Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в вузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Однако в организации профессиональной подготовки студентов существует ряд проблем. Одна из них состоит в том, что учебный процесс на младших курсах осуществляется без учёта специфики ситуации, которая заключается в адаптации студентов к вузовскому обучению. Наиболее типичные их проявления – тревога за неспособность полноценно включиться в учебный процесс. Решение этой проблемы, на наш взгляд, неразрывно связано с необходимостью целенаправленно организованного педагогического содействия, выявления педагогических условий, реализация которых позволит оптимизировать процесс адаптации студентов к обучению в вузе.

Содержание работы

Введение 2
1. Анализ теоретической проблемы взаимосвязи уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в вузе 7
1.1 Понятие социальной адаптации, основные теоретические подходы 7
1.2 Высшие учебные заведения. Цели, задачи, структурная организация ВУЗов 11
1.3 Особенности обучения в высшем учебном заведении 13
1.4 Студент, как субъект учебной деятельности 17
1.5 Адаптация студентов к учебной деятельности 20
1.6 Тревожность. Анализ и состояние проблемы 24
Выводы 29
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в вузе
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Методы и методики исследования 31
2.3. Анализ и интерпретация результатов 32
Выводы 34
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

курсач1.docx

— 84.02 Кб (Скачать файл)

С физиологической точки зрения тревога не отличается от страха. Она  сопровождается ускорением ритма сердца, подъемом кровяного давления, угнетением деятельности пищеварительного аппарата, легким потоотделением и т.п. Главное  отличие состоит в том, что тревога вызывает активацию организма до того, как происходит ожидаемое событие.

Обычно тревога представляет собой  переходящее состояние, она ослабевает, как только человек действительно  сталкивается с ожидаемой ситуацией. Бывает, однако, и так, что ожидание, порождающее тревогу, затягивается, и организм вынужден тогда затрачивать  много энергии для поддержания  своей «дееспособности». В результате развивается состояние стресса, при котором организм проходит последовательные этапы синдрома адаптации, описанного Селье [8; с. 125].

Существует в психологическом  содержании актуальной тревоги и  личностной тревожности. Актуальная тревога  – это эмоциональный ответ  человека на все, что происходит с  ним и вокруг него на момент обследования. Низкий уровень реактивной тревожности  означает недостаточную актуализацию потребностей в данный момент в связи  с невысокой значимостью для  человека происходящего вокруг. Он уверен в себе, в своих начинаниях. Низкий уровень тревоги возможен также у тех, у кого в эмоциональном  опыте встречались подобные ситуации. При среднем уровне актуальной тревоги  человек придает повышенную значимость отдельным элементом ситуации или  он находит в себе силы и возможности  контролировать собственные эмоциональные  переживания. Такой человек стремится  объективно оценить возникшие ситуации. Однако это ему удается не сразу, поскольку отсутствует полная уверенность  в себе, в благоприятном исходе ситуации. Высокий уровень актуальной тревоги свидетельствует о том, что ситуация, в которой находится  человек, чрезвычайно важна для  него. Он недоволен собой, окружающими  людьми, часто замыкается в себе. Реальное устранение препятствий или  изменений отношений к ним  может вызвать снижение актуальной тревоги.

Тревожность – это относительно устойчивое свойство личности, характеризующее  предрасположенность воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как  угрожающие и реагировать на них, как правило, развитием чувства  беспокойства, тревоги.

Человек с низким уровнем личностной тревожности воспринимает большинство  появляющихся трудностей адекватно  их объективной эмоциональной насыщенности. Угрожающими для него становятся в основном ситуации, представляющие реальную опасность для жизни, ставящие его на грань между жизнью и  смертью.

При среднем уровне личностной тревожности  человек чувствует себя комфортно, сохраняет эмоциональное равновесие, работоспособность преимущественно  в ситуациях, к которым он уже  успел адаптироваться, в которых  он знает как себя вести, знает  меру своей ответственности. При  осложнении ситуации или появления  дополнительных трудностей возможно появление тревоги, беспокойства, ощущение напряжения, эмоционального дискомфорта. Восстановление эмоционального равновесия происходит после достижения достаточного уровня адаптированности.

Высокий уровень личностной тревожности  означает, что большинство ситуаций, в которых оказывается человек, воспринимается как угрожающие его  престижу, самооценке, физическому  здоровью. Поведение, контакты с людьми регулируются, прежде всего, эмоциями. Высокая эмоциональная чувствительность сочетается с повышенной ранимостью, обидчивостью, что значительно затрудняет общение, создает множество коммуникативных  барьеров [24; с. 262].

 

ВЫВОДЫ

 

  1. Понятие адаптации возникло в XIX веке и использовалось вначале главным образом в биологии. Затем это понятие стали применять не только к различным сторонам жизнедеятельности организмов, но и к личности человека и даже коллективному поведению.

