Этический кодекс психологов Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 19:27, статья

Описание работы

Психология как научная дисциплина раньше других подошла к внутреннему миру человека и больше других наук получила знания о человеческом поведении, приобретя, таким образом, реальную силу, которая может, как созидать, так и разрушать. Поэтому очень важно, чтобы психологи Республики Казахстан соответствовали высоким этическим стандартам и имели общечеловеческие ценности, и брали ответственность за свои действия. Введение Этический Кодекс психологов Республики Казахстан призван определить сущность, границы, социальную значимость психологической деятельности, обозначить вытекающие из них требования к деловым и нравственным качествам профессионального психолога. Кодекс поможет оградить общество от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний и защитить психологов и психологию от дискредитации и манипуляций.

Содержание работы

Вступление
Введение
Общие принципы
Этические стандарты
1. Общие стандарты
2. Тестирование, диагностика и вмешательство
3. Реклама и другие публичные выступления
4. Психологическое консультирование
5. Право на внутренний мир и конфиденциальность
6. Обучение, тренинги, супервизия, исследования и публикации материалов
7. Решение этических вопросов

Файлы: 1 файл

Этический кодекс психологов Республики Казахстан.docx

— 48.49 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

Вступление

Введение

Общие принципы

Этические стандарты

1. Общие  стандарты 

2. Тестирование, диагностика и вмешательство 

3. Реклама  и другие публичные выступления 

4. Психологическое  консультирование 

5. Право  на внутренний мир и конфиденциальность 

6. Обучение, тренинги, супервизия, исследования и публикации материалов

7. Решение  этических вопросов 

 

 Вступление

  Проект "Этический кодекс психологов  Республики Казахстан”, отражающий  многообразие и сложность профессиональной  деятельности психологов Казахстана.

Проект подготовлен на основе Этического кодекса Американской Психологической Ассоциации (1995), Российского Этического кодекса психологов (1998), Профессионального Кодекса этики психологов Германии (1999) и Кодекса профессиональной этики практического психолога университета "Кайнар” (1999).

Психология как научная дисциплина раньше других подошла к внутреннему миру человека и больше других наук получила знания о человеческом поведении, приобретя, таким образом, реальную силу, которая может, как созидать, так и разрушать. Поэтому очень важно, чтобы психологи Республики Казахстан соответствовали высоким этическим стандартам и имели общечеловеческие ценности, и брали ответственность за свои действия. Введение Этический Кодекс психологов Республики Казахстан призван определить сущность, границы, социальную значимость психологической деятельности, обозначить вытекающие из них требования к деловым и нравственным качествам профессионального психолога. Кодекс поможет оградить общество от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний и защитить психологов и психологию от дискредитации и манипуляций.

Этический Кодекс психологов Республики Казахстан состоит из Введения, шести Общих принципов и специальных Этических Стандартов.

   Во Введении обсуждаются цели  и задачи данного Кодекса, его  построение, решение процедурных  вопросов и возможные приложения.

Общие принципы декларируют основополагающие цели, призванные утвердить высокие идеалы психологии. Хотя Общие принципы сами по себе не являются обязательными правилами, они могут рассматриваться как основа этических действий и понимания Этических Стандартов.

Этические Стандарты устанавливают обязательные правила профессиональной психологической работы. Большинство Этических Стандартов применимо к различным видам психологической деятельности, хотя реализация их всякий раз должна определяться конкретными условиями. Этические Стандарты определяют нравственно значимые ракурсы профессиональной психологической деятельности. Неучтённые ситуации и проблемы психолог должен разрешать, полагаясь на чувство профессиональной ответственности.

   Соблюдение норм Этического Кодекса  является обязательным условием  членства в Национальной Ассоциации  Психологов Казахстана. Психологи, студенты и люди, занимающиеся  психологической деятельностью, но  не являющиеся Кандидатами в  члены или Действительными членами  Национальной Ассоциации Психологов  Казахстана, должны представлять, что  нормы Этического Кодекса могут  быть применены к ним при  общественной оценке /аккредитации/ их научной и профессиональной  деятельности.

  Данный Этический Кодекс распространяется  только на те виды деятельности, которые имеют отношение к психологии. К ним относятся клиническая и консультативная психологическая практика, тренинг и супервизорство, создание тестовых и измерительных методик, проведение тестов и измерений, обучающее консультирование и организационное консультирование, проведение социальных вмешательств, администрирование и другие подобные занятия. Эти виды профессиональной деятельности должны чётко отделяться от деятельности психолога просто как человека, которая не подпадает под действие данного Этического Кодекса.

