Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 20:45, курсовая работа
Цель исследования: выявление особенностей ценностных ориентаций подростков с делинквентным поведением.
Объект исследования: ценностные ориентации в подростковом возрасте.
Предмет исследования: особенности ценностных ориентаций подростков с делинквентным поведением.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ЛИЦ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 6
1.1. Характеристика ценностных ориентаций 6
1.2. Делинквентное поведение 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 29
2.1. Программа исследования 29
2.2. Результаты исследования 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 39
Средние места в иерархии ценностей отведены: «здоровье», «материально обеспеченная жизнь», «уверенность в себе».
Наименее значимыми ценностями для учащихся явились «интересная работа», «свобода как независимость в поступках и действиях», «творчество».
Средние места в иерархии ценностей отведены: «здоровье», «уверенность в себе», «активная жизнь».
Наименее значимыми ценностями для учащихся явились «познание», «любовь», «творчество».
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что ценностные ориентации подростков с делинквентным поведением отличаются от ценностных ориентаций подростков с социально одобряемым поведением: для делинквентных подростков более значимы материальные ценности, ценности свободы, и менее значимыми для них являются ценности познание, творчество и любовь - подтвердилась.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеенкова
Е. Г. Личность в условиях
2. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. - М.: МГУ, 2009. -367 с.
3. Бочкарева Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей // Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., 2002. -320 с.
4. Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения.-СПб: Питер, 2008.-167с.
5. Додонок Б. И. Эмоция как ценность. М.: Педагогика, 2008.-151с.
6. Дольто Ф. На стороне подростка. — М.: Класс, 2007. -200 с.
7. Донцов А.И. О ценностных отношениях личности. //Советская педагогика- № 5- 1974- С. 45.
8. Дети социального риска и их воспитание /Под ред. Л.М. Шипицыной. - СПб., 2007.-125 с.
9. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. — М.: Академия, 2007.- 260 с.
10. Игошев К. Е. Типология личности
преступника и мотивация
11. Кулагина
И.Ю. Личность школьника от
12. Лебедев
В. И. Психология и психопатология
одиночества и групповой
13. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2008.
14. Мертон К. Социальная структура и аномия //Социологическое исследование.- 1992. -№ 3.- С. 64.
15. Петровский
А. В., Шпалинский В. В. Групповая сплоченность
как ценностно-ориентационное
16. Психическая депривация: Хрестоматия /Сост. Н. Н. Крыгина. – Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2007.-240 с.
17. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии // Избранные психологические труды. — М., 2005.- 124 с .
18. Файнбург З.И. Ценностные ориентации личности в некоторых социальных группах социалистического общества. - М.: Сфера, 2009. -186 с.
19. Шерковин
Ю.А. Проблема ценностной
20. Ядов В.А. Саморегуляция и
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методика исследования ценностных ориентаций (модификация Е.Б. Фанталовой)
Инструкция. «Перед вами список из 12 ценностей. Мы просим Вас высказать Вашу точку зрения по поводу своей будущей жизни. Необходимо по 10-бальнойсистеме оценить каждую из указанных ценностей жизни. Наиболее значимые следует оценивать в 9-10 баллов; чуть менее значимые -7-8 баллов, иногда значимые -5-6 баллов; нейтральные- 3-4 баллов; совсем незначимые - 1-2 балла».
1. Активная, деятельная жизнь.
2. Здоровье.
3. Интересная работа.
4. Переживание
прекрасного в природе и
5. Любовь.
6. Материально обеспеченная жизнь.
7. Наличие хороших и верных друзей.
8. Уверенность в себе (отсутствие сомнений).
9. Познание
(возможность расширения
10. Свобода как независимость в поступках и действиях.
11. Счастливая семейная жизнь.
12. Творчество.
Обработка результатов:
По данным теста можно составить своеобразный ценностно-ориентационный портрет: «Главное в моей жизни…(качества, указанные на 10-9 баллов), если конечно будут …(7-8 баллов). Были бы желательны …(то, что оценено на 5-6 баллов); В своей жизни я могу обойтись без…(3-4 балла). Я не нуждаюсь в …(1-2 балла)».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 1
Показатели по методике «Исследования ценностных ориентаций» у группы норма
Показатели |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Активная жизнь |
6 |
8 |
9 |
8 |
7 |
8 |
7 |
7 |
6 |
7 |
Здоровье |
7 |
10 |
8 |
9 |
8 |
9 |
8 |
9 |
9 |
8 |
Интересная работа |
3 |
3 |
3 |
2 |
4 |
4 |
3 |
2 |
2 |
3 |
Переживан прекрасного |
5 |
9 |
4 |
4 |
5 |
6 |
3 |
3 |
2 |
2 |
Любовь |
9 |
8 |
9 |
8 |
10 |
8 |
9 |
9 |
9 |
10 |
Обеспечен жизнь |
8 |
9 |
9 |
7 |
6 |
8 |
9 |
7 |
9 |
7 |
Наличие друзей |
8 |
9 |
9 |
8 |
9 |
9 |
9 |
8 |
7 |
10 |
Уверенность в себе |
7 |
8 |
9 |
8 |
7 |
8 |
7 |
8 |
8 |
9 |
Познание |
7 |
8 |
6 |
5 |
7 |
5 |
7 |
5 |
6 |
4 |
Свобода |
4 |
5 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
Счастливая сем жизнь |
10 |
10 |
9 |
8 |
10 |
8 |
9 |
10 |
8 |
9 |
Творчество |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Таблица 2
Показатели по методике «Исследования ценностных ориентаций» у группы риска
Показатели |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Активная жизнь |
9 |
8 |
9 |
8 |
7 |
8 |
7 |
7 |
6 |
10 |
Здоровье |
8 |
8 |
8 |
9 |
8 |
9 |
8 |
9 |
9 |
8 |
Интересная работа |
6 |
4 |
2 |
8 |
4 |
6 |
4 |
3 |
2 |
5 |
Переживан прекрасного |
6 |
6 |
4 |
4 |
5 |
6 |
3 |
3 |
2 |
2 |
Любовь |
6 |
4 |
2 |
6 |
4 |
5 |
4 |
3 |
2 |
2 |
Обеспечен жизнь |
9 |
9 |
9 |
10 |
10 |
10 |
9 |
10 |
9 |
10 |
Наличие друзей |
9 |
9 |
9 |
8 |
9 |
9 |
9 |
8 |
6 |
10 |
Уверенность в себе |
9 |
8 |
9 |
8 |
7 |
8 |
7 |
8 |
8 |
9 |
Познание |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
2 |
2 |
3 |
Свобода |
9 |
8 |
9 |
8 |
9 |
8 |
8 |
9 |
8 |
10 |
Счастливая сем жизнь |
8 |
8 |
9 |
8 |
7 |
8 |
7 |
5 |
8 |
8 |
Творчество |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
5 |
7 |