Этапы развития личности в процессе социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.
Человек – существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни.

Содержание работы

Введение
Основная часть
1. Понятие «Социализация личности»
2. Этапы развития личности в процессе социализации
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

А.В.Петровский, осуществляя попытку социально-психологического подхода к возрастной периодизации социального развития личности, выделил три так называемых макрофазы, которые по содержанию и характеру развития личности определяются как:

детство - адаптация индивида, выражающаяся в овладении нормами и социальной адаптации в обществе;

отрочество - индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности "быть личностью";

юность - интеграция, процесс, когда складываются черты и свойства личности, отвечающие необходимости и потребности группового и собственного развития.

Как подчеркивает С.Л. Рубинштейн, "ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается и воспитывается и обучается. Это значит, воспитание и обучение заключается в самом процессе развития ребенка, а не надстраивается над ним; личностные психические свойства ребенка, его способности, черты характера и т.д. не только проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка". Отсюда следует психологический тезис необходимости специальной организации учения школьника как его учебной деятельности. Однако сегодняшний школьный процесс, учебная деятельность переживают достаточно сложный период, как и всё наше общество.

Проблема адаптации человека во многих областях научного знания относится к числу фундаментальных проблем. Известно, что адаптация в широком смысле слова, означает приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация человека имеет два основных аспекта: биологический и социальный. Биологический аспект — общий для человека и животных - включает приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды. Социальный аспект означает приспособление человека к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами, интересами. Само развитие личности связывается некоторыми учеными с ее способностью к жизненному приспособлению. Так, К. Юнг личностью, или персоной, называет такой комплекс функций, который обеспечивает приспособление человека к внешнему миру, его установки. В современной психологии адаптация понимается как один из способов взаимодействия человека с окружающей средой, который обеспечивает возможности самосохранения и развития, соответствия требованиям реальности, а также собственного пути для личностного самораскрытия. Б.Г. Ананьев писал: «Жизненный путь человека — это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения... Сам путь определяется очень многими факторами: географическим местоположением страны и места жительства семьи, ее социальным, экономическим, политическим и правовым положением, духовной атмосферой семьи, стратегией и тактикой воспитания». Иными словами, под психологической адаптацией понимается процесс превращения объективных общественных форм и условий жизнедеятельности личности в продуктивные, индивидуальные, качественно своеобразные способы ее организации. Успешное приспособление индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией или социальным аспектом психологической адаптации. Социальная адаптация - «интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, к обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе, изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других». Таким образом, формируясь в процессе взаимодействия с социальной средой, социальная адаптация предстает как результат этого процесса, то есть как достигнутый уровень социального приспособления. И, с нашей точки зрения, термин «адаптированность» более точно, чем «адаптация», выражает сущность данного феномена. Содержанием социальной адаптированности является сближение целей и ценностных ориентации группы и входящего в него индивида, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы. Психологическая адаптированность человека в социальной среде включает не только социальную, но и личностную адаптацию. Личностный аспект психологической адаптации – это «приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества, и с собственными потребностями, мотивами, интересами». Личностный аспект психологической адаптации заключается в том, что человек адаптируется к жизни в обществе в соответствии не только с требованиями этого общества, но и со своими представлениями, позициями, переживаниями. Психологическое содержание адаптирующейся личности определяется осознанием окружающей среды, рефлексией себя, саморегуляцией адаптационного потенциала, необходимого для установления позитивного взаимодействия с окружающей средой и с самим собой. В современной психологии адаптация рассматривается как поиск личностью нужных ей способов самораскрытия при постоянных изменениях в социальном, предметном, природном окружении. Так как внешняя среда имеет субъективную ценность для человека, то образ жизненных условий в сознании личности - это проблема адаптационного сознании. Одним из ведущих компонентов личностного адаптационного сознания является переживание эмоционального и соматического комфорта — дискомфорта как отражение активизации процессов самосознания. Посохов рассматривает адаптационное сознание как один из элементов сознания человека, обладающий всеми свойствами сознания вообще. Адаптационное сознание раскрывает содержание субъективного отражения изменяющихся условий окружающей среды с позиций их смысла для личности. В его структуру входят: образ изменяющейся окружающей среды как отражение внешних ее признаков; личностный смысл воздействующих факторов, подчеркивающий их своеобразие и субъективную ценность; эмоциональные переживания как отражение субъективного отношения к средовым изменениям; осознание собственного Я.

