Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 16:05, курсовая работа
Наиболее характерной чертой ребенка является его эмоциональность. Он очень живо откликается на негативные и положительные изменения в его окружении. Эти переживания в большинстве случаев носят позитивный характер. Они имеют очень большое значение в приспособлении ребенка к изменяющейся жизни. Однако, при определенных условиях, чувства могут играть и отрицательную роль, приводя к невротическим или соматическим расстройствам. Это происходит в тех случаях, когда сила эмоций достигает такой степени, что становится причиной стресса.
Введение……………………………………………………………………………………3
1.
Стресс, его виды и механизм развития…………………………………………...4
2.
Причины возникновения эмоционального стресса у детей……………………..8
3.
Проявление эмоционального стресса в детском возрасте……………………..12
4.
Последствия эмоционального стресса для детей……………………………….14
Заключение………………………………………………………………..………………16
Литература……………………...……………………………………………………
Все вышеперечисленные признаки могут
говорить нам о том, что ребенок
находится в стрессовом состоянии,
только в том случае, если они
ранее не наблюдались. Необходимо также
отметить и то, что не все эти
признаки могут быть явно выражены.
Но беспокоиться следует даже тогда,
когда появились только некоторые
из них. [17]
Наличие вышеуказанных симптомов свидетельствует
о появлении психосоматических расстройств,
которые отражаются и на самочувствии
и на поведении ребенка. Их игнорирование
может не только привести к стойким нарушениям
в здоровье, но и отразиться на формировании
личностных качеств.
^ 4. Последствия эмоционального
стресс для детей
Стресс в жизни ребенка - это очень страшно.
Но последствия стресса, так называемые
посттравматические состояния – бывают
еще страшней.
Сильный стресс, физический или психологический,
ставит под угрозу развитие ребенка. Он
может привести к серьезным психическим
заболеваниям.
В жизни каждого случаются эмоционально-стресовые
ситуации – как правило, они связаны с
жизненными кризисами. Например, когда
человек теряет близких или родителей,
остается без работы, переживает тяжелое
страдание. Эмоциональные последствия
таких событий часто принимают вид адаптационных
нарушений. Иногда они преодолеваются,
человек смиряется с утратой, однако чаще
травмы приводят к тому, что сама способность
адаптации нарушается. Способность контролировать
свою жизнь в угрожающей ситуации становится
проблематичной, человек оказывается
беззащитным и беспомощным. Переживаемый
шок имеет в таком случае длительный характер,
человек по-другому смотрит на мир и по-другому
к нему относится. [10;123]
Психологическая травма возникает, когда
организм сталкивается с превосходящим
его способность к адаптации стимулом
и становится не в состоянии регулировать
этот стимул. Травма приводит к сильным
стрессовым нарушениям длительного характера.
Попытки ребенка адаптироваться к парадоксальной,
психически дестабилизирующей ситуации
требует от него колоссального эмоционального
усилия. Но даже предпринятое усилие не
гарантирует ребенку формирования стабильной,
внятной, надежной картины мира. Эмоциональная
дезориентация, являющаяся следствием
травмы, приводит к «деформации» познавательной
деятельности. Она подрывает доверие ребенка
к самому себе, к своей способности воспринять,
понять и познать окружающее адекватным
образом.
Не все жизненные драмы, не всякий несчастный
случай обязательно нарушают развитие
ребенка. Шок может оставаться в памяти,
но не оказывать влияние на эмоциональное
созревание и познавательную деятельность,
особенно если рядом с ребенком в момент
переживания находился взрослый, способный
оказать ему эмоциональную поддержку.
Исследователи отмечают, что отрицательные
состояния возникают в том случае, когда
нагрузка превышает устойчивость ребенка
к неблагоприятным воздействиям. Небольшой
стресс не оказывает разрушительного
влияния на здоровье человека и часто
мобилизует его резервные и творческие
возможности, способствуя соматическому,
психическому и личностному развитию.
Однако постоянное применение силы и жестокость
оставляют неизгладимый след, то есть
к такой травме адаптироваться практически
невозможно. [2;67]
В первые четыре года мозг ребенка достигает
двух третей конечного объема, и сложность
самого процесса развития может быть исключительно
велика. Стресс может привести к физиологическому
и даже анатомическому ущербу определенных
мозговых центров. [10; 124]
Стресс, перенесенный в раннем детстве,
часто становятся причиной возникновения
депрессивных расстройств. Ощущение пережитого
в раннем возрасте страха сохраняется
на всю жизнь.
При определенных условиях эмоциональный
стресс может явиться причиной возникновения
неврозов, гормональных дисфункций, а
также патологических изменений сердечно-сосудистой,
пищеварительной и других систем. Психоэмоциональное
напряжение лишает ребенка естественного
для его возраста состояния радости. При
неврозе ухудшается управление функциями
организма. Поэтому дети не просто становятся
раздражительными и обидчивыми, но часто
жалуются на головную боль. Кроме того,
у них могут быть нарушения ритма сердечной
деятельности, часто отмечается повышение
артериального давления.
Пережившие эмоциональный стресс дети
страдают от одиночества, от трудности
и даже невозможности установления близких
отношений с другими людьми. Возникает
так называемая «психическая изоляция».
Ребенка тянет к людям, перенесшим подобные
переживания. Ребенок невольно, а порой
и вполне осознанно, отталкивает сверстников,
считая, что они не могут понять его. Другие
дети, в свою очередь могут сторониться
пострадавшего, обвиняя его самого в случившемся,
и как бы боясь заразиться несчастьем.
