Этапы и типы исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:39, контрольная работа

Описание работы

Наука - это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Практичность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности. Ученый а точнее - научный работник - это профессионал, который руководствуется в своей деятельности принципом «истинность - ложность».

Содержание работы

Введение
1. Этапы и типы исследования
2. Методы организации экспериментального исследования
3. Организация и проведение экспериментального исследования
4. Идеальный и реальный эксперимент
5. Валидность
6. Факторы нарушающие внутреннюю и внешнюю валидность
7. Реальный эксперимент и «Эксперимент полного соответствия»
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

эксперемент. псих.docx

— 54.10 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Этапы и типы исследования

2. Методы организации экспериментального  исследования

3. Организация и проведение экспериментального  исследования

4. Идеальный и реальный эксперимент

5. Валидность

6. Факторы нарушающие внутреннюю и внешнюю валидность

7. Реальный эксперимент и «Эксперимент  полного соответствия»

Заключение

Список  используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Наука - это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Практичность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности. Ученый а точнее - научный работник - это профессионал, который руководствуется в своей деятельности принципом «истинность - ложность». Кроме того, термин «наука» относят ко всей совокупности знаний, полученных на сегодняшний день научным методом. Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение предсказания процессов и явлений, которые выражаются в виде текста, структурной схемы, графической зависимости, формулы и т.д. Идеалом научного поиска считается открытие законов - теоретическое объяснение действительности.

Однако  теориями не исчерпывается научное  знание. Все виды научных результатов  можно условно упорядочить на шкале «эмпирическое-теоретическое знание»: единичный факт, эмпирическое обобщение, модель, закономерность, закон, теория.

Нормативный процесс научного исследования строится следующим образом:

1. Выдвижение гипотезы - (гипотез).

2. Планирование исследования.

3. Проведение исследования.

4. Интерпретация данных.

5. Опровержение или неопровержение гипотезы (гипотез).

6. В случае отвержения старой - формулирование  новой гипотезы.

Новое знание рождается в форме научного предположения - гипотезы, через призму которой ведется интерпретация  данных. А выдвижение гипотезы, построение модели реальности и теории это процессы интуитивные и творческие. Они  за пределами рассмотрения теории научного эксперимента.

Эксперимент с этих позиций является лишь методом  отбора, контроля, «выбраковки» недостоверных  предположений. Новое знание добывается иными путями: эмпирическое - наблюдением, а теоретическое - путем рациональной обработки интуитивных догадок.

К их числу относятся исследования: генетические; в области инженерной психофизиологии; на стыке этнопсихологии и социологии. Комплексные исследования проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности. Однофакторное, или аналитическое, исследование направлено на выявление одного наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.

Экспериментальное исследование в психологии отличается от других методов тем, что экспериментатор  активно манипулирует независимой  переменной, тогда как при прочих методах возможны лишь варианты отбора уровней независимых переменных. Нормальным вариантом экспериментального исследования является наличие основной и контрольных групп испытуемых.

1. Этапы и типы исследования

Экспериментальное исследование в психологии, как и  в любых других науках, проводится в несколько этапов. Часть из них  является обязательными, часть - в некоторых  случаях может отсутствовать, но последовательность шагов необходимо запомнить, чтобы не делать элементарных ошибок.

Любое исследование включает в себя ряд  необходимых, этапов._ На каждом этапе  решается определенная задача. Исследование начинается с постановки задачи, что  неизвестно? На следующем этапе ученый анализирует доступную информацию по изучаемой проблеме. Может оказаться, что эта проблема уже решена или  существуют аналогичные исследования, не приведшие к окончательному результату. Если исследователь сомневается  в результатах, полученных до него, он решает воспроизвести исследование по методике, предложенной предшественниками.

На  следующем этапе исследователь  анализирует методы и методики, которые  применялись ранее для решения  этой или аналогичных задач. Наиболее творческий момент - в изобретении  оригинальной методики. Зачастую методическая находка преобразует научную  область и порождает новое  направление.

Следующим очень важным этапом являются формулировки предположения - гипотез. Для их проверки строится план научного исследования. Он включает в себя выбор объекта - группы людей, с которыми будет  проводиться эксперимент либо за которыми будет осуществляться наблюдение. Уточняется предмет исследований - часть реальности, которая будет  изучаться. Выбирается место и время  исследований и определяется порядок  экспериментальных проб, чтобы уменьшить  влияние помех на результат эксперимента.

