Эволюция конфликтологических взглядов в истории философско-социологической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 18:37, лекция

Описание работы

Одно из первых упоминаний о конфликте принадле¬жит китайскому философу Конфуцию (551-479 гг. до н.э.). Ис¬точником конфликтов он считал социальное неравенство людей. Отсюда вытекает, что необразованность и невоспитанность простых людей ведет к нарушению человеческих взаимоотношений, к нарушению справедливо¬сти и далее к столкновению интересов, т.е. конфликту. Представители ан¬тичной философии внесли заметный вклад в изучение конфликтов.

Файлы: 1 файл

пз 1.docx

— 28.95 Кб (Скачать файл)

Эволюция конфликтологических взглядов в истории философско-социологической мысли.

1.     Древнейшие времена. Одно из первых упоминаний о конфликте принадлежит китайскому философу Конфуцию (551-479 гг. до н.э.). Источником конфликтов он считал социальное неравенство людей.  Отсюда вытекает, что необразованность и невоспитанность простых людей ведет к нарушению человеческих взаимоотношений, к нарушению справедливости и далее  к столкновению интересов, т.е. конфликту. Представители античной философии внесли заметный вклад в изучение конфликтов. Так, Гераклиту (520-460 гг. до н.э.)принадлежит идея о том, что столкновение и единство противоположностей является всеобщим и универсальным способом развития. В связи с этим, он оправдывал войну, как способ разрешения социальных конфликтов. В отличие от него, Платон (427-347 гг. до н.э.)осуждал войну, рассматривая ее как величайшее зло. У Аристотеля (384-322 гг. до н.э.)можно найти идеи о том, что государство является инструментом примирения людей.Демократ (460-370 гг. до н.э.) в качестве основной причины конфликтов выделял зависть.

2. Средние века. Конфликтологические взгляды ученых того времени носили преимущественно религиозный характер. Так, например, Аврелий Августин (354-430 гг. до н.э) подчеркивал единство человеческой и божественной истории, протекающей одновременно в противоположных и неразделимых сферах. Отсюда следовал вывод о предопределенности конфликтов на почве столкновения религиозных и общечеловеческих представлений. Фома Аквинский (1225-1274) также придерживался взглядов о царстве философского познания и богословия, о человеческом бытии и жизни Бога, о светской и духовной власти.

3. Эпоха Возрождения. Конфликтологические взгляды этого периода отражали идею о развитии и величии человеческого разума, о его роли в познании окружающего мира. Восприятие человеческих проблем постепенно освобождалось от власти религиозного сознания. Таких взглядов придерживались Николай Кузанский (1401-1464), Николай Коперник (1473-1574), Джордано Бруно (1548-1600), Никколо Макиавелли (1469-1527).Последнего считают автором первых научных трудов по конфликтологии.

4. Новое время и эпоха Просвещения. Эта эпоха характеризовалась мощным экономическим и культурным подъемом европейских стран. Такой подъем создал предпосылки для перехода к системному подходу в познании явлений окружающего мира, в том числе и в исследовании конфликтов. Наиболее яркие конфликтологические идеи того времени содержались в работах Фрэнсиса Бэкона (1561-1626), Томаса Гоббса (1588-1679), Жан-Жака Руссо (1712-1778)Ю Адама Смита (1723-1790). Например, Ф. Бэкон применил системный подход к анализу причин социальных конфликтов внутри страны. Т. Гоббс разработал теорию естественного состояния общества, как «войне всех против всех».

5. Первая половина XIX века характеризовалась, как период расцвета классической немецкой философии, представители которой – Иммануил Кант (1724-1804), Георг Гегель (1770-1831), Людвиг Фейербах (1804-1872) внесли заметный вклад в теоретическое исследование конфликтов, имеющих социальную природу. В этот период были сформулированы идеи о вечном мире (И. Кант) и о войне, как средстве нравственного очищения (Г. Гегель).

