Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 13:55, реферат
Учение Эпикура было последней великой материалистиче-ской школой древнегреческой философии. Ее авторитет – теоретический и нравственный – был велик. Поздняя антич-ность высоко почитала строй мыслей, характер и строгий, воздержанный, граничащий с аскетизмом образ жизни и по-ведения Эпикура. На них не могла бросить тень даже резкая и враждебная полемика, которую против эпикурейцев вели стоики. Эпикурейство было одним из самых ортодоксальных школ античности.
Введение
Эпикур
Этика эпикурейства
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Новокузнецкий институт (филиал)
федерального государственного бюджетного
общеобразовательного
высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»
Кафедра психологии
РЕФЕРАТ
На тему
«Этика эпикурейства»
Новокузнецк 2013
План
Введение
Список литературы
Введение
Философия Эпикура – величайшее и наиболее последовательное материалистическое учение Древней Греции после учений Левкиппа и Демокрита. В качестве философского учения эпикуреизм характеризуется механистическим взглядом на мир, материалистическим атомизмом, отрицанием телеологии и бессмертия души, этическим индивидуализмом и эвдемонизмом; носит ярко выраженную практическую направленность. Согласно эпикурейцам, миссия философии сродни врачеванию: ее цель – излечить душу от страхов и страданий, вызванных ложными мнениями и вздорными желаниями, и научить человека блаженной жизни, началом и концом которой они считают наслаждение.
Эпикур значительным образом отличается от своих предшественников, как пониманием задачи философии, так и средств, ведущих к решению этой задачи.
Заинтересовавшись
философией эпикуреизма, я
Эпикур с Самоса (341-270 гг. до Р. X.) был основателем эпикурейской школы, которая во многих отношениях напоминала школу киренаиков, но была выше в своих этических стандартах. Эпикурейцы полагали удовольствие наиболее желательным состоянием, но оно, по их мнению, достигается через отречение от утех умственных и эмоциональных противоречий, которые производят боль и печаль, и является серьезнейшим и благороднейшим состоянием.
С точки зрения Эпикура, боль ума и души более серьезна, чем боль и печаль тела, поэтому радость ума и души превышает радость тела. Киренаики полагали, что удовольствие зависит от действия или движения; эпикурейцы провозглашали, что покой или отсутствие действия равно продуктивны для удовольствия.
Эпикур принял философию Демокрита относительно природы атомов и основывал свою физику на этой теории. Философия Эпикура может быть изложена кратко так:
1. Чувства никогда не обманывают,
и, следовательно, каждое
2. Мнения, следующие из ощущений, способны быть истинными или ложными.
3. Подтвержденные мнения, не противоречащие свидетельствам чувств, являются истинными.
4. Противоречивое мнение, не подтвержденное свидетельством чувств, ложно".
Среди видных эпикурейцев можно назвать Метродора из Лампака, Зенона из Сидона и Федра.
Философия Эпикура, как и его личность, нередко вызывала злостные и подчас несправедливые нападки со стороны историков и представителей других философских школ. Одной из причин, безусловно, была сама этика Эпикура и эпикурейцев.
Эпикур в своем этическом учении попытался найти универсальное «лекарство для души», которое помогает сохранить душевное равновесие и избавляет человека от страданий. Противовес страданиям составляют удовольствия. “Начало и корень всякого блага — это удовольствие чрева: даже мудрость и прочая культура имеют отношение к нему” (цит. по 3, стр. 241), — говорит Эпикур, а его ученик и друг Метродор доводит эту мысль до парадоксальной формы: “В чреве — вот в чем разум, согласующийся с природой, находит свой истинный предмет” (цит. по 2, стр. 191). Этим положением Эпикур подчеркивает, что начало потребностей человека — материально, в этом нет ничего постыдного, ибо здесь обнаруживается естественная необходимость. “Не считай нисколько не согласным с учением о природе (т.е. неестественным) то, что когда кричит плоть, кричит душа. Голос плоти: не голодать, не жаждать, не зябнуть. Душе трудно помешать этому и опасно не внимать природе, повелевшей ей вследствие присущего ей ежедневного довольствия своим” (цит. по 3, стр. 244). Но удовольствия не должны быть абсолютными, чтобы не привести человека к крайностям. Удовольствия по Эпикуру должны ограничиваться двумя понятиями: умеренностью и иерархичностью.