  Этический Кодекс призван внедрить  нормы профессионального поведения  в деятельность Национальной  Ассоциации Психологов Казахстана  и других организаций, которые  его примут. Само по себе нарушение  Этического Кодекса не является  правовым проступком, поскольку  нормы Этического кодекса не  имеют силу закона. Однако нарушение  норм Этического Кодекса может  быть использовано в качестве  аргумента при проведении определённых  законных процедур. При принятии  решений о профессиональном поведении  в дополнение к существующим  законам психологи должны руководствоваться  данным Этическим Кодексом. Если  стандарты поведения Этического  Кодекса выше, чем это требуется  в законе, то психологи должны  соответствовать более высокому  стандарту.

  Национальная Ассоциация Психологов  Казахстана при нарушении психологом  Этического Кодекса может применять  следующие санкции: общественное  порицание, исключение из членов  Национальной Ассоциации Психологов  Казахстана, сообщение о нарушении  всем заинтересованным сторонам. В случае серьёзных нарушений  Этического Кодекса ассоциация  может ходатайствовать о привлечении  психолога к суду. Для утверждения  норм Этического Кодекса и  в соответствии с ними Национальная  Ассоциация Психологов Казахстана  может выступать в суде в  качестве общественного обвинителя  или защитника. В качестве защитника  Национальная Ассоциация Психологов  Казахстана может отстаивать  действия психолога и проводить  психологическую экспертизу совместно  с соответствующими государственными  органами.

  Для внедрения Этического Кодекса  и решения спорных этических  вопросов Национальная Ассоциация  Психологов Казахстана будет  иметь общественную комиссию  по соблюдению этических норм  в психологической деятельности.

 

Общие принципы

Психологи занимаются разработкой надежного и достоверного научного знания, основанного на исследованиях. Они могут использовать это знание в разных контекстах человеческого поведения. В их задачи входит расширение знания о поведении и, где это возможно, применение этого знания для улучшения условий жизни общества и индивида.

  Психологи уделяют большое внимание  свободе выражения в исследованиях, обучении и публикациях. Психологи  прилагают все усилия для развития  в обществе компетентных суждений  о поведении. Этический Кодекс  ставит своей целью создание  системы ценностей, которой психологи  должны руководствоваться в профессиональной  и научной работе.

  Данный Кодекс преследует задачи  внедрения как общих Принципов, так и путей решения большинства проблем, с которыми сталкиваются психологи. Основной задачей этого кодекса является благополучие и защита индивидов и групп, с которыми работают психологи, а также благополучие и защита профессиональных действий самого психолога. Личной ответственностью каждого психолога является поддержание как можно более высоких стандартов своей работы. Психологи уважают и защищают права человека и общества и не участвуют в любых дискриминационных акциях или действиях.

  Развитие динамической системы  этических стандартов в психологической  работе требует постоянной ответственности  за этичное поведение в профессиональной  деятельности. Этичное поведение  предполагает обучение этическим  принципам студентов, супервизоров, работодателей и распространение  этих принципов среди коллег  для решения этических проблем.

 

Принцип А. Компетентность

Психологи прилагают все усилия для повышения стандартов и определения границ компетентности своей работы. Они занимаются только той деятельностью и используют только те методы, по которым они имеют документально подтверждаемую квалификацию и личный опыт.

Психологи осознают тот факт, что компетентность, необходимая для обучения, обслуживания или изучения групп людей, часто во многом зависит от характеристик самих этих групп. В тех сферах деятельности, в которых еще не выработаны профессиональные стандарты и нормы, психологи проявляют повышенную ответственность и делают все возможное для защиты благополучия тех, с кем они работают. Они постоянно повышают свою квалификацию применительно к областям своей деятельности. Психологи со вниманием относятся к научным, профессиональным, техническим и административным материалам, стараясь найти им должное применение.

 

Принцип Б. Честность

Психологи соблюдают порядочность в науке, обучении и в практике. В своей деятельности психологи честны, доброжелательны и уважительны к другим. В сообщениях о своей квалификации, работе, исследованиях и обучении психологи не должны делать ложных, ошибочных или неправдивых заявлений. Психологи должны хорошо осознавать свои личностные ценности, нужды, убеждения и те ограничения, которые могут влиять на их деятельность. Для большей эффективности своей работы психологи стараются прояснить свои профессиональные роли для других и вести себя в соответствии с этими ролями. Психологи стараются избегать неправильных и потенциально опасных двусмысленных отношений.

