№ п/п |
Понятие |
Определение |
|
Юность |
период в развитии человека, соответствующий
переходу от подросткового возраста к
самостоятельной жизни. |
|
Самосознание в юношеском возрасте |
самосознание, характеризующееся познанием
своего «Я» не только в настоящем, но и
в будущем, что связано с определением
своих жизненных планов и целей, нравственных
идеалов. |
|
Идентичность |
субъективное чувство непрерывной самотождественности. |
|
Уход от близких взаимоотношений |
тип развития неадекватной идентификации,
обусловленный страхом потери собственной
идентичности. |
|
Размывание времени |
тип развития неадекватной идентификации,
при котором подросток обнаруживает неспособность
(упорное нежелание) строить планы на будущее
и избегает взросления. |
|
Негативная идентичность |
- тип развития неадекватной идентификации,
при котором наблюдается презрительное,
враждебное отношение к занятиям
и ценностям, принятым в семье
и ближайшем окружении подростка;
попытки найти идентичность, прямо
противоположную той, которую предпочитают
для своего ребенка ближние. |
|
«Я-концепция» |
относительно устойчивая, в большей или
меньшей степени осознанная, переживаемая
как неповторимая система представлений
подростка о самом себе, на основе которой
он строит свои взаимоотношения с другими
людьми и относится к себе. |
|
Личностная рефлексия |
важный механизм самосознания, представляющий
собой форму осознания подростком, как
своего внутреннего мира, так и понимания
внутреннего мира других людей. |
|
Реальное Я |
представление о себе в настоящем времени. |
|
Идеальное Я |
то, каким субъект, по его мнению, должен
был бы стать, ориентируясь на моральные
нормы. |
|
Формирование психосексуальной зрелости
в юности |
биологический процесс ее становления
и психосоциальный процесс усвоения индивидом
половой роли и признания ее обществом. |
|
Психосексуальная ориентация |
направленность полового влечения и форм
его реализации. |
|
Социальные половые роли |
социальные нормы, определяющие дифференциацию
деятельности, статуса, прав и обязанностей
мужчин и женщин. |
|
Половая идентичность |
единство поведения и самосознания индивида,
причисляющего себя к определенному полу
и ориентирующегося на требования соответствующей
половой роли. |
|
Самоопределение |
осознание себя, с субъективной точки
зрения, в качестве члена общества и в
новой общественно значимой позиции. |
|
Потребность в смысле жизни |
потребность в том, чтобы осознавать свою
жизнь не как серию случайных, разрозненных,
событий, а, как, цельный процесс, имеющий
определенное направление, преемственность
и смысл. |
|
Жизненный план |
обобщение целей, которые ставит перёд
собой личность, как следствие построения
«пирамиды» ее мотивов, становления устойчивого
ядра ценностных ориентации, которые подчиняют
себе частные, преходящие стремления. |
|
Дружба |
вид устойчивых, индивидуально-избирательных
межличностных отношений, характеризующихся
взаимной привязанностью их участников,
усилением процессов аффилиации, взаимными
ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. |
|
Любовь |
высокая степень эмоционально положительного
отношения субъекта, выделяющего свой
объект среди других и помещающего его
в центр своих жизненных потребностей
и интересов. |
|
Подлинная интимность отношений в юности |
совмещение жизненных целей и перспектив
друзей при сохранении индивидуальности
и особенности каждого, возможное только
на основе относительно стабильного образа
«Я». |
|
Мировоззрение |
взгляд на мир в целом, система представлений
об общих принципах и основах бытия, жизненная
философия человека, сумма и итог всех
его знаний. |
1. |
Абрамова Г. С. Возрастная психология.
1999г. |
2. |
Байярд Роберт Т., Байярд Джин. Ваш беспокойный
подросток. |
3. |
Бернс Р. Я-концепция и воспитание Психология
подростка. Хрестоматия / сост. Фролов
Ю.И. 1997г. |
4. |
Драгунова Т.В. Подросток. 1976г. |
5. |
Зацепин В. Любовь и долг. Ты и я / сост.
Л. Антипина. 1989г. |
6. |
Кон И.С. Введение в сексологию. 1990г. |
7. |
Кон И.С. Психология ранней юности 1989г. |
8. |
Кон И.С. Психосексуальное развитие и взаимоотношения
полов. Психология подростка. Хрестоматия
/ сост. Фролов Ю.И. 1997г. |
9. |
Кочюнас Р. Основы психологического консультирования.
1999г. |
10. |
Майерс Д. Социальная психология. 1998г. |
11. |
Мудрик Л.В. Современный старшеклассник.
Хрестоматия по возрастной психологии
/ под ред. Д.И. Фельдштейна 1996г. |
12. |
Немов Р.С. Психология В 3 кн., 2003. - Кн. 1 |
13. |
Практическая психодиагностика / под ред.
Д.Я. Райгородского. 1998г. |
14. |
Роджерс К. Что значит становиться человеком?
Теории личности в западно-европейской
и американской психологии / под ред. Д.Я.
Райгородского. 1996г. |
15. |
Туревская Т.А. Диагностика механизмов
и функций регуляции переживаний в подростковом
возрасте. Диагностика и коррекция нарушений
социальной адаптации подростков / под
ред. С.А. Беличевой. 1994г. |
16. |
-
Шпрангер Э. Эротика и сексуальность в юношеском возрасте. Психология подростка. Хрестоматия / сост. Фролов Ю.И. 1997г.
|