2. У каждого человека есть  концептуальная модель внешнего  мира, по которой формируется  план и программа поведения.  Основные изменения в поведении  и деятельности достигаются через  научение, т.е. освоение знаний, приемов и операций, позволяющих устойчиво и успешно действовать.

3. В многочисленных физиолого-гигиенических  исследованиях, проведенных в  последние годы, отмечается ухудшение  функционального состояния организма  студентов в процессе адаптации  к учебной деятельности. В условиях  возросших требований к адаптационным  возможностям организма студентов,  обучающихся в вузе, необходим  также индивидуально-типологический  подход к прогностической оценке  эффективности приспособительной  деятельности (А.П. Спицин, 1999).

4. Впервые выделил и акцентировал  состояние тревоги, беспокойства  З.Фрейд. Он охарактеризовал данное  состояние как эмоциональное,  включающее в себя переживание  ожидания и неопределённости, чувство  беспомощности. Так, студенты  испытывают тревогу перед поступлением  в вуз, при сдаче экзаменов  и зачетов, при посещении первой  лекции, тревожась за то, какое  впечатление они произведут на  однокурсников и преподавателей  и за многое другое. Тревожность  оказывает влияние на профессиональную  направленность. Существует в психологическом  содержании актуальной тревоги  и личностной тревожности.

 

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ  НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

 

2.1 Организация  и методы исследования

 

Для подтверждения гипотезы было организовано и проведено исследование уровня тревожности и социальной адаптации  у студентов вузов.

Для выявления специфики индивидуального  приспособления были применены тесты  по уровня тревожности (по шкале самооценки уровня личностной тревожности Спилбергера-Ханина) и уровня адаптированности (по Многоуровневому личностному опроснику «Адаптивность» (МЛО-АМ)). Тест по тревожности был выбран на том основании, что предполагалось, что эта личностная черта должна затруднять адаптацию.

Также мы использовали t-критерий Стьюдента для выявления достоверности различий между группами.

2.2 Методы  и методики исследования

 

  1. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханин).

Шкала разработана известным американским психологом Ч.Спилбергом и адаптирована отечественных условий Ю.А.Ханиным. Шкала предназначена для выявления  состояния тревоги и тревожности  как свойства личности. В основе шкалы – субъективная оценка человеком  своих переживаний, ощущений, действий. Ответы заносятся в специальный  бланк, далее подсчитываются баллы [11; c. 168].

2. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ).

Многоуровневый  личностный опросник «Адаптивность-02» (МЛО-АМ) разработан А.Г.Маклаковым и С.В.Чермяниным. Он предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития.

В основу методики положено представление об адаптации, как о непрерывном  процессе активного приспособления человека к постоянно меняющимся условиям социальной среды и профессиональной деятельности Эффективность адаптации  во многом зависит от того, насколько  реально человек воспринимает себя и свои социальные связи, точно соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями  и осознает мотивы своего поведения. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, нарушением взаимоотношений, понижением работоспособности и ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к грубым нарушениям воинской дисциплины, правопорядка, суицидальным поступкам, срыву профессиональной деятельности и развитию болезней.

Опросник содержит 165 вопросов и имеет следующие шкалы:

«достоверность» (Д);

«нервно-психическая устойчивость» (НПУ);

«коммуникативные потенциал» (КП);

«моральная нормативность» (МН);

«адаптивны способности» (АС) [11; c. 214].

 

t-критерий  Стьюдента — общее название  для класса методов статистической  проверки гипотез (статистических  критериев), основанных на распределении  Стьюдента. Наиболее частые случаи  применения t-критерия связаны с  проверкой равенства средних  значений в двух выборках.

t-статистика  строится обычно по следующему  общему принципу: в числителе  случайная величина с нулевым  математическим ожиданием (при  выполнении нулевой гипотезы), а  в знаменателе — выборочное  стандартное отклонение этой  случайной величины, получаемое  как квадратный корень из несмещенной  оценки дисперсии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Анализ и интерпретация результатов

 

Таблица 1.

 

Группы  студентов имеющих различные  уровни реактивной и личностной тревожности

 

уровни тревожности

Показатели тревожности

Реактивная тревожность (хσ)

Личностная тревожность (хσ)

1.Высокий уровень (и Л и  R тревожности; n=4)

470.7   ̽ ̽

533.2  ̽ ̽ ̽

2.Средний уровень (и Л и  R тревожности;n=7)

362.6   ̽

432.7  ̽

3.Низкий уровень (и Л и R тревожности;n=2)

243.5   ̽

270.5  ̽

4.Разные соответствия уровней  (Л и R тревожности; n=8)

306.8

376.9  ̽


 

По таблице  видно, что мы выделили 4 группы. Были студенты у которых показатели и реактивной тревожности и личностной были высокими,  студенты со средними показателями и личностной и реактивной тревожности, также студенты с низкими показателями и реактивной и личностной тревожности. В четвертую группу вошли студенты у которых значения реактивной и личностной тревожности изменялись  различным образом: у одного студента мог быть высокий показатель реактивной тревожности, но средний показатель личностной, или низкий показатель реактивной тревожности, но высокий показатель личностной, и наоборот. 

