Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 17:44, курсовая работа
Цель настоящей работы – дать по возможности полную характеристику агрессии в детском и подростковом возрасте.
Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
Дать определение понятия «агрессия»
Изучить влияние семьи на развитие детской агрессии
Выяснить причины возникновения и механизм действия агрессии у подростков
Определить основные особенности подросткового возраста и их влияние на появление агрессивного поведения
Предложить технологии и методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков
Введение
Глава I. Исследование проблемы проявления агрессии детей и подростков
1.1 Понятие термина агрессия, виды агрессии
1.2 Влияние семьи на развитие детской агрессии
1.3 Детская агрессия
1.4 Девиантное поведение детей и подростков
1.5 Специфика агрессии в подростковом возрасте
1.6Половые различия в проявлении агрессивности подростков
1.7Профилактика и коррекция агрессивного поведения
Глава II. Эмпирическое исследование проявления агрессии детей и подростков
2.1 Программа эмпирического исследования проявления агрессии детей и подростков
Заключение
Список использованной литературы
Перед началом исследования все испытуемые получают инструкцию следующего содержания:
«На каждой из 24 предлагаемых вам картинок изображены два или несколько человек, Один из них совершил какое-то действие в отношении другого, и в связи с этим произнес какие-то слова. Вы должны поставить себя на место этого, другого человека и ответить за него. Свой ответ необходимо дать как можно скорее и тут же его записать на листе бумаги под порядковым номером, соответствующим номеру просмотренного рисунка».
Оценка результатов и выводы об уровне развития
Ответ испытуемого на каждую картинку анализируется отдельно. В итоге такого анализа он должен быть отнесен к одной из следующих двух категорий:
1. Агрессивные реакции.
2. Неагрессивные реакции.
К числу агрессивных относятся такие реакции, в которых действия другого лица рассматриваются как преднамеренно враждебные и сама ответная реакция на них является враждебной (агрессивной). В этом случае ответ испытуемого должен содержать в себе явное осуждение, оскорбление или угрозу в адрес другого лица.
К неагрессивным относятся
В заключение подсчитывается соотношение агрессивных и неагрессивных реакций по их числу. Если количество агрессивных реакций явно доминирует над числом неагрессивных (агрессивных 14 и больше, а неагрессивных 10 и меньше), то делается вывод о том, что у данного испытуемого явно выражен мотив агрессивности. Если, напротив, неагрессивных реакций оказывается намного больше, чем агрессивных (неагрессивных 14 и больше, а агрессивных 10 и меньше), то делается вывод о том, что данный испытуемый неагрессивен.
2.2 Результаты исследования
Полученные результаты эмпирического исследования представлены в таблицах №1,2 в приложении.
Исходя из результатов исследования, мы выяснили, что из 40 исследуемых подростков с явными признаками агрессивности выявлены 16 человек.
Из 20 исследуемых мальчиков с явными признаками агрессивности выявлены - 11 человек, Из 20 девочек - 5 человек.
Можно сделать следующий вывод: выдвинутая нами гипотеза №1 частично не верна, так как в исследуемом нами коллективе преобладает невысокий уровень агрессивности.
Выдвинутая нами гипотеза №2 о том, что в подростковом возрасте у мальчиков уровень агрессии выше, чем у девочек подтвердилась. Так как установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет.
Заключение
Итак, проблема агрессии в современном мире, особенно в российских условиях ломки устоявшихся ценностей и традиций и формировании новых, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Необходимо выяснить механизмы возникновения и принципы функционирования агрессии и разработать методы профилактики и коррекции агрессивного, асоциального поведения. Эти задачи мы и попытались решить в настоящей курсовой работе.
Под агрессией понимается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Период взросления, подростковый возраст, сам по себе не являясь болезнью, может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. При этом кризис может перейти грань, отделяющую его от болезненного состояния, требующего вмешательства специалистов – психологов и психиатров. Поэтому изучение особенностей подросткового возраста необходимо для понимания психологии агрессии в подростковом возрасте.
Причины, по которым подростки совершают агрессивные поступки, остаются до сих пор полностью не выяснены. Тем не менее, мы в ходе работы определили следующие категории, обусловливающие агрессивное поведение подростка, а именно:
· врожденные побуждения или задатки;
· потребности, активизируемые внешними стимулами;
· познавательные и эмоциональные процессы;
· актуальные социальные условия в сочетании с предшествующим научением.
Основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности являются: семья, сверстники, средства массовой информации и пр. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение. Опасность состоит в том, у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму, поэтому необходимо продолжать более детальное и глубокое рассмотрение данной темы, как на уровне психологической и педагогической наук, так и на уровне практической работы с подростками.
Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.
Профилактика и предупреждение
девиантного поведения
· выявление неблагоприятных
·современная диагностика
Рассмотрение проявления разных форм агрессивности у мальчиков и девочек на разных стадиях подросткового возраста и из разных социальных групп населения даёт необходимую ориентацию в характере сфер личности ребёнка развивающегося под воздействием различной микросреды и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс.
Список использованной литературы:
Приложение
Таблица №1
Код |
Агрессивные ответы |
Неагрессивные ответы |
Уровень агрессивности |
М 1 |
11 |
13 |
неагрессивен |
М 2 |
10 |
14 |
неагрессивен |
М 3 |
16 |
8 |
агрессивен |
М 4 |
14 |
10 |
агрессивен |
М 5 |
9 |
15 |
неагрессивен |
М 6 |
14 |
10 |
агрессивен |
М 7 |
13 |
11 |
агрессивен |
М 8 |
16 |
8 |
агрессивен |
М 9 |
11 |
13 |
неагрессивен |
М 10 |
10 |
14 |
неагрессивен |
М 11 |
15 |
9 |
агрессивен |
М 12 |
17 |
7 |
агрессивен |
М 13 |
14 |
10 |
агрессивен |
М 14 |
15 |
9 |
агрессивен |
М 15 |
10 |
14 |
неагрессивен |
М 16 |
7 |
17 |
неагрессивен |
М 17 |
13 |
11 |
агрессивен |
М 18 |
9 |
15 |
неагрессивен |
М 19 |
8 |
16 |
неагрессивен |
М 20 |
14 |
10 |
агрессивен |
Таблица №2
Код |
Агрессивные ответы |
Неагрессивные ответы |
Уровень агрессивности |
Д 1 |
10 |
14 |
неагрессивна |
Д 2 |
13 |
11 |
агрессивна |
Д 3 |
9 |
15 |
неагрессивна |
Д 4 |
14 |
10 |
агрессивна |
Д 5 |
7 |
17 |
неагрессивна |
Д 6 |
8 |
16 |
неагрессивна |
Д 7 |
5 |
19 |
неагрессивна |
Д 8 |
11 |
13 |
неагрессивна |
Д 9 |
10 |
14 |
неагрессивна |
Д 10 |
6 |
18 |
неагрессивна |
Д 11 |
13 |
11 |
агрессивна |
Д 12 |
15 |
9 |
агрессивна |
Д 13 |
10 |
14 |
неагрессивна |
Д 14 |
18 |
6 |
агрессивна |
Д 15 |
7 |
17 |
неагрессивна |
Д 16 |
6 |
18 |
неагрессивна |
Д 17 |
3 |
21 |
неагрессивна |
Д 18 |
11 |
13 |
неагрессивна |
Д 19 |
5 |
19 |
неагрессивна |
Д 20 |
2 |
22 |
неагрессивна |
Информация о работе Эмпирическое исследование проявления агрессии детей и подростков