Каково было развитие психологических представлений в рамках философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 12:31, контрольная работа

Описание работы

Издревле благодаря общественным потребностям человеку приходилось различать и учитывать индивидуальные психические особенности людей. Уже тогда люди стали задумываться над существованием некоего духовного начала, которое направляло их поведение. Первые теории, пытающиеся объяснить поведения человека, для этого привлекали внешние факторы, например некую «Тень», обитающую в теле и покидающую его после смерти, или Богов, которых считали ответственными за все действия людей.

Содержание работы

1. Введение
2. Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин (4 – 5 вв. до н. э. – 60-е гг. 19 в.)
3. Учение о душе (5 в. до н. э. – начало 17 в. н. э.)
4. Философская теория познания, учения об опыте и о сознании (середина 17 в. – середина 19 в.)
5. Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг. 19 в. – настоящее время)
6. Заключение
7. Использованная література

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 31.15 Кб (Скачать файл)

    Лейбниц (1646 – 1716) ввел в дополнение к понятию «перцепция» термин «апперцепция», трактуя его как психическую силу, детерминирующую целенаправленность действий, их активный, осознаваемый, произвольный характер. Таким образом, если картезианские и локковские представления о сознании исчерпывали всю феноменологию состояний духа, то Лейбниц впервые выделил круг неосознаваемых, недоступных самонаблюдению явлений.

    Ассоциативная и эмпирическая психология в этот период выступали как отрасли философской теории познания и уже поэтому не могли находиться в противоречии.

    Именно с развитием эмпиризма в философском учении о познании связано возникновение названия новой дисциплины – психологии. Появление термина «психология» принято связывать либо с теологическими трудами деятеля Реформации Филиппа Меланхтона (1497 – 1560), либо с обозначением особого раздела литературы, введенного в 16 в. философами Гоклениусом и Кассманом. Лейбниц предложил для обозначения знаний о душе термин «пневматология», но его ученик Вольф ввел в широкое употребление термин «психология».

    В конце 18 – начале 19 вв. психологическое знание начинает выходить за пределы философии – в языкознание, в этнографию, в биологию и медицину. Спенсер сформулировал принцип адаптации организмов к среде, Дарвин наметил нетелеологическое объяснение целенаправленности поведения, изучил инстинктивное поведение и эмоции, показал эволюционное происхождение некоторых форм поведения человека, Гальтон поставил вопрос о наследственности психологических характеристик, английский невролог Джексон успешно изучал закономерности локализации и распределения обеспечения психических функций различными структурами мозга. Плодотворный контакт с физиологией и анатомией был развит при разработке идей Декарта о рефлексе. Исходное умозрительное представление  приобрело конкретное анатомо-физиологическое выражение в работах Прохазки, Белла и Мажанди как рефлекторная дуга, по которой нервной возбуждение распространялось от рецептора к эффектору так, что сенсорный стимул вызывал двигательную реакцию. Сеченов на основе представления о рефлексе сформулировал одну из основных программ превращения психологии в научную дисциплину.

    В этот период важнейшей проблемой становилась выработка отношения психологии к таким общенаучным ценностям, сформировавшимся к тому времени в естественнонаучных дисциплинах, как приемы  экспериментального исследования, требования к его обобщенности, объективности, количественному характеру знания.

    Таким образом, в период, когда психологические знания формировались в недрах других наук, произошел отказ от донаучного представления о душе как нематериальной бестелесной субстанции. Сознание и опыт человека стали изучаться на основе самонаблюдения. Сформировалась необходимость перехода от философских исследований теоретико-познавательного типа к конкретно-научным методам. Период этот можно назвать допарадигмальным. Для него характерны следующие явлениия:

1. накопилось множество  наблюдений, которые были легко  доступны для исследователя (через  самонаблюдение);

2. была затруднена оценка  логических противоречий и степени  важности наблюдений. Как следствие,  любые полученные результаты  считались одинаково ценными  и уместными;

3. научные парадигмы задавались  школами, в которых авторитет  руководителя (основателя) перебивал  необходимость строгого соответствия  результатов основным требованиям  к научному знанию;

4. в допарадигмальный  период доминирующие взгляды  менялись очень редко. Даже  учитывая тот факт, что они  уже были не достаточно жизнеспособны. 

         В период развития психологического  знания в недрах других наук  не произошло становления необходимых  составляющих структуры научного  знания – собственного предмета  и метода, таких институтов, как  специализированные лаборатории,  научные периодические издания,  обеспечивающие коммуникацию научного  сообщества, не существовало и  самого сообщества профессиональных  психологов .

 

 

 

  1. Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг. 19 в. – настоящее время)

    В 60-х гг. 19 в.начинается новый период развития психологической науки. Для него характерны следующие черты:

1. появляются новые научные  парадигмы, институты и психологические  профессиональные сообщества;

2. внутри парадигм формируются  представления о предмете и  методе исследования;

3. согласовываются предмет  и метод психологии с общенаучными  нормами и ценностями;

4. развиваются контакты  с другими науками, в результате  чего  возникают новые парадигмы  и отрасли психологии;

5. появляется большое  разнообразие и конкуренция парадигм.

