Этапы развития психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:43, реферат

Описание работы

Основные этапы развития психологии
В настоящее время психология понимается как наука о психике и закономерностях ее проявления и развития. Предметом ее исследования является определенный и ограниченный данным уровнем общественно-исторического развития способ освоения объекта, т.е. основные закономерности возникновения и функционирования психической деятельности. Психология изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания, в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.

Файлы: 1 файл

реферат психология 1.docx

— 32.78 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ

ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ СУДЕБНЫХ

 ЭКСПЕРТИЗ И ПРАВА

 

 

Реферат

по психологии и педогогики профессиональной деятельности

на тему

Этапы развития психологии.

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса  гр.13/2 Международного профиля

Соколова Е.М

Науч. руководитель:

 

 

 

Красноярск, 2012. 

План.

Введение

1.Основные этапы развития

2.Начало Развития Античной Психологической Мысли

3.Сократ И Сократические Школы

4.Учение Платона и Аристотеля О Душе

5.Античная Психология После Аристотеля: Эпикур, Стоики, Александрийский Мусей

6.Развитие Психологической Мысли От Эллинизма До Эпохи Возрождения

7.Психологические Учения 17 Века. Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Лейбниц

8.Психологические Учения Нового Времени. Р. Декарт, Б. Спиноза

Заключение

Список литературы

 

Введение.

В настоящее время психология понимается как наука о психике и закономерностях ее проявления и развития. Предметом ее исследования является определенный и ограниченный данным уровнем общественно-исторического развития способ освоения объекта, т.е. основные закономерности возникновения и функционирования психической деятельности. Психология изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания, в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.

 

Основные этапы  развития психологии

В развитии психологии как  науки можно выделить несколько  этапов.

На I этапе психология выступает  как наука о душе, наличием которой  объясняли все непонятные явления  в жизни человека. Материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как  разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть  в тело человека, существует обособленно  в высшем мире, где познает идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая  теория Платона, трактующая тело и психику  как два самостоятельных и  антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических  теорий. Великий философ Аристотель в трактате “О душе” выделил  психологию как своеобразную область  знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика  проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности  возникают из низших и на их основе; первичная познавательная способность  человека — ощущение, принимающее  формы чувственно воспринимаемых предметов  без их материи. Ощущения оставляют  след в виде представлений — образов  тех предметов, которые прежде действовали  на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в  трех направлениях: по сходству, по смежности  и контрасту, тем самым указав основные виды связей — ассоциации психических явлений.

II этап развития психологии  связан с ее пониманием как  науки о сознании. Его начало  совпало с периодом бурного  развития естественных наук в  17 веке. Способность думать, чувствовать,  желать назвали сознанием. Основным  методом изучения считалось наблюдение  человека за самим собой и  описание фактов.

III этап — психология  как наука о поведении (20 век). Основная задача психологии на  этом этапе — ставить эксперименты  и наблюдать за тем, что можно  непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека.

IV этап — психология  как наука, изучающая объективные  закономерности, проявления и механизмы  психики.

 

НАЧАЛО РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.

Психологические идеи античности уходят своими корнями в мифологию  общинно-родовой формации. Ее сменой обусловлено появление тысячелетней культуры, оказавшей огромное влияние  на развитие практически всех областей знаний нашей цивилизации. Одним  из центральных звеньев в эволюции древнего мира явилось формирование научного взгляда на человека, его  сознание и психику. Однако античные психологические традиции возникли не на голом месте. Уже к VI в. до н.э. греки поддерживали контакты со всеми  центрами цивилизованного мира, а  первые ионийские мыслители прошли обучение в Египте и Вавилонии, усвоив достижения восточной протонауки.

Исходным принципом толкования психологических проблем явилась  попытка объяснения окружающего  мира из присущих ему законов, отраженных на античном уровне. Ограниченность средств  познания психических явлений отражалась в потенциях их объяснения. Это, в  свою очередь, порождало не только жестко детерминистские концепции души, но и “очищенные” от опытной  практики умозрительные теории, сыгравшие  значительную роль в становлении  психологического знания.

