Классификации афазий по А.Р. Лурии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 15:27, контрольная работа

Описание работы

Афазия — нарушение уже сформировавшейся речи, возникающее при локальных поражениях коры (и «ближайшей подкорки» — по выражению А. Р. Лурия) левого полушария (у правшей) и представляющее собой системные расстройства различных форм речевой деятельности.
Существует множество классификаций афазий, каждая из которых отражает уровень развития неврологической, психологической, физиологической и лингвистической наук, характерный для того или иного исторического периода развития учения о речи. Некоторые из них:
Классическая, неврологическая классификация Вернике – Лихтгеймана.

Содержание работы

Характеристика классификации афазий по Р.А. Лурии
Классификация афазий
Литература

Файлы: 1 файл

Характеристика классификации афазий по контрольная работа.docx

— 31.26 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки

Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

(ФГБОУ ВПО «АлтГПА»)

 

 

Кафедра специальной психологии и педагогике

 

Контрольная работа

по дисциплине «нейропсихологии»

Классификации афазий по А.Р. Лурии

 

 

 

 

Выполнила студентка

3 курса з715 гр.

Зеленкова Валентина

Евгеньевна

 

(подпись)

Проверила: к.пед.наук,доцент

Цвирко Ольга Юрьевна

 

 

 

 

Содержание

    1. Характеристика классификации афазий по Р.А. Лурии
    2. Классификация афазий
    3. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Характеристика классификации афазий по Р.А. Лурии

Афазия — нарушение уже сформировавшейся речи, возникающее при локальных поражениях коры (и «ближайшей подкорки» — по выражению А. Р. Лурия) левого полушария (у правшей) и представляющее собой системные расстройства различных форм речевой деятельности.

Существует множество классификаций афазий, каждая из которых отражает уровень развития неврологической, психологической, физиологической и лингвистической наук, характерный для того или иного исторического периода развития учения о речи. Некоторые из них:  
Классическая, неврологическая классификация Вернике – Лихтгеймана.  
Авторы стремились отразить в ней возможные особенности афазии, встречающиеся в случаях поражений различных зон доминантного полушария. Ими было выделено 7 форм афазии, из них 2 основные: корковые моторная и сенсорная. Остальные 5 форм афазии рассматривались как следствие нарушения связей между центрами Брока и Вернике (проводниковая афазия), между этими центрами и гипотетическим центром понятий (транскортикальные моторная и сенсорная афазии) или как следствие поражения проекционных волокон, идущих к основным речевым центрам (субкортикальные моторная и сенсорная афазии).  
При афазии сложная система речи подвергается дезинтеграции, при которой одни её компоненты сохранены или мало нарушены, тогда как другие резко пострадали – отсюда многообразие клинических проявлений афазии и трудности их классификации. Вместо классической классификации было предложено много других. Гед (H.Head, 1926) предложил классификацию, в основу которой были положены принципы лингвистики.

Усматривая основу афазии в расстройстве акта формулировки и пользования символами, он считал, что нельзя выделять как самостоятельные формы ни моторную, ни сенсорную афазии, а также расстройства чтения и письма 
По мнению Геда, имеются четыре формы афазии:  
вербальная, при которой страдает словообразование и имеются дефекты произношения, словарный запас ограничен, внутренняя речь расстроена; номинативная, характеризующаяся расстройствами понимания слов и пользования словами; синтаксическая, при которой речь становится бессвязной, телеграфного стиля; семантическая афазия – при понимании слов, взятых в отдельности, больной обнаруживает непонимание смысла фраз сложной грамматической конструкции, путает такие понятия, как «отец брата» и «брат отца» и т.д.; повторение слов не нарушено, в спонтанной речи имеются не резко выраженные грамматические и синтаксические дефекты.  
Клинические формы афазии, выделенные Гедом, весьма близки по своей симптоматике к классическим формам афазии. 
Вербальная афазия соответствует корковой моторной, синтаксическая – проводниковой, остальные представляют собой разные варианты сенсорной афазии. 
Клейст (К.Kleist, 1962) считал, что и сенсорная, и моторная афазии имеют по четыре самостоятельных варианта. При сенсорной афазии это: глухота на звуки речи; глухота на слова; глухота на имена; глухота на предложения. При моторной афазии имеются соответственно те же виды расстройств, касающиеся экспрессивных функций речи: невозможность воспроизведения (немота) звуков речи; невозможность воспроизведения слов; невозможность воспроизведения имен; невозможность воспроизведения предложений. 
В классификации Клейста представлены, в сущности, только две основные группы афатических расстройств - моторная и сенсорная. В его подразделении на отдельные формы афазии учитывались не качественные, а количественные различия между ними, интенсивность речевых расстройств, которая в разные периоды болезни у одного и того же больного может быть различной.  
Гольдштейн (K.Goldstein,1948) выдвинул следующее положение: при всех формах афазии страдает целостная структура мозга, вся деятельность полушарий в целом. По его мнению, существует четыре афатических синдрома: словесная глухота и словесная немота; сенсорная и моторная афазии с преимущественным нарушением экспрессивной или импрессивной речи; транскортикальная моторная и сенсорная афазии; центральная афазия.  
Афатические синдромы в классификации Гольдштейна соответствуют классическим, при это термин «проводниковая афазия» заменён термином «центральная афазия», в которую были включены и случаи сенсорной афазии.

