания действовать тем или иным образом и намерений.
Для формирования мотивации прежде всего важны эмоции, направленные в будущее. Как правило, тревога ведет к мотивации побега и избегания, гнев — к мотивации наступления, печаль — к снижению мотивации приближения, а радость, направленная в будущее (надежда, предвкушение радости), ведет к повышению мотивации приближения. Правда, такие эффекты могут быть очень сложными. Так, например, тревога, направленная на избегание неудачи, при одних ситуационных условиях может снизить мотивацию выполнения задания, но при других условиях, напротив, способна повысить мотивацию действий по выполнению задания с целью избежать неудачи. К этому следует добавить, что интенсивные и устойчивые негативные эмоции дают мотивацию к совладанию с эмоциями, так что, например, и печаль в качестве вторичного эффекта может привести к мотивации активного решения проблемы (иногда и в негативной форме, например в виде суицидального решения). Через свои мотивационные и поведенческие эффекты эмоции в конечном счете воздействуют и на окружающую индивида среду.
Совладание с эмоциями. Итак, эмоции могут различными способами непосредственно влиять на другие психические и физические системы человека. Но при эмоциях, которые воспринимаются как нарушенные, воздействие эмоций может проявляться как намерение уменьшить возникшую эмоцию. Целенаправленно проводимые меры по редукции эмоций часто характеризуют как «совладание с эмоциями» (направленный на эмоции «копинг»). Эмоции можно редуцировать за счет изменения обстоятельств, их вызывающих, или за счет прямого влияния на эмоции. Поэтому обычно проводят различия между формами совладания, ориентированными на проблему иориентированными на эмоции.
При обоих способах совладания с эмоциями речь может идти о когнитивных, поведенческих и соматических мероприятиях. Примером совладания, ориентированного на проблему, являются мероприятия по изменению окружающей среды индивида, совершенствование навыков и умений или поиск социальной поддержки, которая помогла бы решить проблему. Примером совладания, ориентированного на эмоции, может быть, например, мысленная переоценка ситуации, отвлечение внимания от угрожающих раздражителей, поиск социальной поддержки, которая помогла бы справиться с эмоциями (например, поиск утешения), релаксация, а также прием лекарств или психоактивных веществ. В этом смысле для ориентированного на эмоции совладания могут оказаться полезными и выше рассмотренные когнитивные защитные механизмы.
При сравнении этих возможных
воздействий с вышеупомянутыми
возможными условиями возникновения
эмоциональных расстройств
Обратная связь, способствующая
поддержанию эмоций, рассматривается
как ядро таких эмоциональных
расстройств, которые проявляются
в виде долгое время поддерживаемых
негативных эмоций (ниже это будет
рассмотрено для некоторых
Рис. 1. Условия возникновения и воздействия
эмоциональных расстройств (упрощенная
схема)
3.Эмоциональные расстройства и клинические синдромы
Эмоциональные расстройства находятся в центре многих психопатологических синдромов, т. е. представляют собой основные компоненты сложных расстройств. При этом в норме они не изолированы от других компонентов, а пребывают с ними во взаимообусловленном отношении: они оказывают влияние на другие симптомы и сами испытывают влияние с их стороны. Ниже мы коротко рассмотрим значение эмоциональных расстройств для некоторых важных категорий клинических синдромов.
3.1. Фобические расстройства
Фобические расстройства предполагают наличие устойчивого страха перед определенными объектами и соответствующее избегающее поведение. При этом необходимо признать, что страх является причиной избегающего поведения; страх по отношению к какому-либо объекту (например, змеям) или каким-либо ситуациям (например, экзаменам) ведет к мотивации избегать этих объектов или возникающих ситуаций. Но избегающее поведение, со своей стороны, оказывает обратное подкрепляющее воздействие на соответствующее чувство страха; так как конфронтация с опасной ситуацией избегается, то вряд ли есть шанс устранить продуцирующие страх ожидания и значимость. Этот порочный круг можно разорвать с помощью терапии, направленной на приобретение реалистичного опыта взаимоотношений с объектом, вызывающим страх, и на устранение негативных ожиданий и значимости.
3.2. Навязчивые расстройства
Навязчивые расстройства не обязательно, но могут сопровождаться чрезмерной тревогой и печалью. При этом роль тревоги и печали, по-видимому, состоит прежде всего в следующем.
