Этапы развития психологического знания. Античная психологическая мысль Аристотеля и Гиппократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 15:45, доклад

Описание работы

Психология имеет многовековую историю: первые научные представления возникли в VII в. до н. э. Поэтому встает вопрос о периодизации истории психологии, задачей которой является расчленение этого процесса, выделение этапов, определение содержания каждого из них.

В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а точнее (VI в. до н. э. – сер. XIX в.); второй – когда психология развивалась как самостоятельная наука (сер. XIX в. – настоящее время).

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 43.47 Кб (Скачать файл)

 

Этапы развития психологического знания. Античная психологическая мысль Аристотеля и Гиппократа

 

1. Этапы развития психологического знания

 

Психология имеет многовековую историю: первые научные представления  возникли в VII в. до н. э. Поэтому встает вопрос о периодизации истории психологии, задачей которой является расчленение этого процесса, выделение этапов, определение содержания каждого из них. 
 
В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а точнее (VI в. до н. э. – сер. XIX в.); второй – когда психология развивалась как самостоятельная наука (сер. XIX в. – настоящее время). 
 
1 этап. Психология как наука о душе. 6 век до н.э.

 Развитие этого этапа  психологии связано с работами  древнегреческих философов. В  частности, Демокрит считал, что душа – частица природы и подчиняется ее законам. Гиппократ – разработал учение о темпераментах. Он полагал, что темперамент человека связан с преобладанием в его теле какой-то жидкости. Например, желчный и вспыльчивый характер холерика вызван избытком желчи (по-гречески – «холе»), а медлительный и спокойный характер флегматика определяется слизью, преобладающей среди других жидкостей тела. Механизмы психики были раскрыты Гиппократом неверно, но феноменология (описание явлений) оказалась столь точна, что данная систематика темпераментов (холерики, сангвиники, меланхолики и флегматики) используется и сегодня.

Представитель идеалистической  философии Платон считал, что душа нематериальна и бессмертна. По его  мнению, она состоит из трех частей: вожделения (находится в животе), мужества (в сердце) и разума (в  голове). У одних людей преобладает  вожделение, у других – разум, у третьих – мужество. Первые влачат примитивное полуживотное существование, вторые становятся философами, а третьи – воинами или героями. Платон также разработал учение об «идеях» – вечных и неизменных сущностях, образующих незримый высший мир, лежащий по ту сторону природы. Реальные вещи по Платону – лишь слабые тени идей. Платон считается родоначальником «дуализма» (учения, которое рассматривает тело и психику как два самостоятельных, антагонистических начала).

Аристотель – автор первой известной работы по психологии – «О душе». Он выдвинул идею о неразделимости души и тела. Впервые ввел понятие о представлениях как образах предметов, действующих на органы чувств. Указал основные типы ассоциаций (по сходству, смежности, контрасту).

 

2 этап. Психология как наука о сознании (сознанием называли способность человека думать и чувствовать). 3-18 век.

2.1. Средние века

2.2. Эпоха возрождения  14-16 век

2.3. Новое время 17-18 век

17 век бурного развития  науки

 Основной метод здесь – это интроспекция (самонаблюдение). Рене Декарт ввел понятие рефлекса – ответной реакции организма на раздражение. В это время отмечается возврат к дуализму – то, что нельзя было объяснить рефлексами, объяснялось деятельностью души. Некоторые ученые пошли дальше и вообще отказались от концепции души, пытаясь свести все виды деятельности человека к механическим движениям. В частности, подобные взгляды пропагандировали английский философ Томас Гоббс, а затем Жюль Ламетри, написавший книгу «Человек-машина». Помимо указанного сочинения он написал еще две работы – «Естественная история души» и «Человек – больше, чем машина», в которых отстаивал материалистический взгляд на психику.

Еще одно направление научной  мысли того периода – «эмпиризм», который отстаивал приоритет опыта над чистым разумом. Его яркий представитель – Джон Локк, выдвинувший гипотезу «чистой доски», то есть пустого сознания, с которым человек приходит в этот мир и которое постепенно заполняется в процессе жизненного опыта.

Выдающийся русский естествоиспытатель Иван Михайлович Сеченов в книге  «Рефлексы головного мозга» попытался  объяснить многие психические явления  с позиций рефлекторной теории. Он открыл феномен «центрального торможения»  в нервной системе и предположил  наличие рефлексов, возникающих  изнутри человеческого организма. Ему также принадлежат законы мышечного сокращения, в частности  «закон активного отдыха», который  гласит, что лучший отдых – это смена деятельности.