    Оформление психологии как самостоятельной научной дисциплины связано с появлением первых научных программ, созданных Вундтом и Сеченовым. Программа Вундта ориентировалась на общенаучный экспериментальный метод. Но единственным прямым методом психологии Вундт называл самонаблюдение, так как предмет психологии – это непосредственный опыт самого человека. Роль эксперимента ограничивается лишь приданием результатам исследований точности и надежности. Важнейшая роль Вундта в становлении психологии как самостоятельной научной дисциплины состояла в том, что именно он организовал первые специализированные институты психологической науки. В 1879 г. Вундт основал научную лабораторию в Лейпциге, а в 1881 г. – научный журнал «Философские исследования». Вундт также учредил фиксированное членство в научном психологическом сообществе, благодаря проведению в Париже в 1889 г. Первого международного психологического конгресса. Интроспекция, предложенная Вундтом в качестве метода психологии, получила дальнейшее развитие в парадигме структурной психологии, которую основал Титченер (1867 – 1927), продолжатель идей Вундта в США.

    К концу 19 в. проявилось осознание, что интроспекция не раскрывает основных сторон психики. И изначально потому, что круг изучаемых в психологии явлений не исчерпывается феноменами сознания. А также  интроспекция может быть применима лишь к небольшому числу объектов, соответствующих предмету психологии .

    Существенные изменения в представления о предмете и методе психологии были внесены З. Фрейдом (1856 – 1939), который основал парадигму психоанализа. До того, как психоанализ превратился в версию популярной психологии, он был направлен на изучение личности и строился в соответствии с такими принципами, как принцип детерминизма, принцип развития, принцип активности, источник которой, согласно учению Фрейда, лежит внутри субъекта. Психоанализ отказался от интроспекции как метода исследования.

    Серьезнейший переворот в представлениях о предмете и методе психологии совершил Уотсон (1878 – 1958). Датой рождения бихевиоризма считают публикацию в 1913 г. статьи «Психология с точки зрения бихевиориста». Согласно этому направлению, психология является объективной экспериментальной отраслью естественных наук. Предметом психологии называется поведение, которое понимается как совокупность наблюдаемых мышечных, железистых реакций на внешние стимулы. Метод исследований  - поведенческий эксперимент.

    В период с 1910 по 1930-е гг. в психологии сформировалось множество  конкурирующих несовместимых и даже несопоставимых парадигм. Это была уникальная ситуация в истории науки. Ни в одной дисциплине не происходило столкновения такого множества столь различных парадигм. Вот неполный список собственно психологических парадигм, сформировавшихся во время открытого кризиса: бихевиоризм; когнитивный бихевиоризм Толмена; психоанализ; учения Фрейда, Юнга, Адлера; гештальтпсихология; динамическая психология Левина; описательная психология Дильтея и Шпрангера; генетическая психология Пиаже; культурно-историческая теория Выготского; различные версии теории деятельности: Басова, Рубинштейна; реактология в версиях Корнилова и Бехтерева; психология установки Узнадзе. Состояние психологии в 1910 – 1930-е гг. представляло собой стадию  открытого кризиса. Этот период продолжается вплоть до настоящего времени, для него характерно разнообразие и конкуренция парадигм. Благодаря множеству конкурирующих парадигм мы имеем наиболее полное представление о предмете и методе в психологии. Чтобы продуктивно выйти из кризиса, необходима выработка психологическим сообществом общего мнения об основных научных ценностях, принципах, предмете и методе психологии .

  1. Заключение

    Структура современной психологии представляет собой все этапы ее становления. Строгие требования практики исследования, а также внутри- и межпарадигмальная критика ведут к трансформации заимствованных принципов и понятий. Конкуренция и взаимосвязи парадигм в психологии ведут к ее интенсивному развитию. Мы можем выделить некоторые основные направления развития психологической науки:

1. развитие уже существующих  парадигм. Например, на основе теории  деятельности Леонтьева появилась  психосемантика. Предметом ее исследования  является генезис, строение и  функционирование системы значений  в индивидуальном сознании. Она  использует современные методики  и не нуждается в методе  интроспекции;

2. появление новых парадигм. Например,  в 1950 – 1960-е гг. появилась  гуманистическая психология. Предметом  ее изучения является целостная  личность человека;

3. формирование различных  версий объяснительных принципов,  представлений о предмете и  методе психологии. В 1960 – 1980-е  гг. на основе принципа целостности  был сформулирован принцип системности.  В различных парадигмах прорабатываются  различные аспекты этого принципа;

4. появление новых объяснительных  принципов. К примеру, принцип  субъективности наиболее полно  очерчивает предмет и метод  психологии, и сейчас он проходит  стадию интенсивного развития;

5. экспансия наиболее  развитых парадигм на другие  отрасли психологии. Например, значительно  расширилась сфера исследований  в когнитивной психологии. Это направление стало развиваться в 1950-е гг.  в противовес доминированию бихевиоризма;

6. развитие связей психологии  с другими науками. Этот процесс  приводит к зарождению новых  отраслей психологии. Так, в контакте  психологии с языкознанием сформировалась  психолингвистика, с неврологией,  нейрофизиологией и психофизиологией  – нейропсихология, с популяционной  генетикой – генетическая психофизиология  .

  1. Использованная литература

1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с. (Проект «Психологическая энциклопедия»).

2. Клиническая психология: учебник / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 2002. – 960 с. (Серия «Национальная медицинская библиотека»).

3. Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2002. – 672 с.: илл. – (Серия «Учебник нового века»).

4. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.: илл. – (Серия «Учебник нового века»).

5. Столяренко Л. Д. Основы психологии. 6-е изд., перераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия».) – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 672 с.

 


Информация о работе Каково было развитие психологических представлений в рамках философии