6. Вторая половина XIX века занимает исключительное место в становлении конфликтологии, как самостоятельной научной теории. Это обстоятельство обусловлено возникновением и оформлением таких отраслей научного знания, как экспериментальная психология, социология, марксистская философия. Поэтому наиболее значительные конфликтологические идеи содержались в трудах Вильгельма Вундта (1832-1920), Огюста Конта (1798-1857), Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). Кроме них, необходимо отметить труды  Карла Клаузевица (1780-1831), Георга Зиммеля (1858-1918), Питирима Сорокина (1889-1968) и Зигмунда Фрейда (1856-1939). В целом, развития конфликтологии в этот период было обусловлено следующими основными факторами:

1.     К этому времени в науке накоплен достаточно большой объем информации по проблемам конфликта. Научные знания о причинах и динамике конфликта содержались в основных трудах многих выдающихся мыслителей прошлых эпох;

2.     Этот период характеризовался сильнейшими социальными потрясениями – войнами,  экономическими кризисами, социальными революциями. Внимание общества и науки к исследованию социальных проблем было повышенным;

3.     В этот период возникает ряд новых научных концепций, которые коренным образом изменили человеческие возможности социального познания.

 

Особенности развития конфликтологии в России.

Конфликтология в России

Исторические документы неопровержимо  свидетельствуют о том, что вражда между людьми в обществе была так  же обычна, как согласие и сотрудничество.

Как справедливо отмечает И.А. Кох, в истории общественной мысли  по этому поводу сложились два  противоположных подхода. Согласно одной концепции, общество базируется на согласии и сотрудничестве, общественном порядке и единстве, являющимися выражением одной воли. Только такое общество способно нормально развиваться. Сторонники противоположной концепции считают, что единство и порядок в обществе могут опираться только на силу, принуждение, господство одних и бесправие других. В этом случае конфликт рассматривается как естественное явление общественной жизни.

При всей противоположности этих концепций  ни одна из них не отражает в полной мере действительность. Исторический опыт показывает, что бесконфликтная модель общества является иллюзией, а  с другой стороны, согласие и сотрудничество являются основой интеграции общества и его успешного поступательного  развития.

Только начиная со второй половины 20 века, когда на Западе появился целый  ряд работ, специально посвященных  анализу конфликтов, можно говорить о конфликтологии как о самостоятельной области знания.

Конфликты сопровождают и обуславливают  историю общества, государств, народов  и личную жизнь каждого человека. Однако в советской науке долгое время понятие конфликт возникало  только в контексте изучения западного  образа жизни: у них конфликты  были, а у нас нет. Важнейшей  чертой идеологии социализма был  принцип единства, который носил  всеобщий характер: единство советского народа, стирание границ между умственным трудом и физическим, единство партии и народа, сближение города и деревни, единство рабочего класса и крестьянства с советской интеллигенцией и  т.п. Данный способ видения социальной действительности пронизывал все сферы  общества. Даже в литературе и искусстве  господствовал принцип бесконфликтности. Конфликты могли быть только проявлением  враждебной западной идеологии или  пережитков прошлого. Необходимо отметить, что определенные основания для  социалистической идеологии были, так  как общество тоталитарное отличается от демократического меньшей свободой, а следовательно, и меньшей конфликтностью.

Представление о социализме как  обществе, лишенном социальных противоречий, невольно накладывали запрет на изучение противоречий и конфликтов не только в политической области, но и в  экономике, культуре. Другими словами, в тоталитарном обществе конфликт как  нормальная форма взаимодействия между  людьми исключается.

Отношение к конфликтам в тоталитарном и демократическом обществах  прямо противоположно. В первом они  рассматриваются как аномальное явление, а во втором как неотъемлемая сторона взаимодействия между людьми.

Тоталитарное общество характеризуется  высокой степенью однородности социальной структуры, единообразием общественного  порядка и жестко централизованным государственным управлением. Обычным  атрибутом такого общества является моноидеология с присущими ей мифами. Одним из таких мифов является отсутствие конфликтов в обществе, якобы вытекающее из однородности социальной структуры, равенства и равноправия всех людей.

В таком обществе нет места конфликтам, а когда они все же возникают, то рассматриваются как аномалия, как дисфункция, нарушающая нормальный ритм функционирования социальной системы. Отсюда и способ разрешения возникающих  конфликтов: подавить, ликвидировать  силой, убрать лидеров.

