Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:39, контрольная работа
Наука - это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Практичность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности. Ученый а точнее - научный работник - это профессионал, который руководствуется в своей деятельности принципом «истинность - ложность».
Введение
1. Этапы и типы исследования
2. Методы организации экспериментального исследования
3. Организация и проведение экспериментального исследования
4. Идеальный и реальный эксперимент
5. Валидность
6. Факторы нарушающие внутреннюю и внешнюю валидность
7. Реальный эксперимент и «Эксперимент полного соответствия»
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
1. Этапы и типы исследования
2.
Методы организации
3.
Организация и проведение
4.
Идеальный и реальный
5. Валидность
6. Факторы нарушающие внутреннюю и внешнюю валидность
7.
Реальный эксперимент и «
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Наука - это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Практичность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности. Ученый а точнее - научный работник - это профессионал, который руководствуется в своей деятельности принципом «истинность - ложность». Кроме того, термин «наука» относят ко всей совокупности знаний, полученных на сегодняшний день научным методом. Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение предсказания процессов и явлений, которые выражаются в виде текста, структурной схемы, графической зависимости, формулы и т.д. Идеалом научного поиска считается открытие законов - теоретическое объяснение действительности.
Однако
теориями не исчерпывается научное
знание. Все виды научных результатов
можно условно упорядочить на
шкале «эмпирическое-
Нормативный процесс научного исследования строится следующим образом:
1. Выдвижение гипотезы - (гипотез).
2. Планирование исследования.
3. Проведение исследования.
4. Интерпретация данных.
5.
Опровержение или
6. В случае отвержения старой - формулирование новой гипотезы.
Новое знание рождается в форме научного предположения - гипотезы, через призму которой ведется интерпретация данных. А выдвижение гипотезы, построение модели реальности и теории это процессы интуитивные и творческие. Они за пределами рассмотрения теории научного эксперимента.
Эксперимент с этих позиций является лишь методом отбора, контроля, «выбраковки» недостоверных предположений. Новое знание добывается иными путями: эмпирическое - наблюдением, а теоретическое - путем рациональной обработки интуитивных догадок.
К их числу относятся исследования: генетические; в области инженерной психофизиологии; на стыке этнопсихологии и социологии. Комплексные исследования проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности. Однофакторное, или аналитическое, исследование направлено на выявление одного наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.
Экспериментальное
исследование в психологии отличается
от других методов тем, что экспериментатор
активно манипулирует независимой
переменной, тогда как при прочих
методах возможны лишь варианты отбора
уровней независимых
1. Этапы и типы исследования
Экспериментальное исследование в психологии, как и в любых других науках, проводится в несколько этапов. Часть из них является обязательными, часть - в некоторых случаях может отсутствовать, но последовательность шагов необходимо запомнить, чтобы не делать элементарных ошибок.
Любое
исследование включает в себя ряд
необходимых, этапов._ На каждом этапе
решается определенная задача. Исследование
начинается с постановки задачи, что
неизвестно? На следующем этапе ученый
анализирует доступную
На следующем этапе исследователь анализирует методы и методики, которые применялись ранее для решения этой или аналогичных задач. Наиболее творческий момент - в изобретении оригинальной методики. Зачастую методическая находка преобразует научную область и порождает новое направление.
Следующим очень важным этапом являются формулировки предположения - гипотез. Для их проверки строится план научного исследования. Он включает в себя выбор объекта - группы людей, с которыми будет проводиться эксперимент либо за которыми будет осуществляться наблюдение. Уточняется предмет исследований - часть реальности, которая будет изучаться. Выбирается место и время исследований и определяется порядок экспериментальных проб, чтобы уменьшить влияние помех на результат эксперимента.
Проведение исследований по намеченному плану - следующий этап. Всегда в ходе реального эксперимента возникают отклонения от замысла, которые необходимо учесть при интерпретации результатов и повторном проведении опыта.
После фиксации результатов эксперимента проводится первичный анализ данных, их математическая обработка, интерпретация и обобщение. Исходные гипотезы проверяются на достоверность. Формулируются новые факты или закономерности. Теории уточняются либо отбрасываются как непригодные. На основе уточненной теории делаются новые выводы и предсказания.
Исследования
по цели их проведения можно разделить
на несколько типов. К первому
относятся поисковые
Второй-тип
- критические исследования. Они
проводятся в целях опровержения
существующей теории, модели, гипотезы,
закона и пр. или для проверки
того, какая из двух альтернативных
гипотез точнее прогнозирует реальность.
Критические исследования проводятся
в тех областях, где накоплен богатый
теоретический и эмпирический запас
знаний и имеются апробированные
методики для осуществления
Большинство исследований, проводимых в науке, относится к уточняющим. Их цель - установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется найденное ранее теоретическое знание.
