Классический психоанализ З.Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 16:12, реферат

Описание работы

Один из вариантов решения данного вопроса был выдвинут Зигмундом Фрейдом, практикующим врачом-исследователем, предположившим, что психика подобна айсбергу. Та небольшая часть льда, что находится над поверхностью воды, по аналогии является сознательным, в то время как большая часть, которую сложно оценить и измерить, находится под водой, - бессознательным. Именно в бессознательном находится такое множество категорий, как подавленные чувства, влечения, мысли, и именно они контролируют сознательные процессы, поступки и мысли человека.

Файлы: 1 файл

психология личности.docx

— 20.76 Кб (Скачать файл)

     Классический  психоанализ З.Фрейда

     В конце девятнадцатого века существовало несколько точек зрения относительно вопросов психологии, в частности  ее объекта изучения – сознания. Было предложено несколько вариантов ее строения, способов изучения, а также была выдвинута идея о невозможности изучения сознания, так как изучение сознания может разрушить сознание как таковое.

     Один  из вариантов решения данного вопроса был выдвинут Зигмундом Фрейдом, практикующим врачом-исследователем, предположившим, что психика подобна айсбергу. Та небольшая часть льда, что находится над поверхностью воды, по аналогии является сознательным, в то время как большая часть, которую сложно оценить и измерить, находится под водой, - бессознательным. Именно в бессознательном находится такое множество категорий, как подавленные чувства, влечения, мысли, и именно они контролируют сознательные процессы, поступки и мысли человека. 

     Фрейд считается основоположником первой теории личности, а также основателем  психоаналитической теории, называемой классическим психоанализом.

     Согласно  Фрейду личность составляют три системы: Оно, Я и Сверх-Я (в другом переводе – Ид, Эго и Супер-Эго). Притом, что каждая из данных систем обладает собственными характеристиками, механизмами, функциями и принципами действия, они переплетены между собой настолько тесно, что в процессе их взаимодействия и проявления крайне сложно, практически невозможно определить, где заканчивается проявление одной системы, а где начинается действие другой. Чаще всего все три системы проявляются в тесном взаимодействии друг с другом, крайне редко проявляется действие одной системы без влияния других двух.

     Оно

     Оно является изначальной, базовой системой личности, на основе которой позже  формируются Я и Сверх-Я. Данная система включается в себя все  то, чем обладает человек от рождения, то есть врожденные характеристики, например инстинкты. По сути, Оно содержит психическую энергию, необходимую энергию для двух других систем. Оно тесно связано с физиологическими процессами, именно из них Оно черпает свою энергию. Сам Зигмунд Фрейд определял Оно, как "истинную психическую реальность", так как она является отражением внутренних субъективных переживаний и не относится к объективной реальности.

     Когда уровень энергии возрастает, Оно проявляется как состояние напряжения, вызывающее дискомфорт у человека. Соответственно, когда степень напряжения организма человека повышается как  в результате внешнего воздействия, так и вследствие внутреннего возбуждения – поведение Оно направлено на то, чтобы немедленно снять напряжение и вернуть организм к привычному низкому энергетическому уровню. Принцип снижения напряжения, на котором основано действие Оно, является принципом удовольствия.

     Для реализации принципа удовольствия – отсутствие боли, получение удовольствия, – существует два процесса: рефлекторное действие и первичный процесс.

     Рефлекторные  действия являются врожденными автоматическими реакциями типа мигания или чихания; они помогают сразу снять напряжение. У организма человека существуют несколько таких рефлексов для того, чтобы справляться с самыми слабыми формами возбуждения. Первичный процесс же является более сложной реакцией. Он помогает энергии высвободиться за счет создания образа объекта, из-за чего энергия переместится. Например, первичный процесс воспроизводит голодному человеку мысленный образ еды. Вымышленное явление, в котором желаемый объект представляется как образ памяти, называется исполнением желания. Основной пример первичного процесса у здорового человека - сновидение, которое, согласно Фрейду, и есть исполнение или попытка исполнения желания. Галлюцинации и видения – также являются  примерами первичных процессов. Исполняющие желания мысленные образы - единственная реальность, в которой проявляется Оно.

     Несомненно, что сам первичный процесс не может снять напряжение. Голодный человек не может съесть образ пищи. Соответственно, развивается следующий, вторичный психический процесс, и вместе с ним начинает формироваться вторая система личности – Я.

     Я

     Я возникает из-за того, что организм человека нуждается в  соответствующих взаимодействиях с реальным миром. Чтобы снизить напряжение голода, человеку необходимо найти еду и съесть её. Это предполагает, что человек должен уметь различать образ еды, находящийся в памяти, и реальное восприятие еды, существующей в окружающем мире. Когда эта происходит, необходимо перевести образ в восприятие, что рассматривается как поиск местонахождения пищи в среде. То есть человек соотносит находящийся в памяти образ еды с ее видом или запахом, поступающими через органы чувств. Соответственно, кардинально Оно и Я различаются в том, что Я воспринимает исключительно субъективную реальность, а Я воспринимает как субъективную внутреннюю реальность, так и объективную внешнюю.

