Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 22:13, курсовая работа
Психология – это наука, изучающая закономерности и механизмы возникновения и функционирования психики. Долгое время, начиная с античных времен, психологические проблемы разрабатывались внутри философии и только в средине XIX века психология выделилась в самостоятельную науку.
Введение………………………………………………………………………..3
ГлаваΙ. Юридическая психология в системе научных знаний…….……..….5
1.1Объект, предмет и задачи юридической психологии……………....…...….8
1.2 Структура и метод юридической психологии………………….…………..9
1.3Принципы юридической психологии…………………….….................….11
1.4Современное состояние юридической психологии……………….…....16
ГлаваΙΙ. Значение юридической психологии для деятельности правоохранительных органов…………………………………………………………..….22
Заключение………………………………………………………....................…….23
Список использованной литературы…………………...............………….…26
В юридической психологи используются методы, присущие общей и социальной психологии. Наряду с этим, для юридической психологии присущи методы, которые не встречаются в других отраслях психологических знаний.2
К числу таких специальных методов можно отнести:
1) метод составления психологического портрета преступника;
2)метод психологического анализа уголовного дела и составления рекомендаций следственно-оперативным работникам;
3) метод судебно-психологической экспертизы;
4) "следственный" или "розыскной" гипноз;
5) метод выявления скрываемых обстоятельств, лжесвидетельства и др.3
Указанные методы вооружают юристов эффективным оружием в сфере раскрытия и расследования преступлений. Ряд этих методов дается для отработки студентами в практикуме данного учебно-методического.
1.3 Принципы юридической психологии
В основе системы научного знания, как известно, лежат определенные принципы, т.е. основне положения, позиции, Которые определяют методические подходы к проведению исследований, объяснению наблюдаемых феноменов, обработке и трактовке результатов. Юридическая психология опирается на принципы, установленные в общей психологии, трактуя их применительно к своїй области знания. В качестве основних принципов юридической психологии следует выделить следующие.4
Принцип объективности при исследовании психики в условиях правових взаимоотношений. Данный принцип требует, чтобы при изучении поведения людей в условиях законопослушного или протиправного поведения следователь и суд руководствовались объективными показателями проявления психических процессов, состояний и поступков человека. Поэтому первостепенную роль в установлении истины играют методы объективного наблюдения, лабораторного и натурного экспериментов, сбора и анализафактов, вещественных доказательств, экспертных оценок и т.п., тога как субъективные и проективне тесты играют вспомогательную роль. При оценке личности индивида в процес се следствия и судебного разбирательства важно избежать субъективизма и необоснованности заключений.
Принцип детерминизма (причинной обусловленности) в области правових отношений. Этот принцип побуждает нас не только фиксировать определенное явление (поступок), но и обнаруживать причины, факторы, обусловившие его возникновение. Различные формы асоціального поведения когут бать детерминированы комплексом природних психо физиологических, индивидуально-психологических свойств личности, а также объективных русловий ее формирования в определенной социальной среде (семья, социальные взаимосвязи, школа, социально-экономические проблемы и т.д.).5
Принцип детерминизма позволяет
не только искать факторы, обусловившие
протиправное поведение человека, но и
прогнозироватьегодальнейшеераз
Принцип единствасознания и деятельности. Становление этого принципа в отечественной психологи связано с пониманием деятельности как ведущего фактора формирования личности. Именно включенность личности в определенные виды деятельности (продуктивной, социально-позитивной или асоциальной) обусловливает становление определенного типа поведения и формирования законопослушного или противоправного сознания человека.
