● Если вы видите подходящее решение конфликта,
предложите его для обсуждения. Если оно
не встречает поддержки, обратитесь к
фактам. Когда фактов много, не перебирайте
все - начинайте с самых важных.
● Если поведение партнера не меняется
в желательном направлении, повторите
его самые неразумные слова. Может быть,
он подумает о них еще раз.
● Старайтесь вести себя корректно, лучше
подчеркнуто вежливо.
Считаем, что использование
рекомендаций описанных в данной
части работы, будет способствовать
улучшению гармонизации детско-родительских отношений и формированию позитивного
образа родителя у подростков.
ВЫВОДЫ
1. В ходе исследований
уставлено, что представление
об образе «реального» (воспринимаемого)
и «желаемого» родителя у подростков
из полных и неполных семей
различно.
2. Выявлено, что подростки из полных семей воспринимают
мать (образ «реальной» матери) как более
авторитарную, независимую и «доминантную»
нежели отца. Тогда как в образе «желаемого
отца» подростки из полных семей хотят
видеть его более активную и доминирующую
позицию, по сравнению с матерью.
3. Чувственный тон
в отношениях подростка (вне
зависимости из полной, или неполной
семьи), является фактором, влияющим
на образ «реального» и «желаемого»
родителя (отца и матери).
4. Представление о
«реальном» и «желаемом» родителе, обусловленное отношениями между
подростком и родителем (отцом и матерью)
влияет на межличностную дистанцию между
ними.
5. Чем больше различия
между образом «реального» и
«желаемого» родителя (отца и
матери), тем более неблагоприятнее
чувственный тон и тем длиннее (в психологическом плане)
дистанция в отношениях подростка с родителем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема оценки «реального» и «желаемого» родителя
не является достаточно изученной на сегодняшний
день, хотя последствия этого явления
(семейные конфликты, кризисы) являются
достаточно изученными в современной
психологии.
Благополучие отношений подростков с родителями влияют тот образ
(как реальный, так и желаемый), который
у них сформировался на основе взаимодействия
с ними.
Проведенное исследование позволило выявить взаимосвязь
образа «реального» (воспринимаемого)
и «желаемого» родителя с характером отношений
(чувственным тоном и дистанцией) подростков
с отцом и матерью.
Подтвердилась также и гипотеза
о том, что представления о реальном и
желаемом родителе имеют различия в восприятии
подростков из полных и неполных семей.
В заключение отметим, что изучение
представлений подростков о родителях
(об их «желаемом» и «воспринимаемом»
образе), является фактором, использование
которого, возможно для регуляции и гармонизации
отношений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Абрамова Г.С. Общая психология: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2002. – 496с.
- Августин Аврелий. Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 440с.
- Акопян Т.А. Детско-родительские отношения как фактор формирования этнической идентичности в национально-смешанных семьях. Автореф. …дис. канд. психол. наук, Санкт-Петербург, 2003. – 23с.
- Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. – М., 1993.
- Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.И. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. – М.: МГУ, 1997
- Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 368.
- Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: МГУ, 1996
- Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2002 – 364с.
- Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: Академия, 2004. – 264с.
- Аненкова Э.Р. Формирование позитивных социальных отношений подростков с агрессивным поведением со сверстниками в учебной группе. Дис. канд. психол. наук, Ставрополь, 2003. – 231 с.
- Атватер И., Даффи К.Г. Психология для жизни. Упорядочение образа мыслей, развитие и поведение человека наших дней: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 535 с.
- Баз Л.Л. Способ оценки особенностей взаимодействия в диаде. // Психологический журнал. – 1995. - №4. – С.109-121
- Бердяев Н.А. Дух и реальность. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2003. – 679с.
- Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М:, Воронеж, 1995. – 352с.
- Большая психологическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. – 544с
- Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672с.
- Брудный А.А. Понимание и общение. – М., 1989
- Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во «Смысл»; Изд-во «Эксмо», 2003. – 1136с.
- Гозман Я.Л. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987
- Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивного стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал. – 1997. - №6. – С.73-83
- Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2004. – 464с.
- Джемс У. Психология. – М.: Педагогика, 1991 - 368с
- Достовалов С.Г. Система доверительных отношений как детерминанта восприятия индивидуальности в юношеском возрасте. Дис. канд. психол наук, Ростов н/Д, 2000. – 160 с.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 320с.
- Духновский С.В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях: Учебное пособие. - Курган, 2003. – 124с.
- Духновский С.В., Куликов Л.В. Социально-психологическая дистанция в межличностных отношениях: факторы и регуляция // Вестник Санкт-Петербургского университета. – Сер.12. – июнь, 2009. – С.14-20.
