Этническая картина мира и межкультурное общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:41, реферат

Описание работы

Образ мира – предмет исследования многих наук, заинтересованных в человекознании. На протяжении веков образ мира выстраивался, раскрывался и обсуждался мыслителями, философами, учеными с различных точек зрения. Картина образа мира позволяет лучше понять человека во всех его связях и зависимостях от окружающего мира. Категория образа мира значима для раскрытия особенностей сознания человека через контекст этносов, культур, ментальностей и др

Содержание работы

Введение _______________________________________________________3
Глава 1. Этническая картина мира __________________________________4-12
Понятие этнической картины мира ____________________________4-6
Образ мира – меняющаяся реальность _________________________7-8
Образ мира в пространстве этносов и культур. Этническая картина
мира как основа менталитета _________________________________9-12
Глава 2. Межкультурное общение __________________________________13-22
2.1. Проблемы межкультурного общения ____________________________13-14
2.2. Этнические стереотипы _______________________________________14-18
2.3. Влияние стереотипов на межкультурное общение _________________19-22
Заключение _____________________________________________________23-26
Список литературы ______________________________________________

Файлы: 1 файл

реферат по этнопсихологии.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

   Зависимость между  культурной принадлежностью того  или иного человека и приписываемыми ему чертами характера обычно не является адекватной. Люди, принадлежащие различным культурам, обладают разным пониманием мира, что делает коммуникацию с «единой» позиции невозможной. Руководствуясь нормами и ценностями своей культуры, человек сам определяет, какие факты и в каком свете оценивать, что существенно влияет на характер нашей коммуникации с представителями других культур.

Например, при общении  с оживленно жестикулирующими во время разговора итальянцами  у немцев, привыкших к другому  стилю общения, может сложиться стереотип о «взбалмошности» и «неорганизованности» итальянцев. В свою очередь у итальянцев может сложиться стереотип о немцах как о «холодных» и «сдержанных» и т.д.

      В зависимости  от способов и форм использования  стереотипы могут быть полезны или вредны для коммуникации. Стереотипизация помогает людям понимать ситуацию и действовать в соответствии с новыми обстоятельствами в следующих случаях:

• если его сознательно  придерживаются: индивид должен понимать, что стереотип отражает групповые нормы и ценности, групповые черты и признаки, а не специфические качества, свойственные отдельному индивиду из данной группы;

• если стереотип является описательным, а не оценочным: это  предполагает отражение в стереотипах  реальных и объективных качеств и свойств людей данной группы, но не их оценку как хороших или плохих;

• если стереотип точен: это означает, что стереотип должен адекватно выражать признаки и черты  группы, к которой принадлежит  человек;

• если стереотип является лишь догадкой о группе, но не прямой информацией о ней: это означает, что первое впечатление о группе не всегда дает достоверное знание обо всех индивидах данной группы;

• если стереотип модифицирован, т.е. основан на дальнейших наблюдениях  и опыте общения с реальными людьми или исходит из опыта реальной ситуации.

   В ситуации  межкультурных контактов стереотипы  бывают, эффективны только тогда,  когда они используются как  первая и положительная догадка  о человеке или ситуации, а  не рассматриваются как единственно  верная информация о них.

   Стереотипы становятся  неэффективными и затрудняют  коммуникацию, когда, ориентируясь  на них, ошибочно относят людей  не к тем группам, некорректно  описывают групповые нормы, когда  смешивают стереотипы с описанием  определенного индивида и когда не удается модифицировать стереотипы, основанные на реальных наблюдениях и опыте. В таких случаях стереотипы могут стать серьезной помехой при межкультурных контактах.

   В целом выделяют  следующие причины, из-за которых  стереотипы могут препятствовать межкультурной коммуникации:

• если за стереотипами не удается выявить индивидуальные особенности людей: стереотипизация  предполагает, что все члены группы обладают одинаковыми чертами. Такой  подход применяется ко всей группе и к отдельному индивиду на протяжении определенного промежутка времени несмотря на индивидуальные вариации;

• если стереотипы повторяют  и усиливают определенные ошибочные  убеждения и верования до тех  пор, пока люди не начинают их принимать  за истинные;

• если стереотипы основываются на полуправде и искажениях. Сохраняя в себе реальные характеристики стереотипизируемой группы, стереотипы при этом искажают действительность и дают неточные представления о людях, с которыми осуществляются межкультурные контакты.

   Люди сохраняют  свои стереотипы, даже если реальная действительность и их жизненный опыт им противоречат. Поэтому в ситуации межкультурных контактов важно уметь эффективно обходиться со стереотипами, т.е. осознавать и использовать их, а также уметь от них отказываться при их несоответствии реальной действительности.

 

 

Заключение 

 

Обсуждая проблему образа мира в понимании различных областей знаний о человеке, можно выделить следующие наиболее существенные моменты. При исследовании традиционных культур  и этносов образ мира обсуждается в связи со спецификой мифологического и этнического сознания. Образ мира в мифе рассматривается через его функцию упорядочения значимых для человека реалий бытия, определение места человека в мире и системы взаимодействий человека с миром. Отмечается, что формирование образа мира в различных этнокультурных условиях происходит во многом по единому механизму противопоставления «мы» – «они», на основе которого формируются образы «своего» и «чужого» мира. При исследовании особенностей образа мира в различных этносах и культурах в гуманитарных науках широко используется метод бинарных оппозиций.

