Как сделать общение эфективным

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 19:01, реферат

Описание работы

Общение - одно из важнейших умений, необходимых для эффективной деятельности сестры. Навыки общения необходимы ей для взаимодействия с пациентом, его семьей, врачами и другими специалистами, участвующими в лечебном процессе. Доверие к сестре у пациента и его семьи возникает только в том случае, если она владеет навыками эффективного общения. Эффективность общения - это тот "конечный продукт", создание которого должна облегчить теория культуры речи при ее практическом применении. Под эффективностью общения мы понимаем оптимальный способ достижения поставленных коммуникативных целей. Коммуникативные цели общения теснейшим образом связаны с основными функциями языка.

Содержание работы

Введение.
I. Эффективное общение
II. Основные правила эффективного общения
III. Приёмы эффективного общения
1.Первое впечатление
Улыбка
Комплимент
Помнить имя собеседника
Поднятие значимости собеседника
2. Умение слушать
3. Понимание невербальных сообщений

Заключение.
Источники информации.

Файлы: 1 файл

Как сделать общение эфективным.docx

— 26.63 Кб (Скачать файл)

Министерство здравоохранения  и социального развития РФ   
Министерство здравоохранения Оренбургской области

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

среднего профессионального  образования

 

 

Реферат

на тему: «Как сделать общение эффективным»

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила: 
                                                                              Студентка                                                                              

                                                                              Проверила:

 

 

2013 г.

 

 

Содержание:

 

Введение.

I. Эффективное общение

II. Основные правила эффективного общения

III. Приёмы эффективного общения

1.Первое впечатление

  • Улыбка
  • Комплимент
  • Помнить имя собеседника
  • Поднятие значимости собеседника

2. Умение слушать

3. Понимание невербальных сообщений

 

Заключение.

 Источники информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Общение - одно из важнейших умений, необходимых для эффективной деятельности сестры. Навыки общения необходимы ей для взаимодействия с пациентом, его семьей, врачами и другими специалистами, участвующими в лечебном процессе.  Доверие к сестре у пациента и его семьи возникает только в том случае, если она владеет навыками эффективного общения.

 

I. Эффективное общение

Эффективность общения - это тот "конечный продукт", создание которого должна облегчить  теория культуры речи при ее практическом применении. Под эффективностью общения  мы понимаем оптимальный способ достижения поставленных коммуникативных целей. Коммуникативные цели общения теснейшим  образом связаны с основными  функциями языка.

Технологии  эффективного общения - это такие  способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию (эмпатия - способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию) партнеров по общению.

Само  общение как сложный социально-психологический  процесс характеризуется тремя  основными содержательными аспектами: коммуникативным, интерактивным и  перцептивным. Каждый из них обладает относительной самостоятельностью и обеспечивает определенные цели субъектов  общения:

*коммуникативный  аспект отражает стремление партнеров  по общению к обмену информацией;

*интерактивный  аспект проявляется в необходимости  соблюдения ими установленных  норм общения, а также в стремлении  их к активному воздействию  друг на друга в определенном  направлении;

*перцептивным  аспект выражает потребность  субъектов общения во взаимной эмпатии, сочувствовании, сопереживании.

Особое  место в содержании технологий эффективного общения в конфликте занимают целевые установки конфликтантов. Прежде всего, это связано с существенным противоречием в самом процессе такого общения. С одной стороны, соперники особенно нуждаются в том, чтобы правильно понять друг друга. А с другой стороны, такому взаимопониманию мешает отсутствие должного доверия между ними, их «закрытость» по отношению друг к другу, обусловленная осознанной или неосознанной самозащитой в конфликте. Поэтому для обеспечения конструктивного общения в конфликте желательно (по возможности) создать атмосферу взаимного доверия в этом процессе, сформировать у себя целевую установку на сотрудничество.

Основное  же содержание технологий эффективного общения в конечном итоге сводится к соблюдению определенных правил и  норм общения.

 

II. Основные правила эффективного общения

Концентрируйте  внимание на говорящем, его сообщении.

Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее  содержание принимаемой информации, так и ее детали.

Сообщайте другой стороне в перефразированной  форме смысл принятой информации.

В процессе приема информации не перебивайте  говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. Это можно  сделать после получения информации и ее уточнения.

Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям.

Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику.

Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие  к конструктивному диалогу приемы.

 

III. Приёмы эффективного общения

Рассмотрим некоторые  из приемов эффективного общения  и важность их применения более подробно.