- Духновский С.В. Дистанция в межличностных отношениях. Регуляция и диагностика: Монография – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2010 – 209 с.
- Ермакова Е.Ю. Формирование альтруистических отношений у подростков школьников. Дис. канд. психол. наук, Москва, 1999. – 153 с.
- Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Отношение современных российских предпринимателей к морально-этическим нормам делового поведения // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999 – С.89-109
- Знаков В.В. Основные условия межличностного понимания в совместной деятельности // Вопросы психологии. – 1984. - №1. – С.138-141
- Знаков В.В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия // Психологический журнал. – 2000. - №2. – С.7-15
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2006. – 512с.
- Карцева Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен // Психологический журнал. – 1988. - №5. – С.121-128.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб.пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 432с.
- Короткина Т.И. Влияние предшествующих межличностных отношений на групповой процесс в тренинге общения. Дис. канд. психол. наук, СПб., 2002 – 161 с.
- Краткий толковый словарь русского языка / Под ред. В.В.Розановой. М., 1982. 245 с.
- Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. – М.: Мысль, 1989. – 204с.
- Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. Дубна: Издательский центр «Феникс», Изд-во «Когито-центр», 1998 – 224с.
- Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, – 1967
- Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 464с.
- Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики личностных свойств. – СПб., 2003
- Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. – СПб., 2003.
- Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544с.
- Купрейченко А.Б. Восприятие психологической дистанции различными социальными группами. Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года: В 8 т. Т-4. – СПб.: Изд-во С.Петерб. ун-та, 2003. – С.565-567.
- Лейбин В.М. Словарь-справочник по психоанализу. – СПб.: Питер, 2001. – 688с.
- Леонтьев А.Д. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2003. – 487с.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: «Медицина», 1986. – 209 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984. – 444с.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 456с.
- Никандров В.В. Метод моделирования в психологии: Учеб.пособие. – СПб.: Речь, 2003. – 55с.
- Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2000. – 507с
- Овчарова Р.В. Технологии работы практического психолога образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 528с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 57000 слов / Под ред. д-ра филолог. Наук проф. Н.Ю. Шведовой. – М.: Сов. Энциклопедия, 1972. – 846с.
- Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. – М.: Педагогика, 1984. – 272с.
- Петрушин С.В. Любовь и другие человеческие отношения. – СПб.: Речь, 2005. – 96с.
- Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. – М., 1979.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: «Педагогика», 1973. – 424с.
- Шкуратов, В.А. Историческая психология [Текст] / В.А. Шкуратов. – Ростов на Дону. : Прогресс, 1994. - 287с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л.: Медицина, 1990. – 192с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Анкета обследования
семьи
1. С кем вы
проживаете совместно:
1.1. Мать,
1.2. Отец,
1.3. Брат, сестра,
1.4. Бабушка,
1.5. Дедушка,
1.6. Другие родственники
______________________________
2. Ваши жилищные условия:
2.1. Отдельная квартира,
2.2. Проживаю с родителями,
2.3. Собственный дом,
2.4. Комната в общежитии,
2.5. Снимаем жилье,
2.6. Другое ___________________________________________
3. Общий доход
семьи:
3.1. Низкий,
3.2. Средний,
3.3. Выше среднего,
3.4. Высокий,
3.5. Другое____________________________________________
4. Атмосфера
в семье:
4.1. Теплая, душевная,
4.2. В основном доброжелательная,
4.3. Бывает всякое,
4.4. Дискомфортная,
4.5. Конфликтная,
4.6. Ваш ответ _________________________________________
5. Часты ли конфликты между
родителями:
5.1. Очень часты,
5.2. Часты,
5.3. Иногда,
5.4. Редки,
5.5. Практически не
бывает.
6. Каковы темы
конфликтов между родителями (можно отметить несколько ответов):
6.1. Бытовые обязанности,
ведение хозяйства,
6.2. Финансовые вопросы,
6.3. Взаимоотношения друг
с другом,
6.4. Вредные привычки,
6.5. Досуг,
6.6. Грубое поведение,
6.7. Интимные отношения
7. Кто осуществляет
контроль за Вашей учебой:
7.1. В основном мать,
7.2. В основном отец,
7.3. Оба родителя,
7.4. Бабушка или дедушка,
7.5. Кто-либо другой ___________________________________
8. Наказания
в семье:
8.1. Не применяются,
8.2. «Оплеухи» и «подзатыльники»,
8.3. Окрик, ругань,
8.4. Профилактические беседы,
8.5. Лишение игр, лакомств,
8.6. Лишение общения,
холодность.
8.7. Другое ____________________________________________
БЛАГОДАРИМ
ЗА УЧАСТИЕ