Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 18:55, курс лекций
Юридическая психология - прикладная наука, включающая в
себя как психологию, так и юриспруденцию.
Предметом юридической психологии является изучение пси-
хологических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в
среде действия права.
Общей задачей юридической психологии является научный
синтез юридических психологических знаний, раскрытие психологической сущности фундаментальных категорий права.
Лекция 1.
ТЕМА: Предмет задачи и система юридической психологии. Методы юридической психологии.
Юридическая психология - прикладная наука, включающая в
себя как психологию, так и юриспруденцию.
Предметом юридической психологии является изучение пси-
хологических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в
среде действия права.
Общей задачей юридической психологии является научный
синтез юридических
Частные задачи:
1. Исследование психологических
предпосылок (условий)
2. Психологическое исследование
личности преступника,
3. Разработка социально-
4. Исследование психологических
закономерностей различных
5. Исследование психологических
закономерностей деятельности
6. Разработка рекомендаций
по совершенствованию
Выделяют следующие разделы юридической психологии: методологический, правовая психология, криминальная психология, следственно - оперативная психология, судебная психология и психология исправительной деятельности.
В юридической психологии
существует система методов
Метод наблюдения. Под методом наблюдения в психологии понимается специально организованное, преднамеренное, целенаправленное восприятие исследователем разнообразных внешних проявлений психики непосредственно в жизни, в ходе расследования, судебного разбирательства и других сферах правоохранительной деятельности. Наблюдение бывает непосредственное, опосредованное, не включенное и включенное.
При наблюдении необходимо соблюдать ряд условий: факт наблюдения не должен нарушать изучаемого явления, наблюдение осуществляется по плану (программе), в условиях, наиболее характерных для изучаемого явления, производится неоднократно, а систематически и т. д.
Интроспекция (самонаблюдение) - заключается в наблюдении за своей внешне выраженной деятельностью, психологически значимыми фактами из жизни, в наблюдении за своей внутренней жизнью, за своим сихологическим состоянием.
Метод беседы - в значительной степени напоминает допрос. Суть метода состоит в непринужденной беседе с людьми по интересующим исследователя вопросам (беседа не должна превращаться в анкетирование).
Метод интервью - разновидность опроса, дает достаточно репрезентативный материал для теоретических выводов и рекомендаций.
Биографический метод - сбор и анализ материалов биографического характера, проливающих свет на особенности человека и их развитие (установление конкретных биографических данных, анализ дневников, собирание и составление воспоминаний и т. д.)
Метод обобщения независимых характеристик - собирание данных о личности от различных независимых друг от друга источников (характеристик с места работы, учебы, жительства, старые уголовные дела (если лицо отбывало наказание), личное дело заключенного, медицинские карты, истории болезни, акты судебно-психологической и судебно-психиатрической экспертиз).
Экспериментальный метод - направлен на изучение психических явлений и подразделяется на лабораторный и естественный эксперимент.
Законодательный эксперимент - предложения по усовершенствованию законодательства, которые должны пройти испытания.
Формирующий (обучающий) эксперимент - вид экспериментального метода, направлен на изучение психических явлений в процессе обучения и профподготовки, путем выделения наиболее активных методов обучения (проблемного, в частности).
Ассоциативный эксперимент (Ф. Галътон, К. Г. Юнг) - еще одна разновидность экспериментального метода. Суть его в том, что испытуемому предлагается на каждое слово ответить первым словом, которое ему придет в голову.
Метод тестов - разновидность экспериментального метода используется для проверки уровня интеллектуального развития, определения степени одаренности детей, профпригодности, для выявления личностных параметров.
Метод анализа продуктов деятельности человека - позволяет охарактеризовать особенности умений и навыков, приемы и способы работы, черты личности, выражающиеся в отношении к труду и т. д. Специфической разновидностью данного метода является изучение результатов преступной деятельности, способов совершения преступления (специализация преступников «щипачи», «домушники», «мокрушники», «медвежатники» и т. д.)
Метод психологического анализа документов - (нормативных, юридических, судебной практики и т. д.)
Метод контент - анализа - выделение в содержании текста смысловых единиц (слово и символ), которые можно однозначно фиксировать и переводить в количественные показатели с помощью единиц счета, в качестве единиц счета используют частоту появления признака в тексте, объем текста, содержащего смысловую единицу (в строках, абзацах).
Алгоритм изучения личности.
1. Социально-демографические
данные: (время и место) рождения,
национальность, образование, специальность,
работа, должность, семейное положение,
2. Уголовно-правовые
данные: (по какой статье УК
привлекался, мера наказания,
место отбывания наказания,
3. Медицинские данные:
(состояние физического и
4. Внешние (физические) данные: (лицо, вес, телосложение, голос, манеры, одежда, татуировки и т. д.).
5. Жизненный путь: (родители, место жительства, социальное положение, образование, профессия, детство (братья, сестры, д/сад, школа (какая), любимые предметы, отношения с учителями, сверстниками), трудовая деятельность, служба в армии, семейная жизнь и т. д.).
