Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 17:49, реферат
Юношеский возраст - этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Отвечая самому себе на вопросы "Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?", молодой человек формирует:
1) самосознание - целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают
Юношеский возраст - этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Отвечая самому себе на вопросы "Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?", молодой человек формирует:
1) самосознание - целостное
представление о самом себе, эмоциональное
отношение к самому себе, самооценка
своей внешности, умственных, моральных,
волевых качеств, осознание
возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;
2) собственное мировоззрение
как целостную систему
3) стремление заново и
критически осмыслить все
Для юношества свойственны
максимализм суждений, своеобразный
эгоцентризм мышления. Но в такой
ситуации юноша вынужден опираться
на моральную поддержку
Важнейший психологический процесс юношеского возраста - становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего "Я". Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:
1) открытие своего внутреннего мира;
2) появляется осознание
необратимости времени,
3) Формируется целостное
представление о самом себе, отношение
к себе, причем вначале осознаются
и оцениваются человеком
4) Происходит осознание
и формируется отношение к
зарождающейся сексуальной
В древнеиндийском эпосе формулу любви выразили так: "Потребности души рождают дружбу, потребности ума уважение, потребности тела - сексуальное желание. А все три вместе рождают любовь"; т.е. любовь = дружба + уважение + секс.
Любовь с первого взгляда возможна, она вырастает из влечения, появившегося в начале знакомства и усиливается потом дружбой, взаимоуважением. Если же влечение не подкрепляется дружбой, уважением, взаимопониманием, то влюбленность уходит, не перерастая в любовь. Влюбленность - это состояние, когда из "всех трех составляющих любви" в чувстве человека отсутствуют "потребности ума", что обусловливает своеобразное "опьянение чувством" с потерей ответственности и аналитических мыслительных способностей, в результате человек не задумывается о последствиях, не замечает недостатков избранника, не имеет взаимного уважения и осознания личностных качеств друг друга ("Слепота влюбленных"). Влюбленность может перерасти в любовь (если к чувству влюбленности присоединится взаимоуважение и взаимопонимание), а может и угаснуть (что чаще бывает).
Влюбленность сравнительно легко возникает и естественным путем, а также в результате "своеобразных ловушек влюбленности":
1) ловушка "обоюдного
актерства", чтоб выглядеть значительнее,
интереснее в глазах друг
2) ловушка "уязвленного самолюбия";
3) ловушка "интимной удачи";
4) ловушка "простоты отношений".
Любовь мужчины и женщины бывает, по крайней мере, двух типов:
1) любовь как чувство
предпочтения одного человека
перед всеми другими, даже
2) и есть любовь
В социальной психологии выделяют
три сферы, в которых осуществляется
становление, формирование личности: деятельность,
общение, самосознание. В ходе социализации
расширяются и углубляются
- сознание отличия себя от остального мира;
- сознание "Я" как
активного начала субъекта
- сознание своих психических
свойств, эмоциональные
- социально-нравственная
самооценка, самоуважение, которое
формируется на основе
Критерии самосознания
1) выделение себя из
среды, сознание себя как
2) осознание своей активности - "Я управляю собой";
3) осознание себя "через другого" ("То, что я вижу в других, это может быть и мое качество");
4) моральная оценка себя, наличие рефлексии - осознание своего внутреннего опыта.
В структуре самосознания можно выделить:
1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего "Я" ("Я" как действующий субъект");
2) осознание своих реальных и желаемых качеств "Реальное Я" и "Идеальное Я");
3) познавательные, когнитивные представления о себе ("Я как наблюдаемый объект");
4) эмоциональное, чувственное представление о себе.
В целом можно выделить 3 пласта сознания человека:
1) отношение к себе;
2) отношение к другим людям;
3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).
Отношение к другим людям,
осознание этого отношения
1) эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям ("Если мне помогают, то - хорошие люди");
2) группоцентрический уровень отношений ("Если другой человек принадлежит к моей группе, он - хороший");
3) просоциальный уровень ("Другой человек - это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть". "Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой;");
4) зстохолический уровень - уровень исходов ("Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность - главное в отношении к другому человеку").
От уровня смыслового отношения к другим людям зависят деятельность, поведение, общение человека. Интересно заметить, что культура определенного общества зовет к определенным идеалам, к определенному уровню смыслового отношения к людям. Так, традиционно русская культура стремилась к ценности милосердия, духовности, стремилась к зстохолическому уровню ценностей и отношений, взывала к совести человека, к Богу. Культура советского социалистического общества проповедовала классовую целесообразность, жесткость к инакомыслящим, к классовым врагам", т.е. тяготела к группоцентрическому уровню ценностей и отношений ("Кто не с нами, тот против нас"). Западная культура культивирует уважение к правам, самосознанию личности, к чести, достоинству, к закону, стремится к просоциальному уровню ценностей и отношений к людям.
Все эти уровни отношений как-то представлены у каждого человека (либо в качестве ситуационных реакций, либо в качестве устойчивых, личностно присвоенных реакций, которые входят в структуру личности, или в качестве личностных ценностей, осознанных убеждений ("Я на том стою, и не могу иначе"), но встает вопрос, что преобладает, что выигрывает в конфликте, какой уровень (эгоцентрический, группоцентрический, просоциальный, эстохолический) определит поведение человека.
Информация о работе Юношеский возраст- этап формирования самосознания