Карл Юнг. Вклад в конфликтологию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 16:30, реферат

Описание работы

К. Юнг изучал проблему внутриличностных конфликтов.(Внутриличностный конфликт — это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, ценностей).
В книге «Психологические типы» Юнг дал типологию личности, которая до сих пор признается многими психологами как самая убедительная классификация типов личности. Восемь типов выделяются по четырем функциям психики — мышление, ощущение, чувство и интуиция. Каждая из них может проявляться в двух направлениях — как экстравертированная (направленная на внешний мир) и как интровертированная (направленная на внутренний мир) В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру — другим людям и предметам.

Файлы: 1 файл

конфликтол рефер.doc

— 25.00 Кб (Скачать файл)

   К. Юнг изучал проблему внутриличностных конфликтов.(Внутриличностный конфликт — это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, ценностей).

 В книге «Психологические типы» Юнг дал типологию личности, которая до сих пор признается многими психологами как самая убедительная классификация типов личности. Восемь типов выделяются по четырем функциям психики — мышление, ощущение, чувство и интуиция. Каждая из них может проявляться в двух направлениях — как экстравертированная (направленная на внешний мир) и как интровертированная (направленная на внутренний мир) В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру — другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущий силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удалятся от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом.. Юнг мыслил с опорой на философскую традицию. Поэтому основное противопоставление в типологии он связал с конфликтом субьективного и объективного.  
Разделение по интроверсии и экстраверсии часто помогает в решении межличностных конфликтах.  Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая, другая выступает в качестве вспомогательной. 
 
«С одной стороны, экстраверт зависим от внешней среды, от окружения. Но в его бессознательном есть возвратное движение психической энергии от объекта к нему самому. В той же мере интроверт, получающий сигналы от внешнего мира, на уровне бессознательного тяготеет к объекту». 
Так как один тип является замещающим при доминировании другого, вот тут и возникает внутриличностный конфликт. Замещающий тип не может долго сдерживаться, он вытеснен в бессознательное. Но рано или поздно замещающий тип выплывает и смещает доминирующий тип. 
Кроме деления на экстраверсию и интраверсию Юнг предложил также деление на основе ощущений, мышления, интуиции, чувства: мыслительный тип, эмоциональный, ощущающий, интуитивный.  
Когда к экстраверсии или интроверсии добавляется один из перечисленных типов, то появляется сложная схема личности, в которой две системы доминируют, а две другие остаются в подчиненном положении, но в определенное время выплывают в сознание и поведении, вызывая внутриличностный конфликт.

На примере экстраверсии можно исследовать природу этих конфликтов:

Экстравертный мыслительный тип. «Экстраверт мыслительного типа устанавливает четкий интеллектуальный порядок. Он сторонится зыбких позиций и пытается ясно и последовательно определить свою точку зрения». Все, что идет из бессознательного - для него утеряно, т.е. спрятано глубоко внутрь.

Экстравертный чувствующий тип. Чувствующий тип фокусирует своё внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит ценности вещей в категориях “плохой или хороший”, “приятный или неприятный”.  Мышление подавляется. Экстраверт чувствующего типа пугается своих рассуждений и может даже «загнаться» этими мыслями. Его конфликт может вылиться в депрессию или злость на себя.

Экстравертный ощущающий тип. Мир познает ощущениями. И наслаждениями. Все что ощущает, то имеет реальность. Он стремится все больше получать ощущений извне. Но внутренние ощущения не признает и не принимает. Он отличается легковерием. Подавленная функция – интуиция. «Ощущающий экстраверт называет все, что хоть как-то приближено к интуиции, идиотским воображением, поскольку это не имеет отношения к реальности». Его конфликт будет связан с тем, что интуиция будет вытворять с его мышлением – прозрение, предвидении, то чего он боится и чему не доверяет. 

Экстравертный интуитивный тип. У него тонкое чутье на все развивающееся. Он находится там, где будет что-то полезное для него. Если он чувствует, что дело выиграет, то за него он берется со всей отдачей. Но подавленные ощущения иногда берут вверх и тогда экстраверт замечает у себя способность ощущать мир, а этот мир интуиция как раз и подводит его (либо он «сглаживает» кого-то или что-то). 
 
Таким образом, в психологических типах Юнга можно более или менее точно определить внутриличностный конфликт у каждого типа (или хотя бы причину его). Здесь не подразумевается изменение типа человека. Для решения внутриличностного конфликта на основе типа достаточно узнать о себе как можно больше (экстраверсию – интроверсию, мышление – чувства, ощущения – интуицию), определить доминирующие типы и подчиненные.  
 
Внутриличностные конфликты между архетипами.  
 
Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, тождественный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Эго является центром сферы сознания.  
 
Личное бессознательное содержит конфликты и воспоминания ранее осознаваемые, но теперь вытесненные и забытые. Юнг в отличие от Фрейда делает упор на том, что личное бессознательное вмещает в себя комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств, воспоминаний, вынесенных индивидом из его прошлого личного опыта или из родового наследственного опыта.  
 
И, наконец, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности – коллективного бессознательного, которое состоит из архаичных элементов, называемых архетипами. Являясь врожденными идеями или воспоминаниями, архетипы детерминируют характер восприятий, переживаний и реакций индивида на различные события. В архетипах, по мнению Юнга, заключен предыдущий опыт всего человечества, предрасполагающий к определенному реагированию на текущий опыт индивида. 

Среди вводимых им в рассмотрение архетипов «самость»  является наиболее важным, так как представляет собой центр структуры личности, вокруг которого происходит интеграция внутреннего духовного мира человека. Юнг доказывал, что для достижения психического здоровья личности ее разнонаправленные тенденции должны быть интегрированы в согласованное целое. Когда это происходит, человек ощущает единство, гармонию, целостность, иными словами, он психически здоров.          

Содержание  коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково  для всего человечества. В представлении Юнга болезнь нужна прежде всего для того, чтобы скорректировать наше поведение и сделать его более цельным. 

То есть мы переводим внутреннюю дисгармонию, внутренний конфликт вовне. При этом выздоровление будет зависеть от степени осознавания нами внутренних проблем и примирения противоречивых внутриличностных стремлений. 

По мнению Юнга внутриличностный конфликт может  происходить в случае непримиримого  отношения человека к своей «Тени». То есть тем качествам личности, которые он полностью отвергает в себе и в других. Сталкиваясь с проявлением этих качеств он может начать ненавидеть себя или другого, что приведет к внутриличностному конфликту, либо принять эти качества и попытаться их скорректировать.  
Регулировать внутриличностный конфликт должен сам субъект. Каким образом? Юнг предлагает встать на путь не просто самоанализа, но самопознания.  
Путь, в котором поиск ошибок и нахождение противоречий внутри себя разрешаются в выходе на собственную целостную и гармоничную личность.

 

 

Под запись: Карл Юнг — внутриличностный конфликт

Поведение и поступки человека зависят от психической энергии, которая может быть обращена во внутреннюю среду, в себя(интроверты) или на внешнюю среду(экстраверты). В связи с этим Юнг выделил 4 основных типа характера: ощущение, мышление, интуиция, чувство. Они могут быть доминирующими или подчиненными.


Информация о работе Карл Юнг. Вклад в конфликтологию