Этнопсихология семейных отношений и этнические аспекты воспитания детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:45, реферат

Описание работы

Самосознание - это целостное структурно-уровневое образование, где все три компонента самосознания взаимосвязаны и осуществляются на каждом из трех уровней, также связанных между собой. В данном случае наблюдается практическое подтверждение уже ставшей классической теории И.И. Чесноко-вой о структурно-уровневом строении самосознания и представления В.П. Зин-ченко о генетической связи между всеми уровнями, их проникновенности друг в друга. В.П. Зинченко указывает, что существует явная полицентричность сознания, однако иногда определенный уровень (слой) начинает доминировать и развиваться за счет других. По всей видимости, мы сталкиваемся именно с этой особенностью самосознания — у большинства испытуемых-студентов присутствует явное доминирование социального уровня самосознания.

Файлы: 1 файл

СРС 10.docx

— 20.52 Кб (Скачать файл)

Министерство Образования  и Науки Республики Казахстан

Аркалыкский Государственный  Педагогический институт

имени Ыбырая Алтынсарина

Факультет педагогики и филологии

Кафедра практических курсов казахского, русского и иностранных языков

 

 

 

СРС №10

Информация

 

Этнопсихология  семейных отношений и этнические аспекты воспитания детей

 

по дисциплине

Этнопсихология

 

 

 

 

Выполнила:

Нарзиева Ф.А.

ДИЯ-32

Проверила:

Калимжанова Р.Л.,

 

 

 

 

 

 

 

Аркалык, 2013 год

 

Самосознание - это целостное структурно-уровневое образование, где все три компонента самосознания взаимосвязаны и осуществляются на каждом из трех уровней, также связанных между собой. В данном случае наблюдается практическое подтверждение уже ставшей классической теории И.И. Чесноко-вой о структурно-уровневом строении самосознания и представления В.П. Зин-ченко о генетической связи между всеми уровнями, их проникновенности друг в друга. В.П. Зинченко указывает, что существует явная полицентричность сознания, однако иногда определенный уровень (слой) начинает доминировать и развиваться за счет других. По всей видимости, мы сталкиваемся именно с этой особенностью самосознания — у большинства испытуемых-студентов присутствует явное доминирование социального уровня самосознания. При этом, как показывает анализ данных, утверждение В.П. Зинченко о том, что развитие самосознания может осуществляться в рамках одного уровня, справедливо только относительно того, что это происходит за счет других уровней. Полученные данные убедительно демонстрируют, что доминирование у студентов социального уровня приводит к торможению развития не только других уровней самосознания, но и этого доминирующего слоя.

Полученные в исследовании данные позволяют предположить, что  развитие самосознания связано, прежде всего, с развитием тех его  уровней, на которых реализуется  диалог в системе «Я - Я». По всей видимости, направленность диалога  в системе «Я - Другие» настолько  иная в своей основе, что фиксация на этом типе связей блокирует всю  систему отношений «Я - Я». Иными  словами, фиксация на других, предполагает отказ от своей непохожести, индивидуальности и отказ от себя (Э. Фромм) через адаптацию к нормам и правилам взаимоотношений с ними.

Развитие самосознания личности студентов - будущих психологов обусловлено  индивидуально-психологическими и  социально-психологическими факторами. В качестве индивидуально-психологических  факторов выступают такие характеристики самосознания личности, как осознанность образов Я, целостность Я-концепции, т.е. наличие в ней образов Я физического, социального и рефлексивного уровней самосознания; самопринятие; способность к свободному выбору действий, к поступку; диалогичность и рефлексия, их взаимосвязь; стремление к дифференциации, а также мотивация к личностному росту. Социально-психологическими факторами развития самосознания являются открытость новому опыту, самораскрытие, позволяющее субъекту экспериментировать с самим собой, удовлетворенность отношениями с одногруппниками. Полноценная совокупная реализация этих факторов возможна в условиях проведения тренинга личностного роста в группах встреч, тогда как в группах устойчивого состава - блокируется.

Самосознание вместе с  сознанием представляют собой целостное  образование, возникают и развиваются  в неразрывном единстве. Вместе с  тем самосознание обладает автономией по отношению к сознанию, что обусловлено * спецификой реализующих его субъект-субъектных отношений, в отличие от этого, сознание характеризуется субъект-объектными отношениями с миром.

Самосознание представляет собой противоречивое единство изменчивого (процессуальность самосознания) и устойчивого (продукты самосознания). Самосознание как процесс и продукт характеризуется компонентным строени-4 ем. В качестве компонентов выступают самопознание (познавательный аспект), самоотношение (аффективный аспект) и саморегуляция (регулятивный аспект).

