Эмпатия в межличностном общении у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить эмпатию в межличностном общении подростков.
Объект исследования – межличностное общение.
Предмет исследования – эмпатия в межличностном общении у подростков.
Гипотеза – чувство эмпатии у подростков является более выраженным по отношению к объектам их общения, т.е. к родителям, животным и знакомым и малознакомым людям, чем по отношению к менее близким объектам, таким как незнакомые старики, дети, а так же герои худ. произведений, произведения искусства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 Теоретическое исследование проблемы общения в психологической литературе………………………………………………………………………….5
Определение межличностного общения…………………………………5
Эмпатия в межличностном общении………………………………………..…14
Особенности эмпатии в подростковом возрасте…………………………24
ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование…………………………………………32
2.1 Организация исследования…………………………………………..…….32
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………..…….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……..37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа печать.docx

— 110.97 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФГБОУ ВПО «ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ  И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Курсовая  работа

ЭМПАТИЯ В  МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ У ПОДРОСТКОВ

 

 

                                                                           


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КИРОВ

2012


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 Теоретическое исследование проблемы общения в психологической литературе………………………………………………………………………….5

    1. Определение межличностного общения…………………………………5
    2. Эмпатия в межличностном общении………………………………………..…14
    3. Особенности эмпатии в подростковом возрасте…………………………24

ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование…………………………………………32

2.1 Организация  исследования…………………………………………..…….32

2.2 Анализ результатов исследования…………………………………..…….34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……..37

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..39

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Люди  постоянно находятся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими и незнакомыми людьми. Необходимость и потребность в общении определены совместной жизнедеятельностью людей. Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека. Очень большую роль в межличностном общении играют механизмы перцепции. В данной работе наиболее глубоко рассматривается механизм эмпатии.

В современной  психологии выделилось несколько различных  подходов к пониманию феномена эмпатии. В настоящее время исследователи  не пришли к единому пониманию  этого явления. Определения эмпатии  весьма разнообразны и зависят от той прикладной сферы, в которой  работает каждый автор, а также от метода, которым фиксируется эмпатическая реакция.

В последние  два десятилетия ХХ века феномен  эмпатии, традиционно понимаемый как  способность человека представлять себя другим и телесно-чувственно проживать его воспринимаемые, вспоминаемые, воображаемые формы и предполагаемые состояния, все чаще становится объектом внимания философов (Е.Я. Басин, Е.В. Борисов, А.Дж. Ветлизен, Х.Г. Кёглер, О.Ю. Кубанова, Р.А. Маккрил, Х. Питер Стивс, М. Савицки, Д.В. Смит,  
В.П. Филатов, Ю.М. Шилков).

Несмотря  на немалое число исследований, знания об особенностях эмпатии у детей  различных возрастных групп носят скорее фрагментарный, «мозаичный» характер, представления о развитии эмпатии в онтогенезе недостаточно полны и систематизированы.

Актуальность исследования заключается в следующем: эмпатийное понимание рассматривается как продукт социализации личности и формируется во взаимодействии аффективных, когнитивных и действенных компонентов.

Важной характеристикой процессов  эмпатии, отличающей ее от других видов  понимания (идентификации, принятия ролей, децентрации и др.), является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость  в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется  в случае сходства поведенческих  и эмоциональных реакций субъектов.

Цель  исследования – изучить эмпатию в межличностном общении подростков.

Объект исследования – межличностное общение.

Предмет исследования – эмпатия в межличностном общении у подростков.

Гипотеза – чувство эмпатии у подростков является более выраженным по отношению к объектам их общения, т.е. к родителям, животным и знакомым и малознакомым людям, чем по отношению к менее близким объектам, таким как незнакомые старики, дети, а так же герои худ. произведений, произведения искусства.

Задачи исследования:

    1. Провести теоретический анализ психологической литературы с целью рассмотрения проблемы эмпатии.
    2. Подобрать методический аппарат.
    3. Провести диагностику уровня эмпатии у подростков.
    4. Анализ полученных результатов.

Метод исследования – тест эмпатийного потенциала личности (метод экспресс-диагностики эмпатии) И. М. Юсупова.

Исследование проводилось  на базе МОАУ Лингвистической Гимназии г. Кирова. В исследовании приняло участие 47 учеников  гимназии в возрасте 12-13 лет.

Структура курсовой работы – работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

ГЛАВА 1 Теоретическое исследование проблемы межличностного общения в психологической литературе

1.1 Определение  межличностного общения

 

Категория «общение» является одной из центральных  в психологической науке наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», «отношения». «Сквозной характер» проблемы общения становится понятным, если дать одно из типичных определений межличностного общения.

Межличностное общение — это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса. За последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке, и особенно в социальной психологии. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия. Из предмета исследования общение одновременно превратилось и в способ, принцип изучения вначале познавательных процессов, а затем и личности человека в целом. Общение — реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей [1].

Общение не является предметом только психологического исследования, поэтому с необходимостью встает задача выявления специфически психологического аспекта этой категории. При этом вопрос о связи общения с деятельностью является основополагающим; одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности. Исходя из этого принципа под общением понимается реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей. Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается как условие общения. И наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности [2].