 

3 этап. Психология как наука о поведении. Этот этап начинается в начале ХХ века, когда американский психолог Джон Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психологии следует отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, то есть на поведении человека. В рамках этой концепции психологи должны изучать только поступки и реакции человека и животных, не пытаясь проникнуть в механизмы психической деятельности. Одним из видных представителей этого направления был Б. Ф. Скиннер, который показал, что живые существа способны к эффективному обучению способом «проб и ошибок». Такое направление психологии получило название бихевиоризма. Основной метод здесь – создание экспериментальных ситуаций, фиксация реакций на воздействие и наблюдение. С точки зрения бихевиористов, психика – это абстракция, которую невозможно изучать научными методами (рис. 1).

Рис. 1. Представления бихевиористов  о принципе работы мозга

Бихевиористы использовали механизм условных рефлексов для  объяснения сложных поведенческих  актов. Они открыли также условные рефлексы второго рода (инструментальные рефлексы) – основа преобразования внешней среды – переходный этап к осознанной деятельности человека.

1879 г.  — год основания немецким физиологом и психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге Лаборатории экспериментальной психологии. Это событие стало ключевым, так как с этого момента в психологии начали использовать новый метод проверки научных гипотез — эксперимент. Психология вышла из «лона» философии и начала развиваться самостоятельно. Философия, конечно, продолжала влиять на психологию, как и на другие науки, но влияние это становилось внешним, дискуссии по наиболее острым вопросам переместились в узкопрофессиональное пространство.

 

4 этап. Изучение механизмов функционирования психики. Данный этап начался с первой трети ХХ века и продолжается до настоящего времени. При этом психология опирается на достижения биохимии, физиологии и медицины. Представителем этого направления можно считать Ивана Петровича Павлова, который открыл ряд закономерностей психической деятельности. С его именем связаны экспериментальные попытки понять механизмы работы мозга. Он открыл и изучил условные рефлексы, которые являются материальной основой памяти и ассоциаций.

Среди ученых, представителей данного этапа, можно назвать  Джеймса Олдса, впервые вскрывшего механизмы возникновения эмоций, Роджера Сперри, открывшего межполушарную ассиметрию мозга, Абрахама Маслоу, создавшего концепцию «пирамиды актуальных потребностей», и других исследователей.

Благодаря исследованиям  ученых различных специальностей психологам удалось лучше понять строение и  механизмы работы мозга человека. 

2. Античная психологическая  мысль Аристотеля и Гиппократа

 

2.1. Аристотель: душа – способ организации тела

 

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) преодолел эти воззрения, открыв новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Его источником стали для Аристотеля не физические тела и бестелесные  идеи, но организм, где телесное и, духовное образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, – не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Тем самым было покончено и с наивным анимистическим дуализмом, и с изощренным дуализмом Платона.

Решительный итог размышлений  Аристотеля: "Душу от тела отделить нельзя" – противоречил взглядам Платона на прошлое и будущее  души. Выходит, что "правильным" Аристотель считал собственное понимание, согласно которому переживает, мыслит, учится не душа, а целостный организм. "Сказать, что душа гневается, – писал он, – равносильно тому, как если бы кто сказал, что душа занимается тканьем или постройкой дома".

Аристотель был как  философом, так и натуралистом-исследователем природы. Накапливалось огромное количество фактов сравнительно-анатомических, зоологических, эмбриологических и других, ставших  опытной основой наблюдений и  анализа поведения живых существ. Обобщение этих фактов, в первую очередь биологических, стало основой  психологического учения Аристотеля и  преобразования главных объяснительных принципов психологии: организации, закономерности, причинности.