Самосознание имеет не только компонентное, но и уровневое  строение. Самопознание, самоотношение и саморегуляция осуществляются на физическом, социальном и рефлексивном (личностном) уровнях самосознания.

Сущностной характеристикой  всех компонентов самосознания - самопознания, самоотношения и саморегуляции является внутренняя диалогичность, которая осуществляется в двух системах взаимоотношений: «Я - Другие» и «Я - Я». Система «Я - Я» функционирует на физическом и рефлексивном уровнях, система «Я - Другие» определяет активность социального уровня самосознания.

Развитие самосознания личности обусловлено следующими индивидуально-психологическими и социально-психологическими факторами: осознанность образов Я, целостность  Я-концепции, т.е. наличие в ней образов Я физического, социального и рефлексивного уровней самосознания (самопознание); самопринятие (самоотношение); способность к свободному выбору действий, к поступку (саморегуляция); диалогичность и рефлексия, их взаимосвязь; стремление к дифференциации; мотивация к личностному росту; открытость новому опыту, самораскрытие, позволяющее субъекту экспериментировать с самим собой, удовлетворенность отношениями с одногруппниками.

 

С тех пор как существует семья, она играет важную роль в воспитании ребенка. Родителей издавна считают  первыми воспитателями своих  детей. В семье человек пребывает  постоянно, изо дня в день, она  влияет на все стороны его жизни.

 Роль семьи в жизни  ребенка неизмеримо велика по  своей важности. В семье должна  проходить вся его жизнь. Ребенок,  живя в семье, переживает всю  гамму чувств и взаимоотношений  в ней. Это ложится неизгладимой  печатью на его душу. Даже в  самой «плохой» семье вырабатывается  нечто, незаменимое для ребенка.

 Ребенок изучает мир  через семью, в свете семейных  отношений. Семья является могучим  воспитательным средством.

 Каковы же цели и  задачи семьи?

 Ян Амос Каменский рассуждал: «Если родители научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, то тем более они должны позаботиться о передаче детям мудрости». А в «мудрости» важнейшим является, во-первых, познание действительного мира, во-вторых – «умение осторожно и разумно управлять самим собой».

 Будущие родители, конечно  же, задумываются о том, как  лучше сформулировать для самих  себя цели работы по воспитанию  своего ребенка….

Ответ так же прост, как  и сложен: цель и мотив воспитания ребенка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь  этого ребенка. На созидание такой  жизни и должно быть направлено семейное воспитание .

В первый год жизни ребенка  основная забота родителей заключается  в том, чтобы создать нормальные условия для физического развития, обеспечить режим питания и всей жизни, нормальные санитарно-гигиеничекие условия. В этот период ребенок уже заявляет о своих потребностях, и по-своему выражает свои желания. Задача взрослых состоит в том, чтобы научиться различать потребности и капризы, так как потребности должны удовлетворяться, а капризы пресекаться. Таким образом, в семье ребенок получает свои первые нравственные уроки, без которых у него не может быть выработана система нравственных привычек и понятий.

На втором году жизни ребенок  начинает ходить, стремиться все потрогать своими руками, достать недостижимое. Воспитание в этот период должно строиться на разумном включении ребенка в разные виды деятельности, следует ему все показывать, объяснять, учить наблюдать, вместе с ним играть, рассказывать и отвечать на вопросы. Но, если его действия выходят за пределы дозволенного, надо приучить ребенка понимать и беспрекословно подчиняться слову нельзя.

 В дошкольном возрасте  основным видом деятельности  ребенка является игра. Ситуации  для игр ребенок берет из  жизни. Мудрость родителей заключается  в том, чтобы незаметно подсказывать  малышу, как должен поступить  в игре герой. Тем самым они  приучают его понимать, что хорошо, а что плохо, какие нравственные  качества ценятся и уважаются  в обществе, а какие порицаются.

 Школьное обучение  потребует от ребенка сосредоточенности,  усидчивости, прилежания. Поэтому  важно еще в дошкольном возрасте  приучать ребенка к тщательности  выполняемых поручений, учить  его доводить начатое дело  или игру до конца, проявлять  при этом упорство и настойчивость.

 Большая роль отводиться  семье в трудовом воспитании. Дети непосредственно вовлекаются  в бытовой труд, учатся обслуживать  себя, выполнять посильные трудовые  обязанности в помощь отцу, матери. От того, как будет поставлено  трудовое воспитание детей еще  до школы, зависит их успех  в учении.

Таким образом, можно сделать  вывод, что семья – это первая школа общения ребенка. В семье  ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу. В общении с близкими ребенку  людьми, в совместном бытовом труде  у него формируется чувство долга, взаимопомощи.


Информация о работе Этнопсихология семейных отношений и этнические аспекты воспитания детей