Проведение  исследований по намеченному плану - следующий этап. Всегда в ходе реального эксперимента возникают отклонения от замысла, которые необходимо учесть при интерпретации результатов и повторном проведении опыта.

После фиксации результатов эксперимента проводится первичный анализ данных, их математическая обработка, интерпретация  и обобщение. Исходные гипотезы проверяются  на достоверность. Формулируются новые  факты или закономерности. Теории уточняются либо отбрасываются как  непригодные. На основе уточненной теории делаются новые выводы и предсказания.

Исследования  по цели их проведения можно разделить  на несколько типов. К первому  относятся поисковые исследования. Хотя название звучит тавталогично, под этим подразумевается попытка решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подобным методом. Иногда аналогичные исследования называют исследованиями «методом тыка»: «Попробуем так, может, что-то и получится». Научные работы такого рода направлены на получение принципиально новых результатов в мало исследованной области.

Второй-тип - критические исследования. Они  проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый  теоретический и эмпирический запас  знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента.

Большинство исследований, проводимых в науке, относится  к уточняющим. Их цель - установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется найденное ранее теоретическое знание.

И наконец, последний тип - воспроизводящее  исследование. Цель его проведения - точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Результаты любого исследования должны воспроизводиться другим исследователем. Поэтому после открытия нового эффекта, закономерности, создания новой методики и т.п. возникает лавина воспроизводящих  исследований, которые призваны проверить  результаты первооткрывателей. Воспроизводящее  исследование - основание всей науки, поскольку любой эксперимент  должен быть воспроизводим не только автором, но и другим исследователем, обладающим соответствующей компетентностью.

2. Методы организации экспериментального  исследования

Прежде всего, обратимся к множеству психологических эмпирических методов. Рассмотрим их с позиций общенаучных критериев, предъявляемых к организации исследования.

Все методы, применяемые для получения  эмпирического материала, можно  условно разделить на активные и пассивные. К первым относятся лабораторный эксперимент и его различные модификации, квазиэксперимент. Ко вторым - наблюдение, клинический метод, метод анализа продуктов деятельности, измерение и корреляционные исследования, метод сбора информации (servey research), «архивное исследование» и т.д. Применяя методы первой группы, исследователь активно вызывает явление или процесс, воздействуя на объект. Используя же методы второй группы, он лишь довольствуется регистрацией естественного процесса. Другое дело, что регистрировать поведение исследователь может непосредственно или применяя некоторый инструмент (опросник, тест и т.д.). Так же как и воздействовать на испытуемого он может непосредственно в ходе беседы либо организуя деятельность обследуемого в лабораторном эксперименте с помощью исследовательских средств (приборов, заданий и т.д.). Это - второе «измерение» психологических эмпирических методов.

Существует  и третье измерение: в какой мере экспериментатор использует естественно-научный подход к исследованию или «метод понимания» - непосредственной интерпретации поведения испытуемого, его внутреннего мира путем эмпатии или построения модели психики в своей субъективной реальности. В чем-то (но не во всем) это измерение психологических методов сходно с измерением «инструментальность-непосредственность».

Наблюдение  тоже может быть инструментальным, например, при использовании видеозаписи, магнитофонной записи и другой аппаратуры. Однако, в отличие от измерительного корреляционного исследования, при  этом отсутствует взаимодействие испытуемого  с инструментом, как при измерении (выполнении теста).

В эксперименте и в ходе измерения  испытуемый активно выполняет задания, а при наблюдении и опросе никакой  задачи ему не ставится, он ведет  себя естественным образом.

Существует  еще один важный критерий (он разделяет  методы организации исследования на две большие группы). Это - критерий соответствия метода признакам идеального исследования, как он понимается в  современной методологии науки.

По  этому критерию различаются методы организации исследования:

1. Экспериментальное исследование, систематическое  наблюдение или корреляционное  исследование. Особенность их состоит  в том, что исследователь пытается  установить причинную или корреляционные  связи между основными переменными,  контролируя внешние переменные. Для этого он целенаправленно  отбирает группы испытуемых или  наблюдаемых индивидов, планирует  определенным образом последовательность  своих действий.