6. Образ жизни: (отношения
между супругами, к детям,
7. Поведение: нравственно-
8. Способности: (эрудиция, качества ума, свойства памяти и т. д.).
9. Темперамент: (общительность,
замкнутость, преобладающее
10.Характер: (отношение к людям, вещам, самолюбие и т. д.).
11 .Направленность личности:(
Лекция № 2
ТЕМА: Правовая социализация личности.
Правовая психология - раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты правоотношения в системе "человек и закон".
Процесс правовой социализации включает в себя, во-первых, усвоение критериев оценок юридически значимых ситуаций, во-вторых, изучение законов и правил, как таковых, безотносительно к самому себе, в-третьих, обучение тому, как пользоваться этими правилами.
Существует три пути усвоения правовой культуры (норм права. правовых ценностей) в процессе социализации:
1. Предметный способ, когда человек в процессе той или иной деятельности, взаимодействуя с другими лицами, усваивает соответствующий образ действий, шаблон поведения.
2. Традиционный способ,
когда человек, наблюдая
3. Рациональный способ,
когда человек узнает о
Процесс усвоения правовых норм, стандартов правового поведения протекает последовательно, согласно жизненным циклам, этапам (стадиям) социализации личности.
Цель правовой социализации - обеспечение правомерного поведения, что предполагает формирование у личности такого интегрального правового образования, как правосознание.
Правосознание
связано с процессом
1. Во-первых, жизненный
опыт и практика человека
2. Во-вторых, правосознание не только отражает правовой опыт человека, но и мотивирует его поведение.
Правосознание, как один из элементов сознания личности, включает в себя три компонента: интеллектуальный (познавательный), оценочный (эмоциональный) и поведенческий (эмоционально-волевой). Познавательный компонент характеризуется суммой правовых знаний и умений. Эмоциональный - оценочными суждениями и отношениями к нормам права (положительное, безразличное, негативное). Поведенческий - предполагает наличие установки (готовности) на правомерное поведение, привычки к безоговорочному исполнению норм права и нетерпимому отношению к их нарушению.
Основы правосознания, как и в целом сознания личности, закла-дываются в детстве, в дошкольные годы. Важнейшими агентами правовой социализации являются – семья и школа. Для ребенка нравственно - правовые ценностные ориентации, закон_персонафицированны в фигурах родителей и учителей.
Процесс правовой социализации
не сводится к формированию представлений
о должном нормативном
Скорость правовой социализации определяется следующими показателями: интеллектуальным развитием ребенка, микросредой, образовательным и культурным уровнем его родителей, их профессиональная деятельность (так в семье юриста правовая социализация ребенка будет осуществляться и быстрее и плодотворнее).
Правовая социализация в школе осуществляется по двум направлениям. Во-первых, это прямая правовая социализация на специальных уроках (уроки правоведения), во-вторых, встречи школьников с представителями правоохранительных органов.
Прямая правовая социализация в нашей стране не завершается школой, а продолжается во всех вузах, где студенты изучают основы права, и более глубоко и обстоятельно усваивают систему правовых знаний.
Лекция № 3
ТЕМА: Криминогенность дефектов правовой социализации в семье и в школе
Вместе с тем в правовой социализации возможны социально-негативные отклонения – от совершения незначительных правонарушений до преступлений. Самыми криминогенно-опасными элемента процесса социализации являются дефекты в структуре общения, в социальном контроле, в выполнении социальных ролей, что приводит к формированию у личности искаженной (деформированной) структуры потребностей. Наиболее опасны эти дефекты в детском подростковом возрасте, когда закладываются основы личности.
Существует общая схема процесса деморализации с последующей криминализацией (дефекты социализации) детей, подростков:
а) конфликты с родителями (дефекты семейной социализации);
б) трудности, неудачи в школе (дефекты социализации в школе);
в) контакты, сближение с деморализованными сверстниками (дефекты социализации в группах сверстников).
Наиболее опасны дефекты социализации в семье. Выделяют следующие виды неблагополучных семей:
1) криминогенная семья, 2) аморальная семья, 3) проблемная семья (постоянная конфликтная атмосфера), 4) неполная семья (дефекты в структуре), 5) псевдоблагополучная семья (неправильные методы воспитания).
Криминогенная семья - такая, члены которой совершают преступления. Судимость одного из членов семьи (чаще всего это отцы или старшие братья) увеличивает вероятность совершения преступления другими членами семьи (несовершеннолетними в 4 - 5 раз). Каждый четвертый из осужденных несовершеннолетних проживал с судимыми братьями или сестрами.
В аморальных семьях концентрируются различные отрицательные факторы (правонарушения, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты (скандалы, драки), развратное поведение родителей. Алкоголизм родителей вызывает обнищание семьи, ухудшение быта и полное искажение норм поведения. Дети оказываются заброшенными, у них пропадает привязанность и уважение к родителям, развивается мрачный, озлобленный характер.