 

  1. Первое впечатление

Первое впечатление (первые 20 сек.)

Первое впечатление о человеке на 38% зависит от звучания голоса, на 55% от визуальных ощущений (от языка  жестов) и только на 7% от вербального  компонента. Конечно, первое впечатление - не всегда окончательный приговор, но важно, что с самого начала именно на его основе строится общение. Поэтому  важно уметь произвести хорошее  впечатление на окружающих.

Улыбка

Улыбка - это выражение хорошего отношения  к собеседнику, психологический  «плюс», ответ на который - расположение собеседника к нам. Искренняя, доброжелательная улыбка не может испортить ни одно лицо, а подавляющее большинство  их делает более привлекательными.

Желательно  приучить себя к тому, чтобы обычным  выражением Вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка или хотя бы готовность к ней. Именно такой должна быть Ваша улыбка - открытой и искренней.

 

Комплимент

На  первый взгляд, комплимент - самое простое в общении. Но сделать его мастерски - высшее искусство.

Комплименты бывают трех типов:

1. Косвенный комплимент. Мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику - ружье, «помешанному» на собаках - его любимца, родителю - ребенка и т.д..

2. Комплимент «минус-плюс». Мы даем  собеседнику сначала маленький  «минус». Например, «Пожалуй, я не  могу сказать, что Вы хороший  работник… Вы незаменимый для  нас специалист!» После «минуса»  человек теряется и готов уже  возмутиться, а потом на контрасте  говорится весьма для него  лестное. Психологи считают такой  комплимент наиболее эмоциональным  и запоминающимся, но, как и все  сильнодействующее, он рискован. Если "минус" окажется сильнее  "плюса" последствия могут  быть для нас плачевными.

3. Человек сравнивается с чем-нибудь  самым дорогим для того, кто  делает комплимент. «Я хотел бы  иметь такого же ответственного  сына, как Вы!» Этот комплимент  самый тонкий и наиболее приятен  для собеседника. Но рамки его  применения ограничены:

· Чтобы не выглядел искусственным, необходимо существование близких и доверительных  отношений между собеседниками.

· Партнер должен знать, сколь важно  для нас то, с чем мы сравниваем.

Самое трудное в комплименте - это достойно на него ответить. Это невозможно сделать  тут же, иначе человек, если и не обидится, то уже не захочет в  другой раз нам сделать комплимент. Общая схема может быть следующей: «Это благодаря Вам!» Все искусство  состоит в умении изящно ее варьировать. Иными словами, необходимо вернуть  психологический «плюс» тому человеку, который дал его нам. При этом важно похвалить собеседника  за его положительные качества, а  не за то, что он такой хороший: похвалил нас, заметил хорошее в нас.

 

Помнить имя собеседника

 

 

Само  звучание имени оказывает большое  воздействие на человека. Во время  конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имена своих собеседников. Часто  нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при  этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу. Руководитель, желающий производить хорошее впечатление, может использовать следующий прием: завести блокнот и записывать имена всех своих деловых партнеров и подчиненных и иногда просматривать его, чтобы иметь возможность при встрече обратиться по имени. На людей производит неизгладимое впечатление, что человек, стоящий значительно выше по служебной лестнице, помнит их по имени.

Имя человека - это самый важный для  него звук на любом языке.

 

Поднятие значимости собеседника

Нам всем хочется чувствовать себя значительными, чтобы хоть в чем-то хоть где-то от нас что-то зависело.

Потребность чувствовать свою значимость - одна из самых естественных и характерных  человеческих слабостей, свойственных сем людям в той или иной степени. И иногда достаточно дать человеку возможность осознать собственную  значительность, чтобы он с радостью согласился сделать то, что мы просим. Средств поднятия значимости собеседника, конечно, существует тысячи, каждый выбирает сам наиболее подходящее для данной ситуации. Но есть и универсальные средства, которые могут быть названы воистину волшебными словами.

Например, фраза «Я хотел бы с Вами посоветоваться!». Люди читают их так: «Со мной хотят  посоветоваться. Я нужен! Я значителен! Что ж, почему бы не помочь этому  человеку?» Конечно, эта фраза - общая  формула, все искусство состоит  в умении ее варьировать, искать наиболее подходящие по ситуации слова.

Главное - искренне попросить у человека той или иной помощи.

Поднятие  значительности собеседника может  стать универсальным ключом к  его душе, только если это делается искренне.

