Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 21:13, доклад
Предметом юридической психологии являются психологические явления в сфере правоприменительной деятельности или точнее психологические особенности и закономерности психики личности и психологии групп людей, деятельность которых связана с нормотворчеством, нормоприменением и следованием правовым нормам (или нарушением норм права).
Предмет и система юридической психологии
Предметом юридической психологии являются психологические явления в сфере правоприменительной деятельности или точнее психологические особенности и закономерности психики личности и психологии групп людей, деятельность которых связана с нормотворчеством, нормоприменением и следованием правовым нормам (или нарушением норм права).
Система (структура) юридической психологии представляет собой круг исследуемых ею проблем, которые определяются самой логикой правового регулирования.
Юридическая психология имеет свою систему, состоящую из следующих разделов:
- правовая психология, изучающая право, как фактор социальной регуляции поведения, а также психологию правосознания;
- криминальная психология,
предметом изучения которой
- психология уголовного судопроизводства, изучающая психологию следственных действий в обшей системе расследования и судебно-психологическую экспертизу в уголовном процессе;
- психология судебной
деятельности, состоящая из психологических
особенностей судебного
- исправительная психология,
задачами которой являются
- психология гражданско-
2. История развития юридической психологии
Юридическая психология - одна
из сравнительно молодых отраслей психологической
науки. Первые попытки систематического
решения некоторых задач
Одним из первых авторов, который рассмотрел ряд судебно-психологических аспектов в контексте идеи гуманизма, был М.М. Щербатов (1733 -1790). В своих трудах он требовал, чтобы законы разрабатывались с учетом индивидуальных особенностей личности человека, одним из первых он поднял вопрос об условно - досрочном освобождении от наказания. Он положительно оценивал фактор труда в перевоспитании преступника. Значительное количество работ по юридической психологии появилось в России в третьей четверти XIX в. Это работы И.С. Баршева «Взгляд на науку уголовного законоведения», К.Я. Яновича-Яневского «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиологии», А.У. Фрезе «Очерк судебной психологии», Л.Е. Владимирова «Психические особенности преступников по новейшим исследованиям» и некоторые другие. В указанных работах высказывались мысли о чисто прагматическом использовании психологических знаний в конкретной деятельности судебных и следственных органов. Так, И.С. Баршев писал, что если судья не знает психологии, то это будет «суд не над живыми существами, а над трупами». Попытка использовать данные психологии в расследовании преступлений сделана в работах немецких ученых И. Гофбауэра «Психология в ее основных применениях в судебной жизни» (1808) и И. Фридриха «Систематическое руководство по судебной психологии» (1835).
Психологические вопросы
оценки свидетельских показаний
занимали и выдающегося французского
ученого-математика Пьера Симона Лапласа.
В «Опытах философии теории вероятностей»,
изданной во Франции в 1814 г., П.С. Лаплас
делает попытку дать материалистическую
интерпретацию вопроса
Конец XIX и начало XX в. связаны
с интенсивным развитием
Отличительная особенность современного криминологического знания -- это системный подход к рассмотрению и изучению причин и факторов отклоняющегося поведения, разработка проблемы одновременно представителями различных наук: юристами, социологами, психологами, медиками. Это, в свою очередь, позволяет подходить к практике предупреждения преступлений комплексно. Немалую роль при этом играет психолого-педагогическое обеспечение правоохранительной, превентивной и пенитенциарной деятельности соответствующих социальных институтов. Современные биологизаторские криминологические теории далеко не так наивно, как Ломброзо, объясняют природу преступного поведения. Они строят свою аргументацию на достижениях современных наук: генетики, психологии, психоанализа.
3. Методы юридической психологии
К методам юридической психологии относятся следующие методы ее исследования:
- метод структурного анализа -- направлен на выявление структурно-функциональных зависимостей в явлении, которое надлежит исследовать. При помощи данного метода изучается личность преступника.
- метод структурно-
- метод естественного эксперимента -- направлен на изучение испытуемым лицом обстановки эксперимента, который воспринимается им как подлинное событие;
- метод беседы, т. е,
доверительного общения с
- метод изучения гражданских
и уголовных дел, а также
следственных и судебных
- биографический метод -- с его помощью из биографии исследуемого лица и ему принадлежащих документов исследуется личность;
- метод обобщения независимых
характеристик позволяет
- метод изучения отдельного
случая -- состоит в углубленном исследовании
социально-психологического явления на
одном конкретном объекте.