Идеал тоталитарного общества стабильность, порядок. Это достигается преимущественно  силовыми методами. Своеобразное отношение  тоталитарного общества к конфликтам проявляется и в том, что в  необходимых случаях искусственно создаются конфликтные ситуации. Для истории советского общества в этом смысле в одном ряду находятся  конфликты 1929 года, обострение классовой  борьбы в 30-х годах, война в Афганистане. Этот перечень можно продолжить.

Это обусловлено, прежде всего, тем, что  тоталитарные режимы имеют, если можно  так сказать, два важных достоинства:

1. относительно высокий уровень  социальной защищенности каждой  личности (гарантия прожиточного  минимума, отсутствие или малая  степень безработицы; физическая  безопасность, низкий уровень преступности  и другие);

2. способность государства сосредоточит  ресурсы на одном решающем  направлении благодаря жестко  централизованной структуре управления (например, на создании мощных  вооруженных сил, освоении космоса).

Прямо противоположным является отношение  к конфликтам в демократическом обществе, которое предполагает многообразие форм жизнедеятельности, сложную многоуровневую социальную структуру, сосуществование множества социальных групп со своими специфическими интересами. Общественные отношения в демократическом обществе регулируются, прежде всего, на основе норм правовых, нравственных, а не силовыми методами.

Сосуществование различных социальных групп и индивидов базируется на признании специфических интересов  друг друга. Борьба за свои интересы закономерно  ведет к столкновениям, к конфликтам. Отсюда следует первый важный вывод: в демократическом обществе конфликты являются закономерным явлением.

Итак, конфликты в демократическом обществе не являются аномалией. Их существование обусловлено наличием разнообразных социальных групп, специфическими личными и групповыми интересами и признанием права за каждым стремиться к их реализации.

Второе важное отличие демократического общества от тоталитарного связано  с регулированием конфликтных ситуаций и разрешением конфликтов. Для демократического общества характерны признание права за каждым иметь свои интересы, толерантность друг к другу. Отсюда в разрешении конфликтов преобладает стремление к поиску баланса интересов, к поиску компромисса. Основной способ достижения согласия переговоры, учет интересов друг друга, взаимные уступки. Поведение участников конфликта определяется нормами и правилами правовыми, нравственными и другими. Строгое следование юридическим нормам, правовое регулирование и являются альтернативной насилию основой урегулирования конфликта. Не случайно демократическое общество характеризует высокая правовая культура результат многолетней правовой практики правового регулирования конфликтов, прежде всего между субъектами собственности.

Обратим также внимание на следующее  обстоятельство. Если в тоталитарном обществе речь идет о разрешении конфликтов, то в демократическом акцент переносится  на регулирование конфликтных ситуаций. Насилием можно разрешить конфликт (например, уничтожением одной из конфликтующих  сторон), ненасильственные методы далеко не всегда ведут к полному разрешению конфликта, чаще к компромиссу, балансу  интересов или балансу сил, то есть урегулированию конфликтных ситуаций к удовлетворению конфликтующих  сторон.

В развитых странах с сильными демократическими традициями всегда уделялось много  внимания анализу и разработке способов регулирования конфликтных ситуаций.

Становление рыночной экономики и  демократизация общественной жизни  объективно связаны с признанием конфликта как естественной формы  взаимоотношений между людьми. В  основе рыночных отношений постоянный конфликт интересов, конкуренция, борьба за ресурсы и рынки сбыта. Демократия неразрывно связана с признанием специфических интересов личности и права борьбы за них, с признанием противоречий в политических отношениях и борьбы за власть. В этих условиях необходимы соответствующие правила  поведения в конфликтных ситуациях. Соблюдение этих правил помогает разрешать  конфликты с наибольшей выгодой  или с наименьшим ущербом.

Исследованием конфликтов занимались и в нашем обществе, главным  образом социологи и психологи. Однако в гуманитарных и социальных исследованиях были разрешенные  и запретные области. Разрешалось  изучать конфликты в межличностных  отношениях, в семье, частично в трудовых коллективах, а запрещалось в  политической и социально-экономической  сферах.

