Эмпирическое и теоретическое мышление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:00, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать содержание эмпирического и теоретического мышления.
Задачи работы:
Раскрыть понятие «мышление» в широком смысле
Выделить основные виды мышления
Охарактеризовать особенности эмпирического и теоретического мышления

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие мышления 4
2. Виды мышления 6
3. Особенности эмпирического и теоретического мышления 8
Эмпирическое мышление 8
Теоретическое мышление 10
Заключение 12

Файлы: 1 файл

Психология и педагогика.docx

— 34.59 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 3

1. Понятие мышления 4

2. Виды мышления 6

3. Особенности эмпирического и теоретического мышления 8

Эмпирическое мышление 8

Теоретическое мышление 10

Заключение 12

 

Введение

Мышление —  процесс моделирования систематических  отношений окружающего мира на основе безусловных положений. Однако в  психологии существует множество других определений понятию мышление.

Например —  высший этап обработки информации человеком  или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями  окружающего мира; или — процесс  отражения существенных свойств  объектов, а также связей между  ними, что приводит к появлению  представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.

Мышление рассматривается  как деятельность имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль.

Основными видами мышления являются: эмпирическое и  теоретическое.

Цель работы – проанализировать содержание эмпирического  и теоретического мышления.

Задачи работы:

    1. Раскрыть понятие «мышление» в широком смысле
    2. Выделить основные виды мышления
    3. Охарактеризовать особенности эмпирического и теоретического мышления

 

  1. Понятие мышления

Мышление —  высшая ступень человеческого познания, процесс отражения окружающего  реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений  и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и  отношениях окружающего мира, которые  не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно —  психологии и физиологии.1

В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Человек в результате мышления получает определённые знания о различных процессах в живой природе и т.д.

Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.

Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Так, осматривая место происшествия, следователь находит некоторые следы прошедшего события. Устанавливая существенные, неизбежно повторяющиеся взаимосвязи между ними, он путем логического мышления реконструирует возможный ход событий. Эта реконструкция происходит опосредствованно, путем понимания связей между внешними проявлениями и сущностью того, что происходило в действительности. Это опосредованное отражение возможно лишь на основе обобщения, на основе знаний. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке.

Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности.

Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.

Мышление, являясь идеальным отражением действительности, имеет материальную форму своего проявления. Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи.

Язык является средством абстрагирования. Орудием мышления является значение слова.

Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования человека, оно основано на знаниях, на опыте человечества.

Первоначально мышление человека было непосредственно вплетено в его материальную деятельность, человек мыслил, действуя практически. Но постепенно из практических действий выделялись самостоятельные умственные, мыслительные действия, которые подготавливают, ориентируют практические действия.2

 

  1. Виды  мышления

В процессе исторического  развития интеллект человека первоначально  формировался в ходе практической деятельности.

Самый ранний вид мышления – практически-действенное мышление; определяющее значение в нём имеют действия с предметами.

На основе практически-действенного манипуляционного мышления, возникает наглядно-образное мышление. Для него характерно оперирование наглядным образом в уме. Высшая ступень мышления – отвлечённое, абстрактное мышление.

Мышление отдельных  людей так же подразделяется на преимущественно образное (художественное) и абстрактное (теоретическое). Но в процессе жизнедеятельности у человека на передний план выступает один из данных видов мышления.

По содержанию мыслительная деятельность подразделяется на практическую, художественную и научную.

    • практического мышление – действие;
    • художественное – образ;
    • научное – понятие.

В зависимости  от глубины обобщённости различают  эмпирическое и теоретическое мышление.

    • Эмпирическое мышление даёт первичные обобщения на основе опыта. Эти обобщения делаются на низком уровне абстракции. Эмпирическое сознание представляет собой низшую, элементарную ступень познания. Эмпирическое мышление не следует смешивать с практическим мышлением.
    • Теоретическое мышление выявляет всеобщее отношение, исследует объект познания в системе его необходимых связей. Его результат построение теоретических моделей, создание теорий, обобщение опыта, раскрытие закономерности развития различных явлений, знание которых обеспечивает преобразовательную деятельность человека. Теоретическое мышление неразрывно связано с практикой, но в своих конечных результатах имеет самостоятельность.

В зависимости от стандартности  – нестандартности решаемых задач:

    • Алгоритмическое мышление ориентированы на заранее установленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач.
    • Дискурсивное мышление основано на системе взаимосвязанных умозаключений.
    • Эвристическое мышление это продуктивное мышление, состоящее в решение нестандартных задач.
    • Творческое мышление приводит к новым открытиям, принципиально новым результатам.3

 

  1. Особенности эмпирического и теоретического мышления

Эмпирическое мышление

Эмпирическое мышление сохраняет свою связь с восприятием. В ходе эмпирического мышления познаваемый объект отражается со стороны его внешних связей и свойств. В процессе познания субъект ориентируется на внешние условия существования объекта и на то содержание в нем, которое прямо доступно восприятию и наблюдению.