На эти мысли их могут неаккуратно натолкнуть
их родители. Часто одинокими оказываются
переселенцы (например, под такую категорию
попадали дети Чернобыля, которых в школах
называли «светлячками», родители запрещали
своим детям играть с ними). Такие дети
оказываются не только в психической,
но и в физической изоляции.
Ребенок вновь и вновь возвращается к
пережитому. То, что с ним произошло –
слишком неожиданно, беспричинно и поэтому
воспринимается как нечто бессмысленное.
Для него совершенно невозможно понять,
почему он страдал и страдает. Почему именно
он. И если взрослый хотя бы может сформулировать
эти вопросы, то ребенок их только чувствует
и не способен их ни с кем обсудить.
Ребенок, перенесший психотравму, не разделяет
себя и ситуацию, которая к ней привела.
Думая о ситуации, он думает о себе и наоборот.
Он словно слился с этой ситуацией. Полученная
травма меняет видение настоящего, прошлого
и будущего. Происходит деление событий
на «до ...» и «после...». Так, видение прошлого
может быть искажено, часто идеализированно.
Пережитые в детстве травматические события
притягивают к себе человека всю жизнь.
Он психологически остается в том времени,
и в том возрасте, когда произошла травма.
То есть, фактически, переживший травму
человек может останавливаться в своем
личностном развитии.
Эмоциональный стресс также отражается
и на будущем. Люди, перенесшие травму
нередко реализуют жизненный сценарий,
направленный на саморазрушение (склонность
к суициду, алкоголизм, наркотики, тяга
к правонарушительным действия. Статистика
показывает, что 70% насильников в детстве
пережили насилие). Причина такой склонности
к аутоагрессии может крыться в том, что
человека преследует чувство вины, выступающее
базовым переживанием любого эмоционального
стресса. Либо человек, переживший травму,
стремиться к ее повторению для того, чтобы
отреагировать на нее, и невольно подставляет
себя под травмирующие ситуации.
Поэтому столь важно своевременное вмешательство
специалистов в случае, если ребенок переживает
эмоциональный стресс. Чтобы не было потом
слишком поздно или слишком сложно. Чтобы
не накрутился этот снежный ком проблем,
разгребать который потом приходится
годами, даже с помощью психотерапевта.
Для того чтобы ребенок продолжать жить,
свободным от травматических последствий,
необходимо помочь ему проработать травматическое
переживание, принять его, сделав частью
его личной истории. Необходимо сделать
так, чтобы воспоминание стало всего лишь
фактом, а не вызывало ощущение эмоциональной
вовлеченности. Часто люди, особенно дети,
стараются избавиться от травмирующего
воспоминания – вытеснить его из сознания,
вроде как забыть. Но этот способ столь
же привлекателен, сколь и коварен. Загнанная
на уровень подсознания травма как заноза
будет давать о себе знать в виде неврозов,
навязчивых мыслей, иррациональных страхов,
кошмарных сновидений. Вытесненные переживания
также могут проявляться в виде психосоматических
заболеваний. [16]
Именно поэтому следует ограждать детей
от стрессовых ситуаций, чтобы не травмировать
их психику и не вредить здоровью. Детям
необходима забота и поддержка со стороны
взрослых, что они должны обеспечивать
для эмоционального благополучия каждого
ребенка.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что
стресс отрицательно влияет на организм
ребенка, особенно эмоциональный, который
негативно сказывается не только на здоровье,
но и на психологическом, личностном развитии
ребенка, его дальнейшем будущем.
Стресс дезорганизует деятельность человека,
нарушает нормальный ход его поведения.
Он представляет собой главный «фактор
риска» при проявлении и обострении таких
заболеваний, как сердечно-сосудистые
и заболевания желудочно-кишечного тракта.
Любое событие, факт или сообщение может
вызвать стресс, т.е. стать стрессором.
Стрессорами могут быть самые разнообразные
факторы: микробы и вирусы, различные травмы,
высокая или низкая температура окружающей
среды и т.д. Но такими же стрессорами могут
быть и любые эмоциогенные факторы, т.е.
факторы, влияющие на эмоциональную сферу
человека. Это все, что может нас взволновать,
несчастье, грубое слово, незаслуженная
обида, внезапное препятствие нашим действиям
или стремлениям. При этом, выступит та
или иная ситуация причиной стресса или
нет, зависит не только от самой ситуации,
но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности
в себе и т.д. Особенно большое значение
имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание
опасных последствий, которую содержит
в себе ситуация.
Поэтому, само возникновение, и переживание
стресса зависит не столько от объективных,
сколько от субъективных факторов, от
особенностей самого ребенка: оценки им
ситуации, сопоставления своих сил и способностей
с тем, что от него требуется, и т.д. [5; 42]
Профилактика и лечение патологических
последствий эмоционального стресса должны
проводиться с учетом так называемого
золотого правила нормы — периоды наивысшего
эмоционального напряжения у человека,
даже в самых острых конфликтных ситуациях,
не опасны для здоровья, если они завершаются
периодами активного отдыха, расслабления,
сопровождающимися положительными эмоциональными
ощущениями. [13]
Именно вследствие этого, взрослые должны
тщательно следить за состоянием детей
и стараться не допускать их эмоциональных
срывов, так как это может отрицательно
сказаться на их физическом и психическом
здоровье.
Литература
Информация о работе Эмоциональный стресс у детей и его последствия