А) Навязчивое поведение (например, мытье рук по сотне раз за день) может субъективно являться способом избежать события, перед которым испытывается страх (в данном случае страх заразиться). К тому же такое поведение служит как цели избегания соответствующих событий, так и редукции переживаемого страха (при навязчивом поведении, обусловленном страхом, возникают очевидные параллели между навязчивыми расстройствами и фобиями). Основой таких случаев могут служить неадекватные реальности ожидания события, значимость события и убеждение в эффективности избегающего поведения.
Б) При чрезмерной печали, напротив, предполагается, что она является прежде всего следствием навязчивых мыслей и действий: если такие мысли и действия так сильно захватывают человека, что нарушают всю его повседневную жизнь, то в качестве вторичного эффекта они способны привести к потере позитивных жизненных событий (подкрепляющих стимулов), которая приводит человека в состояние печали.
3.3. Аффективные расстройства
Тоска является ведущим симптомом депрессии. При этом депрессивная тоска зачастую переживается как нечто качественно отличное от обычной тоски. Могут возникнуть и другие негативные эмоции (тревога, гнев, чувство вины), а также недостаток позитивных эмоций. С точки зрения когнитивной психологии эмоций депрессивные эмоции могут стоять прежде всего в следующих функциональных взаимосвязях.
А. Негативные когнитивные оценки прошлых, настоящих и будущих событий приводят в состояние тоски, которая, в свою очередь, исходя из психологии памяти (см. выше) благоприятствует негативным когнициям. Таким образом, когниции и тоска каузально переплетены друг с другом. Эмпирические исследования установили, что клинически диагностируемая депрессия часто сопровождается негативными когнициями, хотя фундаментальные взаимосвязи условий возникновения еще до сих пор и не ясны.
Б. Недостаток позитивных эмоций, которые обычно связаны эмоционально поощряющим образом с определенными действиями и их следствиями, предполагает отсутствие позитивной значимости ситуации и действий. А утрата значимости приводит к редукции мотивации. Дополнительные ограничения действий могут вызвать негативные события (например, потерю работы) и отсутствие позитивных событий, что снова вызывает негативные эмоции и уменьшает позитивные.
3.4. Шизофрения
При шизофрении, в отличие
от других клинических расстройств,
общая эмоциональная
A. Недостаток как позитивных, так и негативных эмоций, т. е. в целом имеет место «уплощенная» эмоциональная жизнь (например, при «дезорганизованном типе» шизофрении).
Б. Интенсивные, неожиданно
возникающие и часто сменяющие
друг друга эмоции, причем по обычным
представлениям они не адекватны
ситуации (например, смеются, когда
умер член семьи, и т. п.). В обоих
случаях эмоции по большей части
не адекватны реальности (это справедливо
также и для дефицитарных эмоций,
так как больной шизофренией
первой из вышеназванных категорий
зачастую эмоционально не реагирует
на важнейшие события, происходящие
в его окружении). К тому же в
обоих случаях наличие или
отсутствие эмоций связано с оценками
существующей ситуации или другими
когнициями неадекватно. Объяснения эмоций
с точки зрения психоанализа, теории
поведения и когнитивных теорий
всегда предполагают наличие хотя бы
минимальной когерентности
Поэтому они не в состоянии объяснить оба этих типа эмоциональных расстройств при шизофрении. Впрочем, для вышеназванной категории справедливо то, что недостаток эмоций здесь вносит значительный вклад в недостаток мотивации и действий.
B. Несколько иначе дело
обстоит при параноидной
3.5. Соматические заболевания, обусловленные в том числе и психологическими факторами
Одной из причин возникновения различных соматических заболеваний могут быть психические факторы (ср. с понятием психосоматических расстройств). Важной группой таких факторов являются негативные эмоции; при некоторых заболеваниях они играют основную роль. Сейчас уже известно, какие механизмы ответственны за то, что эмоции вызывают соматические расстройства. Три важных механизма могут заключаться в том, что эмоции оказывают влияние 1) на иммунную систему, 2) на гормональный баланс и 3) на периферическую физиологическую активацию (например, частоту сердцебиений и артериальное давление). Роль играют, кажется, прежде всего следующие эмоции.
A. Важными для возникновения язвы
Б. Гнев, ориентированный
на преодоление возникшей
B. Для других расстройств
(таких, как астма, кожные
Литература
Информация о работе Эмоциональные расстройства и клинические синдромы