     Я подчиняется принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Основное значение принципа реальности – исключить разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен объект, подходящий для удовлетворения. Принцип реальности временно приостанавливает действие принципа удовольствия, хотя, в конечном счете, при обнаружении нужного объекта и снижении напряжения "обслуживается" именно принцип удовольствия. Принцип реальности связан с вопросом об истинности или ложности опыта – то есть обладает ли он внешним существованием, – в то время как принцип удовольствия заинтересован лишь в том, приносит ли опыт страдание или наоборот.

     Вторичный процесс – это реалистическое мышление. При помощи вторичного процесса Я формулирует план удовлетворения потребностей, а затем подвергает его проверке – как правило, некоторым  действием, – чтобы выяснить, срабатывает  ли он. Голодный человек думает о  том, где можно найти пищу, а  затем начинает именно там ее искать. Это называется проверка реальностью. Чтобы удовлетворительно играть свою роль, Я контролирует все когнитивные  и интеллектуальные функции; эти  высшие ментальные процессы обслуживают  вторичный процесс.

     Я называют исполнительным органом личности, так как оно открывает двери  действию, отбирает из среды то, чему действие должно соответствовать, и  решает, какие инстинкты и каким  образом должны быть удовлетворены. Осуществляя эти чрезвычайно  важные исполнительские функции, Я  вынуждено стараться интегрировать  часто противоречивые команды, исходящие  от Оно, Сверх-Я и внешнего мира. Это  непростая задача, часто держащая Я в напряжении.

     Однако  следует иметь в виду, что Я  – эта организованная часть Оно  появляется для того, чтобы следовать  целям Оно и не фрустрировать  их и что вся его сила черпается  из Оно. Я не обладает существованием, отдельным от Оно, и в абсолютном смысле всегда зависимо от него. Его  главная роль – быть посредником  между инстинктивными запросами  организма и условиями среды; его высшая цель – поддерживать жизнь организма и увидеть, что  вид воспроизводится.

     Сверх-Я

     Третья  и последняя развивающаяся система  личности – Сверх-Я. Это внутренняя репрезентация традиционных ценностей  и идеалов общества в том виде, в каком они интерпретируются для ребенка родителями и насильственно  прививаются посредством наград и наказаний, применяемых к ребенку. Сверх-Я – это моральная сила личности, оно представляет собой  скорее идеал, чем реальность, и служит скорее для совершенствования, чем  для удовольствия. Его основная задача – оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, санкционированных обществом.

     Сверх-Я  как сопровождающий человека интернализированный  моральный арбитр развивается в  ответ на награды и наказания, исходящие от родителей. Чтобы получать награды и избегать наказаний, ребенок  учится строить свое поведение в  соответствии с требованиями родителей. То, что считают неправильным и  за что наказывают ребенка, инкорпорируется  в совесть – одну из подсистем  Сверх-Я. То, что они одобряют и  за что награждают ребенка, включается в его идеальное Я – другую подсистему Сверх-Я. Механизм обоих  процессов называется интроекция.

     Ребенок принимает, или интроецирует, моральные  нормы родителей. Совесть наказывает человека, заставляя чувствовать  вину, идеальное Я награждает его, наполняя гордостью. С формированием  Сверх-Я на место родительского  контроля встает самоконтроль.

     Основные  функции самоконтроля: 1) препятствовать импульсам Оно, в частности, импульсам  сексуального и агрессивного плана, ибо проявления их осуждаются обществом; 2) "уговорить" Я сменить реалистические цели на моральные и 3) бороться за совершенство. Таким образом, Сверх-Я находится  в оппозиции к Оно и к  Я и пытается строить мир по своему образу. Однако Сверх-Я подобно  Оно в своей иррациональности и подобно Я в стремлении контролировать инстинкты.* В отличие от Я, Сверх-Я  не просто отсрочивает удовлетворение инстинктивных потребностей: оно  их постоянно блокирует. (Анализ Сверх-Я  дан Turiell, 1967).

     * Оригинальный термин Фрейда переводится  как влечение, однако в переводах  с английского традиционно используется  калька "инстинкт", соответствующая  принятому в англоязычной психоаналитической  литературе.

     В заключение этого краткого рассмотрения следует сказать, что Оно, Я и  Сверх-Я не следует рассматривать  как неких человечков, управляющих  нашей личностью. Это не более, чем  наименования для различных психических процессов, подчиняющихся системным принципам. В обычных обстоятельствах эти принципы не противоречат друг другу и не перечеркивают друг друга. Напротив, они работают как единая команда под руководством Я. Личность в норме функционирует как единое целое, а не как нечто трехчастное. В очень общем смысле Оно может рассматриваться как биологическая составляющая личности, Я – как психологическая составляющая, Сверх-Я – как социальная составляющая.


Информация о работе Классический психоанализ З.Фрейда