Результатом эмпирического мышления выступает знание непосредственного в действительности. В таком знании отражаются внешние сходные черты познаваемых объектов, т.е. это знание формально общего.

Эмпирическое мышление вполне достаточно там, где нужно выделить классы предметов по сходным чертам. Это позволяет характеризовать его как рассудочную деятельность мышления. Мысля на рассудочном уровне, человек выделяет в предметах лишь абстрактно-общее содержание, т.е. то, что в них совпадает, повторяется.

Можно выделить, по крайней мере, три жизненно необходимых функции эмпирического мышления.

Во-первых, эмпирическое мышление обеспечивает человеку осознание схожего и различного. Сталкиваясь с большим количеством окружающих его предметов и явлений, человек испытывает потребность в их упорядочивании. Сама действительность помогает ему в этом; она устроена так, что в предметах, явлениях, ситуациях есть моменты, более или менее совпадающие, сходные и более или менее различные, расходящиеся. Важнейшая задача мышления при столкновении с бесконечным многообразием чувственно заданных свойств и отношений вещей заключается в их разделении, в ориентации на схожее и отличное, в выделении общего представления о предметах.

Во-вторых, эмпирическое мышление позволяет субъекту определять меру сходства и различия. В зависимости от практико-житейских задач человек одни и те же предметы, явления, ситуации может определять как более или менее сходные и различные.

В-третьих, эмпирическое мышление дает возможность группировать предметы по родовидовым отношениям, классифицировать их. Эмпирическое мышление обобщает действительность, выделяя сходное и различное, меру сходства и различия, оно соотносит предметы и явления друг с другом и квалифицирует их как принадлежащие или не принадлежащие к одной группе, классу, роду и т.п.

Таким образом, основными чертами эмпирического мышления являются его направленность на внешние свойства и связи познаваемых объектов, формальный характер обобщения этих объектов, рассудочность при оперировании общими представлениями. Эти черты обеспечивают решение главной задачи эмпирического мышления - классифицировать и упорядочить познаваемые объекты.

 

Теоретическое мышление

Теоретическое мышление - это мышление, не ведущее непосредственно к практическому действию оно противопоставляется практическому мышлению. Теоретическое мышление руководствуется особой установкой и всегда связано с созданием специфического "теоретического мира" и проведением достаточно отчетливой границы между ним и реальным миром.

Уже Аристотель различал созерцательную (теоретическую) мысль, ориентированную на поиск истины, мысль, направляющую поведение, и созидание - творчество.

Гуссерль Э, пишет, что, следуя теоретической установке, «человек начинает различать представление о мире от реального мира, и для него встает новый вопрос - вопрос об истине, об истине самой по себе»; такая установка придает ученому "стойкую решимость посвятить всю свою дальнейшую жизнь, осмыслив ее как универсальную жизнь, делу теории, чтобы отныне строить теоретическое знание на теоретическом знании". Интерес теоретического мышления не сводится, таким образом, к вопросу: "Что я могу знать?", но включает также вопрос: "Что я должен делать?" в той мере в какой ответом на него не является конкретное действие.

Теоретическое понятие выступает как такая структура мыслительной деятельности, в которой воспроизводится система связей предмета, его сущность.

Понятие одновременно выступает и как форма отражения материального объекта, и как средство его мысленного воспроизведения, построения, т.е. как особое мыслительное действие.

Умственная деятельность практика сосредоточены на переходе от абстрактного мышления к практике. Особенностью практического мышления являются тонкая наблюдательность, способность сконцентрировать внимание на отдельных деталях события. Теоретическое мышление выявляет всеобщее отношение, исследует объект познания в системе его необходимых связей.

Его результат построение теоретических моделей, создание теорий, обобщение опыта, раскрытие закономерности развития различных явлений, знание которых обеспечивает преобразовательную деятельность человека. Теоретическое мышление неразрывно связано с практикой, но в своих конечных результатах имеет относительную самостоятельность.4

 

Заключение

Мышление –  психический процесс познания, связанный  с открытием субъективно нового знания, с творческим преобразованием  действительности.

Оно является высшим познавательным процессом. Мышление представляет собой форму творческого отражения человеком действительности.

Мышление человека также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно зависит от того в каком состоянии находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи.

 

 

Список литературы

    1. Рузавин Г. И. Философия науки учебное пособие для студентов высших учебных заведений // Г. И. Рузавин – М. 2-е изд. 2005.
    2. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления // М. К. Мамардашвили – М., 1998
    3. Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь // Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – 2005г.
    4. Ильин В. В. Теория познания. Эпистемология // В. В. Ильин — М.: 1994.
    5. – URL: http://www.libsib.ru/

1 Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь стр.43.

2 Рузавин Г. И. Философия науки. – М. 2-е изд. стр. 256 – 271.

3 – URL: http://www.libsib.ru/obschaya-psichologiya/psichologiya-mishleniya/

4 Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. стр. 292 – 348.


Информация о работе Эмпирическое и теоретическое мышление