И наконец, последний тип - воспроизводящее исследование. Цель его проведения - точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Результаты любого исследования должны воспроизводиться другим исследователем. Поэтому после открытия нового эффекта, закономерности, создания новой методики и т.п. возникает лавина воспроизводящих исследований, которые призваны проверить результаты первооткрывателей. Воспроизводящее исследование - основание всей науки, поскольку любой эксперимент должен быть воспроизводим не только автором, но и другим исследователем, обладающим соответствующей компетентностью.
2. Методы организации
Прежде всего, обратимся к множеству психологических эмпирических методов. Рассмотрим их с позиций общенаучных критериев, предъявляемых к организации исследования.
Все методы, применяемые для получения эмпирического материала, можно условно разделить на активные и пассивные. К первым относятся лабораторный эксперимент и его различные модификации, квазиэксперимент. Ко вторым - наблюдение, клинический метод, метод анализа продуктов деятельности, измерение и корреляционные исследования, метод сбора информации (servey research), «архивное исследование» и т.д. Применяя методы первой группы, исследователь активно вызывает явление или процесс, воздействуя на объект. Используя же методы второй группы, он лишь довольствуется регистрацией естественного процесса. Другое дело, что регистрировать поведение исследователь может непосредственно или применяя некоторый инструмент (опросник, тест и т.д.). Так же как и воздействовать на испытуемого он может непосредственно в ходе беседы либо организуя деятельность обследуемого в лабораторном эксперименте с помощью исследовательских средств (приборов, заданий и т.д.). Это - второе «измерение» психологических эмпирических методов.
Существует
и третье измерение: в какой мере
экспериментатор использует естественно-научный
подход к исследованию или «метод понимания»
- непосредственной интерпретации поведения
испытуемого, его внутреннего мира путем
эмпатии или построения модели психики
в своей субъективной реальности. В чем-то
(но не во всем) это измерение психологических
методов сходно с измерением «инструментальность-
Наблюдение тоже может быть инструментальным, например, при использовании видеозаписи, магнитофонной записи и другой аппаратуры. Однако, в отличие от измерительного корреляционного исследования, при этом отсутствует взаимодействие испытуемого с инструментом, как при измерении (выполнении теста).
В эксперименте и в ходе измерения испытуемый активно выполняет задания, а при наблюдении и опросе никакой задачи ему не ставится, он ведет себя естественным образом.
Существует еще один важный критерий (он разделяет методы организации исследования на две большие группы). Это - критерий соответствия метода признакам идеального исследования, как он понимается в современной методологии науки.
По этому критерию различаются методы организации исследования:
1.
Экспериментальное
2.
Естественные эксперимент и
3. Квазиэксперимент. «Промежуточный» между естественными методами проведения исследования и методами, где применяется строгий контроль переменных. Часто его отождествляют с методом систематического наблюдения при котором экспериментатор не воздействует на исследуемый объект. Другое дело, что воздействие может быть выделено в природе как независимое от исследователя, естественно происходящее, но в этом случае мы получаем исследовательский метод, занимающий именно промежуточное положение между экспериментом и наблюдением. Под квазиэкспериментом принято понимать такой метод, при котором не удается полностью реализовать схему, предписываемую идеальным исследованиям, но эти отношения частично компенсируются использованием особых квазиэкспериментальных планов.
3. Организация и проведение
По формальным основаниям выделяется несколько типов экспериментального исследования.
Различают
исследовательский (поисковый) и подтверждающий
эксперимент. Различие их обусловлено
уровнем разработанности
Поисковый (эксплораторный) эксперимент проводится тогда, когда неизвестно, существует ли причинная связь между независимой и зависимой переменными. Поэтому поисковое исследование направлено на проверку гипотезы о наличии или отсутствии причинной зависимости между переменными А и В.
В случае если существует информация о качественной связи между двумя переменными, то выдвигается гипотеза о виде этой связи. Тогда исследователь проводит подтверждающий (конфирматорный) эксперимент, в котором выявляется вид функциональной количественной связи между независимой и зависимой переменными.
Алгоритм исследования в целом выглядит так:
1.
Выдвигается гипотеза о
2.
Проводится поисковый
3.
В случае не подтверждения
гипотезы выдвигается другая
качественная гипотеза и
4.
Проводится подтверждающий
5. Принимается (или отвергается) и уточняется гипотеза о виде связи между переменными.
В
психологической
На
странице, была дана характеристика критического
эксперимента. Он проводится для того,
чтобы одновременно проверить все
возможные гипотезы. Подтверждение
одной из них ведет к опровержению
всех других возможных альтернатив.
Постановка критического эксперимента
в психологии требует не только тщательного
его планирования, но и высокого
уровня разработки научной теории.
Поскольку в нашей науке
Термин
«пилотажное исследование»