Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 01:00, контрольная работа
Определение Область психологии, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т. д.
| Этническая психология
| Кросскультурная психология | Психология межэтнических взаимоотношений | |
Определение | Область психологии, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, эт | Область психологии, занимающаяся изучением закономерностей развития и функционирования психики в контексте обусловленности ее формирования социальными, культурными и экологическими факторами | Область психологии, занимающаяся изучением отношения между группами (соперничество либо сотрудничество) и отношения к группам, которые проявляются в представлениях о них – от позитивных образов до предрассудков. | |
Дата созда-ния
| Конец 20 – начало 50-х годов XX в. | 1860 года
| 1920 года | |
Цели
| Получение интегративного знания о людях, действующих в условиях различных культур | 1) Проверка универсальности (всеобщности) существующих психологических знаний и теорий, предполагающая проверку существующих психологических гипотез и знаний в различных культурных средах, чтобы выяснить их применимость для других культурных групп и границы использования; 2) Изучение других культур для открытия психологических феноменов, не представленных в ограниченном опыте собственной культуры ; 3) Интеграция достижений, полученных в результате реализации первых двух целей и построение более универсальной психологии, данные которой будут применимы для более широкого спектра культур, и характеризующие человека как отдельный вид.
| Изучение отражения реальных межгрупповых отношений в сознании людей, прежде всего анализ содержания и механизмов межгруппового восприятия | |
Задачи
| 1) исследование мотивационно-фоновых, интеллектуально- 2) научное осмысление и обобщение данных о факторах и источниках формирования национально-психологических особенностей людей и выявление на этой основе своеобразия социально-политического, экономического, исторического и культурного развития конкретных народов, определившего специфику развития их психологии; 3) сравнительное (кросскультурное) изучение черт национального характера представителей различных этнических общностей с целью выявления и описания закономерностей формирования, функционирования и развития национально-психологических явлений; 4) обоснование важнейших направлений учета национально-психологических особенностей людей в интересах повышения эффективности политической, воспитательно- 5) выявление национально-психологических предпосылок предотвращения конфликтов между представителями различных этнических общностей, совершенствование характера их межнациональных отношений; 6) прогнозирование развития социально-политических,
| Сравнение отдельных культур и анализ их совокупностей на предмет общих и несмешивающихся переменных. | Изучение заимодействия народов в разных сферах - политике, культуре и т.д., в узком смысле - как межличностные отношения людей разных национальностей, которые тоже происходят в разных сферах общения - трудового, семейно-бытового, а также соседского, дружеского и других видах неформального общения. | |
Основ-ные пред-стави-тели
| М. Мид, Ф. Л. К. Хсю, Выготский, Леонтьев, Лурия | Р. Лацарус, Х. Штейнталь, Г. Шпет, Вунд | А.Тэшфел, Дж.Тернера, Поршнев | |
Предмет изу- чения | Вся система когнитивных, эмоциональных, мотивационных и волевых (конативных) процессов, а также типов личности, свойственных каждому этносу; влияние общеэтнической среды (культуры, природы) на формирование и особенности личности (кросс-культурные исследования) | Влияния культуры на человеческое поведение | Межгрупповое восприятие как взаимное восприятие групп | |
Об- ласть применения | Современная этнопсихология не представляет собой единого целого ни по тематике, ни по методам. В ней можно выделить ряд самостоятельных направлений: 1) сравнительные исследования этнических особенностей психофизиологии, когнитивных процессов, памяти, эмоций, речи и т. д., которые теоретически и методически составляют неотъемлемую часть соответствующих разделов общей и социальной психологии; 2) культурологические исследования, направленные на уяснение особенностей символического мира и ценностных ориентаций народной культуры; неразрывно связанные с соответствующими разделами этнографии, фольклористики, искусствознания и т. п.; 3) исследования этнического сознания и самосознания, заимствующие понятийный аппарат и методы из соответствующих разделов социальной психологии, изучающих социальные установки, межгрупповые отношения и т. д.; 4) исследования этнических особенностей социализации детей, понятийный аппарат и методы которых ближе всего к социологии и детской психологии. Поскольку свойства национальной культуры и свойства составляющих этнос (этническую общность) индивидов не тождественны, между культурологическими и психологическими исследованиями этнопсихологии всегда существуют определенные расхождения.
| Эмпирические исследования членов различных культурных групп с идентифицируемым опытом, который ведет к предсказуемым и значимым различиям и сходствам в поведении | Эмпирические исследования отношений между различными этническими группами | |
Мето-ды | Наблюдение, эксперимент | Коммуникация с испытуемыми, наблюдение | Эксперимент, наблюдение, коммуникация с испытуемыми, СМИ.
| |
Досто-инства | Большая почва для категоризации и дифференциации народов по различным признакам. | Возможность проследить стадии развития психики отдельных культур | Наличие большого материала для исследования | |
Недос-татки | Существует постоянная опасность, что бессознательно собственная культура исследователя окажется для него стандартом для сравнения | Не всегда можно определить причинно-следственные связи и факторы, обусловливающие различные особенности той или иной культуры | Образы различных этносов могут отличаться в сознании различных представителей одной культуры |