Умеренность представляет собой то, самое малое, что может дать человеку ощущение счастья. Вода, чтобы утолить жажду, еда, чтобы утолить голод, крыша над головой, чтобы жить. Сама по себе умеренность и есть высшая добродетель, которая учит довольствоваться малым и воспринимать его как счастливый момент своей жизни.
Эпикурейство проповедует
то, что все удовольствия должны
выстраиваться в строгую
Удовольствием Эпикур считал отсутствие страданий, которые бывают душевные и телесные. Человек должен научиться искать удовольствия в самом себе и окружающем мире, даже, если при этом у нет необходимых средств, чтобы купить их. Конечной целью удовольствия Эпикур считал и отсутствие у человека состояния страха. Он призывал не бояться богов, так как они не вмешиваются в судьбу человека, а также не бояться смерти, так как человек не может ощутить на себе это состояние – в сам момент смерти он уже ничего не ощущает.
Источником страха смерти Эпикур называет учения о бессмертии души и мучениях загробного мира. Он считал бессмысленными эти учения, так как, по его мнению, душа, как и тело, состоит из атомов, которые распадаются после смерти. Жизнь человека ограничивается моментом рождения и моментом смерти, а вокруг этого пустота.
Эпикурейство призывало людей разумно относится к удовольствиям, особенно тем, которые не представляют крайней жизненной необходимости и, которые при злоупотреблениях могут поставить человека на путь страдания. Среди таких удовольствий он называл увлечение красивыми вещами, обжорство и любовные утехи.
Была также группа удовольствий, которую эпикурейство призывало решительно обходить в течение всей жизни. Среди них: стремление к власти, желание славы. Эпикур призывал более думать о духовных, чем плотских удовольствиях.
Добродетель в эпикурействе является не самоценностью, а основным способом достичь счастья. Главное качество для понимания, в чем состоит счастье, отводится мудрости, которую нельзя достичь без занятий философией.
Итак, что же делать, чтобы попадать туда, куда мы хотели, а не в противоположный конец?
1. Уметь наслаждаться моментом «Здесь и сейчас»
«В суете своих хлопот люди откладывают «до будущего» основную цель жизни — наслаждение. Ты, человек, не властен в своём «завтра»... Так для чего ж ты откладываешь радость «на после»? Вот так вот, в постоянных отсрочках, и гибнет жизнь и каждый из нас умирает в сознании, что ему не хватило времени»...
Итак: Отсекай всякие другие цели — кроме заботы о настоящем. Пойми: каждый момент жизни есть сам себе цель!
2. Уметь различать вредные и полезные типы желаний и следовать только за теми, которые полезны.
Желания же бывают трёх типов:
а) Естественные и необходимые — избавляющие от страданий
(питьё при жажде, еда при чувстве голода, тепло при студёной погоде...)
б) Естественные, но не необходимые — желания, разнообразящие наши удовольствия
(изысканная пища)
в) Не естественные и не необходимые — происходящие от больного воображения и глупых мыслей
(постановка себе памятников, отлитых из золота — при жизни, жажда быть увенчанным лавровым венком...)
Несчастными нас делает то, что мы зачастую не можем удовлетворить второй и третий типы желаний (навязанные нам обществом потребления!) тогда как, для того чтобы объективно не страдать, человеку нужно всего лишь удовлетворять первый тип желаний.
«Услышьте голос плоти — не голодать, не жаждать, не зябнуть. Тот, у кого это есть и кто надеется иметь это и в будущем — тот может поспорить о счастьи с самим Зевсом!»
Итак: умеренность в хотениях и потребностях способна сделать человека счастливым.
Учение Эпикура было последней великой материалистической школой древнегреческой философии. Ее авторитет – теоретический и нравственный – был велик. Поздняя античность высоко почитала строй мыслей, характер и строгий, воздержанный, граничащий с аскетизмом образ жизни и поведения Эпикура. На них не могла бросить тень даже резкая и враждебная полемика, которую против эпикурейцев вели стоики. Эпикурейство было одним из самых ортодоксальных школ античности.
Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовную. Духовная культура содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.) а также показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.). Эпикур и эпикурейцы оставили нам богатое наследие. Без этого философского направления немыслима сейчас философия.
Понимание философских воззрений
эпикурейцев, да и не только их позволяет
вести социокультурную
Список литературы
1. Богомолов А.С., Античная философия. М., 2006. с275
2. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. – Л.: Изд. ЛГЦ, 2003.
3. Шакир-заде А.С. Эпикур. – М.: Соцэкгиз, 1963.
4. http://live-and-learn.ru/
5. http://ethicscenter.ru/