Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:45, реферат
Самосознание - это целостное структурно-уровневое образование, где все три компонента самосознания взаимосвязаны и осуществляются на каждом из трех уровней, также связанных между собой. В данном случае наблюдается практическое подтверждение уже ставшей классической теории И.И. Чесноко-вой о структурно-уровневом строении самосознания и представления В.П. Зин-ченко о генетической связи между всеми уровнями, их проникновенности друг в друга. В.П. Зинченко указывает, что существует явная полицентричность сознания, однако иногда определенный уровень (слой) начинает доминировать и развиваться за счет других. По всей видимости, мы сталкиваемся именно с этой особенностью самосознания — у большинства испытуемых-студентов присутствует явное доминирование социального уровня самосознания.
Министерство Образования и Науки Республики Казахстан
Аркалыкский Государственный Педагогический институт
имени Ыбырая Алтынсарина
Факультет педагогики и филологии
Кафедра практических курсов казахского, русского и иностранных языков
СРС №10
Информация
Этнопсихология семейных отношений и этнические аспекты воспитания детей
по дисциплине
Этнопсихология
Выполнила:
Нарзиева Ф.А.
ДИЯ-32
Проверила:
Калимжанова Р.Л.,
Аркалык, 2013 год
Самосознание - это целостное структурно-уровневое образование, где все три компонента самосознания взаимосвязаны и осуществляются на каждом из трех уровней, также связанных между собой. В данном случае наблюдается практическое подтверждение уже ставшей классической теории И.И. Чесноко-вой о структурно-уровневом строении самосознания и представления В.П. Зин-ченко о генетической связи между всеми уровнями, их проникновенности друг в друга. В.П. Зинченко указывает, что существует явная полицентричность сознания, однако иногда определенный уровень (слой) начинает доминировать и развиваться за счет других. По всей видимости, мы сталкиваемся именно с этой особенностью самосознания — у большинства испытуемых-студентов присутствует явное доминирование социального уровня самосознания. При этом, как показывает анализ данных, утверждение В.П. Зинченко о том, что развитие самосознания может осуществляться в рамках одного уровня, справедливо только относительно того, что это происходит за счет других уровней. Полученные данные убедительно демонстрируют, что доминирование у студентов социального уровня приводит к торможению развития не только других уровней самосознания, но и этого доминирующего слоя.
Полученные в исследовании данные позволяют предположить, что развитие самосознания связано, прежде всего, с развитием тех его уровней, на которых реализуется диалог в системе «Я - Я». По всей видимости, направленность диалога в системе «Я - Другие» настолько иная в своей основе, что фиксация на этом типе связей блокирует всю систему отношений «Я - Я». Иными словами, фиксация на других, предполагает отказ от своей непохожести, индивидуальности и отказ от себя (Э. Фромм) через адаптацию к нормам и правилам взаимоотношений с ними.
Развитие самосознания личности студентов - будущих психологов обусловлено индивидуально-психологическими и социально-психологическими факторами. В качестве индивидуально-психологических факторов выступают такие характеристики самосознания личности, как осознанность образов Я, целостность Я-концепции, т.е. наличие в ней образов Я физического, социального и рефлексивного уровней самосознания; самопринятие; способность к свободному выбору действий, к поступку; диалогичность и рефлексия, их взаимосвязь; стремление к дифференциации, а также мотивация к личностному росту. Социально-психологическими факторами развития самосознания являются открытость новому опыту, самораскрытие, позволяющее субъекту экспериментировать с самим собой, удовлетворенность отношениями с одногруппниками. Полноценная совокупная реализация этих факторов возможна в условиях проведения тренинга личностного роста в группах встреч, тогда как в группах устойчивого состава - блокируется.
Самосознание вместе с
сознанием представляют собой целостное
образование, возникают и развиваются
в неразрывном единстве. Вместе с
тем самосознание обладает автономией
по отношению к сознанию, что обусловлено
* спецификой реализующих его субъект-
Самосознание представляет собой противоречивое единство изменчивого (процессуальность самосознания) и устойчивого (продукты самосознания). Самосознание как процесс и продукт характеризуется компонентным строени-4 ем. В качестве компонентов выступают самопознание (познавательный аспект), самоотношение (аффективный аспект) и саморегуляция (регулятивный аспект).
Самосознание имеет не только компонентное, но и уровневое строение. Самопознание, самоотношение и саморегуляция осуществляются на физическом, социальном и рефлексивном (личностном) уровнях самосознания.
Сущностной характеристикой всех компонентов самосознания - самопознания, самоотношения и саморегуляции является внутренняя диалогичность, которая осуществляется в двух системах взаимоотношений: «Я - Другие» и «Я - Я». Система «Я - Я» функционирует на физическом и рефлексивном уровнях, система «Я - Другие» определяет активность социального уровня самосознания.
Развитие самосознания личности обусловлено следующими индивидуально-психологическими и социально-психологическими факторами: осознанность образов Я, целостность Я-концепции, т.е. наличие в ней образов Я физического, социального и рефлексивного уровней самосознания (самопознание); самопринятие (самоотношение); способность к свободному выбору действий, к поступку (саморегуляция); диалогичность и рефлексия, их взаимосвязь; стремление к дифференциации; мотивация к личностному росту; открытость новому опыту, самораскрытие, позволяющее субъекту экспериментировать с самим собой, удовлетворенность отношениями с одногруппниками.
С тех пор как существует семья, она играет важную роль в воспитании ребенка. Родителей издавна считают первыми воспитателями своих детей. В семье человек пребывает постоянно, изо дня в день, она влияет на все стороны его жизни.
Роль семьи в жизни
ребенка неизмеримо велика по
своей важности. В семье должна
проходить вся его жизнь.
Ребенок изучает мир
через семью, в свете семейных
отношений. Семья является
Каковы же цели и задачи семьи?
Ян Амос Каменский рассуждал: «Если родители научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, то тем более они должны позаботиться о передаче детям мудрости». А в «мудрости» важнейшим является, во-первых, познание действительного мира, во-вторых – «умение осторожно и разумно управлять самим собой».
Будущие родители, конечно
же, задумываются о том, как
лучше сформулировать для
Ответ так же прост, как и сложен: цель и мотив воспитания ребенка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание .
В первый год жизни ребенка
основная забота родителей заключается
в том, чтобы создать нормальные
условия для физического
На втором году жизни ребенок начинает ходить, стремиться все потрогать своими руками, достать недостижимое. Воспитание в этот период должно строиться на разумном включении ребенка в разные виды деятельности, следует ему все показывать, объяснять, учить наблюдать, вместе с ним играть, рассказывать и отвечать на вопросы. Но, если его действия выходят за пределы дозволенного, надо приучить ребенка понимать и беспрекословно подчиняться слову нельзя.
В дошкольном возрасте
основным видом деятельности
ребенка является игра. Ситуации
для игр ребенок берет из
жизни. Мудрость родителей
Школьное обучение
потребует от ребенка
Большая роль отводиться
семье в трудовом воспитании.
Дети непосредственно
Таким образом, можно сделать вывод, что семья – это первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу. В общении с близкими ребенку людьми, в совместном бытовом труде у него формируется чувство долга, взаимопомощи.
Информация о работе Этнопсихология семейных отношений и этнические аспекты воспитания детей