Душа мыслилась Аристотелем  как способ организации живого тела, действия которого носят целесообразный характер. Он считал душу присущей всем живым организмам (в том числе  растениям) и подлежащей объективному, опытному изучению. Она не может  существовать без тела и в то же время не является телом. Душу от тела отделить нельзя. Тем самым отвергались  версии о прошлом и будущем  души, способах ее соединения с внешним  для нее материальным телом. Не сама по себе душа, но тело благодаря ей учится, размышляет и действует. Первичный уровень этих отношений представлен в процессах питания ("растительная душа") как ассимиляция живым телом необходимых для его существования материальных веществ. Это отношение предполагает специфическую активность организма, благодаря которой внешнее поглощается живым телом иначе, чем неорганическим, а именно – путем целесообразного распределения "в пределах границы и закона". Такой специфический для живого организма способ усвоения внешнего и следует, согласно Аристотелю, считать душой в ее самой фундаментальной биологической форме. Исходным для жизни является питание как усвоение внешнего. Этот общий объяснительный принцип Аристотель распространил на другие уровни деятельности души, прежде всего на чувственные впечатления, на способность ощущать, которая трактуется им как особое уподобление органа чувств внешнему объекту. Однако здесь, в отличие от питания, усваивается не материальное вещество, а форма объекта.

Душа обладает различными способностями как ступенями  ее развития: растительной, чувственной  и умственной (присущей только человеку). Применительно к объяснению души Аристотель, вопреки своему постулату  о нераздельности души и способного к жизни тела, полагал, что разум  в его высшем, сущностном выражении  есть нечто отличное от тела. Иерархия уровней познавательной деятельности завершалась "верховным разумом", который не смешивался ни с чем  телесным и внешним.

Начало познания – это  чувственная способность. Она запечатлевает  форму вещей подобно тому, как "воск принимает оттиск печати без  железа и золота". В таком процессе уподобления живого тела внешним  объектам Аристотель придавал большое  значение особому центральному органу, названному "общим чувствилищем". Этот центр познает общие для  всех ощущений качества – движение, величину, фигуру и т.п. Благодаря  ему становится возможным и различение субъектом модальностей ощущений (цвета, вкуса, запаха).

Центральным органом души Аристотель считал не мозг, а сердце, связанное с органами чувств и  движений посредством циркуляции крови. Внешние впечатления организм запечатлевает  в виде образов "фантазии" (под  этим понимались представления памяти и воображения). Они соединяются  по законам ассоциации трех видов  – смежности (если два впечатления  следовали друг за другом, то впоследствии одно из них вызывает другое), сходства и контраста. (Эти открытые Аристотелем  законы стали основой направления, которое впоследствии получило имя  ассоциативной психологии.)

Аристотель придерживался, говоря современным языком, системного подхода, так как рассматривал живое  тело и его способности, как целесообразно  действующую систему.

Аристотель разграничил  теоретический и практический разум. Принципом такого разграничения  послужило различие между функциями  мышления. Знание как таковое, само по себе не делает человека нравственным. Его добродетели зависят не от знания и не от природы, которая только потенциально наделяет индивида задатками, из которых в дальнейшем могут  развиваться его качества. Они  формируются в реальных поступках, придающих человеку определенную чеканку. Это связано также с тем, как  он относится к своим чувствам (аффектам).

Поступок сопряжен с аффектом. Каждой ситуации соответствует оптимальная  аффективная реакция на нее. Когда  она является избыточной или недостаточной, люди поступают дурно. Соотнося мотивацию с нравственной оценкой поступка, Аристотель сближал биологическое учение о душе с этикой. "Всякий в состоянии гневаться и это легко, также и выдавать деньги и тратить их, но не всякий умеет и не легко делать это по отношению к тому, к кому следует и ради чего и как следует". Если аффект (эмоциональное состояние) и действие адекватны ситуации, то расходование денег принято называть щедростью: если неадекватны то либо расточительством, либо скупостью. Правильный способ реагирования необходимо вырабатывать опытом, изучением других и самого себя, упорным трудом. Человек есть то, что он сам в себе воспитывает, вырабатывает.

Аристотель впервые заговорил  о природосообразности воспитания и необходимости соотнесения педагогических методов с уровнем психического развития ребенка. Он предложил периодизацию, основой которой явилась выделенная им структура души. Детство он разделил на три периода: до 7 лет, от 7 до 14 и от 14 до 21 года. Для каждого из этих периодов должна быть разработана определенная система воспитания. Например, говоря о дошкольном возрасте. Аристотель подчеркивал, что в этот период важнейшее место занимает формирование растительной души; поэтому для маленьких детей такое значение имеет режим дня, правильное питание, гигиена. Школьникам необходимо развивать и другие свойства, в частности движения (при помощи гимнастических упражнений), ощущения, память, стремления. Нравственное воспитание должно основываться на упражнении в нравственных поступках.

Информация о работе Этапы развития психологического знания. Античная психологическая мысль Аристотеля и Гиппократа