Таким образом, можно констатировать, что в стране, провозглашавшей  диалектический материализм Маркса методологической базой для всех наук, на практике исповедовался функционализм  с его идеалом единства и гармонии, противоречие же, как источник развития выносилось за границы реального  существования советского общества временные (в капиталистическое  прошлое) или пространственные (в  капиталистическую заграницу). Те же противоречия, которые нельзя было не заметить, назывались родимыми пятнами капитализма или проявлением недостаточной для социалистического общества сознательности отдельных его членов.

И, если вспомнить, что противоречие источник развития по Гегелю и Марксу, то неслучайно 70-80-е гг. называют периодом застоя. Ведь именно в это время  приближалось обещанное построение коммунизма (т.е. общества без противоречий) в нашей стране.

Теоретико-методологические основы конфликтологии.  

до сих пор как в странах Запада, так и в Азербайджане не сложилась общепризнанная теория конфликта,  проявляются существенные расхождения в теоретико-методологических подходах к характеристике роли и значения конфликтологии.  
 
Самое общее представление о предмете конфликтологии дает этимология слова  «конфликтология» - «наука о конфликтах». Ученые-конфликтологи дают и более широкое определение. Конфликтология – это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принипах и технологиях управления ими.  Ее объектом является конфликт во всех его формах,  а предметом –  то всеобщее, что характеризует возникновение, развитие и завершение любого конфликта.  
 
Важнейшая цель конфликтологии –  теоретическое обеспечение практического разрешения, регулирования конфликтов. Конфликтология как научная дисциплина решает следующие основные задачи: выявление сущности конфликтов,  их причин,  этапов,  участников;  определение методов регулирования конфликтных ситуаций,  а также способов предотвращения конфликтов;  установление основных форм конфликтов, своеобразия каждой из них.  
 
Современная конфликтология –  это достаточно развитая многоотраслевая дисциплина.  Ее основы были заложены такими науками,  как философия,  социология и психология.  Однако в становлении конфликтологии как новой научной дисциплины сыграли определенную роль и другие науки:  история,  политология, экономика, искусствоведение, правоведение, теория управления и т.д.  
 
Особенностью конфликтологии является ее комплексный характер.  Поскольку конфликты имеют место во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях ее организации и развития,  то ими интересуются предствители различных социальных и гуманитарных дисциплин.  Политологи, социологи,  психологи, юристы, экономисты и другие ученые изучают различные аспекты социальных конфликтов, их развития и преодоления. Общая для всех смежных наук цель –  выявление и объяснение механизмов, управляющих социальными процессами, связанными с конфликтами, их динамикой.  
 
Связь конфликтологии с этими науками раскрывается в следующих двух аспектах.  Первый аспект заключается в том,  что конфликтология опирается на принципы познания,  которые выработаны в рамках других наук и позволяют глубже понять предмет конфликтологических исследований. Такими принципами являются следующие:  всеобщей связи;  детерминизма;  развития; системного подхода;  социально- деятельностного контекста;  личностного подхода;  дополнительности и другие.  Второй аспект проблемы состоит в творческом использовании конфликтологией методов исследования других наук. 
 
Но конфликтология имеет обратное влияние на те науки,  с которыми она связана.  Так,  конфликтологические проблемы в сфере межличностных отношений стимулируют решение многих психологических,  социологических,  правовых и нравственных проблем,  в частности,  проблем общения,  взаимоотношений, социально-психологического климата и многих других.  
 
В современной литературе отмечается,  что конфликтология развивается по следующим наиболее актуальным направлениям:   
 
-  изучение основных прикладных аспектов конфликтов различного типа;   
 
-  изучение и интеграция информации,  относящейся к разным областям наук,  занимающихся проблемой 
 
конфликтов;  
 
-  разработка систем контроля и диагностика развития конфликтов и вариантов их разрешения;  
 
-  определение предмета и содержания самого понятия конфликта;  
 
-  анализ причин, источников и условий возникновения конфликтов, их влияния на уровень организаций взаимообусловленных отношений. (6)  
 
Методологическую основу конфликтологии составляет комплекс философских,  политологических и социологических идей, аккумулируемых в теории конфликта. Коренной вопрос той или иной методологии – вопрос о природе конфликта,  который тесно связан с социальной структурой общества.(7) Функциолисты исходят из социальной структуры общества, считая, что она не фиксирует постоянные и четкие классовые различия, а характеризуется высоким уровнем социальной мобильности. Структуралисты увязывают анализ конфликтов прежде всего с социальной структурой и ее изменением.  Р.Дарендорф,  например,  пишет:  
 
«Социальные конфликты вырастают из структуры обществ,  являющихся союзами господства и имеющих тенденцию к постоянно кристаллизуемым столкновениям между организованными сторонами».  
 