2. Естественные эксперимент и наблюдение, беседа, клинический метод, метод  описания частных случаев и  др. Они применяются для выявления  особенностей поведения человека. Служат источником для эмпирических  обобщений и выдвижения индуктивных  гипотез, которые в дальнейшем  могут стать материалом для  теоретических рассуждений и  проверяться в критических экспериментах.  Способы контроля переменных (независимой,  зависимой, внешних) систематически  не применяются, хотя возможно  пользование сложными техниками  фиксации данных (картами наблюдения, аудио- и видеоаппаратурой, тестами  и др.).

3. Квазиэксперимент. «Промежуточный» между естественными методами проведения исследования и методами, где применяется строгий контроль переменных. Часто его отождествляют с методом систематического наблюдения при котором экспериментатор не воздействует на исследуемый объект. Другое дело, что воздействие может быть выделено в природе как независимое от исследователя, естественно происходящее, но в этом случае мы получаем исследовательский метод, занимающий именно промежуточное положение между экспериментом и наблюдением. Под квазиэкспериментом принято понимать такой метод, при котором не удается полностью реализовать схему, предписываемую идеальным исследованиям, но эти отношения частично компенсируются использованием особых квазиэкспериментальных планов.

3. Организация и проведение экспериментального  исследования

По  формальным основаниям выделяется несколько  типов экспериментального исследования.

Различают исследовательский (поисковый) и подтверждающий эксперимент. Различие их обусловлено  уровнем разработанности проблемы и наличием знаний о связи зависимой  и независимой переменных.

Поисковый (эксплораторный) эксперимент проводится тогда, когда неизвестно, существует ли причинная связь между независимой и зависимой переменными. Поэтому поисковое исследование направлено на проверку гипотезы о наличии или отсутствии причинной зависимости между переменными А и В.

В случае если существует информация о  качественной связи между двумя  переменными, то выдвигается гипотеза о виде этой связи. Тогда исследователь проводит подтверждающий (конфирматорный) эксперимент, в котором выявляется вид функциональной количественной связи между независимой и зависимой переменными.

Алгоритм  исследования в целом выглядит так:

1. Выдвигается гипотеза о качественной  причинной связи А и В.

2. Проводится поисковый эксперимент.

3. В случае не подтверждения  гипотезы выдвигается другая  качественная гипотеза и проводится  новый поисковый эксперимент;  если же качественная гипотеза  подтверждается, выдвигается количественная  функциональная гипотеза.

4. Проводится подтверждающий эксперимент.

5. Принимается (или отвергается)  и уточняется гипотеза о виде  связи между переменными.

В психологической исследовательской  практике для характеристики различных  видов экспериментального исследования используются также понятия «критический эксперимент», «пилотажное исследование», или «пилотажный эксперимент», «полевое исследование», или «естественный  эксперимент».

На  странице, была дана характеристика критического эксперимента. Он проводится для того, чтобы одновременно проверить все  возможные гипотезы. Подтверждение  одной из них ведет к опровержению всех других возможных альтернатив. Постановка критического эксперимента в психологии требует не только тщательного  его планирования, но и высокого уровня разработки научной теории. Поскольку в нашей науке преобладают  недедуктивные модели, а эмпирические обобщения, исследователи крайне редко проводят критический эксперимент.

Термин  «пилотажное исследование» применяется  для обозначения пробного, первого, эксперимента или серии экспериментов, в которых апробируются основная гипотеза, подходы к исследованию, план и т.д. Обычно пилотаж проводят перед «большим», трудоемким экспериментальным  исследованием, чтобы потом не тратить  деньги и время попусту. Пилотажное исследование проводится на меньшей  выборке испытуемых, по сокращенному плану и без строгого контроля внешних переменных. Надежность данных, получаемых в результате пилотажа, невелика, но его проведение позволяет устранить грубые ошибки, связанные с выдвижением гипотезы, планированием исследования, контролем переменных и т.д. Кроме того, в ходе пилотажа можно сузить «зону поиска», конкретизировать гипотезу и уточнить методику проведения «большого» исследования.

Информация о работе Этапы и типы исследования