Старший подростковый возраст особенно важен в развитии личности. В этот период активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система самооценки, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, определяются ценностные ориентации, складывается жизненная позиция, постепенно формируется психологическая готовность к личностному самоопределению. Подросток начинает осознавать свою личностную особенность и неповторимость. В его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок на внутренние, у подростка формируется Я — концепция, которая способствует дальнейшему построению жизненного поведения молодого человека, он постепенно психологически становится готовым к личностному самоопределению.

Таким образом, психологическая адаптация человека к жизни имеет непосредственное отношение к личностному самоопределению. Однако изучение проблемы психологической адаптации как фактора развития личностного самоопределения в старшем подростковом возрасте еще не получила в психологии достаточной разработки. Отдельные исследования в этой области, предоставляя богатый эмпирический материал об адаптации человека в ходе его онтогенетического развития, не позволяют глубоко проанализировать и понять значение адаптации в системе сложного интегративного образования, каковым является психологическая готовность к личностному самоопределению.

 

 

Заключение

 

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что личность – это результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что человек станет великой личностью. Решающую роль играет социальная среда, в которую попадает человек после рождения.

Личность – это единство индивидуальных способностей и выполняемых социальных функций человека, особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Следовательно, между развитием личности и обществом существует прямая зависимость.Социализация – процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом, старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.

Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки – всё то, что создаёт уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие Я.

Для того, чтобы показать важность преемственности исторического процесса, А.Н. Леонтьев обращается к иллюстрации, заимствованной из работы знаменитого французского психолога А. Пьерона. «Если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие дети, а всё взрослое население погибло, то хотя человеческий род и не прекратился бы, однако история человечества неизбежно была бы прервана. Сокровища культуры продолжали бы физически существовать, но их некому было бы раскрыть для новых поколений. Машины бездействовали бы, книги остались бы непрочитанными, художественные произведения утратили бы свою эстетическую функцию. История человечества должна была бы начаться вновь.

Движение истории невозможно без активной передачи новым поколениям достижений человеческой культуры, без воспитания» (Леонтьев, 1981).

 

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Агентуры социализации

общественные институты, осуществляющие социализацию (образовательные учреждения, партии, общественные организации, средства массовой информации и т.п.).

2

Адаптация

процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

3

Десоциализация

утрата индивидом, по каким-либо причинам, социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде.

4

Зрелость

длительный возрастной период, среднее звено жизни человека между юностью и старостью (примерно от 25 до 65 лет); характеристика высокого уровня отдельных сторон психического развития.

5

Ресоциализация

это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни

6

Личность

понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.

7

Социализация

процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

8

Социум

большая устойчивая соц. общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей в каких то существенных отношениях и вследствие этого общностью культуры

9

Социализант

индивид, подвергающийся социализации.

10

Социализатор

окружение, оказывающее социализирующее влияние на человека (агентуры и агенты).


 

Список использованных источников

1

Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. Новосибирск, 2001, 158 с.

2

Практическая психология для менеджеров. Изд. дом “ФИЛИНЪ”. МОСКВА 2006 г. Коллектив авторов. Отв. редактор проф. Тутушкина М.К.

3

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М.: Аспект-Пресс, 2001.

4

Социология. Словарь-справочник. – М.: Дрофа, 2000.

5

Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб., Изд-во Питер, 2000.

6

Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: 2002.

7

Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: 2003.

8

Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход. Гриф УМО: учебник для студентов вузов / М. Хьюстон, В. Штребе. - М.: Юнити-ДАНА, 2004. - 622 с.

9

Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., Изд-во Института психологии РАН, 2001.

10

Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология. – СПб., Питер, 2001.

11

Яшина М.Н. Социализация личности как процесс // http://tik.spbguki.ru /scientfic/yashina_book_02


 

Приложения

А


 

 


 



Информация о работе Этапы развития личности в процессе социализации