Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 16:12, реферат
Один из вариантов решения данного вопроса был выдвинут Зигмундом Фрейдом, практикующим врачом-исследователем, предположившим, что психика подобна айсбергу. Та небольшая часть льда, что находится над поверхностью воды, по аналогии является сознательным, в то время как большая часть, которую сложно оценить и измерить, находится под водой, - бессознательным. Именно в бессознательном находится такое множество категорий, как подавленные чувства, влечения, мысли, и именно они контролируют сознательные процессы, поступки и мысли человека.
Классический психоанализ З.Фрейда
В конце девятнадцатого века существовало несколько точек зрения относительно вопросов психологии, в частности ее объекта изучения – сознания. Было предложено несколько вариантов ее строения, способов изучения, а также была выдвинута идея о невозможности изучения сознания, так как изучение сознания может разрушить сознание как таковое.
Один из вариантов решения данного вопроса был выдвинут Зигмундом Фрейдом, практикующим врачом-исследователем, предположившим, что психика подобна айсбергу. Та небольшая часть льда, что находится над поверхностью воды, по аналогии является сознательным, в то время как большая часть, которую сложно оценить и измерить, находится под водой, - бессознательным. Именно в бессознательном находится такое множество категорий, как подавленные чувства, влечения, мысли, и именно они контролируют сознательные процессы, поступки и мысли человека.
Фрейд считается основоположником первой теории личности, а также основателем психоаналитической теории, называемой классическим психоанализом.
Согласно Фрейду личность составляют три системы: Оно, Я и Сверх-Я (в другом переводе – Ид, Эго и Супер-Эго). Притом, что каждая из данных систем обладает собственными характеристиками, механизмами, функциями и принципами действия, они переплетены между собой настолько тесно, что в процессе их взаимодействия и проявления крайне сложно, практически невозможно определить, где заканчивается проявление одной системы, а где начинается действие другой. Чаще всего все три системы проявляются в тесном взаимодействии друг с другом, крайне редко проявляется действие одной системы без влияния других двух.
Оно
Оно является изначальной, базовой системой личности, на основе которой позже формируются Я и Сверх-Я. Данная система включается в себя все то, чем обладает человек от рождения, то есть врожденные характеристики, например инстинкты. По сути, Оно содержит психическую энергию, необходимую энергию для двух других систем. Оно тесно связано с физиологическими процессами, именно из них Оно черпает свою энергию. Сам Зигмунд Фрейд определял Оно, как "истинную психическую реальность", так как она является отражением внутренних субъективных переживаний и не относится к объективной реальности.
Когда уровень энергии возрастает, Оно проявляется как состояние напряжения, вызывающее дискомфорт у человека. Соответственно, когда степень напряжения организма человека повышается как в результате внешнего воздействия, так и вследствие внутреннего возбуждения – поведение Оно направлено на то, чтобы немедленно снять напряжение и вернуть организм к привычному низкому энергетическому уровню. Принцип снижения напряжения, на котором основано действие Оно, является принципом удовольствия.
Для реализации принципа удовольствия – отсутствие боли, получение удовольствия, – существует два процесса: рефлекторное действие и первичный процесс.
Рефлекторные действия являются врожденными автоматическими реакциями типа мигания или чихания; они помогают сразу снять напряжение. У организма человека существуют несколько таких рефлексов для того, чтобы справляться с самыми слабыми формами возбуждения. Первичный процесс же является более сложной реакцией. Он помогает энергии высвободиться за счет создания образа объекта, из-за чего энергия переместится. Например, первичный процесс воспроизводит голодному человеку мысленный образ еды. Вымышленное явление, в котором желаемый объект представляется как образ памяти, называется исполнением желания. Основной пример первичного процесса у здорового человека - сновидение, которое, согласно Фрейду, и есть исполнение или попытка исполнения желания. Галлюцинации и видения – также являются примерами первичных процессов. Исполняющие желания мысленные образы - единственная реальность, в которой проявляется Оно.
Несомненно, что сам первичный процесс не может снять напряжение. Голодный человек не может съесть образ пищи. Соответственно, развивается следующий, вторичный психический процесс, и вместе с ним начинает формироваться вторая система личности – Я.