  ̽ С помощью статистической обработки данных по методу t критерия Стьюдента выявили различия между показателями высокой и средней реактивной тревожности, между показателями высокой и низкой реактивной тревожности, между показателями высокой и средней личностной тревожности, между показателями высокой и низкой тревожности, между показателями высокой и разными соответствиями уровней тревожности, т.е. эти уровни существенно отличаются друг от друга.

Таблица 2.

Сравнительная характеристика адаптивных свойств  студентов(Многоуровневого личностного опросника «Адаптивноть-02») и различных уровней тревожности (шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина).

 

Показатели адаптивных характеристик

Показатели тревожности

Высокий показатель (хσ) (n=4)

Средний показатель (хσ) (n=7)

Низкий показатель (хσ) (n=2)

Разные показатели (хσ) (n=8)

АС (хσ)

2.70.3  ̽

5.431   ̽

80   ̽ ̽

6.251.3

НПУ (хσ)

3.51.5

3.710.7

42

4.131.2

КП (хσ)

40    ̽

5.70.7  ̽ 

80  ̽ ̽

5.81.17  ̽ ̽

МН (хσ)

41.5

6.290.4

7.50.5

6.750.8


 

    1.   ̽ С помощью t критерия Стьюдента мы выявили различия между показателями адаптивных способностей при высоком и низком уровне тревожности; между средними адаптивными способностями при среднем уровне тревожности и низком.
    2. Показатели нервно-психической устойчивости во всех группах сильно не отличаются, это может быть связано с тем, что исследование проводилось не в стрессовой ситуации, нет экзаменов, студенты находятся в обычном своем состоянии, идет семестр
    3.   ̽ Выявлены различия в показателях коммуникативного потенциала между группами с высоким уровнем тревожности и различными уровнями личностной и реактивной тревожности; средним и низким; низким и различными уровнями личностной и реактивной тревожности.
    4. Показатели практически во всех группах практически одинаковые, это говорит о том, что студенты реально оценивают свою роль в коллективе, ориентированы на соблюдение общепринятых норм поведения.

 

 

 

 

Таким образом:

    1. О студентах с высоким уровнем значений реактивной и личностной тревожности (шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина) можно сказать, что им трудно адаптироваться к новым жизненным и учебным ситуациям (таблица 2 АС=2.7),  успех адаптации зависит от внешних условий среды. Они обладают невысокой эмоциональной устойчивостью (НПУ=3.5), что может в критических ситуациях выражаться в виде  неадекватного поведения, самооценки и (или) восприятия окружающей действительности. Возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности. Их коммуникативный потенциал (КП=4) и способность нести ответственность за совершение поступков представлены средним уровнем значений.
    2. Студенты со средним уровнем личностной и реактивной тревожности обладают так же и средними показателями адаптивных способностей (АС=5.43), они довольно успешно могут адаптироваться к изменившимся условиям жизни, учебы. Нервно-психическая устойчивость невысокая (НПУ=3.7), это значит, что они не всегда способны регулировать свое взаимодействие со средой, может быть неадекватная самооценка, низкий уровень эмоциональной устойчивости. Показатели их коммуникативного потенциала (КП=5.7) и моральной нормативности (МН=6.29) находятся на среднем уровне, это говорит о том, что они достаточно легко устанавливают контакты с окружающими, не конфликтны,  Реально оценивают свою роль в коллективе, ориентированы на соблюдение общепринятых норм поведения.
    3. О студентах с низким уровнем реактивной и личностной тревожности можно сказать, что их адаптивные способности очень хорошие (АС=8), они легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. Нервно-психическая устойчивость находится как в предыдущих группах на среднем уровне (НПУ=4), то есть они не всегда способны противостоять внешним воздействиям, которые могут выводить человека из состояния нервно-психического равновесия. Коммуникативный потенциал (КП=8) и моральная нормативность (МН=6, 75) представлены высоким уровнем значений, студенты обладают высоким уровнем развития коммуникативных способностей, легко устанавливают контакты с сокурсниками, преподавателями, не конфликтны. Реально оценивают свою роль в коллективе, соблюдают общепринятые нормы поведения.
    4. Студенты с различными показателями реактивной и личностной тревожности обладают достаточно хорошими адаптивными способностями (АС=6.25), они легко приспосабливаются к новым условиям жизни и деятельности, показатели их нервно-психической устойчивости выше чем в других группах (НПУ=4.13) они способны контролировать свое поведение и эмоциональные реакции в стрессовых ситуациях. Показатели коммуникативного потенциала (КП=5.8) и моральной нормативности представлены средними значениями, эти студенты общительны, легко устанавливают контакты с окружающими, соблюдают общепринятые норма поведения в обществе.

Информация о работе Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в вузе