Отсутствие экспериментального исследования, созерцательность подавляющего большинства научных доктрин  в совокупности с противоречивыми  попытками презрения к “земной” деятельности и личности, с одной  стороны, вместе с их обожествлением, с другой, ограничивали возможности  античной психологии. Но, вместе с тем, они явились грандиозной попыткой построить рационализированную  и систематизированную картину  человека и его внутреннего мира, что является для современной  психологической науки ключом к  пониманию своего предмета.

Все это дает основания  утверждать, что древние греки  первыми интуитивно реализовали  принцип дополнительности в объяснении душевных явлений. Благодаря этому  принципу психическое с различной  степенью адекватности отражалось в  античной науке путем одновременного соположения, казалось бы, противоречащих друг другу понятий и образов. Возможность, а порой и необходимость  использования различных способов описания явлений сознания сегодня  уже не подлежит сомнению.

Античные психологические  взгляды отражены довольно широким  кругом теоретических концепций  и представлены не меньшим спектром школ и ученых. Данное обстоятельство не позволяет отразить все многообразие психологического знания древнегреческого мира: такая задача по своей сути была бы абсурдной. Но даже описание концепций  представленных в пособии авторов, их научного поиска, наследия и вклада в развитие учения о душе убеждает в безбрежности и актуальности для  нашего времени античной мысли.

 

СОКРАТ И СОКРАТИЧЕСКИЕ  ШКОЛЫ.

Сократ полагал, что природа  и сам человек даны от бога, и  потому философам нет необходимости  вмешиваться в его творения. Истинное предназначение философии должно заключаться  в раскрытии того, как людям  следует жить, чем руководствоваться  в повседневной жизни и как  оказывать воздействие на других. Поэтому познание человека должно быть направлено на самого себя, на деятельность своей души.

Этическая система Сократа  построена на стремлении понять истинное предназначение человека, выражающееся в приобретении блага, добродетелей, красоты, счастья и богатства. Главный  принцип, пронизывающий эту этическую  концепцию – это принцип умеренности. Увлечение телесными наслаждениями  разрушает тело и подавляет душевную деятельность.

Человек должен стремиться иметь минимальные потребности, и удовлетворять их нужно только тогда, когда они достигают своего высшего напряжения. Это приближает человека к богоподобному состоянию, при котором он становится относительно свободен от телесных вожделений, а  главное усилие воли и разума направляет на поиск истины и смысла жизни.

Собственно психологическая  часть учения Сократа носит абстрактно-идеалистический  характер. Как упоминалось, человек, его душа даны от бога. По сравнению  с животными, бог дал человеку более совершенное строение тела (прямохождение, освобожденная рука, язык и органы чувств) и душу.

В основе душевной деятельности лежат не ощущения и восприятия, а понимание, представляющее собой  пробуждение, оживление и припоминание знаний, изначально заложенных в самой  душе. В расширении области пробуждаемых врожденных знаний с помощью наводящих  вопросов или т. наз. Метода сократической  беседы, Сократ видел интеллектуальное развитие человека.

С именем Сократа связывают  так называемые сократические школы, основанные его учениками: Антисфеном, Аристиппом, Евклидом. Название это условно, а для некоторых школ, более того, - спорно. И тем не менее каждая из них, по-разному решая принципиальные вопросы античной науки, внесла свой, пусть и неравнозначный, вклад в развитие психологического знания.

 

УЧЕНИЕ ПЛАТОНА  И АРИСТОТЕЛЯ О ДУШЕ.

Основное положение Платона  заключается в признании в  качестве истинного бытия не материального  мира, а мира идей, представляющих собой  общезначимые идеальные формы. Наивысшей  идеей является идея блага. Высшая идея блага составляет мировую душу. Поскольку  же все в мире противоречиво и  противоположно, то Платоном вводится вторая мировая душа зла. Эти две  верховные души и дают начало всему. Мировая душа придает движение и  активность космосу. Аналогичную роль выполняют души отдельных тел, живых  существ, включая и человека. Каждая из названных душ призвана властвовать  и управлять телом. Таким образом, Платон приписывал душам активную функцию.

Душа человека не зависят  от тела. Она существует до рождения, и после смерти отдельного телесного  организма: она может переселяться из одного тела в другое.