Я
Я возникает из-за того, что организм человека нуждается в соответствующих взаимодействиях с реальным миром. Чтобы снизить напряжение голода, человеку необходимо найти еду и съесть её. Это предполагает, что человек должен уметь различать образ еды, находящийся в памяти, и реальное восприятие еды, существующей в окружающем мире. Когда эта происходит, необходимо перевести образ в восприятие, что рассматривается как поиск местонахождения пищи в среде. То есть человек соотносит находящийся в памяти образ еды с ее видом или запахом, поступающими через органы чувств. Соответственно, кардинально Оно и Я различаются в том, что Я воспринимает исключительно субъективную реальность, а Я воспринимает как субъективную внутреннюю реальность, так и объективную внешнюю.
Я подчиняется принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Основное значение принципа реальности – исключить разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен объект, подходящий для удовлетворения. Принцип реальности временно приостанавливает действие принципа удовольствия, хотя, в конечном счете, при обнаружении нужного объекта и снижении напряжения "обслуживается" именно принцип удовольствия. Принцип реальности связан с вопросом об истинности или ложности опыта – то есть обладает ли он внешним существованием, – в то время как принцип удовольствия заинтересован лишь в том, приносит ли опыт страдание или наоборот.
Вторичный процесс – это реалистическое мышление. При помощи вторичного процесса Я формулирует план удовлетворения потребностей, а затем подвергает его проверке – как правило, некоторым действием, – чтобы выяснить, срабатывает ли он. Голодный человек думает о том, где можно найти пищу, а затем начинает именно там ее искать. Это называется проверка реальностью. Чтобы удовлетворительно играть свою роль, Я контролирует все когнитивные и интеллектуальные функции; эти высшие ментальные процессы обслуживают вторичный процесс.
Я
называют исполнительным органом личности,
так как оно открывает двери
действию, отбирает из среды то, чему
действие должно соответствовать, и
решает, какие инстинкты и каким
образом должны быть удовлетворены.
Осуществляя эти чрезвычайно
важные исполнительские функции, Я
вынуждено стараться
Однако следует иметь в виду, что Я – эта организованная часть Оно появляется для того, чтобы следовать целям Оно и не фрустрировать их и что вся его сила черпается из Оно. Я не обладает существованием, отдельным от Оно, и в абсолютном смысле всегда зависимо от него. Его главная роль – быть посредником между инстинктивными запросами организма и условиями среды; его высшая цель – поддерживать жизнь организма и увидеть, что вид воспроизводится.
Сверх-Я
Третья
и последняя развивающаяся
Сверх-Я как сопровождающий человека интернализированный моральный арбитр развивается в ответ на награды и наказания, исходящие от родителей. Чтобы получать награды и избегать наказаний, ребенок учится строить свое поведение в соответствии с требованиями родителей. То, что считают неправильным и за что наказывают ребенка, инкорпорируется в совесть – одну из подсистем Сверх-Я. То, что они одобряют и за что награждают ребенка, включается в его идеальное Я – другую подсистему Сверх-Я. Механизм обоих процессов называется интроекция.
Ребенок принимает, или интроецирует, моральные нормы родителей. Совесть наказывает человека, заставляя чувствовать вину, идеальное Я награждает его, наполняя гордостью. С формированием Сверх-Я на место родительского контроля встает самоконтроль.
Основные функции самоконтроля: 1) препятствовать импульсам Оно, в частности, импульсам сексуального и агрессивного плана, ибо проявления их осуждаются обществом; 2) "уговорить" Я сменить реалистические цели на моральные и 3) бороться за совершенство. Таким образом, Сверх-Я находится в оппозиции к Оно и к Я и пытается строить мир по своему образу. Однако Сверх-Я подобно Оно в своей иррациональности и подобно Я в стремлении контролировать инстинкты.* В отличие от Я, Сверх-Я не просто отсрочивает удовлетворение инстинктивных потребностей: оно их постоянно блокирует. (Анализ Сверх-Я дан Turiell, 1967).
*
Оригинальный термин Фрейда
В заключение этого краткого рассмотрения следует сказать, что Оно, Я и Сверх-Я не следует рассматривать как неких человечков, управляющих нашей личностью. Это не более, чем наименования для различных психических процессов, подчиняющихся системным принципам. В обычных обстоятельствах эти принципы не противоречат друг другу и не перечеркивают друг друга. Напротив, они работают как единая команда под руководством Я. Личность в норме функционирует как единое целое, а не как нечто трехчастное. В очень общем смысле Оно может рассматриваться как биологическая составляющая личности, Я – как психологическая составляющая, Сверх-Я – как социальная составляющая.