Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 14:27, курсовая работа
Объект исследования: младшие школьники.
Предмет исследования: учебная мотивация.
Цель исследования – провести сравнительный анализ показателей уровня учебной мотивации младших школьников обучающихся по программам традиционного и развивающего обучения;
Гипотеза исследования: Исходя из того, какие требования предъявляются младшим школьникам в системе развивающего обучения, можно предположить, что высокий уровень учебной мотивации характерен младшим школьникам, обучающимся по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, у школьников, обучающихся по традиционной системе обучения уровень учебной мотивации будет более низкий.
Введение……………………………………………………………………..........3
Глава 1. Психологические характеристики учебной мотивации младшего школьника................................................................................................................7
1.1. Понятие учебной мотивации и ее структура...............................................7
2.2. Особенности учебной мотивации младших школьников, обучающихся в системах традиционного и развивающего обучения ………………………...13
Глава 2. Эмпирическое исследование учебной мотивации младших школьников............................................................................................................22
2.1.Процедура проведения исследования...........................................................22
2.2.Результаты и их психологическая интерпретация.......................................25
Выводы…………………………………………………………………..............36
Заключение………………………………………………………………...........37
Библиография…………………………………………………………..............39
Как видно из таблицы 3, средние значения показателей: направленность на отметку и направленность на знания у младших школьников, обучающихся по двум разным системам, составляют: в развивающем обучении направленность на отметку составляет 5, направленность на знания – 8,7. В традиционном обучении: направленность на отметку – 5,8, направленность на знания – 9.
Проанализируем результаты диагностического исследования у школьников, обучающихся в ПЛГТО. Как видим из таблицы, у школьников в развивающей системе направленность на получение знаний выше, чем на отметку. Это говорит о том, что дети направлены в первую очередь на получение новых знаний, умений, цель которых достичь желаемый результат. Но их мотивация также направлена на отметку, им интересно получать хорошие отметки, очень переживают, когда получают двойку и стараются их не получать, а если вдруг получать, то будут пытаться ее исправить. В развивающей системе средние значения не на много ниже, чем у представителей традиционного обучения.
Проанализируем результаты диагностического исследования у младших школьников, обучающихся по традиционной системе. Здесь та же самая ситуация, как и в развивающей системе, направленность на знания выше, чем направленность на отметку. Это объясняется тем, что ученики хорошо мотивированы на получение новых знаний, любят учиться, поднимать руку, отвечать у доски, делать домашнее задание. Направленность на отметку, заключается в том, что, садясь за уроки, ученик в первую очередь думает о завтрашнем дне, о том, а если меня спросят, а я буду не готов, то мне поставят двойку, поэтому я сяду за уроки и сделаю домашнее задание, и мне обязательно поставят положительную отметку. Или о том, что меня родители будут ругать, если я не сделаю вовремя уроки, получу завтра отрицательную отметку и накажут меня.
Для наглядности представим диаграмму, где отображены средние значения разных систем обучения: во-первых развивающей системы обучения, во-вторых традиционной системы обучения.(См. рис. 2)
Рис 2. Показатели средних значений по методике исследования направленность на отметку и направленность на знания.
Примечание: Ряд 1 – младшие школьники, обучающиеся по программе развивающегося обучения, Ряд 2 – младшие школьники, обучающиеся по традиционной программе.
По рис 2. видно, что у младших школьников, обучающихся по системе традиционного обучения и школьников, обучающихся в системе развивающего обучения, никаких значимых различий не существует.
Средняя разность по показателю направленность на отметку у школьников в традиционной системе и развивающей системе составляет Md = 0,8; стандартное отклонение σ = 0,1; tэмп = 0,6; df = 58.
Эмпирическое значение попало в зону незначимости, следовательно статистически значимых различий не существует. ( см. приложение 7)
Средняя разность по показателю направленность на знания у школьников в традиционной системе и развивающей системе составляет Md = 0,3; стандартное отклонение σ = 1,1; tэмп = 0,5; df = 58.
Эмпирические значения t = 0,6, t = 0,5 попали в зону незначимости, следовательно, статистически значимых различий не существует.
Выводы по второй главе.
Используя в качестве метода математической обработки данных многофункциональный критерий φ Фишера и t-Стьюдента для независимых выборок, мы пришли к тому, что гипотеза работы практически не подтвердилась. Можно утверждать, что:
- младшие школьники, обучающиеся в традиционной программе, имеют высокие, средние и низкие уровни учебной мотивации;
- младшие школьники, обучающиеся в развивающей системе, имеют высокие, средние и низкие уровни;
- у младших школьников, обучающихся по разным системам, направленность на знания выше, чем на отметку;
- у младших школьников, обучающихся по двум разным системам по показателю направленность на отметку и направленность на знания, значимых различий не существует;
- уровень учебной мотивации младших школьников, обучающихся по программе развивающего обучения и по программе традиционного обучения, никаких значимых различий не имеет.
Выводы.
Гипотеза нашего исследования не подтвердилась. Предположение о том, что у младших школьников обучающихся в развивающей системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова учебная мотивация будет выше, чем у младших школьников обучающихся по традиционной системе обучения, у них по нашим предположениям уровень учебной мотивации будет низкий, оказалась неверной.
Заключение.
На основе проведенного изучения, анализа и обобщения литературы, опыта педагогов, психологов был сформулирован вывод об актуальности темы настоящего исследования. Актуальность темы состояла в том, чтобы подробно описать и рассказать о учебной мотивации младших школьников, обучающихся в двух совершенно разных системах обучения. Теоретически обосновать суть проблемы и провести исследование, направленное на ее изучение, доказать гипотезу о том, что уровень учебной мотивации младших школьников, обучающихся в системе развивающего обучения выше, чем у школьников в традиционной системе. У них мы предполагали, будет уровень ниже.
Формирование потребностей и мотивов деятельности происходит в самой деятельности. Для формирования положительной учебной мотивации очень эффективно, особенно в младших классах, начинать создание учебно-проблемных ситуаций не с вопроса, задачи или рассказа, а с какой-либо практической работы. И если сразу поставит проблемный вопрос, то такая проблемная ситуация несомненно явится мощным толчком к началу интенсивного формирования положительной мотивации. Проблемное обучение способствует поддержанию глубокого интереса к самому содержанию учебного материала, к общим приемам познавательных действий, формируя тем самым положительную мотивацию.
Различные формы коллективной деятельности учащихся на уроке играют значительную роль в становлении учебной мотивации. Для ее становления большое значение имеет включение всех учащихся в активную работу, так как только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация. Учебная деятельность в глазах школьника должна приобрести особую ценность. Только тогда у ребенка возникнет потребность в ней.
С психологической точки зрения важна не любая мотивация учебной работы учащихся, а такая, которая основана на познавательной потребности и интересе учащихся, на признаваемой им и результативно-процессуальной ценности этой деятельности.
Для становления положительной устойчивой учебной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, так как не один из них, сам по себе, не может играть решающей роли в становлении учебной мотивации школьников, то что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть. В совокупности, все указанные пути являются достаточно эффективным средством формирования учения у школьника.
Библиография.
Информация о работе Эмпирическое исследование учебной мотивации младших школьников