 

Принцип В. Профессиональная и научная ответственность

Психологи поддерживают профессиональные стандарты работы, несут ответственность за свою профессиональную и научную деятельность, стараясь использовать свои дифференцированные методы в зависимости от нужд разных групп, с которыми имеют дело. Психологи кооперируются с другими профессионалами и социальными институтами для лучшего удовлетворения интересов пациентов, клиентов или других реципиентов. Моральные стандарты и нормы психолога являются личным делом в той же степени, как и других людей, за исключением тех случаев, когда эти нормы могут скомпрометировать профессиональную ответственность или уменьшить общественное доверие к психологии и психологам. Психологам не безразлична этическая сторона научных и профессиональных исканий. При необходимости, психологи консультируются с коллегами для того, чтобы предотвратить или избежать неэтичных действий.

 

Принцип Г. Уважение к правам человека

Психологи относятся с должным уважением к основным правам, чести и достоинству всех людей. Они уважают права людей на внутренний мир, конфиденциальность, самоопределение и автономность, но отдают себе отчет в том, что их законные обязанности могут входить в противоречие с реализацией этих прав. Психологи осознают культуральные, индивидуальные и ролевые различия, включая связанные с возрастом, полом, расой, национальностью, вероисповеданием, сексуальной ориентацией, болезнями, языком и социоэкономическим статусом. Психологи стараются уменьшить влияние этих факторов на свою работу и сознательно не участвуют в какой-либо дискриминационной практике.

 

Принцип Д. Забота о благополучии человека

Психологи заботятся о благополучии тех, с кем они вступают во взаимодействие. В своих профессиональных действиях Психологи учитывают благополучие и права своих клиентов, студентов, супервизоров, участников исследований и других вовлеченных лиц. В случаях, когда обязанности психологов вступают в противоречие с этическими нормами, психологи стараются разрешать эти конфликты, руководствуясь непричинением вреда. Психологи никогда не забывают о том влиянии на других людей, которое реально дает психология или которое приписывается этой профессии. Они не пользуются этим влиянием в личных целях как в профессиональной деятельности, так и вне ее.

 

Принцип Е. Социальная ответственность

Психологи осознают свою профессиональную и научную ответственность перед обществом, в котором они работают и живут. Они стараются популяризировать психологические знания для повышения информированности общества. Психологи делают все возможное, чтобы уменьшить человеческие страдания. Проводя исследования, они заботятся, прежде всего, о благополучии людей и об углублении психологических знаний. Психологи стараются избегать неправильного использования результатов их работы. Психологи, в соответствии с законом, стараются развивать социальную динамику в таком направлении, чтобы она служила интересам их пациентов, клиентов и общественности.

 

Этнические принципы

1. Общие стандарты 

Общие стандарты применимы к практической и научной деятельности всех психологов.

1.01. Применимость Этического  Кодекса.

Деятельность психолога подпадает под данные Этические стандарты только в том случае, если эта деятельность связана с функциональными обязанностями психолога или является психологической по существу. Личная деятельность, не связанная с психологическими обязанностями и не отражающаяся на них, не является предметом рассмотрения данного Этического Кодекса.

1.02. Профессиональная и  научная деятельность.

Психологи занимаются диагностикой, психокоррекцией, исследованиями, проведением супервизии, обучением, консультированием и другой психологической деятельностью только в рамках четко определенных профессиональных границ.

1.03. Границы компетентности.

А. Психологи занимаются своей профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется полученным образованием, различными формами повышения квалификации и соответствующе профессиональным опытом.

Б. Психологи осуществляют свою профессиональную деятельность в новых областях или с использованием новых методик только после прохождения соответствующего изучения, обучения, супервизии и/или консультирования с людьми, компетентными в этих областях или методиках.

В. В тех же областях своей деятельности, в которых еще не выработаны приемлемые стандарты подготовки, психологи делают все возможное для повышения компетентности своей работы и защиты клиентов, студентов, участников исследований и других лиц от возможного вреда.

1.04. Повышение уровня  квалификации.

Психологи, занимающиеся обучением, терапией, исследованием, организационным консультированием или другой профессиональной деятельностью, поддерживают в этой деятельности высокий уровень психологического знания и постоянно следят за совершенствованием собственных навыков.

Информация о работе Этический кодекс психологов Республики Казахстан