Необходимо  отметить, что в подавляющем большинстве  психологических трактовок деятельности основу ее определений и категориально-понятийного аппарата составляют отношения «субъект-объект», охватывающие все-таки лишь одну сторону социального бытия человека. В связи с этим возникает необходимость разработки категории общения, раскрывающей другую, не менее существенную сторону социального бытия человека, а именно — отношений «субъект-субъект(ы)».

Здесь можно  привести мнение В. В. Знакова, которое  отражает существующие в современной отечественной психологии представления о категории общения: «Общением я буду называть такую форму взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними... Под совместной деятельностью далее будут подразумеваться ситуации, в которых межличностное общение людей подчинено общей цели — решению конкретной задачи.»[11, с.81].

Субъектно-субъектный подход к проблеме взаимосвязи общения  и деятельности преодолевает одностороннее понимание деятельности лишь как субъект-объектного отношения. В отечественной психологии этот подход реализуется посредством методологического принципа общения как субъект-субъектного взаимодействия, теоретически и экспериментально разработанного Б. Ф. Ломовым (1984) и его сотрудниками. Рассматриваемое в этом плане общение выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта. Ее результат — не столько преобразованный предмет (материальный или идеальный), сколько отношения человека с человеком, с другими людьми. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система отношений «субъект-субъект(ы)». В работе А. В. Брушлинского и  
В. А. Поликарпова (1990) наряду с этим дано критическое осмысление данного методологического принципа, а также перечислены наиболее известные циклы исследований, в которых проанализирована вся многоаспектная проблематика общения в отечественной психологической науке. Сущность психологического воздействия сводится к взаимному обмену информацией и взаимодействию. С содержательной стороны психологическое воздействие Может быть педагогическим, управленческим, идеологическим и т. д. и осуществляться на разных уровнях психики: на осознаваемом и неосознаваемом.

Субъект психологического воздействия может  выступать в роли организатора, исполнителя (коммуникатора) и даже исследователя своего процесса воздействия. Эффективность воздействия зависит от пола, возраста, социального статуса и многих Других составляющих субъекта, а главное, от его профессиональной и психологической подготовленности к оказанию воздействия на партнера по общению.

Субъект межличностного воздействия:

- изучает  объект и ситуацию, в которой  осуществляется воздействие;

- выбирает  стратегию, тактику и средства  воздействия;

- учитывает  поступающие от объекта сигналы  об успешности-неуспешности

воздействия;

- организует  противодействие объекту (при  возможном контрвоздействии

объекта на субъект) и т. д.

В том  случае, если реципиент не согласен с предлагаемой ему информацией и стремится снизить эффект оказываемого на него воздействия, коммуникатор имеет возможность использовать закономерности рефлексивного управления или манипулятивного воздействия.

Объект  межличностного воздействия (реципиент), будучи активным элементом системы воздействия, перерабатывает предлагаемую ему информацию и может не соглашаться с субъектом, а в отдельных случаях, осуществлять контрвоздействие на коммуникатора. Объект соотносит предлагаемую ему коммуникатором информацию с имеющимися у него ценностными ориентациями и своим жизненным опытом, после чего принимает решения. К характеристикам объекта, влияющим на эффективность воздействия на него, относятся пол, возраст, национальность, профессия, образование, опыт участия в коммуникационном обмене и другие особенности.

Процесс межличностного психологического воздействия (влияния), будучи в свою очередь многомерной системой, включает стратегию, тактику, средства, методы, формы, аргументацию и критерии эффективности воздействия. Стратегия — это способы действий субъекта по достижению главной цели психологического воздействия на реципиента. Тактика — это решение промежуточных задач психологического воздействия, посредством использования различных психологических приемов.

В социальной психологии выделяют вербальные (речь) и невербальные (паралингвистические) особенности средств воздействия. К методам воздействия относятся убеждение и принуждение (на уровне сознания), а также внушение, заражение и подражание (на неосознаваемом уровне психики). Последние три метода относятся к социально-психологическим. Формы межличностного воздействия могут быть речевые (письменные и устные) и наглядные. Система аргументации предполагает как мировоззренческие (абстрактные) доказательства, так и сведения конкретного характера (цифровая и фактологическая информация легче запоминается и сопоставляется). Желательно учитывать принципы отбора и предъявления информации — доказательность и удовлетворение информационных потребностей конкретного объекта, а также коммуникационные барьеры (познавательные, социально-психологические и др.)

Критерии  эффективности воздействия делятся  на стратегические (отсроченные в перспективе, например мировоззренческие) и тактические (промежуточные), которыми руководствуются непосредственно в процессе воздействия на партнера (речевые высказывания, мимика и др.). В качестве промежуточных критериев эффективности межличностного воздействия субъект может использовать изменение психофизиологических, функциональных, паралингвистических, вербальных, проксемических, поведенческих характеристик объекта. Использование критериев желательно осуществлять в системе, сопоставляя их различную интенсивность и частоту проявления.

Условия воздействия включают место и  время общения, а также количество участников, на которых оказывается воздействие. Если общение не является фактическим, оно обязательно имеет или во всяком случае предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности людей. Такое общение выступает как межличностное взаимодействие, т. е. совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых в времени реакций людей на действия друг друга: поступок индивида А., изменяющий поведение Б., вызывает с его стороны ответные реакции, которые в свою очередь воздействуют на поведение А. [22].

Информация о работе Эмпатия в межличностном общении у подростков