Принцип развития. Из этого принципа следует, что личность на всем протяжении свого жизненного пути подвергается влиянию окружающей среды, конкретних русловий общения и взаимодействия с людьми, благодаря чему субъект усваивает определенную информацию и приобретает новыесвойства и качества. Личность не остаетсянеизменной, а в зависимости от складывающихся обстоятельств может изменяться как в лучшую, так и в худшую сторону. Юристу важно понимать, под. влиянием каких объективных и субъективных факторов сознание право послушного підростка деформировалось и превратилось в стимул противоправного поведения. Принцип развития утверждает также, что всякое воспитательное воздействие на человека, особенно на ребенка, производит определенный развивающий эффект как положительного, так и отрицательного порядка. Так, неблагоприятный психологический климат в семне или учебной группе может обусловить развитие агрессивности у подростка.
Принцип личностного подхода. Юридическая психология имеет своим объектом прежде всего личность как субъекта правопослушной или антиправовой деятельности, т.е. лицо, выражающее определенное отношение к нормам права. Поэтому важно исследовать, как объективные факторы внешней социальной и природной среды воздействуют и преломляются через сознание конкретной личности, обладающей определенными интеллектуальными и характерологическими особенностями, а также переживающей определенные психические состояния, опосредующие формирование асоциальных форм поведения.
Принцип системности. Внедрение в психологію этого принципа привело исследователей к пониманию психіки человека не как комплекса отдельных процессов и свойств, а как единого целостного образования – системы, в которой все когнитивные, коммуникативные и регулятивне функции взаимодействуют и взаимообусловливают друг друга. Деятельность человека понимается как целенаправленный, мотивированный и саморегулирующийся процесс. Одним из проявлений саморегуляции поведения является тот факт, что при всей изменчивости личность стремится к гомеостату, т.е. сохранению внутреннего равновесия своїй структуры. Для юридической психологи это положение важно, чтобы объяснить наличие психической «нормы», нормального, т.е. адаптированного к нормам права поведения. При изучениикаких-либо актов поведения мы должны учитывать всю систему свойствличности. При оценке конкретного противоправного действия человека не обходимо изучить структуру его личности в целом, его мотивацию, целенаправленность, индивидуально-психологические свойства.
Юридическая психологиякак наука, интегрирующая в себя психологические и юридические знания, наряду с общепсихологическими принципами должна соблюдать и основополагающие принципы, лежащие в основе правовой науки и действующего законодательства (В.В.Романов). Эти принципы хорошо известны специалистам в области юриспруденции, так как они законодательно введены в область права: соблюдение законности, равенства граждан перед законом, презумпции невиновности, справедливости, гуманности.
Принцип законности означает, что в процес се расследования и рассмотрения дела в суде не обходимо соблюдать определенные нормы, установленные государством и закрепленные в соответствующих статьях Конституции, в уголовно-процессуальном и гражданско-процессуальном кодексах.
Принцип равенства граждан перед законом отражает традиции демократизма гражданського общества, необходимость объективного подхода к аналізу деятельности субъекта независимо от его общественного и имущественного положения.
Принцип презумпции невиновности означает недопустимость предубежденного и необъективного подхода к расследованию дела, поспешного и субъективного подхода к принятию обвинительного заключения. Поэтому каждый обвиняемый имеет право на защиту. Установка следователя на виновность подозреваемых, целенаправленный в сторону обвинения подход и предвзятая трактовка фактов является одним из признаков профессиональной деформации юриста.6
Принцип справедливости требует, чтобы при расследовании и разбирательстве дела учасники судопроизводства опирались только на объективные доказательства и факты, исходя из правовых норм, а также определяли меру наказания в соответствии с характером совершенного деяния. Нарушение этого принципа приводит к грубым ошибкам следствия и решения суда.
Принцип гуманности требует уважения к личности в процес се судебно-психологических расследований, соблюдения норм этики, недопустимости унижения человеческого достоинства субъекта. В этой святи существуют определенные ограничения в применении отдельных методов и рекомендаций. Так, недопустимо применение аппаратурных методик, вызывающих болевые ощущения и эмоциональный стресс, методов силовых и физических воздействий, психологического давления, внушения (суггестии), гипноза, запугивания подследственных с целью получения желаемых показаний. Недопустимо проведение экспериментов, унижающих достоїнство человека или наносящих вред его психическому и физическому здоровью. При допросе недопустима постановка наводящих или подсказывающих вопросов, так как они содержат элементы внушения.
