Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 12:01, реферат
Экспертное разрешение психологических вопросов, возникающих в следственной и судебной практике, предъявляет к эксперту-психологу дополнительные требования: знания процессуального закона в части проведения процедуры экспертного исследования, специфических условий предварительного следствия и судебного разбирательства.
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..………..2
Этапы развития и становления судебно - психологической экспертизы …………….………………………………………….2
Список литературы…………………………………………………………………………………………………………………………………………….6
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Северо-Казахстанский
По дисциплине «Технология проведения
судебно-психологической
Реферат на тему: «Этапы развития и становления судебно - психологической экспертизы»
Выполнила: Базарбаева Асема
студентка 3 курса, гр. ПС-10
Проверила: Пожиткина Н.В.
г.Петропавловск, 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Этапы развития и становления судебно - психологической экспертизы …………….………………………………………….2
Список литературы…………………………………
Введение
В связи с актуальными
Экспертное разрешение психологических
вопросов, возникающих в следственной
и судебной практике, предъявляет
к эксперту-психологу
Этапы развития и становления судебно - психологической экспертизы
Судебно-психологическая
В предыстории судебно-
Начало — середина XIX в. Психология как самостоятельная ветвь научного знания, как наука еще не обособилась, однако развитие психологических учений, стремление использовать их в практической деятельности привели к первым попыткам поиска взаимосвязи между психологией и юриспруденцией. Так, в первой половине XIX в. приобрел известность трактат швейцарского писателя И. Лафатера по физиогномике (конец VIII в.), в котором автор выразил стремление определить «внутреннее по внешнему» (психическое состояние и психический тип человека по анатомическим особенностям строения лица).
В это же время австрийский врач
и анатом Ф. Галль заложил основы
так называемой френологии. Он разработал
своеобразную карту мозга, на которой
каждой способности человека соответствовал
определенный участок. Поскольку, по мнению
Ф. Галля, развитие отдельных участков
коры головного мозга влияет на форму
черепа, то изучение поверхности последнего
позволяет диагностировать
Вторая половина XIX в. В этот период психология превращается в научную отрасль знания, чему способствовали соответствующие направления исследований в области физиологии и философии. Так, немецкий ученый Г. Гельмгольц, чьи работы составили основу современной физиологии органов чувств, впервые попытался преодолеть разрыв между сенсорными (чувственными) и интеллектуальными компонентами познавательного процесса. Идеи его психофизиологии содействовали разработке ряда собственно психологических категорий, формированию психологии как науки.
На данном этапе судебно-психологическая
экспертиза рассматривалась как
часть психиатрического исследования,
или как особый инструментарий в
судебно-психиатрической
Формируясь в самостоятельную отрасль знания, психология развивалась как экспериментальная наука. В тот период впервые стали говорить о судебной психологии. В России в ее становление большой вклад внесли работы Д. Дриля «Психофизические типы в их соотношении с преступностью и ее разновидностями (частная психология преступности)», «Преступность и преступники (уголовно-психологические этюды)».
По мнению ученых, занимающихся историей
психологии, в начале 70-х годов XIX
в. сложились условия для
Конец XIX — начало XX в. Психология выделяется в самостоятельную отрасль научного знания. Это произошло, с одной стороны, благодаря внедрению в психологию эксперимента, а с другой — в результате того, что данное обстоятельство послужило импульсом для развития экспериментальной психологии, дало толчок новым (на ином качественном уровне) попыткам использовать достижения психологических исследований в юридической (в том числе судебной) практике. Именно к этому времени можно отнести первые опыты собственно судебно-психологической экспертизы, которые были предприняты в западноевропейских странах учеными К. Марбе, В. Штерном, Ж. Варендонком, А. Бине.
Заключения судебно-
Из истории становления
В это время в России наблюдался
мощный всплеск интереса к экспериментальной
психологии и к психологической
экспертизе в частности. Основное внимание
уделялось изучению и анализу
психики подозреваемых, обвиняемых,
свидетелей. Ученые стремились разработать
такие методики, которые позволили
бы им добытый при экспертном исследовании
психологический материал соотнести
с юридически значимыми категориями
(например, определенное психологическое
состояние или качество психических
процессов с категорией вменяемости
или невменяемости
Одновременно получили развитие исследования
проблемы судебной психологии (особенностей
психологии различных участников процесса,
специфики психологической
Появились научно-практические работы
по судебно-психологической
Особый практический интерес представляли психологические исследования свидетельских показаний (в России этот вид доказательств стал развиваться после судебной реформы 1864 г.). С этим институтом связывали перспективы развития судебно-психологической экспертизы.
В 1925 г. в нашей стране впервые в мире был создан Государственный институт по изучению преступности и преступника, который в течение первых пяти лет своего существования опубликовал множество работ по юридической психологии и психологической экспертизе. Специальные кабинеты по изучению личности преступника и преступности были организованы в Москве, Ленинграде, Саратове, Киеве, Харькове, Минске, Баку и в других городах.
В тот период велись работы и в
области исследования психологии свидетельских
показаний, проведения психологической
экспертизы и по другим проблемам. Интенсивные
исследования проводились психологом
А.Р. Лурия в лаборатории
Отдельные исследователи видели цель
судебно-психологической
В 1928—1929 гг. было проведено широкое
обсуждение методологических ошибок при
исследовании личности преступника
и причин преступности. Резкая критика
этих ошибок привела к их устранению,
одновременно были прекращены исследования
по некоторым темам юридической
психологии, в том числе по психологической
экспертизе. Дальнейшее успешное развитие
судебно-психологической
Следующий этап развития судебно-психологической экспертизы приходится на 60-е годы. В 1965—1966 гг. началось чтение специальных курсов юридической и судебной психологии в юридических вузах Москвы, Ленинграда, Минска и некоторых других городов. В 1966 г. Министерством высшего и среднего образования СССР был проведен всесоюзный семинар по вопросам преподавания юридической психологии и основным проблемам этой науки.
Психологическая экспертиза в то время переживала свое второе рождение, но на качественно ином уровне, подготовленном предшествующим развитием общей психологии, накопленным теоретическим и практическим опытом. Пожалуй, первым среди юристов признал необходимость использования судебно-психологической экспертизы Г.М. Миньковский в 1959 г. в связи с делами о преступлениях несовершеннолетних. Освоение данного вида экспертизы в уголовном процессе идет по нарастающей; заключение эксперта-психолога становится полноправным доказательным средством. Были сформированы основы теории судебно-психологической экспертизы, создан ее понятийный аппарат, большое значение придавалось разработке частных предметов экспертизы, конкретных психологических методик.
Судебно-психологическая
Информация о работе Этапы развития и становления судебно - психологической экспертизы