4. Психология личности и деятельности
В психологии понятие личности
введено для обозначения
Рассматривая личность, мы всегда говорим о чертах, сформированных под влиянием общественного сознания и проявляющихся в социальном взаимодействии, проще говоря, личность - это человек в социуме. Личность человека есть продукт процесса социализации - усвоения культуры общества, в котором он вырос. Культура является вместилищем результатов познания, форм общения людей, правил поведения, эстетических взглядов, мировоззрения, ценностей, норм морали и права. Личность формируется в процессе общения с себе подобными. Личность охватывает весь спектр психологических характеристик, начиная от неотъемлемых психофизиологических особенностей типа темперамента и заканчивая высшими психическими образованиями, такими как ценностные и нравственные структуры. Личность не дается нам от рождения - о младенце и ребенке не говорят «личность». Психические свойства личности - ее особенности и характерологические черты - формируются в ходе жизни, в процессе социализации. Наследственные, врожденные особенности человека являются лишь задатками, на базе которых развиваются психические структуры. Биологические черты обусловливают, но не предопределяют психических свойств. Зрелая личность - это человек со своими взглядами и убеждениями, проявляющий свою уникальную целостность, единство социально-психологических качеств в межличностных и общественных отношениях, сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими. Отсутствие или недостаток развития личности говорит о том, что индивид не может в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или бездействия и руководить ими либо действует по легкомыслию.
Под деятельностью понимается
активность субъекта, направленная на
изменение мира, на производство или
порождение определенного
5. Социализация личности
Социализация личности -- формирование у нее такой структуры потребностей, которая соответствует интересам данного общества, овладение личностью эталонными образцами и нормами поведения в данной социальной среде. В широком смысле слова социализация личности -- это овладение ею культурой общества.
В результате систематического
повторения социально положительных
форм поведения формируются
Социальные условия, потребности
общества выражаются в интересах
общества. В зависимости от соблюдения
или несоблюдения индивидом интересов
общества его поведение оценивается
или как социально
На основе социальных норм происходит подразделение поведения на нормальное (социально адаптированное), отклоняющееся (девиантное) и противонормное (в том числе и противоправное) поведение.
Присвоение личностью социальных норм называется интернализацией. Присвоение социальных норм, их включение во внутренний мир личности -- это не процесс уподобления внешним образцам, а процесс структурирования сознания личности. Социальные нормы в широком смысле слова формируют индивидуальное сознание, организуют его структуру. Интернализованные социальные нормы становятся регуляторами личностного поведения. Но они регулируют поведение не непосредственно, а через соответствующую организацию сознания. Как структурные факторы социальные нормы выступают в роли селективных образований, в роли регуляторов системы личностных смыслов и оценок. В тех случаях, когда социальная норма не включается в ценностную систему личности, поведение человека приобретает асоциальный характер. Принятая личностью нормативная система определяет всю мотивационную, смыслообразующую сферу поведения человека. На отклоняющееся, девиантное, а тем более на антисоциальное поведение общество реагирует соответствующей системой воздействий.
Меры социального воздействия для реализации социальных требований называются социальным контролем. Социальный контроль -- это система общественного воздействия на личность, обеспечивающая устойчивые социальные отношения, подчинение личности нормам группы. Социальный контроль осуществляется системой санкций. Санкция -- это реакция группы на социально значимый поступок личности, стимулирующая желательное поведение, приемлемое для данной группы. Санкции могут быть формальными и неформальными. К формальным санкциям относятся правовые санкции, к неформальным - морально-этические. Но социализированный человек обычно сам руководствуется нормами социальных групп - происходит интериоризация социального контроля. И если социальные нормы добровольно принимаются человеком, то эти нормы не противостоят ему как ограничители его свободы. Подлинно свободным является лишь тот, кто хорошо выполняет свои социальные обязанности.
6. Личность и социальная группа
Личность представляет собой
устойчивую систему психологических,
мировоззренческих и