Таким образом, применение различных методов воздействия на личность в условиях следствия и разбирательства в суде должно, с одной стороны, основываться на знании законов общей психологии и психологи личности, а с другой – осуществляться в рамках определенных правовых норм.
1.4Современное состояние юридической психологии
Резкая критика в начале
30-х гг. допущенных ранее "биологизаторских"
ошибок, а также правовой волюнтаризм
привели к неоправданному прекращению
судебно-психологических
Нарушение элементарных прав личности, законности стало нормой карательного аппарата. Это привело к глубоким деформациям в общественном правосознании, аномалиям в системе права. Понятие "революционной законности" стало зловещим орудием нарушения прав человека.
Репрессивный аппарат антинародной партийной олигархии не интересовался психологическими тонкостями доказательственного процесса.
В советском правоведении утвердилось понимание сущности права как воли господствующего класса, как государственного средства регламентации поведения людей, контроля над ним и наказания за отклоняющееся поведение. Никакие психологические исследования в сфере права не допускались.
Только в 60-х гг. прошлого
столетия в связи с некоторой
политической "оттепелью" появились
социологические, социально-психологические
и психолого-юридические
В 1964 г. вышло Постановление ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране". На основе этого Постановления в 1966 г. в юридических вузах было введено преподавание общей и судебной психологии.7
В 1968 г. в структуре Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности (в НИИ Генеральной прокуратуры) был создан сектор психологии под руководством профессора А.Р. Ратинова, который в то время возглавил возрождение юридической психологии в нашей стране. Его фундаментальная работа "Судебная психология для следователей" (1967) и ряд публикаций по методологическим вопросам юридической психологии заложили основы развития современной отечественной юридической психологии.
На съездах психологического общества СССР стала функционировать секция судебной психологии. В 1974 г. в составе Академии МВД СССР была организована кафедра психологии. Во ВНИИ общей и судебной психиатрии им. В.П. Сербского организована лаборатория психологии. Начались исследования по судебно-психологической экспертизе.
В структуре Академии МВД
РФ был создан специализированный Ученый
совет по защите диссертаций психолого-
Уже в конце 60-х гг. появляется ряд исследований по психологии допроса , исправительной психологии . В коллективном труде "Теория доказательств в советском уголовном процессе" (М., 1966, 1973) в главу "Процесс доказывания" был включен параграф "Психологическая характеристика познавательной деятельности в процессе доказывания", написанный профессором А.Р. Ратиновым.
В 70-х гг. ряд ведущих
сотрудников Института
Существенные изменения в правовом мировоззрении, право понимании и правоведческой парадигме, произошедшие в 70-х гг., потребовали соответствующих преобразований в подготовке юридических кадров. Преподавание юридической психологии в юридических вузах стало одним из основных средств гуманитарной переориентации юристов, расширения их компетентности в области "человеческого фактора".
Однако в то время юридические вузы не были обеспечены необходимой научно-методической базой для преподавания юридической психологии.
В 1972 г. в ВЮЗИ в составе кафедры криминалистики (а затем - кафедры криминологии) был создан сектор юридической психологии, которым до настоящего времени руководит профессор кафедры криминологии и психологии МГЮА, доктор психологических наук М.И. Еникеев.
Были разработаны первые учебные пособия по курсу общей и судебной психологии.
В 1983 г. Минвузом СССР была утверждена
и издана массовым тиражом учебная
программа по психологии для юридических
вузов. Эта программа неоднократно
переиздавалась и действует до настоящего
времени. В соответствии с этой программой
были разработаны "Методические указания
к изучению курса общей и юридической
психологии". А в 1996 г. издательством
"Юридическая литература" был
издан утвержденный Министерством
общего и профессионального