Его первая группа – тотальная афазия.  
Вейзенбург и Брайд (T.H.Weisenburg, M.Braid, 1935), Крейндлер и Фрадис (A.Kreindler, A.Fradis,1968) считают, что ввиду исключительного многообразия афатических расстройств классификация может быть чисто эмпирической и должна быть возможно более простой. По мнению этих авторов, следует ограничиться делением афатических расстройств на четыре группы: афазии преимущественно экспрессивные; афазии преимущественно рецептивные; афазии экспрессивно-рецептивные; афазии амнестические.  
В этой классификации подчёркивается смешанный характер основных групп моторной и сенсорной афазии, что правильно, главным образом, в отношении корковых вариантов. Кроме того, в ней отсутствует подразделение основных групп афазии на отдельные формы. 
Нейропсихологической классификации афазий А. Р. Лурии, которая является общепринятой в настоящее время. Ученый длительное время изучал нарушение речи при травматическом поражении головного мозга. Основные исследования проводились во время Великой Отечественной войны, во время работы в госпитале с ранеными военными. В основу выделения разных форм афазий А.Р. Лурией был положен принцип анализа локальных поражений мозга и выделения тех факторов, которые лежат в основе всего комплекса нарушений, возникающих при топических ограниченных поражениях мозга.  
Поскольку психофизиологической основой речи является совместная деятельность различных анализаторов и взаимодействие различных уровней нервной системы, то естественно, что выпадение разных звеньев (или факторов) из строения речи будет сопровождаться и различными формами её нарушений, т.е. разными формами афазии. В зависимости от дефекта будут страдать разные уровни структуры речи, однако всякий раз будет системно нарушаться речевая деятельность, а не изолированное выпадение какой-либо ее стороны.  
Классификация афазий, созданная А.Р. Лурией: эфферентная моторная; динамическая; акустико-гностическая; акустико-мнестическая; семантическая; афферентная моторная; Все формы афазии возникают вследствие поражения теменной речевой зоны левого доминантного по речи (у правшей) полушария мозга. Приведенные ниже характеристики форм афазии соответствуют представлениям нейропсихологии, созданной А.Р. Лурия.

    1. Классификация афазий.

 

Название формы афазии

Локализация поражений

Клинические проявления, сопутствующая симптоматика

Афферентная моторная афазия

Обусловлена поражением нижних отделов постцентральной зоны мозга.

Центральным расстройством является нарушение кинестетической афферентации произвольных оральных движений. Больные теряют способность совершать по заданию те или иные движения языком, губами и другими органами артикуляции. Непроизвольно эти движения могут быть легко выполнены ими, поскольку не имеется парезов, ограничивающих объем оральных движений. Это носит название оральной апраксии. Оральная апраксия лежит в основе артикуляционной апраксии, имеющей непосредственное отношение к произнесению звуков речи. Она проявляется в распаде отдельных артикуляционных поз или, иначе, артикулем. В устной речи больных в зависимости от степени грубости апраксии это проявляется в:

    • отсутствии артикулированной речи;
    • искаженном воспроизведении поз;
    • поисках артикуляции.

Вторично системно нарушены другие стороны речевой функции.

Эфферентная моторная афазия

Обусловлена поражением нижних отделов премоторной зоны.

В норме она обеспечивает плавную смену одного орального или артикуляционного акта другим, что необходимо для слияния артикуляций в сукцессивно последовательно организованные ряды— «кинетические двигательные мелодии» (по терминологии А.Р. Лурия).