Важнейшая проблема методологии теории конфликта –  это проблема объективности.  Она решается путем сочетания современных концепций в конфликтологии,  включая концепцию согласия,  интеграции,  с одной стороны,  и конфликтную модель общества -  с другой. Ведь и конфликт,  и равновесие,  интеграция,  выражающаяся в парадигме согласия, -  две стороны,  два взаимосвязанных момента одного и того же общественного процесса.  Ничто не абсолютно:  ни конфликт,  ни согласие;  все относительно и взаимообусловленно.   
 
Методы конфликтологии многообразны. Их можно разделить на четыре группы: методы изучения и оценки личности  (наблюдение,  опрос, тестирование);  методы изучения и оценки социально- психологических явлений в группах  (наблюдение, опрос, социометрический метод); методы диагностики и анализа конфликта (наблюдение, опрос, анализ результатов деятельности); методы управления конфликтами (структурные методы, метод картографии).   
 
Ученые делят методы конфликтологии на субъективные и объективные.  В первом случае предполагается рассмотрение конфликта как естественного явления в обществе, безотносительно к оценке его познающим субъектом и противоборствующими сторонами. Во втором – конфликт рассматривается с точки зрения позиций, с учетом оценки конфликта познающим субъектом и противоположными агентами. И тот и другой познавательные процессы имеют место в действительности.  Как объективный,  так и субъективный метод только в единстве дают знание о конфликтной реальности,  позволяют понять объективную и субъективную стороны конфликта и связанного с ним поведения. Приоритетность того или иного метода в каждом конкретном случае определяется видом конфликта.  
 
С учетом того, что конфликтология – теоретико-прикладная дисциплина, ее содержание слагается из следующих уровней знания:   
 
1.  теоретического объяснения конфликта как социального явления,  анализа его природы,  динамики взаимосвязи со всеми общественными отношениями,  его места и функций в системе общественных действий и взаимодействий;   
 
2.  изучение конкретных видов конфликтов,  возникающих в различных формах социальной жизни,  технологии их регулирования и разрешения.  
 
В целом ученые-исследователи выделяют три уровня изучения конфликтов:  фундаментальный теоретический;  с позиции теории среднего уровня;  эмпирический уровень,  подчиненный непосредственно практическим управленческим целям.  Соответственно следует различать и функции конфликтологии:  теоретико-познавательная,  аналитическая и прогностико-управленческая.  Разработка фундаментальных теоретических проблем конфликтологии вносит вклад в развитие социальных наук. Исследования с позиций теории среднего уровня обогащают социологические и политологические знания о механизмах общественных процессов. Изучение конфликта на эмпирическом уровне, в сочетании с теорией, позволяет разрабатывать прогностические модели конфликтного действия общественных субъектов и методов управления им.   
 
В современных конфликтологических исследованиях придается особое значение различным факторам,  особенно изучению структуры и динамики феномена власти,  проводящей в жизнь целенаправленную политику.  В настоящее время в азербайджанском обществоведении,  во всех исследованиях как политологов, так и конфликтологов научный анализ конфликтных явлений и процессов имеет особую значимость и актуальность. (8)  
 
Исходя из вышесказанного необходимо сделать вывод,  что конфликт исследуется с разных позиций многими науками. Конфликтология же, обобщая, интегрируя их выводы, является наукой, находящейся на стыке этих наук. Конфликтология – это комплексная дисциплина, что требует соответствующего подхода и к ее изучению. 

Информация о работе Эволюция конфликтологических взглядов в истории философско-социологической мысли