Категория психологии деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:24, реферат

Описание работы

В философской литературе под деятельностью понимается специфическая форма отношения человека к окружающему миру, содержанием которой является его целесообразное освоение и преобразование. Деятельность — это сознательное, целенаправленное отношение человека к миру. При этом подчеркивается бесконечное многообразие видов человеческой деятельности, которая может быть материальной и духовной, познавательной и оценочной, репродуктивной и творческой, созидательной и разрушительной и т.д.

Содержание работы

Введение………3 стр.
Деятельность как психологическая категория……. 4- 6 стр.
Категория деятельности в современной психологии…… 7 – 9 стр.
Заключение…….10 стр.
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Министерство Образования Республики Беларусь.docx

— 23.92 Кб (Скачать файл)

Министерство Образования  Республики Беларусь

Витебский государственный  университет им. П. М. Машерова

Факультет социальной педагогики и психологии

Кафедра прикладной психологии

 

 

 

Реферат

По дисциплине: Теоретические  и методологические основы психологии

На тему: «Категория психологии деятельность»

 

 

 

 

 

 

 

Реферат подготовила:

Студентка 15 группы

Толкачёва Виктория Леонидовна

Проверила:

Старший преподаватель

Бурлакова Юлия Владимировна

 

Витебск, 2012

Содержание:

  1. Введение………3 стр.
  2. Деятельность как психологическая категория……. 4- 6 стр.
  3. Категория деятельности в современной психологии…… 7 – 9 стр.
  4. Заключение…….10 стр.
  5. Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Деятельность — одно из самых широких понятий социально-гуманитарных наук, которое особенно часто используется в современной философии, социологии и психологии. Рассмотренные выше характеристики психики — психические  процессы, свойства и состояния являются, по сути дела, компонентами более масштабного  понятия, каким и выступает деятельность, активность.

 

Психика и деятельность —  взаимообусловливают друг друга, психика предшествует деятельности, сопровождает и развивает деятельность.

 

В философской литературе под деятельностью понимается специфическая  форма отношения человека к окружающему  миру, содержанием которой является его целесообразное освоение и преобразование. Деятельность — это сознательное, целенаправленное отношение человека к миру. При этом подчеркивается бесконечное многообразие видов  человеческой деятельности, которая  может быть материальной и духовной, познавательной и оценочной, репродуктивной и творческой, созидательной и  разрушительной и т.д.

 

В социологии деятельность, рассматривается как сознательное действие индивида, ориентированное  на ответное поведение людей. Сознательную ориентацию субъекта деятельности на ответную реакцию со стороны других людей Макс Вебер определял с  помощью понятия «ожидание».

 

Деятельность  как психологическая категория

 

В психологии под деятельностью  понимается динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно  воздействует на объект, за счет чего он удовлетворяет свои потребности.

 

Конечно, в различных видах  деятельности — исполнительской, управленческой, научной — роль сознания различна. Чем сложнее деятельность, тем  выше в ней роль психологической  составляющей.

 

Но в любом случае именно деятельность выступает в качестве основы для формирования личности. Личность не предшествует деятельности, она этой деятельностью порождается.

 

Таким образом, личность в  психологии рассматривается как  субъект, реализующийся в деятельности, прежде всего в труде и общении.

 

В процессе деятельности происходит воплощение в субъекте психического образа того или иного объекта  окружающей среды, а затем реализация возникшего на основе этого образа отношения субъекта к предметной действительности. Подобная психическая реальность, как компонент деятельности, возникает уже на ранних стадиях становления человека в ходе ориентировочно-исследовательской деятельности, призванной обслуживать такое взаимодействие. 13 процессе такой деятельности все животные, в том числе и человек, обследуют внешний мир, формируют психический образ ситуации и осуществляют регуляцию поведения своего двигательного аппарата соответственно условиям стоящей перед ними задачи.

 

Различие между животными  и человеком состоит здесь  лишь в том, что животные способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты  окружающего, в то время как деятельность человека в силу развития коллективного  труда и общения может основываться и на символических формах представления  предметных взаимоотношений.

 

В содержании деятельности в качестве важнейших обычно выделяются следующие компоненты: познавательные (в том числе перцептивные, мнемические и мыслительные), эмоциональные, волевые.