 

2. Умение слушать

Правило 1: «Лучший собеседник не тот, кто  умеет хорошо говорить, а тот, кто  умеет хорошо слушать».

Правило 2: «Люди склонны слушать другого  только после того, как выслушали  их».

Достаточно  дать собеседнику возможность выговориться, рассказать все, чем он хотел поделиться, стараясь проявлять максимум внимания и заинтересованности к его словам, чтобы благодарный за это собеседник с радостью и вниманием выслушал все, что расскажем ему мы. Беседа доставит взаимное удовольствие.

Итак, если мы хотим, чтобы нас выслушали, мы должны сначала выслушать собеседника.

Существуют  специальные приемы понимающего  слушания, которым может научиться  каждый человек:

· нерефлексивное слушание.

Нерефлексивное  слушание - это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику  высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Все, что нужно  делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью  выговорился.

· выяснение

Выяснение - это обращение к говорящему за некоторыми уточнениями. Суть этого приема в том, что слушатель при возникновении непонимания, неясности фразы, двусмысленности какого-то слова задает «выясняющие» вопросы. Этот прием позволяет ликвидировать непонимание, что называется, «на корню». Выяснение полезно в случаях, когда нам необходимо точно понять позицию собеседника, когда малейшая неточность может привести к негативным последствиям; когда человек говорит путано, не делает необходимых пояснений, перепрыгивает с одного на другое, ведь выяснение помогает в этом случае понять суть рассказа. Выяснение помогает и говорящему. «Выясняющие» вопросы показывают говорящему, что его слушают (что, естественно, придает уверенности), и после необходимых пояснений он может быть уверен, что его понимают.

· перефразирование

Перефразировать - значит сказать ту же мысль, но несколько  иначе. Этот прием помогает убедиться  в том, насколько точно мы «расшифровали» слова собеседника, и двигаться  дальше с уверенностью, что до сих  пор все понято правильно. Перефразирование - практически универсальный прием. Его можно использовать и в  деловой беседе, и в личном общении.

· резюмирование

Резюмирование - это подведение итогов. Суть этого  приема слушания в том, что мы своими словами подводим итог основным мыслям собеседника. Резюмирующая фраза - это речь собеседника в «свернутом» виде, ее главная идея. Резюмирование принципиально отличается от перефразирования, суть которого в повторении каждой мысли собеседника, но своими словами, что показывает ему нашу внимательность и понимание. При резюмировании из целой части разговора выделяется только главная мысль.

· отражение чувств

Отражение чувств - это стремление показать собеседнику, что мы понимаем его чувства. Как  бывает приятно говорить с чутким собеседником, который разделяет  наши эмоции и переживания, не обращая  внимания на содержание речи, существо которой подчас не имеет особого  значения и для нас самих.

 

3. Понимание невербальных  сообщений

Невербальное  общение - это неречевая форма  общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание. Невербальное общение -- вид общения без использования слов.

Наблюдения  показали, что в процессах общения 60%-95% информации передается с помощью  невербального общения.

Дружеский взгляд: даже когда вы просто поддерживаете  необязательный разговор, расположенный  к вам человек будет часто  смотреть на вас, особенно когда вы говорите. Психологи используют для  обозначения этого выражение  «поедать глазами» - значит, неотрывно  смотреть на другого человека, особенно ему в лицо, но не всегда встречаться  глазами.

Теплые  интонации: мы всегда следим за тембром  и интонациями голоса как средствами выражения эмоционального содержания слов, которые мы слышим, и в разговоре  можем отличить их от смысла самих  слов. Голос лучше выражает положительные, чем отрицательные эмоции, и вам, вероятно, приходилось на основании  одних только интонаций обнаружить, что вы нравитесь собеседнику. Кстати, ученые утверждают, что именно таким  путем проще определить, пытаются ли вас ввести в заблуждение, или  говорят прямо и откровенно.

Тепло прикосновения. Прикосновения к  другому человеку, лишенные сексуальной  окраски, скажем, к руке или плечу, являются сильнейшим средством передачи теплого отношения и симпатии. Когда нет оснований, что это  будет негативно воспринято, не стесняйтесь  прикосновений, если у вас это  выходит естественно. Те, кто умеют  в разговоре дотронуться до собеседника, обычно воспринимаются как милые и привлекательные, однако нужно быть очень внимательным к возможной реакции другого человека.

Информация о работе Как сделать общение эфективным