При очаговых поражениях премоторной зоны возникает патологическая инертность артикуляторных актов, появляются персеверации, препятствующие свободному переключению с одной артикуляционной позы на другую. В результате речь больных становится разорванной, сопровождается застреванием на отдельных фрагментах высказывания. Эти дефекты произносительной стороны речи вызывают системные расстройства и других сторон речевой функции: чтения, письма, а частично и понимания речи. Таким образом, в отличие от афферентной моторной афазии, где артикуляционная апраксия относится к единичным позам, при эфферентной она относится к их сериям. Больные относительно легко произносят отдельные звуки, но испытывают существенные затруднения при произнесении слов и фраз.

Динамическая афазия

Обусловлена поражением мозга в заднелобных отделах левого полушария, расположенных кпереди от «зоны Брока»

Речевой дефект проявляется здесь главным образом в речевой аспонтанности и инактивности. В настоящее время выделены два варианта динамической афазии (Т.В.Ахутина).

Вариант I характеризуется преимущественным нарушением функции речевого программирования, в связи с чем больные пользуются в основном готовыми речевыми штампами, не требующими специальной «деятельности программирования». Их речь отличается бедностью, односложностью ответов в диалоге. Произносительные трудности незначимы.

При варианте II преобладают нарушения функции грамматического структурирования: в речи больных данной группы выражен экспрессивный аграмматизм, который проявляется в виде ошибок «согласования», а также явлений «телеграфного стиля». Произносительные трудности незначимы.

Сенсорная (акустико-гностическая) афазия

Возникает при поражении верхневисочных отделов так называемой зоны Вернике.

В качестве первичного дефекта рассматривается речевая слуховая агнозия, лежащая в основе нарушений фонетического слуха. Больные теряют способность дифференцировать фонемы, т.е. выделять признаки звуков речи, несущих в языке смыслоразличительные функции. Расстройства фонематического слуха, в свою очередь, обусловливают грубые нарушения импрессивной речи— понимания. Появляется феномен «отчуждения смысла слова», который характеризуется «расслоением» звуковой оболочки слова и обозначаемого им предмета. Звуки речи теряют для больного свое константное (стабильное) звучание и каждый раз воспринимаются искаженно, смешиваются между собой по тем или иным параметрам. В результате этой звуковой лабильности в экспрессивной речи больных появляются характерные дефекты: логорея (обилие речевой продукции) как результат «погони за ускользающим звуком», замены одних слов другими, одних звуков другими — вербальные и литеральные парафазии.

Акустико-мнестическая афазия

Обусловлена очагом поражения, расположенным в средних и задних отделах височной области

В отличие от акустико-гностической (сенсорной) афазии, акустический дефект проявляется здесь не в сфере фонематического анализа, а в сфере слуховой мнестической деятельности. Больные теряют способность к удержанию в памяти воспринятой на слух информации, проявляя тем самым слабость акустических следов. Наряду с этим у них обнаруживается сужение объема запоминания. Эти дефекты приводят к определенным трудностям понимания развернутых текстов, требующих участия слухоречевой памяти. В собственной речи больных с этой формой афазии основным симптомом афазии является словарный дефицит, связанный как с вторичным обеднением ассоциативных связей слова с другими словами данного семантического куста, так и с недостаточностью зрительных представлений о предмете.

Семантическая афазия

Возникает при поражении теменно-затылочных областей левого доминантного полушария.

Основным проявлением речевой патологии при этом виде афазии является импрессивный аграмматизм, т.е. неспособность понимать сложные логико-грамматические обороты речи. Этот дефект является, как правило, одним из видов более общего расстройства пространственного гнозиса, а именно, способности к симультанному синтезу. Поскольку во фразовой речи основными «деталями», связывающими слова в единое целое (логико-грамматическую конструкцию), служат грамматические элементы слов, основную трудность для больных представляет выделение этих элементов из текста и понимание их смысловой роли, особенно пространственной (пространственные предлоги, наречия и т.д.). При этом способность к улавливанию формально-грамматических искажений (ошибок «согласования») остается у этих больных сохранной.


 

 

 

 

Литература

    1. Бизюк А.П. Основы нейропсихологии.-СПб,2001.
    2. Корсакова К.К. , Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология.-М.,1988.
    3. А. Р. Лурия. Высшие психические функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 1969
    4. А. Р. Лурия. Основы нейропсихологии. М., 1973

 

 


Информация о работе Классификации афазий по А.Р. Лурии