 

Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн выделял следующие главные  особенности феномена человеческой деятельности:

она субъектна, т.е. принадлежит человеку, а не животному, не машине, не может быть деятельности бессубъектной;

осуществляется в условиях совместной деятельности субъектов:

предполагает взаимодействие субъекта с объектом, т.е. она всегда предметна, реальна, содержательна:

она сознательна, целенаправленна:

в деятельности творческой и самостоятельной по своему характеру  люди и их психика не только проявляются, но и созидаются, формируются, развиваются  и именно в ней они могут  быть объективно исследованы. Рубинштейн анализирует работы Маркса, раскрывает их значение для психологии. Особую роль играет здесь Марксова концепция деятельности. С.Л.Рубинштейн: “Не в том была ошибка поведенчества, что оно и в психологии хотело изучать человека в его деятельности, а прежде всего в том, как оно понимало эту деятельность... Маркс, пользуясь гегелевской терминологией, определяет человеческую деятельность как опредмечивание субъекта, которое вместе с тем есть распредмечивание объекта... . Вся деятельность человека для Маркса есть опредмечивание его самого, или, иначе, процесс объективного раскрытия его “сущностных сил”... Итак, деятельность человека - не реакция на внешний раздражитель, она также не делание как внешняя операция субъекта над объектом - она “переход субъекта и объект..”. Поскольку деятельность человека есть опредмечивание, объективирование его или переход субъекта в объект, раскрытие в объектах его деятельности его сущностных сил, в том числе его чувств, его сознания, постольку предметное бытие промышленности есть раскрытая книга человеческих сущностных сил, чувственно предлежащяя перед нами человеческая психология...

 

Таким образом, категория  деятельности здесь используется как  выражение неразрывной связи  человека с миром и понимания  психического как изначально включенного  в эту связь.

 

Психологический анализ структуры  деятельности может осуществляться на основе различных критериев:

ее основных психологических  компонентов, куда включаются прежде всего мотивы, побуждающие субъекта к деятельности, цели, как прогнозируемые результаты этой деятельности; операции, с помощью которых деятельность выполняется, и т.п.;

функций, выполняемых в  процессе деятельности каждым из выделенных компонентов;

качественных особенностей результатов, получаемых в итоге  деятельности.

 

Таким образом, деятельность в психологии рассматривается как  форма активного отношения человека к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория деятельности в современной психологии

Категория деятельности используется весьма широко в различных областях современной психологической науки. Например, в обшей психологии категория деятельности используется как при анализе индивидуальных, так и внутригрупповых психических процессов; для обоснования принципа единства сознания и деятельности, а также для объяснения принципа интериоризации — экстериоризации как механизма усвоения общественно-исторического опыта.

 

Категория деятельности постоянно  используется для построения различных  прикладных отраслей психологии, особенно таких как психология труда, педагогическая, медицинская, управленческая психология. В этих прикладных областях психологии особое значение имеют такие характеристики деятельности, как субьектность и предметность.

 

Специфика предметной определенности деятельности заключается в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъекта непосредственно, но лишь будучи преобразованы в ходе его деятельности. Этим достигается большая адекватность их отражения в сознании субъекта деятельности.

 

Подобным образом преобразованное  восприятие объектов проявляется уже  у животных, деятельность которых  обусловлена свойствами объектов, которые  служат для удовлетворения их биологических  потребностей.

 

Но в развитой форме  предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в  социальной обусловленности деятельности человека, в ее связях со значениями, фиксированных в схемах действий, системах ценностей, социальных нормах.

 

Субьектность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими избирате ьность и направленность деятельности.

 

При анализе деятельности обычно выделяются три основных плана:

 

1. генетический - в нем  исходной формой любой человеческой  деятельности выступает совместная  социальная деятельность людей,  в ходе которой в качестве  основного механизма развития  психики работает процесс интериоризации, обеспечивающий переход внешней по форме деятельности во внутреннюю психическую деятельность;

 

2. структурно-функциональный - в его основе лежит принцип  рассмотрения строения деятельности  «по единицам», разложение реальности  на «единицы», содержащие в  себе основные свойства, присущие  ей как целому. В этом плане  рассматриваются мотивы, цели деятельности, а также составляющие ее структуру  отдельные действия: мыслительные, моторные, чувственные. Иерархические  связи между такими единицами  деятельности подвижны и в  зависимости от места отражаемого  объекта в структуре деятельности  изменяются как содержание психического  отражения, так и его уровень  (сознательный или бессознательный), а также вид регуляции деятельности (произвольной или непроизвольной);

 

3. динамический, на основе которого изучаются механизмы, поддерживающие способность человека к деятельности, а также условия, обеспечивающие ее движение и развитие, появление ее новых форм. В этом плане исследуются условия, которые обеспечивают устойчивость целенаправленной деятельности в обстановке постоянно меняющейся реальности. Большую роль здесь играет анализ психофизиологических механизмов, обеспечивающих эффективную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, деятельность, по Марксу, понимается не как совокупность реакций, а как целенаправленная активность субъекта, продуктивная, общественная по своему характеру, неизбежно включающая в себя “психологические компоненты”  в виде целей, языковых и других значений, смыслов и тому подобное.

 

Таким образом, на основе анализа  работ Маркса Рубинштейн намечает объективный  подход к анализу сознания человека, о котором говорит и Выготский в несколько ином контексте: бытие сознания не исчерпывается его данностью самосознанию переживающего субъекта: это вторичная, генетически более поздняя форма, появляющаяся у человека. Первой, объективной, формой существования психического является “жизнь и деятельность”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. www.libsib.ru – психология как наука
  2. www.grandars.ru – деятельность в психологии

Информация о работе Категория психологии деятельность