Этническая  картина мира - сформировавшиеся на основании этнических констант, с одной стороны, и ценностных доминант, с другой, представления человека о мире - отчасти осознаваемые, отчасти, бессознательные. В целом этническая картина мира есть проявление защитной функции культуры в ее психологическом аспекте. Она сама может рассматриваться как неспецифический защитный механизм. Этническая картина мира не является неизменной. Она различна в различные периоды жизни этноса и для различных групп внутри этноса. Это связано с различиями в культурно-ценностных доминантах. 

Понятие картины мира относится к числу фундаментальных  понятий, выражающих специфику человека и его бытия, взаимоотношения его с миром, важнейшие условия его существования в мире. Взаимодействуя с окружающей действительностью, человек созерцает, ощущает, познает. У него формируется система взглядов на объективный мир, место в нем человека, на основные жизненные позиции людей, убеждения, идеалы. Такую систему взглядов принято называть концептуальной картиной мира. Для нее характерны следующие свойства: она является субъективным образом объективной реальности; относится к классу идеального; опредмечивается в знаковых формах, не запечатлеваясь полностью ни в одной из них.

В гносеологическом смысле А. Я. Гуревич определяет картину  мира как “сетку координат”, при  посредстве которых люди воспринимают действительность и строят образ  мира, существующий в их сознании”. Картина мира на вербальном уровне выражается с помощью языковых знаков, на невербальном же уровне возможностей запечатлеть картину мира гораздо больше: жесты, мимика, музыка, искусство, ритуалы, мода, способы ведения хозяйства, социокультурные стереотипы поведения людей и многое другое.

Мир - один, а картин мира - много, каждая неповторима и самобытна.

Языковую картину мира традиционно рассматривают как  составную часть концептуальной. Языковая картина мира выполняет  две функции: 1) означивание основных элементов в концептуальной картине мира; 2) экспликация средствами языка концептуальной картины мира. Концептуальная картина мира более широкое понятие, чем языковая, причем в создании концептуальной участвуют все типы мышления, в том числе и невербальные.

Традиционно считается, что неотъемлемой частью языковой картины  мира являются фоновые знания, т.е. сведения, безусловно известные всем членам национальной общности. Фоновые знания включают образы литературных и фольклорных  героев, героев мифологии, имена реальных исторических личностей, явления, не имеющие подобия в родном языке (безэквивалентная лексика и реалии).

Фоновые знания могут  быть выражены вербально и невербально, эксплицитно или имплицитно. В  ситуации общения фоновые знания имеют особое значение: если они не распознаются адресатом, коммуникация вряд ли будет удачной и достигнет своих целей. Для понимания чужой культуры овладение фоновыми знаниями становится необходимым условием.

Этническая картина  мира – это то, как этнос видит  себя и представителей других этносов в целом сквозь призму своей национальной ментальности. Этническая картина мира представляет собой “единую когнитивную ориентацию, являющуюся фактически невербализованным, имплицитным выражением понимания членами каждого общества “правил жизни”, диктуемых им социальными, природными и “сверхъестественными” силами. Этническая картина мира содержит свод основных допущений и предположений, обычно не осознаваемых и не обсуждаемых, которые направляют и структурируют поведение представителей данной общности почти точно так же, как грамматические правила, неосознаваемые большинством людей, структурируют и направляют их лингвистическое поведение”. Однако, в данном вопросе следует различать два разных подхода: предлагаемый нами и основывающийся на принципе отражения, и предлагаемый американскими учеными (Р. Рэдфилд, А. Холлуэл) и основывающийся на национально-культурной специфике восприятия мира (этническая картина мира – взгляд на мир, характерный для данного народа).

Большинство людей временно живут или работают за границей и поэтому находятся вне родной культуры. Межкультурные контакты подразумевают, что между партнерами существует четкое разделение ролей и каждый субъект роли выполняет предписанные родной или иноземной (в зависимости от того, в какую страну попал человек) культурой нормы поведения. В основном роли подразделяются на хозяев, гостей и чужаков.

Общение между людьми, в отличие от общения животных, облечено в различные формы, подчинено  условностям и законам. Способ общения  продиктован культурными нормами, которые предписывают, как обязаны общаться или обращаться друг к другу младшие и старшие по возрасту или чину, мужчины и женщины, законопослушные граждане и преступники, туземцы и иностранцы.

Межкультурная общение  — общение между представителями различных человеческих культур (личные контакты между людьми, реже — опосредованные формы коммуникации (такие, как письмо) и массовая коммуникация).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Берулава Г.А. Образ мира как мифологический символ. М., 2001.
  2. Мухина В.С. Картина мира: индивидуальные различия // Феноменология развития и бытия личности. Избранные психологич. труды. М.; Воронеж, 1999.
  3. Петренко В.Ф. Личность человека – основа его картины мира // Модели мира / Отв. ред. Д.А. Поспелов. М., 1997. С. 9–24.
  4. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003.
  5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 2000.
  6. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. – М.: Народное образование, 1999.
  7. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий: Учебное пособие для вузов. – М., 2002.
  8. Лурье С.В. Историческая этнология. – М.: Аспект Пресс, 1998.
  9. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Учебник для вузов – М.: Аспект Пресс,2004.
  10. Крысько В. Г. Этническая психология – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  11. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Ключ-С, 1998.
  12. Уорд Д. Азбука аккультурации // Психология культуры / Под ред. Д. Мацумото. Спб.: Питер, 2003.

 


Информация о работе Этническая картина мира и межкультурное общение