Тело человека является для  души лишь временным пристанищем. Основное же ее место пребывания в божественных высотах, где она обретает покой  и отдых от телесных страстей и  приобщается к миру идей. Не всем человеческим душам суждено достигать  божественных высот.

У человека Платон выделял  два уровня души - высший и низший. Высший уровень представлен разумной частью души. Она бессмертна, бестелесна, является основой мудрости и несет  управляющую функцию по отношению  к низшей душе и ко всему телу. Временным пристанищем разумной души является головной мозг.

Низшая душа, в свою очередь, представлена двумя частями или  уровнями - низшая благородная часть  души и низшая вожделеющая душа. Благородная или пылкая душа включает в себя область аффективных состояний  и стремлений. С ней связаны  воля, мужество, храбрость, бесстрашие и т.п. Вожделеющая или низшая душа в собственном смысле слова включает сферу потребностей, влечений и страстей.

Формой живой материи  является душа. Душа как форма есть сущность всего живого, будут ли им растения, животные или человек. Душа есть активное, деятельное начало в материальном теле, его форма, но не само вещество или тело. Выполняя организующую, деятельную и управляющую  функцию по отношению к телу, душа не может существовать без последнего, так же как существование самого организма невозможно без формы  или души.

Кровь рассматривалась Аристотелем  как материальный носитель всех душевных функций от низших до высших. Растекаясь по всему телу, кровь дает жизнь  его органам чувств и мышцам. Через  нее они связываются с сердцем, которое и выступало в качестве центрального органа души.

Важнейший раздел в общей  системе представлений Аристотеля о душе составляет его учение о  способностях души. Аристотель считает, что душа едина, неделима, но проявляется  в трех основных способностях, к  которым он относил растительную, чувствующую и разумную.

Ведущее место в структуре  способностей души человека отводилось Аристотелем разуму и интеллекту. Однако только ум, интеллект и знания, полученные с их помощью, прямо не предопределяют реального поведения  человека.

 

АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПОСЛЕ АРИСТОТЕЛЯ: ЭПИКУР, СТОИКИ, АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ  МУСЕЙ

Центральным звеном научного мировоззрения Эпикура является естествознание. В психологических  воззрениях мыслитель продолжает античные материалистические традиции. Отвергая существование нематериальной субстанции, мыслитель считает, что “душа  есть тончайшее тело, рассеянное по всему организму. Наиболее оно уподобляется дуновенью, имеющему примесь тепла, и отчасти подобно первому, отчасти - второму”. Отрицание духовной субстанции приводит Эпикура к мысли о  невозможности бессмертия души.

В целом Эпикуром были развиты  атомистические традиции античной психологии. Но его учение направлено уже на освобождение людей от страха перед смертью и явлениями природы.

История стоицизма как  научной традиции начинается с IV в. до н.э. и продолжается тысячелетие, до закрытия всех философских школ императором Юстинианом в 529 г. Это  дает основания говорить о стоицизме  как стержневом направлении античной мысли,”перекрывающем” по хронологическим  рамкам все известные научные  системы Древней Греции и Древнего Рима.

Основателем школы явился Зенон-стоик (ок.336-264 до н.э.). Ее виднейшими представителями были Клеанф, Аристон, Герил, Персей, Хризипп, Диоген, Антипатр. Вместе с этическими и естественно-научными вопросами ни одно из поколений стоиков не обошло вниманием психологические проблемы.

В учении о стадиях эволюции мира они продолжили традиции античного  атомизма. Жизнь, согласно их воззрениям, состоит из бесконечно повторяющихся  циклов, над которыми властвуют два  начала: закономерность, которой подчиняется  возникновение и уничтожение  мира, и рок (судьба) как их проявление в человеческой жизни.

Душа человека как часть  мировой разумой души, в соответствии со взглядами стоиков, телесна и  пронизывает все тело, а со смертью  отделяется от него, переставая быть носителем  личностных свойств. Концентрация душевной деятельности, по их мнению, осуществляется в “главенствующей” части. Представители  стоицизма развили античные представления  о поведении человека (его структуре  и детерминантах), о видах мышления и его тесной связи с речью, о содержании мыслительных операций людей, их потребностях как естественных побуждениях - стремлении к самосохранению.

Информация о работе Этапы развития психологии